РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 13 ГРУППА
план-конспект урока

Шевченко Вера Александровна

конспект урока для самостоятельной работы обучающихся по теме: "Правописание имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_13_gruppa_08.11.2021.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Правописание и словообразование сложных имен прилагательных

Цель  урока:    формировать целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную  компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия. 

                                            Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься».   Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном учебном действии.

-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом

Громоотвод

юго-запад

 ярко-синий

 экс-чемпион

 англоязычный

 коми-русский

ПРОЧИТАТЬ И ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный, коми-русский)

-Почему?  Чего не знаем?  ( это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Что в этих словах одинакового?  (имена прилагательные, состоят из двух корней)

-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)

-Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).

-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)

-Запишите в тетради, а я на доске запишу.

-Какая же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).

-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

5.Реализация построенного проекта.

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом

Умный-преумный

Черно-белый

Северо-западный

Машинно-тракторный

Железобетонный

Тихоокеанский

- Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? (умный- преумный- слова повторяются.)

- Черно-белый. Что обозначает слово? (цвет, оттенок цвета)

-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета тоже пишутся через дефис.

- Северо-западный. (Мы знаем, что слово северо-запад –сложное существительное, обозначает сторону света. Оно  пишется через дефис. А северо-западный- это прилагательное, и оно,наверное, так же пишется через дефис.)

-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.

- Посмотрите на слово машинно-тракторный. Почему оно пишется через дефис?

        

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом)

Определить разряд прилагательного.

Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

8. Включение в систему знаний и повторение.

В ТЕТРАДЬ! (выделенное курсивом)

В русском языке НЕ с прилагательными может употребляется раздельно (когда НЕ выступает в роли отрицательной частицы) и слитно (когда НЕ является приставкой отрицания). Особенности правописания НЕ с прилагательными зависят от лексико-грамматических признаков прилагательных и контекста речи, в котором они употребляются.

Примеры слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными в словосочетаниях: несладкий чай, небрежный бросок, негромкий звук, этот дом не выше, не чистый, а грязный.

Случаи раздельного употребления НЕ с прилагательными

Примеры раздельного написания НЕ с прилагательными

Прилагательное употребляется в контексте противопоставления.

Не грустная, а веселая музыка.

не медленная, а быстрая ходьба.

не шумный, а тихий праздник.

При употреблении прилагательного с НЕ с отрицательными частицами или местоимениями (ничем, нисколько, никому, никак, ни в чем не, вовсе не и др.).

Ничем не известный художник,

нисколько не сложный вопрос,

вовсе не интересная встреча.

При употреблении НЕ со сравнительной степенью прилагательных.

Не крепче ореха,

не легче перышка,

не ярче солнца.

Когда необходимо придать отрицание признаку, выраженному качественным прилагательным, обозначающим цвет, а также относительным или притяжательным прилагательным.

Не синяя тетрадь,

не деревянный стол,

не мамин шарф.

Правописание НЕ с прилагательными слитно

Случаи слитного употребления НЕ с прилагательными

Примеры слитного написания НЕ с прилагательными

Прилагательное не употребляется без НЕ.

Невзрачный костюм,

ненастная погода,

несметные сокровища.

К прилагательному можно подобрать синоним без приставки НЕ, при этом отсутствует контекст противопоставления.

Неинтересная книга (скучная),

нехолодный суп (теплый),

непростая задача (сложная).

Прилагательное употребляется в контексте присоединения, а не противопоставления.

Диван неширокий и мягкий.

Дерево невысокое, но стройное.

При употреблении прилагательных с наречиями степени и меры (почти, очень, совершенно, в высшей степени, крайне, абсолютно).

Крайне неуютная комната,

абсолютно неважная заметка,

очень несмелый зверек

Правописание НЕ с краткими прилагательными

Правила употребления частицы НЕ с краткими именами прилагательными такие же, как и с полными прилагательными.

9.Рефлексия.

-Я предлагаю вам выбрать д/з.

1.Упр. 425 в учебнике

2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.

-Какие цели были поставлены?

-Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?

-Оцените свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...

КОСЫ по русскому языку и литературе для групп СПО(Тестовые задания)

КОСЫ представлены тестовыми заданиями по русскому языку и литературе, составленными в соответствии с  учебными Программами и могут быть использованы для промежуточного контроля знаний учащихся. З...

Календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе для групп СПО.Специальность 151.030. "Специальные машины и устройства"

КТП по русскому языку и литературе для групп СПО по специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 9 ГРУППА

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....

РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 1 ГРУППА

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....

русский язык 08.11.2021

5 группа 08.11.2021 русский языкПублицистический стиль речи...