Разработка открытого урока по русской литературе
презентация к уроку

Разработка открытого урока по литературе 

Тема 

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Проблема совести в сказке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ou_teplyy_hleb_2.pptx1.79 МБ
Файл razrabotka_ou_teplyy_hleb.docx81.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные уроки и жанровое своеобразие сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Слайд 2

Приветствие Ребята, давайте же начнём наш урок с позитивной ноты: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и добра. Ведь мы о нём так много будем говорить на сегодняшнем уроке.

Слайд 3

Эпиграф

Слайд 4

Двадцать четвертое февраля Проблема совести в сказке К.Г.Паустовского « Т еплый хлеб» Цели: О пределять основную мысль произведения при поддержке учителя; Выявлять элементы сказки в произведении Обсудить н равственные проблемы Вы научитесь: Давать краткие и полные ответы на вопросы Владеть элементами анализа текста Делать выводы

Слайд 6

ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского. Синонимы–добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость, добросердечность.

Слайд 7

- Чем литературная сказка отличается от народной ? - Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Слайд 8

Зачин Реалистический (что, где и когда) Сказочные и реальные Сказочная и реалистическая Развитие действия К онцовка Сказка состоит из 3-х частей

Слайд 9

Соответствует ли композиция произведения К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб» композиции волшебной сказки? Напишите композицию сказки «Тёплый хлеб »

Слайд 10

Проверь себя Композиция сказки «Тёплый хлеб»: Экспозиция – (Филька обижает раненого коня) Зачин – (рассказ бабки о старом солдате, после чего Филька понимает, что он виновник лютого мороза) Развитие действия – (Филька бежит за советом к мельнику Панкрату и придумывает средство от мороза) Кульминация – (Филька с помощью жителей деревни разбивает лёд и запускают мельницу) Развязка – (Филька мирится с конём и его прощают жители деревни)

Слайд 11

Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда Д О Б Р О Т А

Слайд 12

Что испытали жители деревни, когда заработала мельница? Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? Какие отношения будут связывать Фильку и коня после всех событий? Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела ? Жанр произведения «Тёплый хлеб »?) Ключевое слово: Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Слайд 13

Проверь себя Разгадывание кроссворда р а Д о с т ь с О в е т д р у ж Б а с т Р а х п о м О щ ь Т е п л о с к А з к а

Слайд 14

Путь Фильки к добру Злодейство Осознание Раскаяние Преодоление Искупление Фили́пп — мужское имя греческого происхождения. П ереводится как «любящий лошадей » Панкра́т — мужское имя, в переводе с древнегреческого языка значащее «всесильный» или «всемогущий »

Слайд 15

Д ва священных нерушимых правила, две истины, которые прописаны в двух святых книгах всего человечества Библия. Матвея 5 глава. 159 день.

Слайд 16

Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Слайд 17

Чему учит сказка? Совершая зло, человек может погубить не только себя, но и своих близких. Поэтому надо вовремя осознать свои дурные поступки и исправить их. «Бессмысленным гражданином» называет Панкрат Фильку, потому что гражданин - это человек, любящий Родину и заботящийся о людях. Надо всегда надеяться, что «поправит человек свое злодейство».

Слайд 20

Домашнее задание -Написать развернутый ответ на вопрос О чем заставляет задуматься сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? -Дети рисуют « Ц веток Добра»



Предварительный просмотр:

Раздел: Литератураная поэтическая сказка

Школа: №12 имени Ф.Досымовой

Тема:

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Проблема совести в сказке

Дата: 24.02.2022

ФИО учителя: Гимранова А.С

Класс: 5

Количество

Присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

понимать содержание и определять основную мысль произведения;

анализировать поступки героев;

высказывать свое мнение о поступках героев 

Цель урока

 формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

Цели обучения учащихся

Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях

Большинство учеников смогут:

Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду

Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

Критерии оценивания

находит элементы сказки;

 делает выводы, аргументируя  принадлежность к данному жанру.

распознает по картине эпизод;

-пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану  в зависимости от уровня  учащегося)

-использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности)

Языковая цель:

Учащиеся смогут:

развить речевые навыки,  используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка  научит … и т.д.;

давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

    Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

     Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект.  Набор фраз для диалога и письма:

я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.

Предыдущее обучение:

Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже

План

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало

Эмоциональный настрой.

Начать наш урок хочу с восточной притчи (СЛАЙД)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

. Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит?

Подберите антоним к слову зло.

- Что такое добро?

В каких поступках может выражаться добро?

-Как вы понимаете слово добро?

Отвечают на вопросы

Находят антоним

Ответ учащихся: -По словарю С.И. Ожегова добро (СЛАЙД) –  Все положительное, хорошее, полезное

Презентация Картина «Приветствие»

Середина

Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

                                      Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда (презентация): Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты. Вопросы

  1. Что испытали жители деревни, когда заработала мельница? (радость)
  2. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
  3. Какие отношения будут связывать Фильку и коня после всех событий? (дружба)
  4. Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
  5. Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
  6. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
  7. Жанр произведения «Тёплый хлеб»? (сказка)

Ключевое слово: Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Композиция волшебной сказки состоит из:

экспозиции (причины, породившие проблему: например, нарушение какого-либо запрета);

зачина (обнаружение героем ущерба, потери или причины бедствия);

развития действия (поиск утерянного или устранение причин проблемы);

кульминации (борьба героя со злыми силами)

развязки (преодоление проблемы и возвращение домой).

В волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, антигерой, волшебный помощник. Добро в сказке всегда побеждает зло

Отгадывают кроссворд

Ассоциации к словам «добро» и «зло», шаблоны , магниты

Слайд «Кроссворд»

Конец

Почему произведение названо «Теплый хлеб»  

Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.

Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.
Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную

   мудрость этого произведения.
– Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.

Итог урока. Рефлексия.

Евгений Евтушенко писал: (СЛАЙД)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.

 Домашнее задание (СЛАЙД)

Письменный ответ на вопрос: «О чем меня заставила задуматься сказка К . Паустовского «Теплый хлеб». Дети рисуют «Цветок добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...