Научно -методическая работа
статья

доклады для научно-практических конференций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках истории

и обществознания с использованием приёмов технологии

критического мышления

Эрдынеев Э.Б., преподаватель

Образование должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Введение в образовательный процесс ФГОС СПО ставит перед учреждениями профессионального образования проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «хороший сотрудник», включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник − человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные). Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В список ключевых компетенций по А.В. Хуторскому входят: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.

На уроках компетенции формируются и развиваются посредством самого содержания обучения и с помощью современных образовательных технологий.

Одной из таких технологий является технология критического мышления.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, предполагающее способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «вызов-осмысление-рефлексия».

Стадии:

Вызов (подготовительный этап)

- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

- Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).

- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания (восприятие нового)

- Информационная (получение новой информации по теме).

- Систематизационная  (классификация полученной информации).

- Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме)

Рефлексия (присвоение информации)

- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

- Информационная (приобретение нового знания).

- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели занятия:

ИНСЕРТ, мозговая атака, чтение с остановками, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Стадия «вызова» направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Обучающиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ, предположение по ключевым словам, логические цепочки, кластер.

При изучении личности Екатерины II использую приём «ключевые термины». Предлагаются слова: Потемкин, 1762 г., Фике, переворот, Вольтер, 1785 г., «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота». Используя данные слова, нужно составить мини-текст.

Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

Прием «перепутанные логические цепочки» − это приём работы над текстом, позволяющий проследить причинно-следственные связи или хронологическую цепочку событий. Его используют для работы с текстом, насыщенным событиями и фактами, когда необходимо акцентировать внимание на спорности, вариативности развития некоторых моментов. Необходимо уметь различать причину и следствие события, поскольку именно недопонимание в этом ведет к ложной оценке происходящего. Очень часто причина заменяется следствием при анализе события, и наоборот. Выработке соответствующего умения способствует предлагаемый приём.

На занятии  по теме «Внешняя политика Петра I» предлагаю задание:

из приведённого списка составьте пары, первое из которых – причина, второе – следствие Северной войны:

Отсутствие регулярной армии, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.

Результаты работы оформляются в таблице:

Причина

Следствие

Отсутствие выхода к морю

Затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и и другими странами

Слабое развитие промышленности

Отсутствие регулярной армии

Этот прием хорошо подходит для «событийных» тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.

Приём «мозговая атака» используется на стадии «вызова» при работе с фактическим материалом с целью активизации имеющихся знаний.

Например, на уроке обществознания по теме «Семейное право» обучающимся предлагается записать всё, что они знают по данной теме. Для эффективного использования приёма устанавливается лимит времени (5−7 минут), идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. В результате работы обучающиеся записывают следующее: семья – ячейка общества, любовь, брачный контракт, дети, 16–18 лет, ответственность, обязанности, при разводе всё имущество делится поровну (по данному высказыванию бывают разногласия: одни считают, что при разводе всё делится поровну между мужем и женой, другие −больше получает муж, если жена не работает), были и ответы: я не хочу жениться, выходить замуж.

На стадии осмысления можно использовать приём ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.) Обучающиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки: галочкой «V» помечается то, что уже известно учащимся, знаком « − » помечается то, что противоречит их представлению; знаком «+» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «?» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя, видеофильм, кинохроника, чтение с остановками.

На занятии по  истории по теме «Внутренняя политика России в начале XIX века» на стадии осмысления обучающимся предлагается познакомиться с характеристикой личности Александра I. При чтении текста (раздаточный материал «Александр I: особенности характера») используют маркировочные значки, ставят у абзаца, предложения, слова. В результате работы 70% обучающихся ставят «V» предложение, где сообщалось, что Александр I сын Павла I и внук Екатерины II. 100% отметили знаком «−» абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына, и участии Александра I в заговоре против отца, Павла I. 90% обучающихся поставили знак «?» у предложения «Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба», т.е. почти все обучающиеся хотели бы узнать больше об Александре I. 80% учащихся поставили знак «+» у предложения «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».

Приём «кластер» можно использовать на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Этот приём может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Суть кластеров заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как–то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Особое место на занятиях развития критического мышления отводится составлению синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего « пять», таким образом − это стихотворение из пяти строк. Запись  должна быть представлена пятью строчками. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

На этапе рефлексии при изучении темы «Демократические выборы и политические партии» предлагается составить синквейны со словами «выборы», «избиратель». В результате работы получается:

1. Выборы: демократические, свободные; определяют, обязывают, направляют; выборы − право человека; демократия.

2. Избиратель: грамотный, ответственный; голосует, агитирует, выдвигает; он определяет будущее страны; народовластие.

Не все обучающиеся выполняют задания, предложенные на занятии, в полном объеме, в силу своих индивидуальных способностей. Задания же на оценку собственных изменений за время занятия (этап рефлексия) выполняют все, а это одна из целей обучения критическому мышлению, научить оценивать изменения в собственном обучении.

Для того чтобы обучающийся мог использовать возможности критического мышления, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. Все перечисленное помогает решать задачи, в том числе и профессиональные, возникающие в реальных условиях с использованием знаний, жизненного опыта, т.е. способствует формированию ключевых компетенций.

Список литературы

1. Волков Е.В. Развитие критического мышления. − М.: Наука, 2014. –

111 см.

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. − М.: Просвещение, 2014. – 123 с.

3. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П. и др. Как развивать

критическое мышление: (опыт педагогической рефлексии) / под ред. И.А. Низовской. − Бийск: ФПОИ, 2015. – 132 с.

4. Власова Т.А. Развитее критического мышления на уроках истории в

старших классах. – М.: Слово, 2014. − 142 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2013. −

№ 2. – С. 12−14.



Предварительный просмотр:

«Научно-исследовательская деятельность педагогов как условие подготовки практико-ориентированных, востребованных на рынке труда выпускников»

Эрдынеев Эрдэм Будаевич -

преподаватель истории и обществознания

В России в современной системе образования происходят значительные перемены. Мы живем в удивительное время, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Преподаватель СПО должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Как выйти педагогу на новый уровень в планировании и систематизации своей работы. Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего преподавателя, это  развить у обучающихся  информационную грамотность, научить их владению новыми  технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

Часто педагоги спрашивают: так ли это необходимо для преподавателя в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Конечно  использование информационных технологий в СПО достаточно разнообразны, однако главные из них:

- всесторонне облегчить работу педагога,  помочь  выйти на новый уровень качества преподавания;

- сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;

- сэкономить время на подготовку к учебным  занятиям  и в отслеживании результатов обучения;

- внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;

Научно-методическая и исследовательская деятельность преподавателей  необходима для непрерывного повышения компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя;

 - выступления на научно-практических конференциях, семинарах педагогических работников образовательных организаций  с результатами научно - методической и исследовательской работы;

- написания и подготовки к изданию методической продукции: учебных пособий, научных статей и докладов;

- использование результатов научно-исследовательской работы в учебно- воспитательном процессе;

- координацию и контроль научно-исследовательской работы студентов,  как условие подготовки практико-ориентированных, востребованных на рынке труда выпускников.

Научно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Основной целью научно-исследовательской работы студентов колледжа является повышение познавательной активности студентов, выявление талантливой молодёжи и повышение уровня научной подготовки специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда выпускников.

Использование Интернет-ресурсов  включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет студентам и преподавателям  удобные площадки для групповой работы вне учебных занятий.  Работа с дидактическими играми и обучающими программами , стимулирует мотивацию  обучающихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной форме.

Преподаватель, курируя  научно-исследовательскую деятельность студентов преследует следующие задачи :

- привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;

- обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

- развить творческое, аналитическое мышление студентов, их способности к творческой работе и  расширении теоретического кругозора;

- выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;

- расширить знания по основным направлениям науки и техники;

- формировать потребности и умения студентов самостоятельно пополнять свои знания по избранной специальности, навыки работы в творческих группах;

- способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Таким образом,  благодаря организации преподавателями  научно-исследовательской работы студентов, они  могут активно  принимать   участие в научно-практических конференциях,  олимпиадах и конкурсах разных уровней,  участвовать  в выставках технического творчества и т.д.

Для чего в учебном процессе  нужны  ИКТ-технологии,  которые применимы на  занятиях любых типов и в любой момент  занятия:

- при объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить обучающимся новую тему, обозначить проблему.  

Мультимедийная презентация может сопровождать речь преподавателя, иллюстрируя ее видео-  и аудиоматериалами, картинками, схемами.        

- при организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На занятии  обучающиеся  могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-презентации.

Для оценки и контроля успеваемости ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
        В   период выхода на дистанционное обучение, мы убедились в необходимости ИКТ-технологий, во-первых, как средству эффективной подачи нового материала, во вторых, как форме творческой самостоятельной работы  наших обучающихся.

Прошлым летом для нас было организовано  дистант-обучение для работы со студентами-инвалидами. Наш коллектив с большим интересом прослушал этот курс.   Действительно, в современных условиях необходимы инклюзивное образование «Разные возможности – равные права» и осуществление адаптации  ИКТ-обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями  с обучающимися детьми с ОВЗ, так как в нашем Кижингинском филиале есть студенты-инвалиды.

В своей практической деятельности преподавателя истории и обществознания я стараюсь применять ИКТ-технологии. Например, для занятий  и классных часов подготовил  презентацию «День Героя», выставку художественной литературы в библиотеке Кижингинского выставку. Принимал активное участие в оформлении стенда, посвященного 75-летию Великой Победы.

Наши обучающиеся принимали  активное участие в ХХ международной олимпиаде «Мега-Талант», из 8 участников III место занял Басагадаев Монлам. Принимали участие в Междисциплинарной олимпиаде по истории и обществознанию им. Д.Банзарова  семеро обучающихся.

В 2019-2020 учебном году в районной олимпиаде по обществознанию III-е место заняла Попова Мария, студентка 2-го  курса. Также в районной олимпиаде по экономике  III призовое место занял Галсанов Чингис.

Работа с обучающимися продолжается, надеемся на дальнейшие успехи.

Литература

Костюнина А.А. Практика-ориентированная профессиональная подготовка будущих специалистов в условиях модернизации педагогического образования: технологический аспект/ Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3.

Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе// М., 2003.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы педагогического семинара. Составление технологической карты урока. (Баландина М. Б.- заместитель директора по научно-методической работе)

Материалы педагогического семинара. Составление технологической карты урока. (Баландина М. Б.- заместитель директора по научно-методической работе)...

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

Научно-методическая работа Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.

  Принцип формирования информационной культуры педагога. Психологические факторы развития профессионализма педагога.  ...

научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"

научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"...

Карта научно-методической работы педагога

Карта-научно- методичсекой работы является кратким планом методической работы каждого преподавателя на следующий учебный год....

Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа

Развитие навыков чтения с листа у студентов в   классе «Аккомпанемента»  в педагогическом колледже: Научно-методическая работаПри подготовке учителя музыки в общеобраз...