Рекомендации для молодых мамочек по уходу и вскармливанию младенцев
статья на тему
В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы ухода и вскармливания детей грудного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы молодым мамам | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПЕДИАТРА БУДУЩИМ МАМАМ
Еще раз о грудном вскармливании.
Наверное, любой детский врач поставит этот совет - кормить ребенка грудью,- на первое место по своей важности для здоровья и благополучия малыша. Ведь грудное молоко – это то, что может дать ребенку только мама. Будь то донорское молоко, или даже кормилица, а уж тем более искусственные смеси не в состоянии обеспечить ребенка именно теми питательными веществами, минералами, витаминами и факторами защиты, которые нужны ему больше всего, которые словно детали умного конструктора соответствуют программе роста и развития ребенка.
Что же говорить об искусственных смесях? Каких бы высоких технологий не достигло производство детского питания, искусственная смесь все равно останется лишь заменителем материнского молока, который только отдаленно напоминает оригинал. Тысячи специалистов-нутрициологов ежедневно трудятся над изучением состава грудного молока, и постоянно открывают в нем что-то новое. Несмотря на многолетние исследования, нам до сих пор неизвестен полностью состав женского молока. Что же говорить о попытках повторить этот состав искусственно? Это совершенно невозможно! Кроме того, подавляющее большинство современных адаптированных смесей приготовлено на основе коровьего или козьего молока. Корова производит свое молоко для своих детенышей – телят, коза – для козлят, и поэтому состав их молока нашим детям совершенно не подходит. Белок коровьего и козьего молока представлен, в основном, казеиновыми фракциями. Казеин нужен телятам и козлятам для того, чтобы у них росли рога, копыта, шерсть, а в человеческом кишечнике казеин даже не переваривается. Что же получается, когда мы кормим коровьим молоком своих детей? Ранние аллергии, зашлакованность кишечника, дисбактериоз и зачатки будущих камней в почках, желчном пузыре, холестериновые пятна на стенках сосудов, избыточный вес и т.д.
А тем временем мамино молоко подходит ее ребенку как ключик к хитрому замку, и пытаться открыть этот хрупкий механизм при помощи грубой отмычки – значит, рисковать поломать его. Например, недавно было доказано, что если ребенок родился преждевременно, то ему требуется особый состав материнского молока. Так вот оказалось, что мама недоношенного ребенка вырабатывает молоко, содержащее именно те вещества, которые требуются ее «кровиночке», то есть состав этого молока как нельзя лучше соответствует потребностям адаптации именно ее ребенка, и никакого другого. Дело в том, что аминокислотные параметры тканей матери и ребенка тождественны, то есть очень похожи, ведь недаром про ребенка говорят: «…плоть от плоти, кровь от крови». И так происходит не только в случае рождения недоношенного ребенка, так происходит всегда, просто в случае с недоношенными этот механизм тождественности более заметен.
А потому, дорогие будущие мамочки, готовьтесь кормить своего ребенка грудью. Очень важно захотеть этого, настроиться заранее, убедить себя в том, что иначе и быть не может. Различные причины вроде «мало молока», «плохо сосет», «неудачные соски» - это разрешимые проблемы или просто отговорки, маскирующие лень, страх, усталость.
Нелактирующих женщин (то есть не вырабатывающих молоко после рождения ребенка) практически не существует. Таковых менее 0,1 %. Это те несчастные, чьи молочные железы подверглись опухолевому перерождению или просто удалены. Среди мамочек наших маленьких пациентов есть такие, которые выкормили своих детей одной грудью. Есть и такие, которые имеют обе груди, но кормят сразу двоих, троих – это случаи рождения близнецов или если между детьми в семье очень маленькая возрастная разница. Достаточно вспомнить обычай старины, когда детей в дворянских семьях отдавали кормилице. Ведь кормилица родила одного ребенка - своего, а успешно выкармливала и своего, и хозяйского.
Приведем пример из практики: одна молодая мамочка усердно убеждала доктора, что у нее мало молока, маленькая грудь и плоские соски, что ребенок ленится сосать и так далее. Никакие доводы педиатра не подействовали, и примерно в месячном возрасте малыш начал получать искусственную смесь. А еще через пару месяцев у него появились признаки атопического дерматита, да какого! Ребенок не спал ночами из-за страшного зуда, а есть мог только специальную гидролизованную супердорогую смесь. И все равно проявления аллергии не удавалось ликвидировать, ребенок очень плохо прибавлял в весе и отставал в нервно-психическом развитии. На его коже просто не было живого места. Вот когда мама пожалела о том, что рано прекратила грудное кормление. Вполне возможно, что ее ребенок все равно страдал бы атопическим дерматитом, но, безусловно, проявления аллергии не были бы такими острыми. А еще через год в этой семье появился второй малыш. Вот тут-то мамочка, наученная горьким опытом, взяла себя в руки и стала кормить младшего ребенка грудью очень добросовестно. И ничего на этот раз ей не помешало – ни форма сосков, ни размер груди, ни лень, ни усталость. Она прекрасно выкормила грудью второго ребенка по самой что ни на есть полнейшей программе. Кстати, у второго ребенка тоже были проявления аллергического диатеза, но достаточно легкие и кратковременные, и с ними довольно быстро удалось справиться. Значит, главное – это поставить задачу природе, а уж она, наша мудрая женская природа, эту задачу выполнит.
Нельзя не вспомнить частенько приводимый в литературе пример из жизни индейцев-ирокезов. В случае смерти матери, у индейцев было принято отдавать осиротевшего грудного ребенка на воспитание бабушке по материнской линии. Бабушка привязывала ребенка к себе таким образом, чтобы он в любой момент мог дотянуться до ее груди и сосать. Первые дни такой жизни – это, конечно, кошмар и для бабушки, и для голодного ребенка, теребящего пустую грудь. Однако проходило три, четыре, пять дней, и наконец появлялись первые капли молока. Измученный ребенок принимался сосать еще активнее, и вскоре молока бывало уже достаточно, чтобы он мог насытиться. Это не единичный случай, это многолетний опыт целого племени. Что же получается? Если пожилая женщина, уже вступившая в пору климакса способна кормить ребенка, если даже у молоденькой девушки, не знавшей еще мужчины и нерожавшей, может появиться молоко при активной стимуляции молочных желез, то неужели здоровая молодая мать не в состоянии выкормить грудью своего родного ребенка. Может, может и еще раз может! Если хочет.
Итак, будем считать, что будущие мамочки, читающие эти строки, твердо решили кормить своих детей грудью. Что же делать дальше? Нужно, конечно, готовить молочные железы к кормлению. Как? Очень просто – растирать их махровым полотенцем после каждого купания все оставшиеся дни беременности, чтобы соски немного загрубели. Но это, конечно, не главное. Главное начнется тогда, когда на руках у Вас будет лежать голодный малыш. Чтобы молоко вырабатывалось, нужна активная стимуляция молочных желез, то есть сосание. Значит, первая задача – это правильно приложить ребенка к груди и позволить ему сосать столько, сколько он захочет и тогда, когда пожелает. Еще недавно считалось правильным соблюдать трехчасовой интервал между кормлениями, то есть медики пытались навязывать маме и ребенку стандартный режим. Этого режима особенно строго придерживались, да и сейчас ему продолжают следовать в тех родильных домах, где не предусмотрено совместное пребывание матери и ребенка. Но разве возможен единый стандарт для всех? Дорогие будущие мамочки, выбирайте, пожалуйста, тот родильный дом, где вам позволят находиться рядом с ребенком или будут приносить его по каждому требованию. И уж конечно, в том достойном родильном доме, который вы выберете, обязательно найдутся грамотные и доброжелательные медики, которые помогут вам правильно приложить ребенка к груди с самого начала. Не стесняйтесь попросить их об этом. Какой ни была бы форма груди или сосков, можно найти такое положение при кормлении, которое устроит и маму, и ребенка. Именно правильное положение ребенка у груди поможет избежать застоя, трещин на сосках и, конечно, уменьшения лактации.
А чтобы сосание было активным, чтобы ребенок «не ленился», важно не позволять ему сосать что-либо другое, имитаторы материнской груди – соску-пустышку, бутылочку. Ребенок не нуждается в каких-либо других питательных веществах, кроме материнского молока и в каких-либо других объектах сосания, кроме ее груди. Естественно вскармливаемому малышу не требуется даже вода. Его потребности в жидкости опять же удовлетворяются маминым молоком. Исключением являются лишь те случаи, когда ребенок или мама нездоровы, или на дворе стоит жаркое лето. В связи со всем вышеизложенным мамочкам предлагается объявить свои дома территорией, свободной от сосок, бутылочек и искусственных смесей. Пусть их вообще не будет в Вашем доме, чтобы не возникал соблазн использовать эти изобретения, осложняющие грудное вскармливание.
Часто мамы задают вопрос: «Надо ли кормить ребенка ночью?» На это вопрос Вам ответит Ваш ребенок. Однако замечено, что кормление ребенка грудью в промежутке между тремя и шестью часами утра весьма благотворно влияет на процесс лактации. Дело в том, что именно в это время суток происходит наиболее активный выброс гормонов, способствующих выработке молока. Поэтому если мамочке кажется, что молока у нее недостаточно и ей хочется увеличить лактацию, можно посоветовать активнее кормить ребенка именно в предутренние часы. Для этого она может взять ребенка к себе в постель.
Другой вопрос, который можно услышать от мам: «Когда нужно начинать давать ребенку прикорм?» По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, на сегодняшний день оптимальным считается возраст не ранее 6 месяцев для введения первого прикорма. А до этого времени прогрессивные педиатры предлагают мамам кормить ребенка только грудью. Кстати, наши предки поступали именно так. Они начинали давать своим детям новые продукты только тогда, когда у ребенка прорезывался первый зуб, а это как раз возраст 5-6 месяцев. Появился зуб – значит, организм готов переваривать и усваивать более сложную и густую пищу. А до этого времени пусть все овощи, фрукты, соки, каши и творог ест мама и кормит ребенка грудью. Все, что нужно, ребенок получит из ее молока.
Заканчивать грудное вскармливание Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует, когда ребенку исполнится 1,5-2 года. Таким образом, современная мама кормит своего ребенка грудью достаточно долго. Кстати, так же поступали и наши прапрапрабабушки. Примерно к 2 годам ребенок сам спокойно и естественно отказывается от груди, и лактация угасает также спокойно и естественно. Между прочим, такое длительное и успешное грудное вскармливание является залогом здоровья не только для ребенка, но и мамы. Гармоничная лактация способна уберечь маму от целого ряда женских заболеваний сейчас и тяжелого климакса в будущем.
Хочется закончить этот разговор о грудном вскармливании словами мамочки 10-месячного крепыша: «Господи, какое счастье, что я не бросила кормить сына грудью тогда, в самом начале, когда мне казалось, что все это непреодолимо трудно! Я так горжусь собой и сыном, особенно когда он у моей груди. Я так нужна ему. Мне очень жаль тех женщин, которые не кормят грудью своего ребенка. Они даже не могут себе представить, какого необыкновенного счастья они лишили себя и детей!»
Уход за новорожденным.
Первые дни после возвращения из роддома обычно самые трудные. Молодая мама еще слаба после родов, не установившаяся лактация доставляет больше проблем, чем радости,а ребенка надо кормить, пеленать, купать. А как это сделать, если даже брать его на руки пока страшновато. То ли дело было в роддоме. Там рядом находились акушерки, медсестры, врачи. А теперь родителям нужно справляться со всеми заботами о ребенке самостоятельно.
Дорогие мамы и папы! Поверьте – этот цейтнот не навсегда. Пройдет всего лишь несколько дней, и все войдет в колею. Пеленки, баночки, тюбики лягут на свои места, выработается определенный режим лактации, вы научитесь мастерски подмывать и купать своего ребенка и станете настоящим докой в вопросах пеленания и одевания новорожденных младенцев. Но самое главное – вы станете прекрасно понимать своего ребенка, и сможете безошибочно определить, почему он плачет в данный момент – потому что голодный, потому что мокрый или потому, что устал и хочет спать. А для того, чтобы этот спокойный период скорее наступил, мамам и папам следует знать некоторые простые правила по уходу за ребенком.
Пупочная ранка. В настоящее время не принято долго лежать в родильном доме, и маму с малышом выписывают достаточно быстро – на пятый, шестой день после родов, а то и раньше. Поэтому довольно часто на момент выписки пупочная ранка у ребенка еще не окончательно эпителизировалась, то есть не зажила. Пупочек может мокнуть. И для того, чтобы скорее подсушить пупочную ранку, помочь ее заживлению, нужно соблюдать простые правила:
- купать ребенка в кипяченой воде с добавлением отваров ромашки или череды;
- обрабатывать пупочную ранку после купания;
- проводить воздушные ванны своему ребенку (оставляйте его голеньким на несколько минут в промежутках между пеленаниями).
Как обрабатывать пупочную ранку? Для этого вам потребуется 3% раствор перекиси водорода, 5% раствор калия перманганата (или марганцовки, как говорят в народе), 70% спирт, пипетка и несколько ватных палочек.
Сначала закапайте в ранку 2-3 капли перекиси водорода – она там «зашипит». Не волнуйтесь, вашему ребенку не больно. Затем уберите пену из ранки при помощи ватной палочки. После этого другую ватную палочку смочите спиртом и обработайте ранку и кожу вокруг нее. И в заключение третью ватную палочку намочите в 5% растворе марганцовки и обработайте только ранку, не касаясь кожи. Вот и все. Эту процедуру следует проводить 1 раз в день, после купания. Через пару дней вы увидите, что ранка окончательно зажила, остается сухой. Это означает, что вы все сделали правильно, и обработка больше не требуется.
Купания. Некоторые мамы считают, что купать ребенка нужно только тогда, когда он очень грязный. Это не так. Новорожденного и грудного ребенка нужно купать каждый день. И не только из соображений гигиены, но и потому, что ванна, как ничто другое, улучшает обменные процессы в организме ребенка. Другими словами, ребенок лучше растет и развивается при условии ежедневных купаний. Большинство малышей очень любят купаться. Исключение составляют обычно те дети, которых с самого начала что-то напугало - вода была не той температуры или попала в дыхательные пути, в глазки и т.д. Поэтому очень важно, чтобы первое купание прошло гармонично. Очень хорошо проводят купания папы. Нередко именно папы берут на себя эту ответственную процедуру или стараются по мере сил и времени принять в ней участие.
Итак, что нам потребуется для купания? Ванночка или большой таз, детское мыло или детский шампунь, полотенце, водный термометр, кувшин с водой для ополаскивания (или душ).
Купать ребенка с мылом следует не чаще, чем 1-2 раза в неделю, а в остальные дни лучше купать его в отваре трав (череда, ромашка, календула, чистотел, кора дуба). Можно купать ребенка в слабо-розовом растворе калия перманганата. Как мы уже договорились раньше, для купания используется кипяченая вода до того момента, пока окончательно не подсохнет пупочная ранка.
Итак, наполните таз или ванночку водой на половину и убедитесь, что вода нужной температуры (36-38°С) при помощи водного термометра. Приготовьте мыло, шампунь, полотенце. Погрузите ребенка в ванну до мечевидного отростка, то есть до середины груди. Ушки ребенка должны быть при этом в воде, а ваша рука поддерживает затылок малыша. Не спешите и не нервничайте, ваши движения должны быть плавными. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок получал удовольствие от купания. Приговаривайте ему что-нибудь ласковое, можно даже спеть. Теперь потихоньку намыливайте тельце малыша – начните с шейки, затем подмышки, ручки, ножки, подколенные и паховые складки. Нежно в воде промассируйте при этом каждый пальчик, пройдите каждую складочку. В последнюю очередь моют голову. Аккуратно намыливайте ее, тихонько двигаясь ото лба к затылку. Старайтесь при этом, чтобы вода или мыло не попали на лицо или в глазки ребенка. Аккуратно смойте мыло в воде. Затем, подняв ребенка вертикально, ополосните его чистой водой из кувшина или душа. Желательно, чтобы вода для ополаскивания была чуть прохладнее, чем вода в ванне. Это станет дополнительным закаливающим фактором. А теперь заверните свое выкупанное чадо в полотенце и аккуратно промокните все тело малыша, не забывая складочки. Вот и все!
В завершении вопроса о купании хочу сказать, что проводить его лучше всего вечером незадолго до вечернего кормления и сна. Продолжительность купания не должна быть слишком большой. Это утомит ребенка, и он начнет капризничать. Оптимально купание может длиться 5-10 мин.
Уход за кожей. После купания самое время обработать складочки малыша. Здесь следует сказать два слова о косметических средствах, которые можно использовать. Выбирая детскую косметику, лучше отдавать предпочтение тем фирмам, которые давно на рынке детской продукции и уже зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Это, например, российская линия средств по уходу «Тик-так», «Наша мама» или немецкий «Bübchen» . Наши бабушки пользовались стерильным растительным маслом. Это прекрасное средство, но имейте в виду, что масло плохо отстирывается от одежды и пеленок, оставляя на них неэстетичные пятна.
Ушки. Заниматься ушками тоже лучше всего сразу после купания. Для этого вам нужны только сухие ватные жгутики. Не следует пользоваться какими бы то ни было палочками, спичками и т.д. – это опасно повреждениями барабанной перепонки. Только сухие ватные жгутики, которыми нужно промокнуть наружную часть ушной раковины и слухового прохода.
Утренний туалет. Он начинается с обработки глаз и носа. Для этого потребуется лишь немного ваты, детское масло и кипяченая вода комнатной температуры. Возьмите ватный шарик, намочите его в воде и протрите глаз в направлении от уха к носу. Затем, взяв другой ватный шарик, так же протрите второй глаз. Вот и все хитрости.
Что касается носа, то для его чистки надо из ваты скрутить небольшие жгутики. Смочить жгутик маслом и ввести в носовой ход ребенка легким вкручивающим движением, а затем удалить. Вместе со жгутиком вы удалите корочки, мешающие ребенку полноценно дышать. Затем то же проделываете со вторым носовым ходом. Вот и носик чистый.
Теперь нужно умыть ребенка. Со временем вы будете делать это просто водой из под крана, но пока ваш ребенок новорожденный (то есть еще не прошел месяц после его появления на свет), вам лучше использовать для умывания кипяченую воду комнатной температуры. Намочите в воде ватный шарик и протрите лоб, щечки, подбородок, шейку вашего ребенка. Помойте ему ручки. Затем промокните умытую кожу сухой салфеткой или полотенцем.
Следующий этап утреннего туалета – подмывание. Это лучше сделать под краном теплой водой с мылом. Подмывать мальчика можно так, как вам удобно. А вот для девочки существуют определенные правила. Ее нужно подмывать спереди назад, то есть вода должна стекать от половых органов к заднему проходу, а не наоборот. Это предотвращает попадание инфекции из ануса в половые пути. Подмывая девочку, не старайтесь раздвинуть половые губы, достаточно поверхностных движений намыленной рукой. Смойте мыло. Промокните ребенка полотенцем. Если у вас мальчик, то теперь нужно приоткрыть головку полового члена и протереть ее ваткой, смоченной в стерильном масле.
Последний этап утреннего туалета – обработка складочек. Для этого намочите ватку в масле или возьмите на кончики пальцев немного детского крема, и пройдите все складочки ребенка, начиная сверху. Сначала протирают складки шеи и за ушками, затем локтевые и подмышечные, следом – подколенные и паховые, и в последнюю очередь – межъягодичную. И вот перед вами чистый, умытый, промасленный малыш. Не спешите одевать его. Дайте человеку немного подышать кожей, побарахтаться на свободе, пройти первый курс закаливания. А это самое мягкое и естественное закаливание – воздушное. Сейчас самое время для массажа и гимнастики. Но в первые дни после рождения ребенка можно только нежно поглаживать.
И наконец, когда ваш ребеночек удовлетворил свою естественную потребность в движении, вы со спокойной совестью можете одевать его и приступать к кормлению или отправляться на прогулку.
Прогулки. Когда можно начинать прогулки с новорожденным ребенком? Этот вопрос тоже часто задают врачам мамы и папы. Если ваш ребенок родился в весеннее-летний период, и на улице температура воздуха выше нуля, то начинать гулять вы можете сразу после возвращения из родильного дома. Если же ваш малыш осеннее-зимний, то прогулки начинаются с 2-3-недельного возраста, если температура воздуха на улице не ниже -5 °С, а с 3 месяцев не ниже -10 °С. Первая прогулка длится 15-20 мин, особенно в холодное время года, затем доведите время прогулки до 1-1.5 часов. В летнее время ребенок может находиться на улице целый день, но только не под прямыми лучами солнца, а в кружевной тени.
Пеленание. В последние годы мамы стали реже и непродолжительно по времени пеленать своих детей. Это связано с тем, что сегодня на российском рынке существует огромное количество детской одежды, причем даже для самых маленьких можно подобрать все, чего душа пожелает. Это скорее хорошо, чем плохо, потому что 80% информации о внешнем мире новорожденный получает через органы осязания, а для этого ему нужна достаточная свобода движений. Пеленать своего ребенка или сразу после роддома нарядить его в ползунки и комбинезончики, - решать родителям. Это будет зависеть от характера и темперамента малыша, от времени года. Некоторые дети всеми силами стараются избавиться от пеленок, выпростать ручки или ножки как можно скорее. Другие же гораздо спокойнее себя чувствуют в «запеленутом» состоянии. Запомните только одно – одежда или пеленки не должны быть тугими и серьезно стеснять движения ребенка, и они должны быть из натуральных тканей.
Правила стирки очень просты. Наверное, в большинстве сегодняшних семей имеются стиральные машины-автоматы или просто стиральные машины, что очень облегчает родителям задачу ухода за ребенком. Правил стирки только три –1) детские вещи нужно стирать отдельно от остальных; 2) стирать их надо специальными моющими средствами, предназначенными именно для детских вещей; 3) детские вещи нужно тщательно выполаскивать и хорошо просушивать.
Два слова о «памперсах». Педиатры старой школы и заслуженные бабушки смотрят на это изобретение косо и относятся к нему отрицательно. Есть другая категория специалистов, которые превозносят преимущества «памперса», и всячески его рекламируют. Истина, надо полагать, как всегда находится где-то посередине. И те, и другие склонны преувеличивать недостатки и достоинства этого аксессуара. Как и всякое хитрое изобретение, памперс имеет плюсы и минусы. С одной стороны - удобство для ребенка и мамы, с другой стороны – позднее приучение к горшку и потенциальные опасности его использования.
Какие опасности? Считается, что в памперсе мошонка мальчика может перегреваться, а это вредно для его будущих сперматозоидов. Однако перегреть половые органы ребенка можно лишь при слишком длительном пребывании ребенка в памперсе. Если же пользоваться им по инструкции, то есть не «передерживать» в нем ребенка, то никакого перегревания не произойдет. Кстати, перегреть или переохладить промежность малыша можно и в марлевых или тканевых подгузниках, если оставить в них ребенка надолго. Таким образом, важно не то, пользуетесь вы памперсом или подгузниками, а то, как вы это делаете. Ну и конечно, выбирать следует только очень качественные памперсы, покупая их в специализированных магазинах, чтобы не напороться на дешевые подделки, которых, к сожалению, сейчас очень много и которые действительно могут повредить ребенку.
Что касается более позднего приучения к горшку, то памперсы, конечно, нередко виноваты в этом. Конечно, ребенок не станет проситься на горшок, если у него в штанах всегда сухо. Поэтому постоянно держать в памперсе можно разве что новорожденного, а затем в течение дня лучше оставлять ребенка в тканевых подгузниках, и одевать памперс только на ночь, на прогулку или в гости. А по достижении ребенком возраста 5-6 мес следует постепенно приучать его к горшку.
Таким образом, если пользоваться качественными памперсами строго по инструкции, не забывая при этом о горшке, то это великолепное изобретение гармонично впишется в вашу жизнь – поможет в уходе за ребенком и не навредит.
Прививки.
Сегодня, как и всегда, многих родителей волнует вопрос о том, прививать или не прививать ребенка. Подавляющее большинство педиатров отвечает на этот вопрос утвердительно. Современный человек очень вакцинозависим, и с этим ничего не поделаешь. Даже если вы собираетесь растить своего ребенка в лесу, вдали от опасностей мегаполиса, то и тогда ваш малыш не гарантирован от тех или иных инфекций, существующих в природе. Что же говорить о детях, которым предстоит расти в большом шумном городе, посещать детский сад и школу, ездить в метро? Прививки стали настолько неотъемлемой частью нашей жизни и здоровья, что стоит какой-то прослойке людей выпасть из прививочного процесса, как инфекции не заставляют себя ждать.
Так было в начале 90-х, когда вдруг стало модным отказываться от прививок. Тогда многие дети не получили прививки АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина). И что же? Через несколько лет в нашей стране началась настоящая эпидемия дифтерии, унесшая не один десяток жизней. Только за несколько лет ценой особых усилий и, конечно, возобновив ритм вакцинаций, удалось остановить эту эпидемию.
Потом полыхнула война в Чечне, и тысячи непривитых от полиомиелита беженцев хлынули в города и поселки. Началась эпидемия полиомиелита. Это страшное заболевание не только грозит смертью заболевшим, но и выздоровевших делает калеками. Тогда как прививка от полиомиелита – это даже не инъекция, а пара капель препарата под язык, и ребенок защищен от страшного недуга. И опять только возобновление вакцинации остановило эпидемию – были проведены всероссийские вакцинальные туры против полиомиелита в 1996-97 годах.
Здесь же можно вспомнить и недавнюю вспышку менингококковой инфекции в Москве осенью-зимой 2003 года.
Современный Национальный календарь профилактических прививок, согласно которому прививаются российские дети и взрослые – один из самых удачных в мире.
Не рискуйте здоровьем своего ребенка, не отказывайтесь от вакцинации. Тем более что в любом случае вопрос о вакцинации решается всегда индивидуально вашим педиатром в зависимости от особенностей здоровья вашего ребенка.
Итак, если вопрос о вакцинации вы решили положительно, то в родильном доме вашему малышу предстоит получить две прививки – от гепатита В (она делается в первые же сутки после рождения) и от туберкулеза ( эту вакцинацию проводят на 4-7 день жизни).
Сигналы тревоги.
Что бы ни случилось с вашим ребенком, старайтесь сохранять спокойствие и рассудительность. Однако родителям, конечно, следует знать, когда, в каких случаях вызывать врача надо обязательно.
Сильный крик или беспокойство. Вы уже научились понимать нюансы плача своего ребенка и вдруг замечаете, что сегодня он необычайно беспокоен или кричит сильно и безутешно, несмотря на ваши старания успокоить его кормлением, игрушкой или ласковым словом. Это говорит, как правило, о том, что у ребенка что-то болит. Разобраться, что случилось, должен врач, и поэтому не дожидайтесь позднего вечера или ночи, как это нередко бывает, не пытайтесь сами назначить лечение, а вызовите врача как можно скорее.
Повышенная температура. Повышение температуры всегда имеет причины, и выявить эти причины опять же должен врач. Кроме того, следует помнить, что повышение температуры - это защитный механизм, помогающий организму бороться с тем или иным заболеванием. Поэтому не надо спешить ее снижать. Как правило, повышение температуры до 38,5° большинство детей переносит вполне терпимо. Значит, если у вашего ребенка поднялась температура, вызывайте врача, а сами постарайтесь успокоиться и внимательно следите за состоянием вашего малыша. Это поможет вам подготовиться к ответам на возможные вопросы доктора: как давно у ребенка поднялась температура, каковы ее показатели, как он ее переносит, какие еще симптомы наблюдаются – кашель, рвота, понос, высыпания на коже? Чем полнее и объективнее ваши ответы, тем легче врачу будет разобраться в диагнозе и назначить лечение.
А пока врач не пришел, вы можете облегчить состояние ребенка следующими мероприятиями:
- проветрите комнату, в которой находится ребенок;
- предлагайте ему почаще пить; разденьте ребенка, если его кожа горячая и красная;
- и наоборот укутайте, если его знобит;
- протирайте его лицо и тело влажными салфетками;
- возьмите малыша на руки, чтобы он чувствовал себя более защищенным.
И все-таки в вашей домашней аптеке должны быть жаропонижающие препараты. Они могут потребоваться после прививки или при росте зубов у ребенка, когда температура повышается по вполне безобидным причинам. Наиболее безопасными жаропонижающими препаратами в детском возрасте считаются парацетамол и ибупрофен. Самая удобная форма – свечи. Но подобрать дозу препарата вашему ребенку должен все-таки врач.
Судороги. Немедленно вызывайте неотложную помощь. А пока вы дожидаетесь ее, откройте окно или форточку, чтобы был доступ свежего воздуха, расстегните на ребенке стесняющую или тугую одежду, уберите подальше возможные травмирующие предметы, потому что при судорогах ребенок может совершать резкие движения и пораниться. Старайтесь сохранять спокойствие и не показывать ребенку своего страха. Даже очень маленькие дети весьма чувствительны к волнениям мамы и папы. При судорогах лучше, чтобы ребенок лежал на боку, на мягкой поверхности.
Одышка. Она нередко сопровождает острые респираторные заболевания у детей первых 3 лет жизни. Если вы заметили, что ваш ребенок задыхается, то немедленно вызывайте скорую помощь. А сами, не теряя времени и присутствия духа, пустите в ванной горячую воду сильной струей – так, чтобы через несколько минут запотело зеркало, и воздух в ванной комнате стал теплый и влажный. Постойте с ребенком на руках в этой атмосфере «тропического климата» 10-15 минут. Это самое лучшее средство до приезда «Скорой» облегчить дыхание ребенку.
Понос и рвота. Появление этих симптомов тоже должно насторожить вас, особенно если понос или рвота частые, сопровождаются повышением температуры или в стуле ребенка появилась зелень, слизь или кровь. Следует опять же вызвать врача, а до его появления поить ребенка кипяченой водой по глоточку каждые 3-5 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий по профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...
Методическая разработка студенческой конференции, посвященной вопросам вскармливания и ухода за детьми первого года жизни "Пусть кормят-2019"
Проведение конференций, посвященных вопросам вскармливания и ухода за здоровыми детьми, является традиционным и ежегодным для МК № 6. Очередная конференция прошла 27 февраля 2019 года. Данная методиче...
Презентация:"Комплекс оживления младенца"
Презентация представляет понятие и содержание "комплекса" оживления, роль данного явления в психическом развитии младенца....
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"
В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"
Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...