Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия
методическая разработка на тему

Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ»

  1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Цели занятия:

Образовательная цель: формировать знания о бытие,  об основных категориях бытия, раскрыть представления о материи, движении, пространства и времени  в философии.

Развивающая цель: продолжить развивать у обучающихся мыслительные операции: логическое мышление, умение выделять главное в изученном материале, обобщить изученный материал и делать выводы.

Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.  

Формируемы компетенции: ОК:1-9.

Требования к результатам освоения занятия:

Обучающийся должен уметь:

- Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать:

- Основные категории и понятия философии.

- Основы философского учения о бытии.

- Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал.

Вид занятия: Лекция с элементами беседы

Тип занятия:  Изложение нового материала-комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный с компьютерным сопровождением.

Продолжительность занятия: 90 минут

  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы деятельности

Время, минуты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение

1.

Организационный момент

2

- Приветствие обучающихся.

- Проверка готовности к работе.

-Обеспечение эмоционального рабочего настроя обучающихся.

Приветствуют преподавателя

Слайд №1

(Тема занятия)

2.

Актуализация

3

- Постановка целей перед обучающимися.

- Подчеркивает актуальность изучаемой темы.

-Знакомство с планом занятия

Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия

Слайд № 1.

3.

Проверка знаний по ранее изученному материалу

15

Письменный  опрос.

Раздает карточки с  вопросами.

Письменно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Карточки с вопросами

3.

Мотивация целеполагания

5

Фронтальный опрос с целью проверки знаний по предлагаемой теме:

  1. Как вы думает, что такое бытие?
  2.  Какой раздел философии изучает бытие?
  3. Как по вашему мнению что означает небытие?

Устно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Слайд № 2-8

4.

Усвоение новых знаний

45

Объясняет новый материал по плану

Слушают лекционный материал. Отвечают на поставленные вопрос, ведут запись лекции.

Слайд №9-15

5.

Закрепление изученного материала

15

Проводит  инструктаж по выполнению самостоятельной работы, контроль усвоения полученных знаний

Отвечают на поставленные вопросы

Распечатанный текст

6.

Домашнее задание

2

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Слайд №16

7.

Подведение итогов

3

Выставление оценок в журнал, благодарит за работу на занятиях

Слушают преподавателя

Слайд№17

Изложение нового материала

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

Понятие  «бытие»  является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией – как учением о бытии, пытаясь понять сущность бытия.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются: 

материальное бытие (объективная реальность) - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие (субъективная реальность) - существование идеального, как самостоятельной реальности в виде духовного бытия, мир психических состояний, мир сознания.

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

  1. Понятие материи. Современная наука о строении материи.

На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание  понятия  «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Материя - это единственно существующая субстанция. Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Элементами структуры материи являются:

-неживая природа;

-живая природа;

-социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки);   клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы-страты) - этносы: нации; расы; отдельные общества;  государства;  союзы государств;  человечество в целом.

Вопрос группе: Что  по вашему мнению является способом существования материи?

Ответ: Способом существования материи, является движение.

Движение свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. (Движение-всякое изменение вообще).

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Вопрос группе: Как вы думаете, что является противоположностью движения?

Ответ: Покой.

Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен.

Следовательно, любые материальные объекты могут находиться как в состоянии движения, так и в состоянии покоя.

3. Пространство и время.

Важнейшими формами бытия являются  пространство и время, Пространство и время  являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени  к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение  между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель)  понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство  и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время  выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.  

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.

 К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. 

Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Время одномерно, ибо для фиксации  положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений.  Понятие многомерного пространства является чисто математическим  понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность  всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.

Пространство так же многообразно как и время: есть биологическое, психологическое  пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство.

Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: дубы растут на определенном расстоянии друг от друга, скученность животных на узком пространстве приводит к истребительной войне между ними, пока не останется ровно столько, сколько нужно для нормальной жизни.

Психологическое пространство – очень важная категория человеческого общежития. Человеку остро необходимо определенное количество свободного пространства вокруг него, иначе он чувствует дискомфорт. Некоторым людям очень плохо в толпе. Проблема психологической совместимости у членов экипажей самолетов, подводных лодок, космических кораблей - это еще и проблема психологического пространства.

Физическое пространство также поражает нас своей значительностью и неоднозначностью: оно трехмерно и изотропно, то есть не имеет предпочтительного направления (в космосе нет ни верха, ни низа, ни запада, ни востока). Но физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения. Пространство нашего мира имеет положительную кривизну: почти все космические тела - шары, и сама Вселенная, видимо, шар.

Получается, что пространство - это способ выражения человеческой души, выражение того, как она воспринимает и переживает окружающий ее мир.

Время - важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время.

В каждом живом организме есть биологические часы – растения закрываются вечером и открываются по утрам не по солнцу, а по своим часам. Они даже в полной темноте будут делать тоже самое. Человек, перелетев из Европы в Америку, будет долгое время ложится спать в три часа дня и вставать в четыре утра.

У каждого существа разное время и разный ритм жизни - однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за триста лет.

День на Юпитере почти равен земному году, и можно предположить, что мы здесь прожили бы месяц в трудах и удовольствиях, а юпитерианец бы только ложку ко рту поднес.

Существуют так называемые биоритмы организма, у каждого человека они индивидуальны, в каждое время года идут со своей скоростью. Появилась целая армия «специалистов», которые составляют биокалендари:

Когда вам нужно усилить активность, когда лучше посидеть дома и т.д.

Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Всем известно, что когда человек чего-то долго ожидает, то время тянется медленно, а если спешит и не успевает, то оно летит очень быстро. Последний урок в пятницу тянется гораздо дольше, чем первый в понедельник.

В современной науке, промышленности время дробят уже на доли секунды (время химической реакции, время жизни элементарной частицы). Если отвлечься от географических поясов, то нашему взору предстала бы кошмарная картина – во всем западном мире сотни миллионов людей в одно и тоже время встают, в одно и тоже время чистят зубы, идут на работу и т.д.

В рассказе Р. Шекли один служащий выходил из дому ровно в 8.15, так как в 8.17 отправлялся с остановки его автобус. Один раз он опоздал на тридцать секунд, и его автобус ушел. Но тут же подошел второй. Его поразило, что в этом автобусе нет обычной толкучки и даже можно сесть. Приехав на работу, он вошел в лифт и вдруг увидел на панели красную кнопку перед этажом, на котором он работал, раньше этой кнопки не было. Он нажал ее и приехал на этаж, где сидели его сотрудники, но в тоже время здесь все было не так: все были вежливы, начальник добрый, зарплата выше. Короче говоря, он попал в мир, который следовал за прежним миром с полуминутным отставанием, и это был совсем другой мир.

Сто лет назад путешествие из Европы в Америку занимало несколько недель, сейчас мы летим туда 8-10часов. Вся наша жизнь значительно ускорилась. Все быстро меняется: мода, прически, стили в архитектуре, философские концепции, художественные школы. Ныне человек проживает жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. И это хорошо только с одной стороны, а с другой – такой ритм сопровождается большим количеством нервных срывов, стрессов, психических заболеваний.

Есть данные, что музыканты стали играть классические произведения на несколько минут быстрее, чем в XIX веке, все торопятся, все спешат и все мечтают когда-нибудь остановиться, задуматься, оглянуться. Но не у всех получается.

Наконец, существует время истории: время жизни народа, историческое время, которое имеет совсем другой ритм,  другой способ протекания.

Закрепление изученного материала:

Вы сегодня узнали об основных категориях бытия. Предлагаю вам закрепить свои знания, в ходе выполнения небольшого задания. Работа выполняется самостоятельно на карточках.

Задание 1. Дайте определение понятиям:

Бытие это - ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Небытие -__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Материя-__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Движение-_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Перечислите, что относится к структуре материи:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3._________________________________________________________

Задание 3. Составьте схему:

Формы бытия                                          

                                               

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

_______________________- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

____________________- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Домашнее задание:

Вывод по изученной теме: Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с основными категориями бытия, с понятием материя, движение, пространство и время. Можно сделать вывод, что окружающий нас мир представляет собой бесконечное множество систем, в которые организована материя и  все системы подчиняются единым законам развития. А какие они эти законы развития мы узнаем с вами на следующем занятии.

Используемые источники:

  1. Волкогонова О.Д.
  2. Губин В.Д. Основы философии. –М.: ФОРУМ:ИНФРА - М. 2009г.
  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2010.
  4. Лекции по философии, сост. З.Б.Браева. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум», 2014г.

Русская философия  (Проверка знаний по ранее изученному материалу)

Задание 1. Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития  русской философии

Хронологические

рамки

Представители

Характеристика этапа

Задание 2. Выделите особенности философии В.С. Соловьева и H.A. Бердяева.

В.С. Соловьев

H.A. Бердяев



Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ»

  1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Цели занятия:

Образовательная цель: формировать знания о бытие,  об основных категориях бытия, раскрыть представления о материи, движении, пространства и времени  в философии.

Развивающая цель: продолжить развивать у обучающихся мыслительные операции: логическое мышление, умение выделять главное в изученном материале, обобщить изученный материал и делать выводы.

Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.  

Формируемы компетенции: ОК:1-9.

Требования к результатам освоения занятия:

Обучающийся должен уметь:

- Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать:

- Основные категории и понятия философии.

- Основы философского учения о бытии.

- Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал.

Вид занятия: Лекция с элементами беседы

Тип занятия:  Изложение нового материала-комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный с компьютерным сопровождением.

Продолжительность занятия: 90 минут

  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы деятельности

Время, минуты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение

1.

Организационный момент

2

- Приветствие обучающихся.

- Проверка готовности к работе.

-Обеспечение эмоционального рабочего настроя обучающихся.

Приветствуют преподавателя

Слайд №1

(Тема занятия)

2.

Актуализация

3

- Постановка целей перед обучающимися.

- Подчеркивает актуальность изучаемой темы.

-Знакомство с планом занятия

Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия

Слайд № 1.

3.

Проверка знаний по ранее изученному материалу

15

Письменный  опрос.

Раздает карточки с  вопросами.

Письменно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Карточки с вопросами

3.

Мотивация целеполагания

5

Фронтальный опрос с целью проверки знаний по предлагаемой теме:

  1. Как вы думает, что такое бытие?
  2.  Какой раздел философии изучает бытие?
  3. Как по вашему мнению что означает небытие?

Устно отвечают на поставленные вопросы преподавателя

Слайд № 2-8

4.

Усвоение новых знаний

45

Объясняет новый материал по плану

Слушают лекционный материал. Отвечают на поставленные вопрос, ведут запись лекции.

Слайд №9-15

5.

Закрепление изученного материала

15

Проводит  инструктаж по выполнению самостоятельной работы, контроль усвоения полученных знаний

Отвечают на поставленные вопросы

Распечатанный текст

6.

Домашнее задание

2

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Слайд №16

7.

Подведение итогов

3

Выставление оценок в журнал, благодарит за работу на занятиях

Слушают преподавателя

Слайд№17

Изложение нового материала

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

Понятие  «бытие»  является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией – как учением о бытии, пытаясь понять сущность бытия.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются: 

материальное бытие (объективная реальность) - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие (субъективная реальность) - существование идеального, как самостоятельной реальности в виде духовного бытия, мир психических состояний, мир сознания.

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

  1. Понятие материи. Современная наука о строении материи.

На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание  понятия  «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Материя - это единственно существующая субстанция. Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Элементами структуры материи являются:

-неживая природа;

-живая природа;

-социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки);   клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы-страты) - этносы: нации; расы; отдельные общества;  государства;  союзы государств;  человечество в целом.

Вопрос группе: Что  по вашему мнению является способом существования материи?

Ответ: Способом существования материи, является движение.

Движение свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. (Движение-всякое изменение вообще).

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Вопрос группе: Как вы думаете, что является противоположностью движения?

Ответ: Покой.

Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен.

Следовательно, любые материальные объекты могут находиться как в состоянии движения, так и в состоянии покоя.

3. Пространство и время.

Важнейшими формами бытия являются  пространство и время, Пространство и время  являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени  к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение  между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель)  понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство  и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время  выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.  

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.

 К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. 

Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Время одномерно, ибо для фиксации  положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений.  Понятие многомерного пространства является чисто математическим  понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность  всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.

Пространство так же многообразно как и время: есть биологическое, психологическое  пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство.

Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: дубы растут на определенном расстоянии друг от друга, скученность животных на узком пространстве приводит к истребительной войне между ними, пока не останется ровно столько, сколько нужно для нормальной жизни.

Психологическое пространство – очень важная категория человеческого общежития. Человеку остро необходимо определенное количество свободного пространства вокруг него, иначе он чувствует дискомфорт. Некоторым людям очень плохо в толпе. Проблема психологической совместимости у членов экипажей самолетов, подводных лодок, космических кораблей - это еще и проблема психологического пространства.

Физическое пространство также поражает нас своей значительностью и неоднозначностью: оно трехмерно и изотропно, то есть не имеет предпочтительного направления (в космосе нет ни верха, ни низа, ни запада, ни востока). Но физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения. Пространство нашего мира имеет положительную кривизну: почти все космические тела - шары, и сама Вселенная, видимо, шар.

Получается, что пространство - это способ выражения человеческой души, выражение того, как она воспринимает и переживает окружающий ее мир.

Время - важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время.

В каждом живом организме есть биологические часы – растения закрываются вечером и открываются по утрам не по солнцу, а по своим часам. Они даже в полной темноте будут делать тоже самое. Человек, перелетев из Европы в Америку, будет долгое время ложится спать в три часа дня и вставать в четыре утра.

У каждого существа разное время и разный ритм жизни - однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за триста лет.

День на Юпитере почти равен земному году, и можно предположить, что мы здесь прожили бы месяц в трудах и удовольствиях, а юпитерианец бы только ложку ко рту поднес.

Существуют так называемые биоритмы организма, у каждого человека они индивидуальны, в каждое время года идут со своей скоростью. Появилась целая армия «специалистов», которые составляют биокалендари:

Когда вам нужно усилить активность, когда лучше посидеть дома и т.д.

Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Всем известно, что когда человек чего-то долго ожидает, то время тянется медленно, а если спешит и не успевает, то оно летит очень быстро. Последний урок в пятницу тянется гораздо дольше, чем первый в понедельник.

В современной науке, промышленности время дробят уже на доли секунды (время химической реакции, время жизни элементарной частицы). Если отвлечься от географических поясов, то нашему взору предстала бы кошмарная картина – во всем западном мире сотни миллионов людей в одно и тоже время встают, в одно и тоже время чистят зубы, идут на работу и т.д.

В рассказе Р. Шекли один служащий выходил из дому ровно в 8.15, так как в 8.17 отправлялся с остановки его автобус. Один раз он опоздал на тридцать секунд, и его автобус ушел. Но тут же подошел второй. Его поразило, что в этом автобусе нет обычной толкучки и даже можно сесть. Приехав на работу, он вошел в лифт и вдруг увидел на панели красную кнопку перед этажом, на котором он работал, раньше этой кнопки не было. Он нажал ее и приехал на этаж, где сидели его сотрудники, но в тоже время здесь все было не так: все были вежливы, начальник добрый, зарплата выше. Короче говоря, он попал в мир, который следовал за прежним миром с полуминутным отставанием, и это был совсем другой мир.

Сто лет назад путешествие из Европы в Америку занимало несколько недель, сейчас мы летим туда 8-10часов. Вся наша жизнь значительно ускорилась. Все быстро меняется: мода, прически, стили в архитектуре, философские концепции, художественные школы. Ныне человек проживает жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. И это хорошо только с одной стороны, а с другой – такой ритм сопровождается большим количеством нервных срывов, стрессов, психических заболеваний.

Есть данные, что музыканты стали играть классические произведения на несколько минут быстрее, чем в XIX веке, все торопятся, все спешат и все мечтают когда-нибудь остановиться, задуматься, оглянуться. Но не у всех получается.

Наконец, существует время истории: время жизни народа, историческое время, которое имеет совсем другой ритм,  другой способ протекания.

Закрепление изученного материала:

Вы сегодня узнали об основных категориях бытия. Предлагаю вам закрепить свои знания, в ходе выполнения небольшого задания. Работа выполняется самостоятельно на карточках.

Задание 1. Дайте определение понятиям:

Бытие это - ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Небытие -__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Материя-__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Движение-_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Перечислите, что относится к структуре материи:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3._________________________________________________________

Задание 3. Составьте схему:

Формы бытия                                          

                                               

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

_______________________- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

____________________- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Домашнее задание:

Вывод по изученной теме: Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с основными категориями бытия, с понятием материя, движение, пространство и время. Можно сделать вывод, что окружающий нас мир представляет собой бесконечное множество систем, в которые организована материя и  все системы подчиняются единым законам развития. А какие они эти законы развития мы узнаем с вами на следующем занятии.

Используемые источники:

  1. Волкогонова О.Д.
  2. Губин В.Д. Основы философии. –М.: ФОРУМ:ИНФРА - М. 2009г.
  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2010.
  4. Лекции по философии, сост. З.Б.Браева. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум», 2014г.

Русская философия  (Проверка знаний по ранее изученному материалу)

Задание 1. Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития  русской философии

Хронологические

рамки

Представители

Характеристика этапа

Задание 2. Выделите особенности философии В.С. Соловьева и H.A. Бердяева.

В.С. Соловьев

H.A. Бердяев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия "Основные виды педагогической деятельности"

Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....

Методическая разработка теоретического занятия с практической работой "Основные технические характеристики ЭВМ. Логические элементы ЭВМ"

Ознакомление учащихся по предметй технические средства автоматизации с основными техническими характеристиками электронно-вычислительных машин. Практическая работа: практическое ознакомление учащихся ...

Методическая разработка практического занятия на тему: Определение основных общих и специальных требований к устройствам безопасности (по ГОСТ 12.2.026.0-93), а также порядок и правила безопасной работы на продольно-строгальных станках.

        Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, и...