Научно-методическая работа Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.
учебно-методический материал на тему
Принцип формирования информационной культуры педагога. Психологические факторы развития профессионализма педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-методическая работа
Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.
Разработал:
Простяков В.А.
Армавир 2015 г.
Содержание
- Введение
- Принцип формирования информационной культуры педагога.
- Психологические факторы развития профессионализма педагога.
- Заключение.
Введение.
Изучение возможностей наказания, как средства воздействия на лицо, совершившее преступление, с целью его исправления и перевоспитания, выяснение фактической роли кары и собственно воспитательных средств в деле исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, является одним из выражений научного подхода к организации исполнения наказания.
Получение образования – одно из средств исправления людей, преступивших закон, поскольку помогает осуществить их социальную адаптацию после выхода на свободу. Обмен опытом преподавателей спец. технологий и мастеров п/о, полезен для изучения новых направлений работы, организации получения профессионального образования осужденными. Качественные изменения в современном обществе указывают на объективную потребность совершенствования профессиональной подготовки специалистов, формированию к получению и усвоению новых знаний, использование инновационных технологий в их профессиональной деятельности.
Совершенно очевидно, что дальнейшая трансформация начального образования будет связана с все более широким использованием средств информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса осужденных. Широкое внедрение информационных технологий в процессе обучения выдвигает требования к уровню подготовки субъекта этой деятельности. Необходимым условием обучения должна стать высокая профессиональная подготовка учителя к применению средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Формирование этой готовности по меркам сегодняшнего дня должно входить в инвариант подготовки учителем профессионального обучения осужденных.
2. Принцип формирования информационной культуры педагога.
В условиях перехода к информационному обществу к профессиональной подготовки выпускников учебных заведений предъявляются качественно новые требования (востребованностью выбранной профессии на рынке труда после освобождения, с последующей адаптацией на производстве). Преподаватель должен быть готов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами новых информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная деятельность преподавателя будет осуществляться в условиях информационного образовательного пространства образовательного учреждения (ОУ), реализованного на базе ИКТ. Очевидно, что дальнейшее развитие образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности осужденных. Несомненно, одной из ключевых компетенций современного специалиста является ИКТ-компетентность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность учителя». Одни авторы, называя данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее одной из составляющих общей культуры, связанной из составляющих общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе (И.Г. Овчинникова, Л.У. Глухова и др.). Другие понимают под информационной культурой новый, неординарный стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества (Э.Э. Слабудина, А.А. Парахин). Третьи считают ИКТ-компетентность совокупностью знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации; умением целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства.
Анализ многочисленный представлений об ИКТ-компетентности позволяет сформулировать смысл ее формирования, который заключается в том, чтобы сделать значимым процесс постоянного самосовершенствования в области информатизации педагогической деятельности. Чтобы сформировать у педагога культуру комплексного использования информационных технологий, мы должны нынешнего учащегося воспитывать в условиях информационно-насыщенной среды. Можно выделить основные условия формирования ИКТ-компетентности педагога в рамках образовательного процесса.
- Ежедневная демонстрация преподавателями ОУ мастерства владения ИТ;
- Организация самостоятельной работы учащихся с учебными материалами и их реализации на учебной практике;
- Использование ИКТ-технологий в научно-исследовательской деятельности;
- Организация воспитательной деятельности с использованием современных средств телекоммуникаций.
ИКТ-компетентность должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств личности человека, которые придают профессиональной деятельности отличительные характеристики (индивидуальный стиль преподавания, авторитет у учащихся и коллег и др.) С.М. Конюшенко выделят следующие характеристики информационной культуры педагога:
- мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности; проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в ситуациях поиска и обработки необходимой информации);
- педагогическое воображение, предвидение и воображение, выражающиеся в способности соотносить цель деятельности с реальной информацией и возможностями ее преобразования и использования в конкретной профес-сиональной ситуации;
- знание информационных технологий, их возможностей в совершенство-вании педагогической деятельности и профессиональном совершенствовании;
- мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть новейшими информационными технологиями, стремление применять их в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся и т. д.);
- терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;
- инициативность, смелость, принципиальность в разработке и осуществлении профессиональных проектов на информационной основе;
- способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры;
- способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде;
- готовность к коллективной деятельности с использованием новых информа-ционных технологий;
- умение общаться с использованием средств телекоммуникаций;
- умение ориентироваться в информационной среде;
- понимание информационной культуры как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностей;
- наличие собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации;
- стремление к профессиональному совершенствованию на основе информационных технологий и формирование информационной культуры у своих учеников;
- самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе информатизации.
Одновременно, в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых подчеркивается, что, несмотря на повсеместное использование средств ИКТ, в том числе и в образовании, главным для современного учителя остается владение педагогической теорией. Именно педагогика определяет, какие технологии и каким образом следует использовать учителю для решения его профессиональных задач. Технологии, в том числе информационные и коммуникационные, - это всего лишь некоторый инструментарий, который используется той или иной педагогической философией. Компьютер или Интернет – это только средства среди многих других, которыми пользуется учитель. В любых технологиях заложены те или иные возможности, но проявиться они могут только в сочетании с педагогическими приемами. Именно объединение педагогики с новыми технологиями создает то мощное средство, которое помогает учителю учить, а ученикам – эффективно учиться.
3. Психологические факторы развития профессионализма педагога.
Теоретико-прикладные исследования обнаруживают зависимость качество образовательного процесса от профессионализма педагогических работников, в то числе мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
Объективно, уровнем профессионализма педагога профессиональной школы обусловлено, во-первых, качество профессионально-образовательного процесса, общекультурное развитие обучающегося – осужденного, продуктивность его социализации, индивидуализации и интеграции в общество, во-вторых, удовлетворенность профессиональной деятельностью, полноценность самореализации педагога.
Термин «профессионализм» достаточно активно используется в психологической, педагогической, социологической, экономической и другой литературе. Как явление, профессионализм педагога существует в реальной педагогической практике и используется в аттестационных процедурах как показатель продуктивности его деятельности. При этом содержание и сущностная характеристика понятия «профессионализм» не раскрыта полностью до сих пор, что затрудняет выявление психологических факторов и условий, влияющих на его достижение, развитие и совершенствование в профессии.
Научно-практический поиск позволил рассмотреть профессионализм педагога как уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, который развивается как структура готовности педагога к профессиональной деятельности, то есть совокупность его потенциала и возможностей реализации и проявляется в компетентности как интегративном личностном ресурсе и составляющих его компетенциях; в субъектности, отражающей меру активности педагога; в инновационности; самореализационности в виде более/менее полного исчерпания личностного и профессионального потенциала; обнаруживается в таких критериях как – успешное применение технологий, опыт преодоления препятствий, внедрение инноваций, продуктивность и результативность профессиональной деятельности; детерминируется психолого-акмеологическими условиями профессионального роста; социальным госзаказом на профессионалов высокой квалификации; ситуациями профессионально-личностного развития; акмеологической средой в профессиональном сообществе; профессиональным сотрудничеством с коллегами, находящимися на разных уровнях профессионализма; новаторским преобразованием педагогической традиции; профессиональной рефлексией и диалоге со всеми участниками педагогического процесса; психолого-акмеологическими факторами – обучением, взаимоотношениями, креативностью, критичностью, управлением, а также источниками профессионального развития, к которым относится ценностно-смысловая, духовно-нравственная, информационно-интеллектуальная, творческая, волевая и рефлексивная среда.
Обратимся к акмеологическим факторам развития профессионализма педагога, при рассмотрении которых в психологических исследованиях подчеркивают их преимущественно субъективный характер.
Важнейшими акмеологическими факторами считаются индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, а также особенности организации профессиональной среды и взаимодействий, качество управления профессионализм руководителей. В.Г. Зазыкин отмечает, что значимыми акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.
Теоретический анализ дал возможность выделить рад показателей (технологичность, инновационность, взаимодействие, субъективность, креативность), обусловливающих развитие профессионализма педагога профессиональной школы, как основы его личностных и профессиональных достижений, социальной защищенности, успешной самореализации в профессии и жизнедеятельности в целом.
Выделенные показатели предварительно интерпретировались как факторы, определяющие развитие профессионализма педагога. Выявлялись также добросовестное отношение к деятельности, умение требовать и добиваться выполнения порученных заданий и т.п. Опросник содержал вопросы, направленные на выявление отношения педагога с учащимися, коллегами, критического взгляда на собственную профессиональную деятельность, формирования у учащихся общеучебных и профессиональных умений, передового опыта профессиональной деятельности, а также творчества в работе педагога.
В результате статистического анализа данных эксперимента были выделенны пять значимых факторов, которые позволили более точно представить источники развития профессионализма педагога: обучение, взаимодействие, творчество, критичность и управление.
В первый фактор «обучение» со значимой весовой нагрузкой вошли такие компоненты как «индивидуальный подход к учащимся», «четкое объяснение материала», «успешное формирование профессиональных навыков и умений у учащихся» и др. Характерно, что факторный анализ выявил значимость индивидуализации обучения, что является признаком педагогического профессионализма.
Во второй фактор «взаимодействие» вошли: «деловые отношения с коллегами», «сотрудничество с учащимися», и др. Данный фактор подчеркивает значимость педагогического диалога, повышающего профессиональный уровень личности.
Третий фактор «творчество» объединил: «самостоятельное усовершенствование учебников и пособий», «создание новых методических приемов», «педагогическое экспериментирование», и др. Значение данного фактора велико в связи с тем, что творческие решения по своей сути являются стратегиями преодоления препятствий на пути к педагогическому результату через инновации.
«Критичность» как фактор содержал: «обязательность и добросовестность», «стабильный уровень ответственности», «следование должностным инструкциям», «требовательность к коллегам и учащимся» и др. Данные компоненты интерпретировались как критичность к себе и другим, необходимая для устойчивой демонстрации профессионализма личности педагога.
Пятый фактор «управление» оказывал влияние на профессионализм за счет умения педагога обеспечивать «результативность учения», «повышения успеваемости», и «формирования учебных и профессиональных умений у учащихся» и др. «Управление», таким образом, заключалось в том, чтобы повысить результаты познавательной деятельности учащихся за счет формирования умений учиться.
Таким образом, выделенные факторы – обучение, взаимодействие, творчество, критичность, управление – в совокупности определяли уровень развития профессионализма педагога. Вместе с тем, их значение не ограничивалось воздействием на личность. Анализ данных факторов позволял осуществить экспертную оценку профессионализма в таких областях как обучение, взаимоотношения, творчество, критичность, управление. Более того, каждая из названных областей являлась индикатором роста педагогического профессионализма, где особое значение имело профессиональное творчество.
Показательно в связи с этим, что сформированность творческих умений педагогов, таких как: самостоятельно, оригинально осмысливать и разрешать профессиональные проблемы, задачи; создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию учащегося и стимулирующие проявления у него ответственности, творческую активность; разрабатывать и осуществлять средства, способы, приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных и др., составляет нижнюю границу среднего уровня развития, где заметны проявления одних умений (обновлять приемы, способы обучения) и недостаточная сформированность других (создавать и внедрять авторские научно-методические разработки).
Выявленные факторы развития профессионализма педагога повлияли и в значительной степени скорректировали цель, содержание и средства повышения квалификации педагогов. С учетом этих факторов была выявлена совокупность профессионально-педагогических, психологических представлений, знаний и, что особенно важно, умений педагогов, подлежащих развитию, совершенствованию и формированию. Речь идет о таких умениях как: видеть в педагогической ситуации проблему и формулировать педагогическую задачу; выбирать адекватные формы, методы, средства решения задачи; умения создавать условия психологической безопасности и реализации потенциала каждого учащегося, коллег; умения конструктивного взаимодействия, сотрудничества с участниками образовательного процесса; умения управлять своими эмоциональными состояниями, придавать им созидательный характер; умения на вербальном и невербальном уровне воспринимать и интерпретировать получаемую информацию; умения мобилизовать, активизировать учащихся для достижения цели в образовании; умения формировать мотивацию учения, организовывать учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся; умения добывать, интерпретировать, преобразовывать, адоптировать информацию к задачам обучения, воспитания, развития учащихся и др., а также умения укреплять свои сильные стороны, устранять слабые; развивать, обогащать свой творческий, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, нравственный потенциал; умение «быть личностью», персонализировать в учащихся» составлять индивидуальную программу, алгоритм личностного и профессионального роста.
4. Заключение.
Результаты экспериментальной работы, проявившиеся в росте профессионализма педагогов, подтвержденные методами математической статистики свидетельствуют о том, что выявленные психологические факторы влияют на овладение профессиональными знаниями и компетенциями, формирование сотрудничества с коллегами и учащимися, творческое обновление педагогических традиций, на критичность оценки себя и других, а также на управляемость процесса педагогического целедостижения и в целом на развитие профессионализма педагогов.
Простяков Виктор Александрович род. 31.05.1963 г. мастер: п/о
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - методическая разработка "Работа над полифонией"
С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и тр...
Кружковая работа как фактор развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Опыт воспитательной деятельности в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» показывает, что возможно развить творчество у инвалидов и умственно отсталых обучающихся через кружковую работ...
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....
Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения
Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...
Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.
ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...
Роль психологических факторов риска в развитии патологии сердечно - сосудистой системы
Сердечно - сосудистые заболевания - это группа заболеваний, как сердца, так и сосудов (артерий и вен), обусловленные нарушением их нормального функционирования....
Презентация "Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в условиях учреждения СПО пенитенциарной системы"
В современных условиях деятельность профессиональных образовательных учреждений в уголовно исправительных колониях направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, соц...