Дифференциация языка
презентация к уроку

Усвяцева Ольга Сергеевна

Лингвистическая дифференциация (Москва/Санкт-Петербург)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva.pptx79.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва / Санкт-Петербург Орфоэпические различия Лексические различия История появления Современная ситуация

Слайд 2

Орфоэпические различия П етербуржцы произносят чёткое « ч » в словах булочная , яичница , что, конечно твёрдое « ж » в словах вожжи , дрожжи , дождь чёткое твёрдое « р » в словах первый, четверг, верх В Петербурге опускается мягкость, зачитатьса (зачитаться), поднимайтес , не бойтес , восем Жителей Петербурга часто можно узнать и по редуцированным предударным гласным , в слове « сестра » слышится буква « и ». « э » характерно для речи старопетербуржцев : крэм , фанэра , рэльсы , шинэль , музэй , слэнг , энэргия С таромосковско е « ш » — булошная , яишница , што , конешно ; с таромосковск ий « мхатовский » палатализованный « ж » — вожьжьи , дрожьжьи , дощщ перьвый , читверьх , верьхь в Москве считалось хорошим тоном произносить «-кий» в прилагательных мужского рода и соответствующих фамилиях как нечто среднее между «- кай » и «- кый » — чуткый , ленинградскый , интеллигентскый , Мусоргскый ; в слове « сестра » скажут нечто среднее между « е » и « и »

Слайд 3

Лексические различия Санкт-Петербург Парадная Поребрик Бадлон Карточка Резинка Шаверма Булка Пышка Ларёк Кура Латка Виадук Москва Подъезд Бордюр Водолазка Проездной Ластик Шаурма Батон Пончик Палатка Курица Утятница Эстакада

Слайд 4

Видимо, образовано от нем . Bahnhof Финбан Финляндский вокзал Непарадный доступ в дом, квартиру Чёрный ход Чёрная лестница На бульваре, в сквере, парке Лавочка Скамейка Вы выходите? Вы сходите? Б илет для проезда в пригородных поездах Сезонка Проездной Св ё кла Небольшая раковина, средство защиты тела беспозвоночных животных Р А кушка ракУшка Сахарная трубочка Вафельный рожок Свекла́

Слайд 5

Черпак для разливания супа по тарелкам Поварёшка Половник Высокий кухонный шкаф от пола Пенал Колонка Предмет одежды для приготовления пищи Передник Фартук Детская игра в догонялки Пятнашки Салочки Парты, стоящие одна за другой в школьном классе Колонка Ряд

Слайд 6

История появления Основной причиной лингвисты обычно считают особенности истории становления двух столичных городов России. К процессу возведения Санкт-Петербурга царём Петром было привлечено большое количество технически продвинутых людей, управленцев, купечества из самых разных областей России и из-за границы . Из них позже и сформировался столичный образованный слой, элита . Для продвижения по карьерной лестнице в свежеотстроенной столице представители всех видных столичных прослоек были заинтересованы не только в изучении иностранных языков, но и в возможно более быстром овладении русским — грамотный русский язык был (и остаётся) статусной принадлежностью образованного класса. Приходилось во многом доверять прежде всего письменным источникам, а значимый процент последних составляли бумаги канцелярского оборота В итоге петербуржская речь стала традиционно тяготеть к письменной литературно-канцелярской, а не к устной норме, формироваться на основе первой. «Мы, петербуржцы, вызвучиваем каждую букву…» — отмечает доктор филологических наук Владимир Котельников На Невском произносили слова более книжно, „ буквенно “, под влиянием правописания

Слайд 7

Современная ситуация Влияние на языковые стандырты оказали неизбежные последствия бурных исторических событий 20 века — революции , индустриализыции и урбанизации , Великой Отечественной Войны , послевоенного развития и ускорения технического прогресса , повышения роли и развития кинематографа и современных СМИ . Всё это привело к новым массовым переселенческим волнам , выравниванию и общему резкому повышению экономического, образовательного и культурного уровня населения страны и, как следствие, постепенному выравниванию его диалектных и социолектных различий, в том числе и в двух столицах страны Вернувшая себе в 1918 году столичный статус Москва , как и остальная страна, охотно перенял а петроградско - ленинградские особенности речи, в свою очередь сильно повлияв на Ленинград Сейчас в Москве уже почти не говорят ни булошная , ни дощщ , ни читверьх — и наоборот, в Петербурге обычными стали што и конешно , и на ценниках, как и везде, пишется «Батон нарезной» . Ныне языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцам из разных регионов бывшего СССР Петербуржский «язык» перемещается в присущую каждому крупному городу область местной субкультуры , где уже во многом стал характерным явлением и даже достопримечательностью , визитной карточкой Санк-Петербурга . Впрочем, отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом становится всё труднее Москва и Санкт-Петербург были и остаются источниками языковой нормы в текущем словоупотреблении русского языка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Дифференциация процесса обучения.

«Учитель, который мало или вообще   не принимает во внимание различия   индивидуальностей в классе, есть   личность, которой безразличны жизни ее учеников»....

Интеграция и дифференциация при обучении физике

В материале представлен опыт по интеграции различных аспектов в содержании учебного материала и дифференциации учебного процесса по уровням освоения обучающимися дисциплины "Физика" в учреждении профе...

Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии уровневой дифференциации.

В данной работе рассмотрены основные понятия теории дифференцированного обучения, цели, условия осуществления и виды уровневой дифференциации, реализация индивидуализации во всех формах организации уч...

Статья "Дифференциация в обучении английскому языку в СПО"

В данной статье представлены взгляды преподавателя-практика на проблему дифференциации и индивидуализации в обучении студентов в учреждении СПО. Рассмотрены вопросы методики преподавания английского я...

Социальная дифференциация языка революционной эпохи и ее лексикографическая интерпретация как вспомогательный метод анализа текста

Язык – не только средство общения и отражение окружающего мира. Кроме прочих функций языка, в нем заключена еще роль механизма социальной идентификации. Возможность последовательного социального...