РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 1 ГРУППА
план-конспект урока
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_08.11.2021_1_gruppa.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
Ход урока.
1.Организационная часть.
II. Формулирование темы и цели урока.
– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] (А. И. Герцен).
Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!
- Как вы понимаете смысл высказывания?
- Что такое транскрипция?
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте цель урока?
- Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ поданной теме?
- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)
- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)
- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)
- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)
- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)
2) Проверим свои знания на примерах
- Поставьте ударение в словах. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.)
- По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?
Выпишите в два столбика, объясните. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)
В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)
- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)
Эти процессы влияют на русскую орфографию.
- Назовите слова, в которых происходит:
а) оглушение согласных звуков;
б) озвончение согласных звуков. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.
( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;
б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)
Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.
3) Вспомним фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова
(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).
в [ф] – согласный, твердый, глухой.
с [с’] – согласный, мягкий, глухой.
е [и] – гласный, безударный.
р [р] – согласный, твердый, звонкий.
о [а] – гласный, безударный.
с [с’] – согласный, мягкий, глухой.
с –
и [и́] – гласный, ударный.
й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
с [с] – согласный, твердый, глухой.
к [к] – согласный, твердый, глухой.
а [а] – гласный, безударный.
я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
[а] – гласный, безударный.
13 букв, 13 звуков
- Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.
Скамья - [cкам’й’а] -2 слога
с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;
к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;
а-[а]-гласный, безударный;
м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
ь-[- ]
я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;
[а]-гласный, ударный;
6 букв, 6 звуков.
Съезд - [cй’эст] – 1 слог
с-[с]-согласный, глухой, твердый;
ъ-[-]
[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;
е
[э]-гласный, безударный;
с-[с]-согласный, глухой, твердый;
т-[т]- согласный, глухой, твердый;
5 букв, 5 звуков.
– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.
В сильной позиции съезды (для проверки написания)
4) Прочитайте транскрипцию и запишите предложение
(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у
то св’этлуй’у то груснуй’у]
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
(А. Прокофьев)
-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]
(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.
-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч], [ш]
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)
- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей.
Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.
IV.Закрепление . ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!
1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла
2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.
Ответы:А14-3; 4. А1- 2; 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...
КОСЫ по русскому языку и литературе для групп СПО(Тестовые задания)
КОСЫ представлены тестовыми заданиями по русскому языку и литературе, составленными в соответствии с учебными Программами и могут быть использованы для промежуточного контроля знаний учащихся. З...
Календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе для групп СПО.Специальность 151.030. "Специальные машины и устройства"
КТП по русскому языку и литературе для групп СПО по специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 9 ГРУППА
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....
русский язык 08.11.2021
5 группа 08.11.2021 русский языкПублицистический стиль речи...
РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 13 ГРУППА
конспект урока для самостоятельной работы обучающихся по теме: "Правописание имен прилагательных"...