Морфемика. Морфемный состав слова.
план-конспект занятия
План - конспект урока по теме "Морфемика. Морфемный состав слова. Морфемный разбор слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ ТО «НСК»
Дата: 2 марта 2021
Группа: ЭГС – 20
Преподаватель: Помочтова Е.Н.
Предмет: Русский язык
Тема: Морфемика. Морфемный разбор слова.
Тип занятия: комбинированный
Цели:
- повторить и углубить знания по теме «Морфемика»;
- совершенствовать навык морфемного разбора слов;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать практические навыки анализа состава слова;
- научить практически использовать полученные знания;
- воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.
Задачи:
- повторить и систематизировать сведения по морфемике;
- вести подготовку к экзамену;
- развивать аналитическое мышление, память, коммуникативные способности;
- воспитывать серьёзное отношение к истории слова, целеустремлённость в познавательной деятельности.
- развивать способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Методы обучения: словесный, практический, репрдуктивный, элементы эвристического, самостоятельная работа студентов.
Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник, карточки, печатный раздаточный материал, фильм, .
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели занятия
III. Повторение
1. Теория
Дать толкование терминам с примерами: лксикология, лексика, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы
2. Практические задания (работа над орфографией)
а. Замените все слова из предложения синонимами:
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
б. Диктант «Наоборот» (заменить антонимами):
Рассвет – закат, закончить – начать, исчезнуть – появиться, диалог – монолог, горизонтальный – вертикальный, оптимист – пессимист, приятны – неприятный.
IV. Подготовка к экзамену
Закрепить навык грамматических разборов
В высоком зимнем3 небе загораются2 яркие1 звезды.4
V. Новый материал
1. Актуализация знаний (беседа)
Всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичиков или бревен, предложения – из слов. А слова в свою очередь тоже состоят из своего «строительного материала» – морфем. И наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово. Для того чтобы начать работу, мы должны повторить то, что знаем, вспомнить то, что забыли.
– Что мы знаем о составе слова?
2. Ответим на следующие вопросы:
- Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?
- Что такое морфема?
- Из каких морфем может состоять слово?
- Из каких морфем может состоять основа слова?
- Для чего служат приставки и суффиксы?
- Для чего служит окончание?
- Что такое однокоренные слова?
- Чем отличается форма одного и того же слова от однокоренных слов?
- Каков порядок морфемного разбора слов?
- Работа с учебником
Ознакомление с теоретическим материалом по теме
4. Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)
5. Тренировочные упражнения
а. упражнение 68 (приложение 1)
б. упражнение 109 (учебник)
6. Развитие речи (связь с профессией).
У однокоренных слов меняется лексическое значение, а у форм слова меняется только грамматическое значение. Форма слова – это изменение одного и того же слова (дом – дому, домом, дома). Однокоренные слова – это слова, разные по своему лексическому значению, с одним корнем (дом – домовой, домовитый).
Подобрать цепочку однокоренных слов к слову «СВАРЩИК». С однокоренными словами составить текст: сварщик, сваривал, сваривать, сварены, сварочные, сваренные, сваривший, сварщица.
VI. Рефлексия
- Чем занимались на занятии?
- Что нового узнали?
- Что вызвало трудности?
- Что показалось самым простым?
- Расскажите о порядке морфемного разбора слова.
VII. Итоги занятия. Оценки
VIII. Самостоятельная работа по вариантам (Приложение 2)
IX. Это интересно (Просмотр фильма по теме занятия)
Приложение 1
Ответим на следующие вопросы:
- Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?
- Что такое морфема?
- Из каких морфем может состоять слово?
- Из каких морфем может состоять основа слова?
- Для чего служат приставки и суффиксы?
- Для чего служит окончание?
- Что такое однокоренные слова?
- Чем отличается форма одного и того же слова от однокоренных слов?
- Каков порядок морфемного разбора слов?
Приложение 2
Самостоятельная работа
Вариант – 1
Произвести морфемный разбор слов:
Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе, сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.
Самостоятельная работа
Вариант – 2
Произвести морфемный разбор слов:
Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри, сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по дисциплине "Культура речи" по теме "Состав слова. Словообразование"
Проверочный тест по теме "Состав слова. Словообразование"...

ЗНАЧЕНИЕ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
При подготовке будущих специалистов в области медицины большое значение, несомненно, является изучение латинского языка. Изучение латыни необходимо не для устного общения, а для того чтобы правильно о...
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

"Морфемика. Состав слова"
Совершенствовать умение разбирать слово по составу, производить синтаксический разбор предложения....
Технологическая карта урока по теме: Повторяем фонетику и состав слова".
Технологическая карта урокаПредмет: русский язык.Класс:3 «В».Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова».Тип урока: урок систематизации и обобщения.Цель урока: обобщение и ...

Урок по русскому языку в 3 классе «Состав слова»
Тема урока: Состав слова. Закрепление.Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият АбдулхаликовнаТип урока: урок закрепления.Основные цели: 1....