"Морфемика. Состав слова"
план-конспект урока
Совершенствовать умение разбирать слово по составу, производить синтаксический разбор предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemika._sostav_slova.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Морфемика. Состав слова»
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цели:
- Познавательные: углубить понятие о морфемике.
- Практические: совершенствовать умение разбирать слово по составу; производить синтаксический разбор предложения, продолжить подготовку к ЕГЭ.
- Развивающие: развивать логическое мышление на основе выборочно-распределительных заданий; развивать устную монологическую речь.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
- Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Орфоэпическая разминка: еретик, новорожденный, камбала, колледж, опека, огниво, санитария, танцовщица, сироты (мн.ч.).
- Синтаксический разбор предложения:
Раннее утро в самом разгаре (?) и дышится по-весеннему легко и радостно. (Повест., невоскл., сложное, сложносочиненное).
- Фронтальная проверка знаний:
Предложение
простое | Сложное
|
- Найти словосочетания и определить способ связи слов.
Раннее утро – согласование
Утро в разгаре – управление
В самом разгаре – согласование
Дышится по-весеннему – примыкание
Дышится легко – примыкание
Дышится радостно – примыкание
- Разобрать слово по составу: по-весеннему
- Объяснение нового материала: Сегодня мы работаем с морфемами.
- Беседа.
- Что такое морфема? (Морфема – минимальная значимая часть слова).
- Какие морфемы вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс, соединительные гласные).
- Что такое корень? (Корень – часть слова, несущая лексическое значение).
- Что такое приставка (или постфикс)? (Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).
- Что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов).
- Что такое окончание (или флексия)? (Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении).
Что такое постфикс? (Постфикс – морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова).
- Для чего нужны соединительные гласные? (Соединительные гласные выполняют в слове функцию соединительных элементов).
- Слово учителя:
Морфемы, которые мы вспомнили, можно разделить на корневые и аффиксальные: корневые – это корень, а аффиксальные – все остальные морфемы.
Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов. Например: учитель – учительница. Формообразующие аффиксы не меняют лексическое значение слова, а используются для образования его грамматических форм. Например: стол (им.п., ед.ч.)– стола (род.п.. ед.ч.).
Для выполнения упражнений мы должны также вспомнить, что называется основой слова? (Основа слова – часть слова без окончания или формообразующего аффикса).
В зависимости от морфемной структуры основы делятся на производные и непроизводные. Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы: производная (членимая) включает, помимо корня, приставки и суффиксы. Например: земл' – а, где земл' – непроизводная основа; подземн – ый, где подземн- производная.
В русском языке также различают простые и сложные основы. Простые основы содержат в своём составе один корень, а сложные – несколько. Например: окн - о – простая, газопровод – сложная.
V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним
Упр.60.Доска; выборочно-распределительный диктант. (Задание: выпишите слова в два столбика: а) с формообразующими аффиксами; б) со словообразующими. Разберите слова по составу.)
Формообразующие аффиксы | Словообразующие аффиксы |
подпилить, подписать (приставка под- образует форму сов. вида), просил ( суф. -л- образует форму прош. времени). | читающий, читая, докладчик, профессура (суф. -ющ-, -я-, -чик-, -ур- образуют новые слова), делопроизводство, земледелец (соед.гласные О-Е образуют новые слова), пригород, приамурский (приставка при- образует новые слова). |
Упр.67.Самостоятельно. (Задание: выпишите слова в два столбика: а) простая основа; б) сложная основа. Выделите основы в словах).
Простая основа | Сложная основа |
ученик, высотка, ребёнок, картинка, варежка. | бетономешалка, лесозаготовка, бензопровод, теплоизоляция, теплоцентраль, вагоностроение, вагоноремонтный, машинно-тракторный, иссиня-чёрный, светло-зелёный. |
VI. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили морфемы, теперь от кройте дневники и запишите домашнее задание.
VII. Домашнее задание.
VIII. Выставление оценок, их комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Морфемика. Словообразование".
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
Проверочный тест по дисциплине "Культура речи" по теме "Состав слова. Словообразование"
Проверочный тест по теме "Состав слова. Словообразование"...
Тест "Состав слова"
Предлагаю тест для индивидуальной работы по теме Состав слова 2 класс...
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...
Морфемика. Морфемный состав слова.
План - конспект урока по теме "Морфемика. Морфемный состав слова. Морфемный разбор слов"...
Технологическая карта урока по теме: Повторяем фонетику и состав слова".
Технологическая карта урокаПредмет: русский язык.Класс:3 «В».Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова».Тип урока: урок систематизации и обобщения.Цель урока: обобщение и ...
Урок по русскому языку в 3 классе «Состав слова»
Тема урока: Состав слова. Закрепление.Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият АбдулхаликовнаТип урока: урок закрепления.Основные цели: 1....