Развитие физических качеств
учебно-методический материал
Одной из главных задач, решаемых в процессе ФВ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fizicheskih_kachestv.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие физических качеств
Одной из главных задач, решаемых в процессе ФВ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физические качества – это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности[1]*. К основным физическим качествам относят:
- силу,
- быстроту,
- выносливость,
- гибкость,
- ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляется термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физических качеств, а термин «воспитание» предусматривает активное направленное воздействие на рост показателей физического качества (формула В.И. Усачева).
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996).
Физические качества составляют основу двигательных способностей человека.
Двигательные умения и навыки являются формой проявления двигательных способностей.
К двигательным способностям относятся: силовые, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общая и специфическая выносливость.
У того или иного ребенка двигательные способности развиты по-своему. Это зависит от разных врожденных анатомо-физиологических задатков:
- физиологических (сердечно-сосудистая и дыхат. системы и др.),
- биологических (обмен веществ, энергетика мышечного сокращения и др.),
- телесных (длина, масса и др.),
- хромосомных (генные),
- особенностей мозга и нервной системы.
Воспитатель должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью соответствующих тестов[2]*.
1. Сила
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком (слон). Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в перерасчете на 1 кг собственного тела человека. Измеряются в кг.
Благоприятные периоды развития силы: у мальчиков – 13-18 лет, у девочек – 11-16 лет.
Различают силовые способности:
1. Собственно силовые способности, которые характеризуются большим мышечным напряжением (тяжелая атлетика, бодибилдинг и др.), которое не характерно в дошкольном развитии. Однако используется общая силовая подготовка.
Тесты: динамометрия кистей рук, становая динамометрия.
2. Соединение силовых способностей с другими физическими способностями:
2.1. Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду с силой мышц требуется и быстрота движений (отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и разбега, финальное усилие при метании снаряда и т.п.).
Тесты: прыжок в длину с места, прыжок вверх, прыжок в длину с разбега, бросок набивного мяча (1 кг), метание легкого мяча на дальность.
2.2. Силовая выносливость – способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительным мышечным напряжением.
Тесты: вис на согнутых руках, поднимание ног в положении лежа на спине, поднимание туловища из положения лежа на спине.
2.3. Силовая выносливость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (игра).
Средства воспитания силы
1. Упражнения с весом внешних предметов.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела (вис, подтягивание, прыжки и др.).
3. Упражнения на тренажерах.
4. Дополнительные средства: упражнения с использованием внешней среды (песок, гора, ветер и т.д.); упражнения с использованием упругих предметов (эспандер, жгуты, упругие мячи); упражнения с противодействием партнера.
Методы воспитания силы
Методы стандартного и переменного упражнения (интервального) упражнения, круговой метод, игровой метод.
2. Быстрота
Быстрота – способность человека совершить действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Благоприятные периоды развития у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет.
Различают скоростные способности:
1. элементарные (быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движения);
2. комплексные – различные сочетания элементарных форм с другими физическими качествами и техническими действиями (быстрота выполнения целостного двигательного действия, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее).
Тесты: бег на дистанцию 10 м с хода; бег на дистанцию 30 м.
Средства воспитания быстроты
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей (быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, улучшение стартовой скорости, скоростную выносливость, быстроту выполнения последовательных действий в целом).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (спортивные и подвижные игры, эстафеты).
3. Упражнения сопряженного воздействия (на скоростные и все др. способности; на скоростные способности и совершенствование двигательных действий в беге, плавании и т.д.).
Методы воспитания быстроты
Методы строго регламентируемого упражнения (методы повторного выполнения действия с установкой на максимальную скорость движения; методы переменного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе); соревновательный метод; игровой метод.
3. Выносливость
Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Выносливость измеряется:
1) время мышечной деятельность определенного характера и интенсивности (например, в циклических ФУ измеряется минимальное время преодоления дистанции; в игровых видах – время эффективной двигательной деятельности);
2) стабильность технически правильного выполнения действия (в сложнокоординационных видах деятельности – спортивной гимнастике, фигурном катании и т.п.)
Различают:
1. Общую выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы;
2. Специальную выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Она классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).
Тесты: бег на дистанцию 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей), время бега до первых признаков утомления.
Средства воспитания выносливости
1. Для воспитания общей выносливости: упражнения циклического и ациклического характера (продолжительный бег, бег по пересеченной местности, передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения по методу круговой тренировки, выполняемые в среднем темпе.
2. Для воспитания специальной выносливости: специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным.
Методы воспитания быстроты
Метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения, метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.
4. Гибкость
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой или суммарная подвижность в суставах всего тела.
Благоприятные периоды развития у мальчиков и девочек с 6 до 15-17 лет.
Классификация гибкости:
1) по форме проявления – активная (за счет активности мышц) и пассивная (под воздействием внешних сил – усилий партнера, отягощения);
2) по способу проявления – динамическая (в движениях) и статическая (в позах);
3) общая (высокая подвижность во всех суставах) и специальная (амплитуда движений конкретного двигательного действия).
Тесты: наклон туловища вперед.
Средства воспитания гибкости
Упражнения на растягивание:
1) активные (махи, рывки, наклоны ив ращения) с предметами и без предметов;
2) пассивные (движения с партнером, с отягощением, с помощью резинового эспандера, с использованием собственной силы – притягивание туловища к ногам; на снарядах под весом тела);
3) статические – сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени.
Методы воспитания гибкости
Основной метод – повторный, где упражнения выполняются сериями; соревновательный и игровой методы.
5. Ловкость
Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Основу ловкости составляют координационные способности, которые можно разбить на три группы:
1. способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
2. способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
3. способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Возрастные особенности
Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.
В возрасте 7-8 лет двигательная координация характеризуется неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Тесты: бег «змейкой», «челночный бег» 3х10 м, «челночный бег» 4х9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта, бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель, прыжки через скакалку.
Средства воспитания координационных способностей
1. Физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны за счет:
- изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий (порядок снарядов, их вес, высота),
- изменения площади опоры или увеличения ее подвижности,
- комбинируя двигательные навыки,
- выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
2. Общеподготовительные гимнастические упражнения, охватывающие основные группы мышц:
- с предметами и без предметов,
- выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела, в разные стороны (элементы акробатики),
- упражнения в равновесии.
3. Специальные подготовительные упражнения (сухое плавание).
4. Подвижные и спортивные игры
Методы воспитания координационных способностей
Метод стандартно-повторного упражнения (овладение сложными движениями); вариативного упражнения со строгой («зеркальное» выполнение; изменение способов выполнения – спиной, боком; изменение и.п.; по внезапному сигналу) и нестрогой регламентацией (необычные условия естественной среды); соревновательный метод; игровой метод.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М., 1991.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
3. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М, 2005.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
[1]* Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М., 1991.
[2]* 1. Нормативная основа: Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М, 2005. 2. Теоретико-методическая основа: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. 3. Программная основа: Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 2005.; Программа «Детство». – СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физического качества ловкость у юношей
1.Определение понятий «координация движений», «координированность», «координационные способности» ...
Таблица развития физических качеств у детей дошкольного возраста
В данной таблице представлены физическите качства, критерии их оценки, средства развития физических качеств, а так же определены методв с помощью которых можно развивать физические качества...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.
Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...
Методические рекомендации "Упражнения для развития физических качеств дзюдоистов"
Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Исходя из опыта тренеров по дзюдо, в данных методическихрекомендациях приводится пере...
Тестирование и оценки показателей развития физических качеств
методика тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей...
Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...