Статья "Инновационные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"
статья по теме
В данной статье рассмотрены примеры инновационных технологий, которые имеют важное значение в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания
Т.А. Дериглазова, преподаватель
ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум», г.Обоянь
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно. Новая «Стратегия модернизации образования» сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих учебное заведения, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональных сферах жизни[1 c.38]. В настоящее время выделяют следующие виды компетенций: общекультурные; социально – трудовые; коммуникативные; личностные.
Цель компетенций – помочь студентам адаптироваться в социальном мире. Но как помощь ему стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где педагог выступает как педагог – сценарист, режиссер, партнер. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: Процесс активации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций студентов.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Методика «Обсуждение картин» - 1 курс. История России. Тема «Правление Ивана III». Задание: рассмотрите картину «Стояние на Угре». Какие чувства воинов, находящихся на переднем плане передает художник? История России. Тема «Правление Ивана Грозного». Задание: опишите картину В. Сурикова «Покорение Сибири». Оцените значение подвига Ермака.
Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у студентов интереса к знаниям, как истории, обществознания так и основ наук в целом. Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету. Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала.
Очень важную роль на уроках истории и обществознания играют информационно – коммуникационные технологии. Информационные технологии позволяют по – новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять преподавателю и студентам в творческой деятельности различные источники информации [2. c.67].
В современных условиях главной задачей образования является не только получение студентами определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. Практика показала, что студенты, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе преподавателем и студентом составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории и обществознания. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Данная программа позволяет не перегружать зрительное пространство студентов, фиксируя их внимание на изучаемом объекте, позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности студентов. В процессе демонстрации презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку студента, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе. Использование ресурсов Интернет позволят применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал [1. c.89].
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы история и обществознание помогают студентам найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности».
Главная цель уроков истории и обществознания помочь становлению и развитию ценностных ориентаций и убеждений студентов, позитивного мироощущения. В этом смысле важную роль играют отношения преподавателя и студента. Они должны выстраиваться как отношения сотрудничества, которые позволяют проявить интеллектуальную и социальную активность. Создается психологическая система взаимоуважения на уроке, которая обязывает преподавателя быть готовым скорректировать свою точку зрения при возникновении разумных аргументов. Это стимулирует обратную связь: постановка проблемы, приглашение к раздумью, анализ источника, создание «образа эпохи», формирование своего отношения к событиям, возникновение новых нерешенных проблем и возможные альтернативы их решения. В этом случае стимулируется познавательный интерес к предмету через некую «интеллектуальную напряженность», через положительные эмоции в процессе признания личной позиции студента в обсуждении проблемы. В данной ситуации преподаватель не только транслятор социального опыта, то есть он не только формирует знания, умения, навыки, но и передает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональных отношений, в этом случае знания обращены к личности студента, они не оторваны от его духовного опыта, а значит, возможно развитие ценностных представлений студентов. Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы. Построить начало урока таким образом, чтобы студент осознал – мне это важно! Мне это интересно! Важно, что любая форма подачи материала на уроках истории и обществознания строится на основе диалога (иногда внутреннего), в процессе которого через разные смысловые позиции у участников образовательного процесса формируется личное осмысление исторического, общественного опыта, а через него – личная гражданская позиция [3.c.65].
В завершении хотелось бы отметить – современное образование сегодня претерпевает ряд изменений. Проблемы ключевых компетентностей все более широко обсуждаются среди педагогов. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать различные технологии, изменять содержание уроков. Как решить эту проблему? Как перестроиться?
Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный преподаватель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний студентам и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
Библиографический список
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. – М.,НИИ школьных технологий, 2006 г.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб., Питер, 2004 г.
- Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. – Ростов – на Дону, Феникс, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...
Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...
Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....