Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся
учебно-методическое пособие

Елена Николаевна Александрова

Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тамбовское областное государственное бюджетное
  2. профессиональное образовательное учреждение

 «Мичуринский аграрный техникум»

(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

42.02.01 Реклама

Составитель: Е.Н. Александрова,

преподаватель истории и

социально-экономических дисциплин

        

с. Турмасово  2020

Составитель: Е.Н. Александрова, преподаватель истории и социально-экономических дисциплин ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум», высшей квалификационной категории

Александрова Е.Н. Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся: Учебное пособие. – с. Турмасово, 2020. – 26с.

1. ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый обучающийся!

Данное методическое указание разработано Вам в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине  ОГСЭ.01 Основы философии.

Методическое указание поможет Вам правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и деятельности в целом.

Формирование такого умения происходит в течение всего периода Вашего обучения в колледже через работу на теоретических и практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, решение задач, написание курсовых работ.

Система обучения в колледже подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности с целью овладения теоретическими знаниями и закрепления их на практике.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа по освоению содержания образовательной программы, выполняемая по заданию, при методическом руководстве и контроле педагога, но без его непосредственного участия или при частичном непосредственном участии педагога.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю осваиваемой профессии, овладение опытом научной, творческой, исследовательской деятельности.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

При выполнении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы можно использовать различные информационные и материально-технические ресурсы колледжа, к которым относятся:

- библиотека с читальным залом;

- учебно-методическая база учебных кабинетов, лабораторий;

- компьютерные кабинеты с возможностью работы в Интернет.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Своевременно выполняйте и предоставляйте на проверку преподавателю выполненные задания.

Если в процессе выполнения заданий для внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, то Вы можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.

Знания, которые Вы приобретаете в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые вы получаете во время аудиторного занятия. Самостоятельно можно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.

Желаем Вам успехов!


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое указание предназначено для организации самостоятельной работы  обучающихся по учебной дисциплине  ОГСЭ.01 «Основы философии».

уметь:

У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

        знать:

З1 основные категории и понятия философии;

З2 роль философии в жизни человека и общества;

З3 основы философского учения о бытии;

З4 сущность процесса познания;

З5 основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З7 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

        Обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

        ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

        ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

        ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        ОК 9. Ориентироватьсяв условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Раздел 1. Введение в философию.

1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии:

«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?

                                                  Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 1988. С.91

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Как преподавать философию?   — Дайте развернутый ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел 2.Историческое развитие философии

1. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней  пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?(Ответ обоснуйте).

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните схему:

        

        4

        

3. Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».

Сколько учеников было у Пифагора?

                                В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Укажите имена мыслителей философии эпохи Возрождения и философские направления, в которых они работали.

PH06596PH04219PH05932PH05904

_________________      _________________     ________________       _________________

____________________________________________________________________________

5. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.

О массовой, поверхностной морали.

«Насколько можно обойтись без морали.Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею ввиду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое-нибудь веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не тольковсякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери,являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль— признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное».

Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза.М., 1993. С. 478.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Заполните таблицу: Современная западная философия

Направление

Представители

Основные идеи

Экзистенциализм

Феноменология

Герменевтика

Аналитическая философия

Структурализм

Постмодернизм

Семиотика


9. Заполните схему с указанием хронологических рамок русской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:

        

        4

        


10. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходится их жизнь и творчество.

1.2.berdayev_1_s3.Лев Гумилев4.Циолковский

5.фото6. 9N0161 7. 9N0689

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.

1. Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»?

2. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Приведите примеры на каждый из законов диалектики.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закон единства и «борьбы» противоположностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закон отрицания отрицания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом? Сделайте вывод о работе сознания и бессознательного в человеке.

… сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов.  

К. Юнг. Подход к бессознательному//Архетип и символ. М., 1991. С. 47.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Заполните схему: укажите виды познания и приведите по примеру на каждый из видов познавательной деятельности человека


2. Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, так и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли Вы измеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф. Тютчев, когда писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…?»

Губин В.Д. Основы философии. М., «Форум-Инфра-М», 2005. С. 167

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины. В чем суть данной проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной, прагматичной, конкретной и др.). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница между этими явлениями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Формами научного познания являются проблема, гипотеза, теория. Как Вы считаете, какая из приведенных форм выступает наиболее простой по сути? Раскройте содержание каждой формы научного познания, распределив их в порядке усложнения.  

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В культуре человека всегда параллельно с научным знанием существовало и существует сегодня ненаучное. Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах. Почему же независимо от степени развития общества всегда сохраняется место для ненаучного знания? Причин несколько. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. Кроме того, в человеке неискоренима потребность в знании предельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик существования. Психологическим мотивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.

Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой, паранаукой, лженаукой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Как Вы понимаете выражение – техническая деятельность человека не нейтральна в этическом отношении? Подумайте, какие ценности относятся к миру не только техники, но и человека.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Один ум хорошо, а два лучше.

Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

5.Рассудите:

А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить.

(Д. Гранин.Иду на грозу).

— Дайте развернутый ответ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы

химии”). Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. Прокомментируйте мысли Б. Паскаля о человеческой сущности.

Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то, и другое.

Б.Паскаль, Мысли. М., 1995. С. 107.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как Вы понимаете фразу: «Человек – это стремление быть человеком»? Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?

Губин В.Д. Основы философии. М., «Форум-Инфра-М», 2005. С.93

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочтите отрывок из произведения М. Монтеня. Как Вы понимаете смысл этих строк, принимаете ли Вы взгляд философа на смерть?

Впрочем, природа не дает нам зажиться. Она говорит: «Уходите из этого мира так же, как вы вступили в него... Ваша смерть есть одно из звеньев управляющего вселенной порядка; она звено мировой жизни. Неужели ради вас стану я нарушать эту дивную связь вещей? Раз смерть обязательное условие вашего возникновения, неотъемлемая часть вас самих, то значит, вы стремитесь бежать от самих себя. Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой — смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как умирать... Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за ее счет. Непрерывное занятие всей вашей жизни — это взращивать смерть. Пребывая в жизни, вы пребываете в смерти, ибо смерть отстанет от вас не раньше, чем вы покинете жизнь, <...> Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет, определяет продолжительность вашей жизни».

М. Монтень. Опыты. Кн.1. М., 1991. С. 146-147.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вспомните содержание любой песни (народной, современной - поп, рок, панк, зарубежной), которая ставит перед слушателем проблему свободы, являющейся часть человеческого бытия. Приведите эти строки (если считаете нужным - прокомментируйте).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите мини-эссе на тему «Смысл моей жизни».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Представьте, что вы занимаетесь научным исследованием на тему «Смысл жизни». Вам необходимо собрать информацию, опросив как можно больше людей. Это могут быть ваши родственники, друзья, одногруппники, преподаватели, соседи, знакомые, просто незнакомые люди…. Постарайтесь заполнить таблицу и на ее основании сформулировать вывод – что такое смысл жизни, в чем он выражается и зависит ли он от каких-либо характеристик.

Ф.И.О респондента

Возраст

Семейное положение

Образование

Профессия

Достаток (высокий, средний, низкий)

Смысл жизни

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Занесите в общую схему понятия «общество», «культура», «цивилизация», укажите их взаимосвязи. Какие математические знаки – больше, меньше или равно – можно поставит между ними?


2. Приведите аргументы в пользу того, что современная культура большинства европейских стран (в том числе и России) деградирует. Если Вы не согласны с этой точкой зрения, докажите свое мнение.

_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Правильно ли утверждение:

«Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма).

      — Дайте развернутый ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Один автор сказал: «Добродетель кончается там, где начинается глупость». Прав ли он?

Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Прочтите отрывок из выступления Бугровского В.В. О каких глобальных проблемах идет речь? Выделите наиболее опасную из глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Сейчас стало тесно на всей Земле. В мои окна смотрят окна соседнего дома, и вечером я вынужден задёргивать шторы, чтобы отгородиться от соседей.

Сейчас на земле живёт втрое больше людей, чем биосфера может прокормить за счёт ежегодного прироста. Что же едят остальные две трети? Они проедают “основной капитал” биосферы – запасы, накапливавшиеся миллионы лет. Этих запасов хватит на тридцать – пятьдесят лет. А что же дальше? Если не принять экстренных мер, то разразится мировая экологическая война, война за ресурсы, война, в которой должна будет погибнуть большая часть человечества. Ужасы первой и второй мировых войн покажутся детской забавой по сравнению с ужасами этой экологической войны. Каков же выход из экологического кризиса?

Доклад В.В. Бугровского на Конференции Федерации монголов мира и Монгольского движения зеленых (Улан-Батор 6 -7 февр. 1995 г.) // КОНФЕРЕНЦИЯ ООН В РИО ДЕ ЖАНЕЙРО ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ.html

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите схемой взаимосвязь глобальных проблем, предложенных ниже.

  1. Проблема войны и мира
  2. Проблема экономического отставания стан «Юга» от «Севера»
  3. Вандализация культуры
  4. Глобализация мира
  5. Проблема здравоохранения
  6. Проблема образования
  7. Проблемы компьютеризации и НПТ
  8. Демографическая проблема
  9. Проблема дегуманизации
  10. Проблема продовольствия
  11. Проблема окружающей среды
  12. Проблемы ресурсов и энергетики

3.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. Не то, что мните вы, природа,

     Не слепок, не бездушный лик —

     В ней есть душа, в ней есть свобода,

     В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И.Тютчев)

Б.  В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.

(А. М. Горький)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В чем изъян следующего утверждения:

“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации при выполнении заданий в рабочей тетради:

Ответ на поставленные вопросы (с аргументацией)

1.        Прочитайте вопрос и вникните в него

2.        Для удобства подчеркните ту, фразу, которая, по вашему мнению, является главной. Это поможет вам быстрее сориентироваться при ответе на вопрос.

3.        Если вы считаете, что можете ответить на вопрос без помощи лекции и дополнительной литературы – приступайте. Если же вопрос заставляет вас сомневаться, откройте лекционную тетрадь (учебник или дополнительную литературу), прочитайте необходимый пункт, вникните в содержание и после этого приступайте за работу.

4.        ГЛАВНОЕ! Не переписывайте отрывки лекции в рабочую тетрадь! Четко отвечайте на ПОСТАВЛЕННЫЙ вопрос!

5.        Не забудьте привести аргументацию (обоснование) вашей позиции, если вопрос предполагает личностное отношение к проблеме.

Заполнение таблиц и схем

1.        Прочитайте название таблицы или схемы

2.        Исходя из названия, вы поймете цель предстоящей работы

3.        Воспользуйтесь материалами лекций или другими источниками, чтобы заполнить таблицу (схему)

4.        Особое внимание обращайте на четкость при отборе материала: делайте записи кратко и четко!

Написание эссе

1.        Эссе – это мини сочинение, в котором вы должны, отталкиваясь от обозначенной проблемы, выразить свое личностное отношение. Ваша задача – логично и последовательно высказать свое мнение.

2.        Преимуществом эссе будет использование для подтверждения ваших слов мыслей известных философов, поэтов, писателей, общественных деятелей и так далее.

3.        Эссе всегда предполагает такие речевые конструкции как «я считаю…», «уверен, что…», «мое мнение таково, что…» и другое.

Методические рекомендации при работе с литературой:

1.        Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели написания книги и её предназначении. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие нет.

2.        Оглавление. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга.

3.        Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его.

4.        Абзацы. В каждом абзаце автор развивает какую – то одну мысль. Просматривая начальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли читать данную главу или раздел. Порой издатели разным шрифтом выделяют основные мысли, ключевые слова в тексте, как в данной книге. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено.

5.        Указатели. Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю тоже можно определить, о ком или о чём написана книга, подходит она вам или нет.

6.        Фамилия, названия и другие ключевые слова. Ищите в тексте именно их, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их в тексте.

Рекомендации при конспектировании:

1.        Конспект – это запись материала лекции или книги, сделанная вами самими.

2.        Конспект помогает восстановить в памяти всё содержание лекции или главы книги.

3.        Работа над конспектом – это чрезвычайно активный метод обучения.

4.        При конспектировании лекции в первую очередь фиксируйте фамилии, даты, события. По ним потом нетрудно восстановить в памяти  всё, что с ними связано.

5.        Пишите разноцветными ручками, выделяя цветом главное.

6.        Оставляйте широкие поля на странице для добавлений и исправлений.

7.        Разработайте свою систему сокращений.

8.        Конспектируя книгу, не забудьте прежде записать её название, фамилию автора, название издательства и год издания, страницы книги. Спустя

какое –то время эта книга может понадобиться вам вновь и вы легко и просто найдёте её в библиотеке.

9.        Хороший конспект – один из путей, ведущих к успеху. Никогда не ведите конспекты небрежно.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература:

         1. Бранская Н. А. Основы философии: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Академия, 2017

Дополнительные источники:

        1. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений. – М.: Логос, 2014

        2.Кохановский В. А. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2011

        3.Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0258-5

        4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

        5.Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

        6.Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

        7.Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.- 480 с.

        8.Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

        9.Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.zipsites.ru/

http://www.ihtika.net/

http://books.atheism.ru/philosophy/

http://filosof.historic.ru/

http://www.zipsites.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методического обеспечения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся учебной дисциплины «Монтаж газопроводов из полиэтиленовых труб» специальности "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" (углубленная подготовка)

Комплект методического обеспечения предназначен для организации, проведения и оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в процессе освоения    дисциплины «Монт...

Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью изучения МДК Основы анализа бухгалтерской отчѐтности и регулируется рабочей программой профессионального модуля Составление и...

Инструкционно-технологические карты для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся 2 курса по учебной дисциплине История

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы обучающихся 2 курса в аудитории и дома. Пособие содержит задания различных уровней сложности, предназначенные для закрепления знаний обучающихс...

Методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся"Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы"

Данное учебное пособие  "Общие вопросы анатомии и физиологии органов пищеварительной системы"  содержит учебные задания и теоретические сведения для их решения в соответствии с цел...

Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...

История. Инструкционно-технологические карты для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы обучающихся 2 курса в аудитории и дома. Пособие содержит задания различных уровней сложности, предназначенные для закрепления знаний обучающихс...