Дифференциация языка
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпические различия П етербуржцы произносят чёткое « ч » в словах булочная , яичница , что, конечно твёрдое « ж » в словах вожжи , дрожжи , дождь чёткое твёрдое « р » в словах первый, четверг, верх В Петербурге опускается мягкость, зачитатьса (зачитаться), поднимайтес , не бойтес , восем Жителей Петербурга часто можно узнать и по редуцированным предударным гласным , в слове « сестра » слышится буква « и ». « э » характерно для речи старопетербуржцев : крэм , фанэра , рэльсы , шинэль , музэй , слэнг , энэргия С таромосковско е « ш » — булошная , яишница , што , конешно ; с таромосковск ий « мхатовский » палатализованный « ж » — вожьжьи , дрожьжьи , дощщ перьвый , читверьх , верьхь в Москве считалось хорошим тоном произносить «-кий» в прилагательных мужского рода и соответствующих фамилиях как нечто среднее между «- кай » и «- кый » — чуткый , ленинградскый , интеллигентскый , Мусоргскый ; в слове « сестра » скажут нечто среднее между « е » и « и »
Лексические различия Санкт-Петербург Парадная Поребрик Бадлон Карточка Резинка Шаверма Булка Пышка Ларёк Кура Латка Виадук Москва Подъезд Бордюр Водолазка Проездной Ластик Шаурма Батон Пончик Палатка Курица Утятница Эстакада
Видимо, образовано от нем . Bahnhof Финбан Финляндский вокзал Непарадный доступ в дом, квартиру Чёрный ход Чёрная лестница На бульваре, в сквере, парке Лавочка Скамейка Вы выходите? Вы сходите? Б илет для проезда в пригородных поездах Сезонка Проездной Св ё кла Небольшая раковина, средство защиты тела беспозвоночных животных Р А кушка ракУшка Сахарная трубочка Вафельный рожок Свекла́
Черпак для разливания супа по тарелкам Поварёшка Половник Высокий кухонный шкаф от пола Пенал Колонка Предмет одежды для приготовления пищи Передник Фартук Детская игра в догонялки Пятнашки Салочки Парты, стоящие одна за другой в школьном классе Колонка Ряд
История появления Основной причиной лингвисты обычно считают особенности истории становления двух столичных городов России. К процессу возведения Санкт-Петербурга царём Петром было привлечено большое количество технически продвинутых людей, управленцев, купечества из самых разных областей России и из-за границы . Из них позже и сформировался столичный образованный слой, элита . Для продвижения по карьерной лестнице в свежеотстроенной столице представители всех видных столичных прослоек были заинтересованы не только в изучении иностранных языков, но и в возможно более быстром овладении русским — грамотный русский язык был (и остаётся) статусной принадлежностью образованного класса. Приходилось во многом доверять прежде всего письменным источникам, а значимый процент последних составляли бумаги канцелярского оборота В итоге петербуржская речь стала традиционно тяготеть к письменной литературно-канцелярской, а не к устной норме, формироваться на основе первой. «Мы, петербуржцы, вызвучиваем каждую букву…» — отмечает доктор филологических наук Владимир Котельников На Невском произносили слова более книжно, „ буквенно “, под влиянием правописания
Современная ситуация Влияние на языковые стандырты оказали неизбежные последствия бурных исторических событий 20 века — революции , индустриализыции и урбанизации , Великой Отечественной Войны , послевоенного развития и ускорения технического прогресса , повышения роли и развития кинематографа и современных СМИ . Всё это привело к новым массовым переселенческим волнам , выравниванию и общему резкому повышению экономического, образовательного и культурного уровня населения страны и, как следствие, постепенному выравниванию его диалектных и социолектных различий, в том числе и в двух столицах страны Вернувшая себе в 1918 году столичный статус Москва , как и остальная страна, охотно перенял а петроградско - ленинградские особенности речи, в свою очередь сильно повлияв на Ленинград Сейчас в Москве уже почти не говорят ни булошная , ни дощщ , ни читверьх — и наоборот, в Петербурге обычными стали што и конешно , и на ценниках, как и везде, пишется «Батон нарезной» . Ныне языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцам из разных регионов бывшего СССР Петербуржский «язык» перемещается в присущую каждому крупному городу область местной субкультуры , где уже во многом стал характерным явлением и даже достопримечательностью , визитной карточкой Санк-Петербурга . Впрочем, отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом становится всё труднее Москва и Санкт-Петербург были и остаются источниками языковой нормы в текущем словоупотреблении русского языка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г
Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....
Дифференциация процесса обучения.
«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни ее учеников»....
Методическая разработка Технология уровневой дифференциации в процессе. образования
Методическая разработка...
Интеграция и дифференциация при обучении физике
В материале представлен опыт по интеграции различных аспектов в содержании учебного материала и дифференциации учебного процесса по уровням освоения обучающимися дисциплины "Физика" в учреждении профе...
Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии уровневой дифференциации.
В данной работе рассмотрены основные понятия теории дифференцированного обучения, цели, условия осуществления и виды уровневой дифференциации, реализация индивидуализации во всех формах организации уч...
Статья "Дифференциация в обучении английскому языку в СПО"
В данной статье представлены взгляды преподавателя-практика на проблему дифференциации и индивидуализации в обучении студентов в учреждении СПО. Рассмотрены вопросы методики преподавания английского я...
Социальная дифференциация языка революционной эпохи и ее лексикографическая интерпретация как вспомогательный метод анализа текста
Язык – не только средство общения и отражение окружающего мира. Кроме прочих функций языка, в нем заключена еще роль механизма социальной идентификации. Возможность последовательного социального...