Презентация:"Комплекс оживления младенца"
презентация к уроку

Трефилова Наталья Дмитриевна

Презентация представляет понятие и содержание "комплекса" оживления, роль данного явления в психическом развитии младенца.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербург (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1 ) Комплекс оживления младенца «Возрастная психология» ОП 12 Специальность « Дошкольное образование » Преподаватель: Трефилова Н.Д.

Слайд 2

Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. C самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна установиться.

Слайд 3

Подготовка ребенка к общению со взрослыми начинается уже в период новорожденности. При благоприятных условиях воспитания на второй—третьей неделе жизни здоровый ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека.

Слайд 4

Позже младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голос и т. д., эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название «КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ» . Комплекс оживления возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Комплекс оживления - это эмоционально - положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы . В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это - попытка воздействовать на взрослого (Н. М. Щелованов , М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова ). Понятие введено в 20 - х гг. Н. М. Щеловановым . Комплекс оживления - это выражение появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной по­требности ребенка.

Слайд 5

Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении.

Слайд 6

Комплекс оживления включает в себя четыре компонента : сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; улыбка ; двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); вокализация ( гуканье — короткие отрывистые звуки « гх », «га» и другие; гуление — протяжные, певучие звуки «га-а», « гу -у», «ага», «агу» и другие; вскрики).

Слайд 7

Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2 до 6 месяцев жизни ). Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Слайд 8

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством . Становление ситуативно-личностного развития малыша находится в прямой зависимости от того, во сколько месяцев обнаружился комплекс оживления у ребенка, все ли компоненты были в нем достаточно ярко представлены. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве - диагностический признак задержки психического развития ребенка .

Слайд 9

К концу первого полугодия жизни этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша. Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция ребенка на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики . О тдельные компоненты комплекса оживления становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка . Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме. «Распад» комплекса оживления.

Слайд 10

Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого . Д. Б. Эльконин в своей книге «Детская психология» впервые рассматривал комплекс оживления младенца как форму активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследованиях М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой . В основу их было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией ). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен проявляться по-разному, в зависимости от ситуации и от задачи общения. Научные наблюдения за младенцем.

Слайд 11

Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит . Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует.

Слайд 12

В этой работе экспериментально был доказан активный характер комплекса оживления, о чем свидетельствовали следующие факты: во-первых , было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем он более активен, тем спокойнее ребенок . Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что КО подчиняется закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию ; во-вторых , КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. В результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной).

Слайд 13

Однако комплекс оживления проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой . Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом, и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале

Слайд 14

Результаты работы С. Ю. Мещеряковой показали следующее: в о-первых , выяснилось, что суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов ; в о-вторых , обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО . в -третьих , КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица. в-четвертых , наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета без присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Слайд 15

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует . Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на обучающем семинаре по теме "Разработка учебно-методического комплекса специальности"

Разработка УМК является одним из основных видов учебно-методической работы преподавателей и мастеров производственного обучения.   Цели и задачи УМК дисциплины/ профессионального модуля...

Рекомендации для молодых мамочек по уходу и вскармливанию младенцев

В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы ухода и вскармливания детей грудного возраста....

Презентация Вводного занятия для специальности «Компьютерные системы и комплексы», 2-й курс дистанционного обучения

Курс «Элементы высшей математики» состоит из семи разделов:Элементы линейной алгебры    2. Элементы векторной алгебры.  3. Элементы аналитической геометрии. 4  Основы математи...

Формирование учебно – методического комплекса по профессиям и специальностям (презентация)

Задачами КМО, его элементов (или составляющих)– создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов;– активизация деятельности как о...

Презентация "Комплекс упражнений на растяжку продольного шпагата"

Методическая разработка создана для домашенего использования учащимися как тянуть продольный шпагат....