Урок по русскому языку в 3 классе «Состав слова»
план-конспект урока

Асият Абдулхаликовна Абдурахманова

Тема урока: Состав слова. Закрепление.

Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:      

1.    Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

2.    Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

3.    Повторять и закреплять изученные орфограммы.

4.    Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.

5.    Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

1.    различать и выделять основные части слова,

2.    формулировать словообразующую роль каждой части слова,

3.     объяснять причины изменения формы слова,

4.     конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П,   интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение  к учебнику В.П .Канакиной,  В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».

Раздаточный материал: тест карточки

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc320 КБ
Файл prez_sostav_slova.pptx1.33 МБ
Файл test_sostav_slova.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»

Урок по русскому языку

в 3 классе

«Состав слова»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Абдурахманова Асият Абдулхаликовна

Тема урока: Состав слова. Закрепление.

Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликовна

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:      

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П,   интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение  к учебнику В.П .Канакиной,  В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».

Раздаточный материал: тест карточки

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

  1. Организационный момент

Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.

Проверим готовность к уроку

- Покажем, как мы учимся.

Чтоб многое успеть

Чтоб многое узнать, Скорее урок Нам нужно начинать

Откроем тетради. Запишем дату в тетрадь.

II. Минутка чистописания.

-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.

-окончание в слове дожди(и)

-окончание в слове осенний(ий)

-суффикс в слове листик(ик)

-суффикс в слове ветрище(ищ)

-корень в слове играть(игр)

-приставка в слове избежать(из)

(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)

Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.


III. Актуализация знаний. Словарная работа.

 У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

7. Из чего состоит предложение? (Слова).

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?


- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)

- Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»

- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)

- Что является главной частью в слове?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Что называется основой слова?

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

IV. Работа по теме урока.

учебник с.97 упр.183(работа в парах)

Первый ряд будет выписывать слова, которые подходят к первой схеме.

Второй ряд слова, которые подходят ко второй схеме.

Третий ряд слова, которые подходят к третьей схеме.

Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)

Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)

Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)

Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать звуко-буквенный разбор)

дочка-(доч,кА)- 2 слога

д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.

о(о)- гласн.,удар.

ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.

к(к)- согл.,глух.парн.,тверд.парн.

а(а)- глас., безудар.

5 б, 5 зв.

V. Физкультминутка.

- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки - вы разводите руки в стороны.

подписать, писать, делать, сделать, вез, вывез, занес, перенес, нес

VI. Закрепление

Работа в группах.

Каждая группа выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан корень

1 карточка- корень " зим";

2 карточка - корень "лёд";

3 карточка - корень "мороз";

4 группы - корень "снег";

Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)

1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень, чтобы они являлись разными частями речи.

2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)

3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса

4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.

Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.


VI.Самостоятельная работа

ТЕСТ:

Выбери один из ответов на каждый вопрос.

Обведите букву, соответствующую ответу.

1 Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2 Родственные слова это:

У) слова разные по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3 Окончание служит для связи слов в предложении

Е) нет;

А) да.

4 Суффикс служит для образования новых слов

М) нет;

Т) да.

5 Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6 Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7 Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Запиши все обведенные буквы по порядку.

Какое слово получилось? __________________(ЗНАТОКИ)


VII. Рефлексия



А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.
  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  3. Приставка, как в слове переход.
  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)


Ответ: переменка.


И у вас –переменка. Урок окончен. Отдыхайте

9. Домашнее задание: стр.98 упр.188


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА « Части слова » Урок русского языка КЛАСС

Слайд 2

Разминка для ума

Слайд 3

прилагательное приставка существительное основа

Слайд 4

основа прилагательное приставка существительное … … Части речи Части слова

Слайд 5

Найдите в данной записи тему нашего урока ВЗБРЧАСТИПРЕЬДНПР КПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

Слайд 7

Части слова.

Слайд 8

Будь внимателен! и ий ит ик ист игр за пере

Слайд 9

Слушай, думай, показывай

Слайд 10

Работа с текстом

Слайд 11

искристый, Выделите окончания в словах. земля, лежит , на, снег. Творческая работа.

Слайд 12

ПРОВЕРЬ На СЕБЯ! земл е леж ит искрист ый снег .

Слайд 14

Кот , Что общего у этих слов? котище , котик , котята , котёнок .

Слайд 15

Выбери правильный ответ 1 .а) Корень – главная значимая часть слова. б) Корень – это главная, но не значимая часть слова. 2 . а) Приставка служит для связи слов в предложении. б) Приставка служит для образования новых слов.

Слайд 16

3 . а) Суффикс служит для образования новых слов. б) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4 . а) Окончание служит для связи слов в предложении. б) Окончание служит для образования новых слов. 5 . Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание. а) книжка б) котик в) повар

Слайд 17

6 . Укажите однокоренные слова: а) слёзы б) слезает в) слёзки г) слезливый

Слайд 18

Проверь себя 1.а) 2.б) 3.а) 4.а) 5. а) 6. а) в) г)

Слайд 19

Оцени себя! 0- ошибок – «5» 1- ошибка – «4» 2-3- ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2»

Слайд 20

Домашнее задание Выполнить . Упр.155, стр. 70.

Слайд 21

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Состав слова»

Фамилия имя_______________________________________________

  1. Корень-это ____________________________________________

_________________________________________________________

     Приставка – это_______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Выдели слова, у которых корень совпадает с основой:

 хлеб                         радуга                      улов                      орёл

3. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышлёный 

г) мышка

4. Найдите неправильно написанные слова:

 тимнеет                         вырупка

орешки                                улыбка

коласок                                агурец

5. Найди название выделенной части слова ЗАзвонил:

1) приставка                   3) корень

2) суффикс                     4) окончание

6. Отметь слово без приставки:

1) побережье; 2) полочка; 3) постройка

7. Найди слово, которое может стать приставкой

1)  мы;  2) и ;  3) от                        

 8. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.

   Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал!

 Ребята, сп..шите с доски домашнее задание. 

Тест по теме «Состав слова»

Фамилия имя_______________________________________________

  1. Корень-это ____________________________________________

_________________________________________________________

     Приставка – это_______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Выдели слова, у которых корень совпадает с основой:

 хлеб                         радуга                      улов                      орёл

3. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышлёный 

г) мышка

4. Найдите неправильно написанные слова:

 тимнеет                         вырупка

орешки                                улыбка

коласок                                агурец

5. Найди название выделенной части слова ЗАзвонил:

1) приставка                   3) корень

2) суффикс                     4) окончание

6. Отметь слово без приставки:

1) побережье; 2) полочка; 3) постройка

7. Найди слово, которое может стать приставкой

1)  мы;  2) и ;  3) от                        

 8. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.

   Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал!

 Ребята, сп..шите с доски домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

презентация к уроку родной русский язык 3 класс

предлагаю презентацию к уроку родного русского языка на тему "Что ни город, то норов" для 3 класса...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...

Сценарий открытого урока по русскому языку 3 класс "Имя прилагательное"

Тема урока: Имя прилагательноеЦель урока: Узнать чему мы будем учиться.Тип урока: вводный...