План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
план-конспект занятия
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_7_geografiya_2019_.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по __ ОУДВб.12 ГЕОГРАФИИ _
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 7_
преподаватель Калякин В.П.
Тема 1.3. География населения мира.
Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.
Цель занятия: сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения; сформировать представление о мировых религиях, распространении народов про поведывающих различные религии;
Задачи занятия:
Обучающая: научить учащихся характеризировать динамику численности населения земного шара ХХ века, раскрывать сущность демографической политики и демографического перехода
Воспитательная: патриотизма, уважения к другим народам и культурам.
Развивающая: формирования знаний, обеспечивающих успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Междисциплинарные связи: История, Обществознание.
Внутридисциплинарные связи: Физическая география.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания) |
1. Дать характеристику о размещение полезных ископаемых по планете. |
2. Дать классификацию минеральных ресурсов. |
3. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути ее решения. |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса | Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу | Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы) |
| Тест 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1) резкое увеличение рождаемости; 2) снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость: 1) превышает смертность; 2) примерно равна смертности; 3) ниже смертности. 3. Наиболее высокие величины рождаемости и смертности свойственны странам: 1) Африки; 2) зарубежной Азии; 3) зарубежной Европы; 4) Латинской Америки. 4. Для стран зарубежной Европы характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения: 1) 12-10= 2; 2) 13-8= 5; 3) 19-7= 12; 4) 26-7= 19; 5) 43-13= 30. 5. Демографический взрыв в настоящее время свойственен: 1) всем странам мира; 2) в основном развитым странам; 3) в основном развивающимся странам. | Источники Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. Дополнительная литература Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. Интернет ресурсы |
- Численность населения и его воспроизводство
География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемую в процессе общественного производства и взаимодействие с окружающей средой.
Население – главный производитель общества и главный потребитель общества. Численность населения мира на 2009 год составила 6,7 млрд. человек. Ежегодный прирост населения мира 80-88 млн. человек. В том числе СНГ – 280млн., Зарубежная Европа – 530млн., Зарубежная Азия – около 4млрд. человек, Африка – 240млн., Северная Америка – 340млн., Латинская Америка – 570млн., Австралия и Океания – 34млн. Основное население мира находится в Зарубежной Азии.
Крупнейшие страны по населению в мире на 2018г.:
- Китай – 1338 млн.
- Индия – 1230 млн.
- США – 315 млн.
- Индонезия – 245 млн.
- Бразилия – 190 млн.
- Пакистан – 166 млн.
- Бангладеш – 152 млн.
- Нигерия – 149 млн.
- Россия – 146 млн.
- Япония – 127 млн.
- Мексика – 107 млн.
Воспроизводство населения – постоянное возобновление населения на основе естественного движения, миграции (механические движения населения), а так же перехода населения из одних социальных групп в другие.
Естественное воспроизводство– это совокупность процессов рождаемости и смертности, которое обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений.
Естественный прирост изменяется в промилле – ‰ (промилле)
Факторы рождаемости:
– демографические:
- Половой состав населения
- Возрастной состав населения
- Семейная структура
- Брачный возраст
- Прочность семейных устоев
- Уровень младенческой смертности
– другие факторы:
- Материальное состояние людей
- Общественное положение женщины
- Уровень образования и культуры
- Национальные и религиозные традиции
- Характер населения
- Климатические особенности
Рождаемость населения (средняя по миру = 21‰)
Естественный прирост на 2008г – 14‰
Наибольшая часть прироста за счет стран Юго-Западной Азии и Африки.
Наибольшая рождаемость
- Нигер – 55‰
- Ангола – 52‰
- Сомали – 51‰
Наименьшая рождаемость
- Латвия – 7,8‰
- Болгария – 7.9‰
- Словения – 8,3‰
Факторы смертности:
Демографические факторы: Возрастной состав населения
Другие факторы:
Уровень здравоохранения
Социальная защищенность
Экология
Уровень смертности:
Наибольшие показатели:
- Свазиленд – 31,2‰
- Ботсвана – 28,4‰
- Лесото – 26,4‰
- Зимбабве – 23‰
Наименьшие показатели
- АОЭ – 1.3‰
- Кувейт – 1.5‰
Уровень младенческой смертности
Наибольший
- Сьерра-Леоне – 159,8‰
- Нигер – 145,4‰
- Афганистан – 141,9‰
Наименьший: Сингапур – 3‰
Средняя продолжительность жизни (лет)
Наибольшая
- Андорра – 83,5
- Япония – 82,8
- Гонконг – 82,2
Наименьшая
- Свазиленд – 29,9
- Ботсвана – 33,9
- Лесото – 34,3
Концепция демографического перехода:
I стадия воспроизводства – высокая рождаемость и высокая смертность.
II стадия воспроизводства – высокая рождаемость при резком сокращении смертности, (страны Африки и Юго-Западной Азии)
III стадия воспроизводства – снижение рождаемости при одновременном снижении смертности, т.е. умеренно расширенное воспроизводство (Северная Америка, Австралия, Китай).
IV стадия воспроизводства – показатели смертности и рождаемости выравниваются (демографическая зима). Страны Европы, СНГ, Япония, Сингапур.
Если естественный прирост выше 12 ‰ – это демографический взрыв.
Если ниже 12‰ – это кризис.
Демографический переход – все государства мира осуществляют переход от демографического взрыва к демографическому кризису.
Стриктура населения
- Возрастной состав
- Половой состав
- Этнический состав (национальный)
- Расовый состав
- Религиозный состав
- Социальный состав
- Образовательный состав
Половой состав населения
Показатели:
Доля мужчин и женщин в общем количестве населения
В мире общее кол-во мужчин превышает кол-во женщин. Но в большинстве стран (Европа) преобладают женщины.
Средняя продолжительность жизни женщин больше на 4-6 лет, в России на 13 лет.
Расовый состав населения мира
Расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные сходством внешних признаков.
Расовый состав:
- Расы - 70% всего населения (европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная),
- Смешанные расы - 30% (мулаты, метисы, самбо).
Смешанные расовые формы:
- Монголоидная: метисы, самбо.
- Европеоидная: метисы, мулаты.
- Негроидная: мулаты, самбо.
Национальный состав населения – распределение людей по признаку этнической принадлежности.
Этнос (народ)– исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, обладающая национальным самосознанием.
В мире насчитывается 2-3тысячи этносов. Из них только 310 – более одного млн чел.
В РФ насчитывается только 30 народов. Из них 7 численностью более 1млн.
Крупнейшие народы мира– Китайцы (ханьцы) – 55,4%, Хиндустанцы – 19,7%, Американцы (США) – 4,3%, Бенгальцы, Бразильцы, Японцы, Русские, Пенджабцы, Мексиканцы, Бихарцы, другие народы.
Этносы стран и регионов мира:
- Главные народы – этносы, составляющие основную массу населения
- Национальные меньшинства – этнические группы людей, живущих
Факторы изменения этнического состава населения:
- Естественное движение
- Миграция населения (механическое движение)
- Ассимиляция этносов – утрата народами родного языка и национального самосознания в результате длительного общения с другими этносами, т.е. своего рода растворение этнических групп в национальной среде.
- Консолидация этносов – слияние нескольких родственных этносов в одну более крупную общность.
Одним из главных признаков этнического единства служит разговорный язык. По этому признаку все народы мира делятся на 15 языковых семей и более 45 языковых групп, которые в свою очередь делятся на языковые ветви.
- Индоевропейская семья – 40%
- Сино-тибетская – 20%
- Нигеро-кордофанская – 8%
- Семито-камитская – 7%
- Другие – 25%
Типы стран по национальному составу:
Однонациональные государства – Япония, Корея, Армения, Германия.
Двунациональные – Бельгия, Канада, Кипр
Многонациональные – Россия, Индия, Индонезия
Религиозный состав мира – распределение населения по конфессиональной принадлежности.
РЕЛИГИИ:
Примитивные – магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм и т.д.
Местные – индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство
Мировые – буддизм, христианство, ислам
Наиболее распространенные религии:
Католицизм – 980 млн. чел.
Протестантизм – 600 млн. чел.
Православие – 180 млн. чел.
Ислам
Индуизм
Буддизм
Конфуцианство
Синтоизм
Даосизм
Иудаизм
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
1. Под воспроизводством населения, принято понимать его постепенное обновление в результате процессов рождаемости и смертности или естественного движения населения. Из сказанного вытекает, что к основным понятиям-терминам воспроизводства населения относятся: рождаемость, смертность и естественный прирост.
2. Ныне на Земле мужчин больше, чем женщин. По различным оценкам разница составляет от 25 до 50 млн. Это объясняется «избытком» мужчин в самых многолюдных странах мира – Китае и Индии. Такая же ситуация в Пакистане, Бангладеш, Афганистане, Египте. Одна из первых стран в мире по удельному весу мужчин в структуре населения – Кувейт (53 %), значительную часть жителей которого составляют рабочие-иммигранты. Однако в большинстве стран мира доминируют женщины. В экономически развитых государствах мужчины составляют 48,7% населения, а в развивающихся – 50,8 % .
3. Точное количество языков в мире не определено. Одни специалисты считают, что их около 3 тыс., другие – более 5 тыс. Такое расхождение объясняется тем, что часть лингвистов рассматривает одни и те же говоры как разные языки, а другая часть ученых признает их за диалекты одного и того же языка. Одни языки развиваются, становятся все более распространенными, другие умирают, теряют свое былое значение.
4. Религии и верования оказывают большое влияние на политическую и экономическую жизнь, быт, обычаи и культуру, нормы морали людей, демографические и этнические процессы. Религиозный состав населения – распределение людей по конфессиональной принадлежности. В отличие от структур населения по другим признакам, он охватывает не всех жителей, а лишь их верующую часть. Доля атеистов в мире чаще всего оценивается в 25 – 30 %. В большинстве стран религиозная принадлежность считается личным делом граждан, поэтому официального учета населения по вероисповеданию не ведется, а самостоятельные оценки числа приверженцев различными религиозными организациями всегда завышены.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.62-76; [1], с.21-32
Преподаватель _В.П. Калякин_
подпись и.о. фамилия
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от ___ ____________ 201__ г. № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»
План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»
План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»
План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»...