РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 13 ГРУППА
план-конспект урока
конспект урока для самостоятельной работы обучающихся по теме: "Правописание имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_13_gruppa_08.11.2021.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание и словообразование сложных имен прилагательных
Цель урока: формировать целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом
Громоотвод
юго-запад
ярко-синий
экс-чемпион
англоязычный
коми-русский
ПРОЧИТАТЬ И ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!
3.Выявление места и причины затруднения.
-Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный, коми-русский)
-Почему? Чего не знаем? ( это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Что в этих словах одинакового? (имена прилагательные, состоят из двух корней)
-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)
-Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)
-Запишите в тетради, а я на доске запишу.
-Какая же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).
-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).
-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).
5.Реализация построенного проекта.
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом
Умный-преумный
Черно-белый
Северо-западный
Машинно-тракторный
Железобетонный
Тихоокеанский
- Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? (умный- преумный- слова повторяются.)
- Черно-белый. Что обозначает слово? (цвет, оттенок цвета)
-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета тоже пишутся через дефис.
- Северо-западный. (Мы знаем, что слово северо-запад –сложное существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А северо-западный- это прилагательное, и оно,наверное, так же пишется через дефис.)
-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.
- Посмотрите на слово машинно-тракторный. Почему оно пишется через дефис?
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом)
Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
8. Включение в систему знаний и повторение.
В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом)
В русском языке НЕ с прилагательными может употребляется раздельно (когда НЕ выступает в роли отрицательной частицы) и слитно (когда НЕ является приставкой отрицания). Особенности правописания НЕ с прилагательными зависят от лексико-грамматических признаков прилагательных и контекста речи, в котором они употребляются.
Примеры слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными в словосочетаниях: несладкий чай, небрежный бросок, негромкий звук, этот дом не выше, не чистый, а грязный.
Случаи раздельного употребления НЕ с прилагательными | Примеры раздельного написания НЕ с прилагательными |
Прилагательное употребляется в контексте противопоставления. | Не грустная, а веселая музыка. не медленная, а быстрая ходьба. не шумный, а тихий праздник. |
При употреблении прилагательного с НЕ с отрицательными частицами или местоимениями (ничем, нисколько, никому, никак, ни в чем не, вовсе не и др.). | Ничем не известный художник, нисколько не сложный вопрос, вовсе не интересная встреча. |
При употреблении НЕ со сравнительной степенью прилагательных. | Не крепче ореха, не легче перышка, не ярче солнца. |
Когда необходимо придать отрицание признаку, выраженному качественным прилагательным, обозначающим цвет, а также относительным или притяжательным прилагательным. | Не синяя тетрадь, не деревянный стол, не мамин шарф. |
Правописание НЕ с прилагательными слитно
Случаи слитного употребления НЕ с прилагательными | Примеры слитного написания НЕ с прилагательными |
Прилагательное не употребляется без НЕ. | Невзрачный костюм, ненастная погода, несметные сокровища. |
К прилагательному можно подобрать синоним без приставки НЕ, при этом отсутствует контекст противопоставления. | Неинтересная книга (скучная), нехолодный суп (теплый), непростая задача (сложная). |
Прилагательное употребляется в контексте присоединения, а не противопоставления. | Диван неширокий и мягкий. Дерево невысокое, но стройное. |
При употреблении прилагательных с наречиями степени и меры (почти, очень, совершенно, в высшей степени, крайне, абсолютно). | Крайне неуютная комната, абсолютно неважная заметка, очень несмелый зверек |
Правописание НЕ с краткими прилагательными
Правила употребления частицы НЕ с краткими именами прилагательными такие же, как и с полными прилагательными.
9.Рефлексия.
-Я предлагаю вам выбрать д/з.
1.Упр. 425 в учебнике
2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.
-Какие цели были поставлены?
-Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?
-Оцените свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...
КОСЫ по русскому языку и литературе для групп СПО(Тестовые задания)
КОСЫ представлены тестовыми заданиями по русскому языку и литературе, составленными в соответствии с учебными Программами и могут быть использованы для промежуточного контроля знаний учащихся. З...
Календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе для групп СПО.Специальность 151.030. "Специальные машины и устройства"
КТП по русскому языку и литературе для групп СПО по специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 9 ГРУППА
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....
РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 1 ГРУППА
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....
русский язык 08.11.2021
5 группа 08.11.2021 русский языкПублицистический стиль речи...