Урок по русскому языку в 3 классе «Состав слова»
план-конспект урока
Тема урока: Состав слова. Закрепление.
Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Тип урока: урок закрепления.
Основные цели:
1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
1. различать и выделять основные части слова,
2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
3. объяснять причины изменения формы слова,
4. конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику В.П .Канакиной, В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».
Раздаточный материал: тест карточки
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 320 КБ |
prez_sostav_slova.pptx | 1.33 МБ |
test_sostav_slova.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»
Урок по русскому языку
в 3 классе
«Состав слова»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Тема урока: Состав слова. Закрепление.
Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна
Тип урока: урок закрепления.
Основные цели:
- Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
- Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
- Повторять и закреплять изученные орфограммы.
- Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
- Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
- различать и выделять основные части слова,
- формулировать словообразующую роль каждой части слова,
- объяснять причины изменения формы слова,
- конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику В.П .Канакиной, В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».
Раздаточный материал: тест карточки
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
- Организационный момент
Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.
Проверим готовность к уроку
- Покажем, как мы учимся.
Чтоб многое успеть
Чтоб многое узнать, Скорее урок Нам нужно начинать
Откроем тетради. Запишем дату в тетрадь.
II. Минутка чистописания.
-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
-окончание в слове дожди(и)
-окончание в слове осенний(ий)
-суффикс в слове листик(ик)
-суффикс в слове ветрище(ищ)
-корень в слове играть(игр)
-приставка в слове избежать(из)
(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)
Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.
III. Актуализация знаний. Словарная работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»
- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)
- Что является главной частью в слове?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Что называется основой слова?
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
IV. Работа по теме урока.
учебник с.97 упр.183(работа в парах)
Первый ряд будет выписывать слова, которые подходят к первой схеме.
Второй ряд слова, которые подходят ко второй схеме.
Третий ряд слова, которые подходят к третьей схеме.
Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)
Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)
Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)
Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать звуко-буквенный разбор)
дочка-(доч,кА)- 2 слога
д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.
о(о)- гласн.,удар.
ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.
к(к)- согл.,глух.парн.,тверд.парн.
а(а)- глас., безудар.
5 б, 5 зв.
V. Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки - вы разводите руки в стороны.
подписать, писать, делать, сделать, вез, вывез, занес, перенес, нес
VI. Закрепление
Работа в группах.
Каждая группа выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан корень
1 карточка- корень " зим";
2 карточка - корень "лёд";
3 карточка - корень "мороз";
4 группы - корень "снег";
Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)
1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень, чтобы они являлись разными частями речи.
2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)
3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса
4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.
Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.
VI.Самостоятельная работа
ТЕСТ:
Выбери один из ответов на каждый вопрос.
Обведите букву, соответствующую ответу.
1 Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2 Родственные слова это:
У) слова разные по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3 Окончание служит для связи слов в предложении
Е) нет;
А) да.
4 Суффикс служит для образования новых слов
М) нет;
Т) да.
5 Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6 Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7 Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Запиши все обведенные буквы по порядку.
Какое слово получилось? __________________(ЗНАТОКИ)
VII. Рефлексия
А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.
- Слово состоит из 4 частей.
- Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
- Приставка, как в слове переход.
- Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
- Окончание –первая буква алфавита (-а)
Ответ: переменка.
И у вас –переменка. Урок окончен. Отдыхайте
9. Домашнее задание: стр.98 упр.188
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка для ума
прилагательное приставка существительное основа
основа прилагательное приставка существительное … … Части речи Части слова
Найдите в данной записи тему нашего урока ВЗБРЧАСТИПРЕЬДНПР КПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
Части слова.
Будь внимателен! и ий ит ик ист игр за пере
Слушай, думай, показывай
Работа с текстом
искристый, Выделите окончания в словах. земля, лежит , на, снег. Творческая работа.
ПРОВЕРЬ На СЕБЯ! земл е леж ит искрист ый снег .
Кот , Что общего у этих слов? котище , котик , котята , котёнок .
Выбери правильный ответ 1 .а) Корень – главная значимая часть слова. б) Корень – это главная, но не значимая часть слова. 2 . а) Приставка служит для связи слов в предложении. б) Приставка служит для образования новых слов.
3 . а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4 . а) Окончание служит для связи слов в предложении. б) Окончание служит для образования новых слов. 5 . Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание. а) книжка б) котик в) повар
6 . Укажите однокоренные слова: а) слёзы б) слезает в) слёзки г) слезливый
Проверь себя 1.а) 2.б) 3.а) 4.а) 5. а) 6. а) в) г)
Оцени себя! 0- ошибок – «5» 1- ошибка – «4» 2-3- ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2»
Домашнее задание Выполнить . Упр.155, стр. 70.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Состав слова»
Фамилия имя_______________________________________________
- Корень-это ____________________________________________
_________________________________________________________
Приставка – это_______________________________________________
_______________________________________________________________
2. Выдели слова, у которых корень совпадает с основой:
хлеб радуга улов орёл
3. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышлёный
г) мышка
4. Найдите неправильно написанные слова:
тимнеет вырупка
орешки улыбка
коласок агурец
5. Найди название выделенной части слова ЗАзвонил:
1) приставка 3) корень
2) суффикс 4) окончание
6. Отметь слово без приставки:
1) побережье; 2) полочка; 3) постройка
7. Найди слово, которое может стать приставкой
1) мы; 2) и ; 3) от
8. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.
Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал!
Ребята, сп..шите с доски домашнее задание.
Тест по теме «Состав слова»
Фамилия имя_______________________________________________
- Корень-это ____________________________________________
_________________________________________________________
Приставка – это_______________________________________________
_______________________________________________________________
2. Выдели слова, у которых корень совпадает с основой:
хлеб радуга улов орёл
3. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышлёный
г) мышка
4. Найдите неправильно написанные слова:
тимнеет вырупка
орешки улыбка
коласок агурец
5. Найди название выделенной части слова ЗАзвонил:
1) приставка 3) корень
2) суффикс 4) окончание
6. Отметь слово без приставки:
1) побережье; 2) полочка; 3) постройка
7. Найди слово, которое может стать приставкой
1) мы; 2) и ; 3) от
8. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.
Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал!
Ребята, сп..шите с доски домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки ...
презентация к уроку родной русский язык 3 класс
предлагаю презентацию к уроку родного русского языка на тему "Что ни город, то норов" для 3 класса...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....
Конспект урока по русскому языку 7 класс
разработка урока...
Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени
Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...
Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"
Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...