Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"
учебно-методический материал на тему
Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум имени героя Советского Союза лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина»
Доклад
«Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса»
Подготовила:
социальный педагог
Двухименная О.А.
20 г.
Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса
Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.
Одним из важных моментов является совместная работа куратора группы и психологической службы колледжа. По просьбе куратора психологом проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости психологом проводятся индивидуальные консультации, беседы студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к специфическим условиям.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
в новую социальную среду;
в учебно-познавательный процесс;
в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в техникум – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее.
Специфика процесса адаптации определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и техникуме. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах: М. Н. Будякина, А. А. Русалинова, А. М. Растова, Н. А. Свиридов, Е. В. Таранов, А. И. Ходаков и другие.Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется и в зарубежной психологии: Фрейд З., Адлер А., Эриксон Э., Олпорт Г., Роттер Д., Роджерс К. и другие.
П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Налчаджян А.А. указывает мнение Ж. Г. Сенокосова, что «сущность адаптации - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».
В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:
1.Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
2. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате - у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации - это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов:
1) адаптационная неделя ;
цель - знакомство, снятие стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса.
2) период интенсивной адаптации (привыкание) (сентябрь-декабрь):
цель – диагностика и помощь в налаживании взаимодействия.
3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.
Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.
Анализ преодоления студентами трудностей адаптации позволяет выделить следующие ее уровни: полная адаптация, неполная адаптация, затрудненная адаптация и дезадаптация. Установлены два типа протекания затрудненной адаптации: скрытый и открытый. У студентов с затрудненной адаптацией скрытого характера отмечается повышенный, высокий или очень высокий уровень тревожности (несмотря на внешнее благополучие в учебе и общении), скрытые личностные конфликты, противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе, что мешает им правильно оценить результаты деятельности, порождая чувство постоянной неудовлетворенности и напряженности. У студентов с затрудненной адаптацией открытого характера тревожность связана с реальными затруднениями в учебной деятельности, общении, поведении.
В течение первых недель сентября обеспечивается реализация диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью:
- изучения особенностей личности первокурсников кураторами групп;
- формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе обучения;
- организация досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями;
прогнозирования процесса и результата адаптации.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:
- определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
- осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
- освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- осознание правильности сделанного профессионального выбора;
На основе результатов анкетирования, определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.
Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Адаптироваться нужно:
Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и колледжах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой":
одеждой (экстравагантной);
неординарным поведением ("взрослым");
смелостью "непослушания" и т.д.
В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
В адаптации студента немаловажную роль играет поддержка родителей, родители должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид, они являются самым первым другом, советчиком, которые должны выслушать и подсказать как справиться в той или иной ситуации.
Студент всегда может обратиться к куратору, социальному педагогу, педагогу-психологу, заместителям директора (по учебной, или воспитательной работе) по любым вопросам учебной, общественной, трудовой, культурной или спортивной деятельности , а также при возникновении или во избежание возможных конфликтных ситуаций.
Причины трудностей адаптационного периода:
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
слабая база знаний из школьной программы.
Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Взаимоотношению, узнаванию и успешной адаптации студентов способствуют мероприятия, которые проводятся в этот период и уже являются традиционными. Прежде всего–это «День здоровья»,«День открытых дверей», «День первокурсника».Участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении.
Организация праздничного концерта ко Дню Учителя силами студентов нового набора – сохранение традиций колледжа.
На этих мероприятиях нет равнодушных, все с удовольствием показывают свои способности и умения. Для профессиональной адаптации первокурсников проводятся часы общения, посвященные будущей профессии. Студенты первокурсники активно вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность, принимают участие в предметных олимпиадах различного уровня.
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы, используя творческий потенциал и различные формы работы, разбудить в студентах лучшие качества. Только на основе взаимного уважения, ориентация студентов на успех, когда любое, даже незначительное восхождение его отмечается, а достоинство уважается, - только тогда результат не только первого этапа – адаптационного – будет положительным, но и весь процесс подготовки специалиста в целом.
Для успешной адаптации студентов в нашем колледже создаётся атмосфера психологической комфортности и материальной поддержки, разработан механизм социальной защиты интересов и прав студентов. Успешно действует «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов колледжа». Особое внимание уделяется опекаемым и студентам, оказавшимся в тяжёлом материальном положении.
В целом, работа всего педагогического коллектива техникума в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.