Результаты социально-психологического исследования информированности студентов техникума по вопросам ВИЧ-инфекции
статья

В Российской Федерации наблюдается ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В частности, в Калужской области эпидемиологическая обстановка по представленному заболеванию в этом году характеризуется как «неустойчивая в стадии роста». По статистике, на начало 2017 года число ВИЧ-инфицированных достигло 4130 человек. ВИЧ-инфекция регистрируется во всех районах области, как среди мужчин, так и среди женщин разного возраста. Снизить темпы развития эпидемиивозможноза счет просвещения населения в вопросах того, как передается вирус и какие действия и контакты не приводят к заражению. Особую актуальность приобретают меры просвещения среди уязвимых контингентов, в том числе студентов, а также оценка уровня их информированности по вопросам ВИЧ/СПИД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vich.docx135.57 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБНИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ИАТЭ НИЯУ МИФИ ПО ВОПРОСАМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА

Татьянченко Наталья Петровна,

кандидат психологических наук, доцент

Актуальность.В Российской Федерации наблюдается ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В частности, в Калужской области эпидемиологическая обстановка по представленному заболеванию в этом году характеризуется как «неустойчивая в стадии роста». По статистике, на начало 2017 года число ВИЧ-инфицированных достигло 4130 человек. ВИЧ-инфекция регистрируется во всех районах области, как среди мужчин, так и среди женщин разного возраста. Снизить темпы развития эпидемиивозможноза счет просвещения населения в вопросах того, как передается вирус и какие действия и контакты не приводят к заражению. Особую актуальность приобретают меры просвещения среди уязвимых контингентов, в том числе студентов, а также оценка уровня их информированности по вопросам ВИЧ/СПИД.

Цель исследования –определить уровень информированности студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ/СПИД для разработки дальнейших профилактических мероприятий.

Задачи:

  1. Посредством анонимного анкетирования провести социологическое исследование информированности студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.
  2. Дать оценку знаниям студентовОбнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Методы и методики: анонимное анкетирование (см. Приложение 1).

Ход исследования: 1 декабря 2017 года педагогом-психологомсовместно с заместителем начальника по организационно-воспитательной работеОбнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 32девушки (58%) и 23юношей (42%), в возрасте от 17 до 22 лет. Общая численность анкетируемых – 55 человек. Анкета состояла из 24 вопросов, ответы на которые должны были прояснить степень информированности респондентов по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Первый вопрос анкеты касалсяпонимания аббревиатуры ВИЧ/СПИД. Так, 57% опрошенных ответили на него верно. 20% студентов не знают разницы этих состояний, отождествляя понятия ВИЧ/СПИД. Остальные 23% и вовсе не смогли ответить на данный вопрос(см. Рис. 1).

Рис. 1. Понимание аббревиатуры ВИЧ/СПИД

Кроме того, 45,5% опрошенных высказали мнение о том, что ВИЧ-инфекция лечится, 47,5% студентов придерживаются верного мнения о том, что данное заболевание является неизлечимым, 7% - ответили «Не знаю» (см. Рис. 2).

Рис. 2. Информированность студентов о лечении ВИЧ-инфекции

Существует три пути передачи ВИЧ-инфекции: половой, через кровь и от матери к ребенку. Проанализировав степень осведомлённости студентов, мы определи, что 80% респондентов знают о риске заражения через кровь, 93%- информированы о половом пути инфицирования и 32,7% – о возможности передачи вируса иммунодефицита от матери к ребенку (см. Рис.3).

Рис. 3. Степень информированности респондентов о путях передачи ВИЧ-инфекции

В большинстве случаев опрошенные называли правильно ситуации, в которых существует риск заражения ВИЧ-инфекцией: общее использование нестерильных шприцов (83,6%), незащищённый половой контакт (94,5%), переливание крови (96,3%), кормление грудью (54,5%). Незначительная часть выборки не отрицают возможности заражения при драке с ВИЧ-инфицированным (12,7%), поцелуе (7%) и уходе за больным СПИДом (5,4%). Отметим, что в представленных случаях риск хоть и минимальный, но всё же существует. В частности, при условии наличия ран на теле или во рту у ВИЧ-инфицированного и человека, взаимодействующего с ним.

Ошибочным является мнение некоторых студентов о том, что ВИЧ-инфекция может передаваться при совместном употреблении продуктов питания и воды (12,7%), разговоре и чихании (1,8%), через укусы насекомых и животных (32,7%), одежду и постельное белье (3,6%), а также в ситуации посещения бани или бассейна (3,6%) (см. Рис. 4).

Рис. 4. Процентное распределение вероятности заражения ВИЧ-инфекций

Анализируя информированность о том, через какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует проводить обследование на ВИЧ-инфекцию, респонденты продемонстрировали низкие знания. Так, 56%- ошибочно считают, что через несколько дней, 14% - через месяц, 23% - затруднились ответить. Верно ответили лишь 7%, обозначив срок - три месяца (Рис. 5).

Рис. 5. Информированность студентов о сроках проведения обследования

на ВИЧ-инфекцию с момента предполагаемого заражения

Важно отметить, что для получения достоверного результата, тест на антитела к ВИЧделается дважды, через определенный промежуток времени, а именно через 3 и 6 месяцев с момента предполагаемого заражения.

Оценивая степень угрозы собственного инфицирования, 72,7% анкетируемых обозначают как низкую, 9% - допускают возможность заражения, 18,3% - затрудняются ответить(см. Рис. 6).

Рис. 6. Степень угрозы собственного инфицирования

Большинство респондентов (94,5%) считают, что избежать заражения ВИЧ-инфекциейвозможно, в 85% случаях указывая на ведущую роль средств индивидуальной защиты  (см. Рис. 7).

Рис. 7. Информированность студентов о способах защиты от ВИЧ-инфекции

Многие из опрошенных хотели бы сдать тест на ВИЧ-инфекцию, но не знают,в какое лечебное учреждение можно обратиться для обследования (см. Рис.8).

Рис. 8. Процентное распределение желающих и не желающих обследоваться на ВИЧ-инфекцию и информированность о месте его проведения

Особого внимания заслуживает проблема толерантного отношения к людям с ВИЧ-инфекцией. Отметим, что причиной заражения может стать нестерильный инструмент при стоматологическом или хирургическом вмешательстве, непроверенная донорская кровь и масса других фактором, которые никак не связаны с аморальным образом жизни или рискованным поведением. Более того, заболевание не передается контактно-бытовым или воздушно-капельным путем. С инфицированным человеком можно общаться, обниматься, держаться за руки, не рискуя заразиться. Тем не менее, 16,3% опрошенных ответили, что прекратят общаться с ВИЧ-инфицированным соседом или другом, 22% - считают, что ВИЧ-положительных людей нужно изолировать от общества (см. Рис. 9).

Рис. 9. Отношение студентов к ВИЧ-инфицированным

Полученные данные свидетельствуют отом, что некоторые студенты имеют не совсем верное представление о ВИЧ-инфекции, а поэтому в инфицированных людях видятпреувеличенную угрозу для себя.

Основными источниками получения информации о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа для большинства молодых людей являются образовательные учреждения (72,7%) и СМИ (70%). Реже всего за подобной информацией они обращаются к медицинским работникам (14%) и родителям (25,7%) (см. Рис. 10).

Рис. 10. Источники получения информации о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа

Большинство из опрошенных не задумывались о ситуации по ВИЧ-инфекции в России, но считают важной для себя информацию по обозначенной проблеме (см. Рис. 11), а поэтому хотели бы принять участие в благотворительных акциях (27,2%), конференциях (25,4%), занятиях по формированию толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям (14%) и других мероприятиях (см. Рис. 12).

Рис. 11. Оценка студентами техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ ситуации по ВИЧ-инфекции в России

Рис.12. Процентное распределение мероприятий, посвященных проблеме ВИЧ/СПИД, в которых студенты техникума хотели бы принять участие

Подводя итоги в целом, можно констатировать высокий уровень информированности студентов Обнинскоготехникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ об аспектах ВИЧ\СПИДа. Однако на данный момент многие не владеют информацией, в какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует обращаться по поводу обследования на ВИЧ-инфекцию. Кроме того, большинство из опрошенных никогда не сдавали подобный тест по причине незнания, в каком лечебном учреждении Обнинска можно пройти обследование или отсутствия желания это сделать. В связи с этим возникает необходимость повышения уровня информированности студентов техникумаИАТЭ НИЯУ МИФИ о ВИЧ-инфекции и ее последствиях, а также организации воспитательных мероприятий, направленных на социальный аспект этой проблемы и повышение ответственности обучающихся за собственное здоровье.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета

Уважаемые студенты!

Анкета проводится с целью получения информации относительно Ваших знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Просим Вас серьёзно и внимательно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы! Анкетирование проводится анонимно.

Инструкция: Отвечая на вопросы анкеты, поставьте галочку в квадрате напротив выбранного варианта ответа. В некоторых вопросах можно выбрать несколько вариантов ответа. Анкета также содержит открытые вопросы, отвечая на которые Вам необходимо самостоятельно сформулировать ответы.

  1. Ваш возраст: _________________ , курс _______

  1. Пол: Мужской                               Женский      

  1. ВИЧ-инфекция и СПИД – одно и тоже?

 да                                                       не знаю  

 нет, потому что _________________________________________________________

  1. Лечиться ли ВИЧ-инфекция?

 да                                                      нет не знаю

  1. Можно ли по внешнему виду определить человека, заражённого ВИЧ-инфекцией?

 да                                                      нет не знаю

  1. Назовите основные пути передачи ВИЧ-инфекции:

_______________________________________;_______________________________________;

_______________________________________;    _______________________________________.

  1. Через какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует обращаться по поводу обследования на ВИЧ- инфекцию?

 через несколько дней                  

 через месяц                          

 через три месяца                            

 не знаю

  1. Отметьте варианты возможного заражения ВИЧ- инфекцией:

 при разговоре, при чихании;                                              драка с ВИЧ–инфицированным;

 через одежду и постельное бельё;                                     переливание крови;

 при общем использовании нестерильных шприцев;      уход за больным СПИДом;

 незащищённый половой контакт;                от матери к ребёнку при кормлении грудью;          

 через укусы насекомых и животных;                                           при поцелуе;

 при совместном употреблении продуктов питания, воды;       в бассейне, бане      

  1. Знаете ли Вы, где можно пройти анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию? Укажите, где.

 да: ______________  нет: ______________      

  1. Сдавали ли Вы когда-нибудь тест на ВИЧ-инфекцию?

 да                                                      нет                          

  1. Хотели ли бы Вы сдать тест на ВИЧ-инфекцию?

 да                                                       нет                                              

  1. Если да, что Вам мешает?

 не знаю, где                                     боюсь                                  

  1. Можно ли избежать заражения ВИЧ-инфекцией?

 да                                                      нет не знаю

  1. Допускаете ли Вы для себя возможность заражения ВИЧ-инфекцией?

 да                                                      нет не знаю

  1. Если на данный момент результат анализа на ВИЧ-инфекцию отрицательный, можете ли Вы на 100% быть уверены, что у Вас нет ВИЧ?

 да                                                      нет              

  1. Предохраняют ли презервативы от заражения ВИЧ-инфекцией?

 да                                                      нет              

  1. Как Вы считаете, можно ли полноценно жить с ВИЧ-инфекцией?

 да                                                      нет              

  1. Может ли ВИЧ-инфицированная женщина родить здорового ребёнка?

 да                                                      нет              

  1. Если друг или сосед окажется ВИЧ-инфицированным, Вы будете продолжать общаться с ним?

 да                                                      нет  

  1. Как Вы считаете, нужно ли изолировать от общества ВИЧ-положительных людей, больных СПИДом?

 да                                                      нет              

  1. Важна ли для Вас информация по проблеме ВИЧ-инфекции/СПИДа?

 да                                                      нет              

  1. Из каких источников Вы знаете о проблеме ВИЧ-инфекции/СПИде?

 СМИ                                                                              

 семья                                                                                            

 школа / образовательное учреждение                        

 медицинские работники    

 другое ________________________________________________________________

  1. В каком мероприятии Вы хотели бы принять участие?

 лекции, круглые столы о профилактике и лечении ВИЧ/СПИДа        

 конкурсы социальной рекламы

 конференции по проблеме ВИЧ/СПИДа (история вопроса, способы передачи, механизмы инфицирования и др.)                                        

 занятия по формированию толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям

 тестирование на ВИЧ-инфекцию                                                            

 благотворительная акция

 другое _______________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете ситуацию по ВИЧ-инфекции в России?

 благополучная                                 неблагополучная                         не задумывался(лась)

Благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Исследование уровня знаний студентов колледжа о проблеме ВИЧ-инфекции и отношения к ней

Исследование уровня знаний студентов проводиться в несколько этапов.- Подготовка к анкетированию;- Анкетирование студентов;- Обработка результатов;- Обсуждение результатов...

Анализ социально-психологического тестирования и анализ еë результатов в "Хатангской средней школе N1" . Педагог-психолог: Михайлов М. А.

Социально-психологическое тестирование в школе и еë подробный анализ пелагогом-психологом. ...