Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"
статья

Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритетных стратегий модернизации образования, так как быстро меняющаяся социальная реальность требует не только развития творческого потенциала, но также способности быстро адаптироваться к переменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, должно строиться на подготовке детей к самостоятельной жизни, к умению решать повседневные задачи и вовлекаться в процесс самообразования. Достижение перечисленных результатов станет доступно после воспитания внутренних побуждений ребенка к расширению собственного интеллектуального потенциала, кругозора и творческих навыков. Приобретению данных качеств способствует педагог начальной школы, пробуждая в ребенке познавательный интерес.

Понятие познавательного интереса приводится в исследовании С.В. Бакуниной, где автор раскрывает его как: «особую избирательную направленность личности на процесс познания» [1, с. 122]. В связи с этим познавательный интерес понимается как глубоко личностное образование со сложной психологической природой. Опираясь на познавательный интерес, учитель может способствовать развитию у учащихся интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально-мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления школьника.

Применительно к содержанию познавательного интереса важно обратить внимание такие понятия, как «творчество» и «творческая активность». В статье Р.К. Сережниковой творчество, как особый вид творческой деятельности характеризуется по ряду следующих признаков [2, с. 106-107]:

                 присутствие противоречия или проблемной ситуации, требующего нестандартного решения;

                 проявление в деятельности личной значимости и прогрессивности;

                 присутствие знаний и умений личности, демонстрирующих ее творческий потенциал.

На основании данного перечня исследователь делает вывод о том, что творческий процесс проявляется в условиях, связанных с новизной и ценностью, а также с наличием сильной мотивации и устойчивости в мыслительном процессе. В свою очередь, под творческой активностью С.В. Бакунева понимает сложное отношение человека к действительности, путем объединения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также творческого потенциала. При этом ключевой категорией, при характеристике творческой активности, будет выступать именно «творчество».

Проблема творчества в настоящее время хорошо изучена и имеет долгую историю, поскольку являлась объектом внимания философов, психологов и педагогов на всем протяжении существования данных научных отраслей знания. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность» [1, с. 123].

Тем не менее, изучение понятия творческой активности в психолого-педагогической литературе неотделимо от понятия «активность». Так уже советским педагогом Г.И. Щукиной, было отмечено, что активность младшего школьника находится в прямой взаимосвязи с процессом становления его личности. Активность проявляется на различных уровнях. Исследователь выделяла три уровня активности младших школьников [3, с.146–148]:

                 репродуктивно-подражательная активность. Развиваясь на данном уровне активности, ребенок накапливает опыт деятельности посредством сотрудничества со сверстниками. Вступая во взаимодействие, ребенок также копирует идеальные образцы предметных действий и речевых форм;

                  поисково-исполнительская активность. Проявляется на более высоком уровне, поскольку находится во взаимосвязи с самостоятельной деятельностью. Для данного уровня активности характерен самостоятельный поиск путей и решения поставленной задачи;

                 творческая активность. Представляет собой высший уровень, если задача ставится школьниками, и пути её решения избираются новые, оригинальные.

Активность личности и в том числе познавательная активность воспринималась, как важная исследовательская проблема А.М. Матюшкиным. Исследователь придерживался точки зрения относительного того, что категория активности, является ведущей проблемой в рамках исследований по физиологии, психики и психическому развитию человека.

При этом автор рассматривал познавательную активность в совокупности с такими категориями как общая активность, психическая активность, интеллектуальная активность и творческая активность. В процессе исследования аспект активности, связанный с творчеством, признавался А.М. Матюшкиным, как продуктивное свойство личности, позволяющее ей обрабатывать воспринимаемую информацию, а также формировать новые подходы к познанию действительности [4, с.57].

Соответственно активность младшего школьника, связанная с творчеством, согласно концепции А.М. Матюшкина, будет соотноситься с теми качествами личности, которые вступают во взаимодействие с признанными общечеловеческими ценностями. По этой причине в психолого-педагогической литературе понятие «творческой активности» нередко рассматривается, как самостоятельный феномен и анализируются применительно к разным возрастным этапам развития личности.

Поскольку процесс творчества и творческая активность, на уровне содержания дополняют друг друга М.А. Бондарь раскрывает понятие творческой активности, как способности личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [3, с.600]. В связи с этим в ходе творческой активности происходит взаимодействие субъекта и объекта с целью получения адекватной информации об объекте и выработке эмоционально-оценочного отношения к процессу деятельности. При этом деятельность может быть различного вида и как следствие творческая активность, находящаяся с ней в непосредственной взаимосвязи, будет проявляться в различных формах. Формы и проявления также будут зависеть от уровня познавательной активности ребенка.

Поэтому, принимая во внимание свойства творческой активности школьников, ряд авторов, и в том числе Д.В. Григорьев, обращают внимание на значительные возможности в ее развитии в рамках внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности, по мнению исследователя, подразумевает вовлечение ребенка в широкий спектр разнообразных видов деятельности. Поскольку задания предлагаемые учащимся во внеурочной деятельности в меньшей степени сопряжены с основной обучающей программой, они создают достаточную мотивацию для развития творческой активности [5, с.145].

Совмещение творческой активности с разнообразными видами деятельности, объясняется также важнейшим свойством творчества, характеризуемым как комбинируемость. На данное свойство, присущее творческой деятельности и как следствие творческой активности детей, обращал внимание советский психолог Л.С. Выготский. Ученый противопоставлял творческую деятельность, деятельности воспроизводящей. Способность к комбинированию явлений, выступает главным отличием между воспроизводящей и творческой деятельностью, как способность к воображению или возможность дополнения существующих в реальности явлений, ранее существовавшими или несуществующими в реальности. Л.С. Выготский говорил об этой способности следующим образом: «…всякая такая деятельность человека, результатом которой является воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [6, с.2]. Таким образом, в процессе творческой активности ребенок приобретает способность к конструированию новых образов, новых объектов материальной действительности, наделяя их свойствами, соотносимыми с его фантазией и воображением.

Тем не менее, представленная выше характеристика творческой активности в большей степени строится на изучении отдельных понятий «творчества» и «активности». Данный подход был распространён преимущественно в советский период, тогда как на современном этапе предпринимаются активные попытки к совмещению данных понятий и формированию комплексного определения творческой активности. В.Б. Филимонова анализируя современные научные труды, выделяет 4 подхода к пониманию творческой активности [7, с.2].

Первый подход описывает творческую активность, как стремление, потребность и направленность на деятельностное разрешение познавательных гипотез и внесение элементов новизны в традиционные виды деятельности. Теоретиками данного подхода выступают Г.А. Коровкина [8] и И.Г. Патяко [9].

Второй подход, описываемый в работах М.А. Данилова, В.П. Строкова и др., основывается на совмещении понятия творческая активность и понятие «деятельность». Так, например, М.А. Данилов, описывает творческую активность, как живую, энергетическую деятельность, направленную на выполнение задания [10, с.3]. Важно заметить, что в данном определении творческий аспект не учитывается автором. Подобной точки зрения придерживается В.П. Строков, описывает творческую активность в большей степени, как специфическое качество деятельности учащегося, направленное на создание нового продукта, воплощенного в форме новых знаний, умений, навыков и т.д.

Третий подход к пониманию творческой активности базируется на характеристике свойств личности. Сторонником данного подхода Б.Х. Пикаловым творческая активность определяется как «высший уровень активности и интегральное свойство личности, которое характеризует отношение к творческой учебно-познавательной деятельность и степень включённости человека в творческий процесс» [11, с.56].

Соотнесение творческой активности с качествами личности, проводится так же сторонниками четвертого подхода к изучению данного понятия. К их числу относится известные советские ученые-педагоги, психологи: А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, Г.И. Щукина. Как ранее было отмечено, советскими учеными не ставилась задача формирования единого определения творческой активности. Однако исследователями была подготовлена серьезная теоретическая база для проведения подобной работы по формированию подходов к изучению творческой активности на современном этапе. Так, например Е.В. Рогалевой, взявшей за основу, подход, соотнесения творческой активности с качествами личности, было составлено комплексное определение, согласно которому творческая активность понимается как «…интегральное качество личности, где ведущую роль играют эмоционально-волевые, интеллектуальные и характерологические свойства, дающие возможность человеку творчески преобразовывать любую деятельность» [12, с. 34].

Применительно к младшему школьному возрасту творческая активность раскрывается в таких характеристиках личности, как самоактуализация и самореализация. Младшие школьники, как отмечает О.Б. Мурзина, испытывают острую потребность в реализации данных качеств. При этом самым действенным способом их проявления становится воспроизводство новых объектов материальной действительности в ходе творческой активности [13, с. 2]. Исследователь отмечает, что вовлечение в творческую активность происходит в младшем школьном возрасте практически без затруднений, так как творческий потенциал развивается от рождения. Однако педагогу важно создать условия для проявления творческого потенциала и обращение его в практическое русло, позволяющее ребенку развить положительные личностные качества [14, с. 13].

Данное умозаключение, относительно необходимости создания условий для проявления творческой активности младшего школьника, выступает в согласии с мнением Л.С. Выготского, который говорил, что: «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает новое, какой бы крупицей ни казалось это по сравнению с созданиями гениев» [15, с.47]. Основываясь на утверждении психолога важно обратить внимание на характер творческой активности младшего школьника. Прежде всего, творческая активность в младшем школьном возрасте соотносится с внутренней и внешней готовностью к конструированию реальности. Ребенок в возрасте 6-11 лет стремится удовлетворять свои потребности в различных формах активности, формирует мышление, высказывает собственные суждения.

Поэтому задачей педагога по формированию условий для проявления творческой активности будет являться поощрение вышеназванных стремлений творчеству. Побуждение младшего школьника к творческой активности посредством применения специальных педагогических приемов. Однако прежде всего следует обобщить и проанализировать обозначенные выше подходы к определению педагогической активности и определить существенные признаки и показатели свойственные для данного качества личности.

Так к существенным признакам творческой активности младшего школьника следует относить: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. На основании данных признаков представляется возможным охарактеризовать творческую активность как особое качество личности человека, выражающее степень интенсивности деятельности, с учетом содержания и устойчивости, определяемых факторами внешней и внутренней среды развития. На практике творческая активность может проявляться в эмоциональных проявлениях от ознакомления с художественными произведениями и способностью перенесения данных эмоциональных переживаний на условия материальной среды при помощи инструментов для творчества в процессе художественной практики.

Отсюда следует, что творческая активность обладает значительной мотивационной составляющей и как следствие проявляется в форме мотивационного критерия. В свою очередь мотивационный критерий отражается в наличии общего интереса к творчеству и потребности в творческом самовыражении личности. В младшем школьном возрасте на данные показатели творческой активности следует акцентировать особое внимание [16, с. 5].

Соответственно, если творческая активность находит свое проявление в различных личностных проявлениях: деятельностном и мотивационном, представляется возможным говорить о данном понятии как об интегрированной категории. Так, творческая активность объединяет под собой активность и творчество может проявляться также в таких показателях как: самостоятельность (деятельность), оригинальность (креативность), новизна результатов и способов деятельности.

Каждый из показателей, подчиняясь психологическим принципам, находится в единстве с остальными. Следовательно, изменения, происходящие по каждому из показателей неизменно оказывают воздействие на остальные показатели творческой активности [17, с.53]. Отсюда следует, что использование различных педагогических приемов, направленных на повышение уровня творческой активности, позволит трансформировать систему показателей творческой активности. Тем не менее, чтобы сделать воздействие целенаправленным и системным, приемы развития творческой активности младших школьников необходимо отбирать по такому принципу, чтобы они оказывали воздействие на конкретный показатель.

Поэтому при организации уроков важно комбинировать приемы, направленные на заучивание и воспроизведение готового материала с приемами творческими. Иными словами при организации уроков направленных на развитие творческой активности необходимо избегать главенства воспроизводящей деятельности (по Л.С. Выготскому) над деятельностью творческой. Решение данной проблемы И.В. Груздова усматривает в привлечении к образовательному процессу творческих педагогов, поскольку именно творческий компонент в преподавании позволит переместить фокус внимания учащихся с формальных способов решения задач на неформальные (творческие).

В связи с этим И.В. Груздовой даются следующие характеристик творческого педагога [18, с.53]:

                 способность к преобразованию педагогической практики;

                 интерес к способностям и личностным качествам людей;

                 высокий уровень эмпатии;

                 наличие разнообразных интересов и увлечений;

                 развитость волевых качеств личности.

Тем самым младшие школьники, вступая во взаимодействие с педагогом, проявляющим личную творческую активность, большей степени будут склонны к развитию подобных качеств у себя.

На основании вышеизложенного, представляется возможным выделить следующие критерии проявления творческой активности детей в младшем школьном возрасте [19]:

                 мотивационный критерий. Показателями выраженности мотивационного критерия у младших школьников являются: наличие устойчивого интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, а также желание открывать для себя новое и устанавливать закономерности между изученным и вновь освоенным;

                 интеллектуально-познавательный критерий, проявляется на уровне творческого воображения младшего школьника, его творческого мышления и общего уровня креативности;

                 деятельностный критерий, находит свое отражение в умении младшего школьника формулировать цели своей творческой деятельности и по итогам составленного замысла получать готовый продукт. Полученный продукт должен отличаться новизной и оригинальностью.

По каждому из критериев и возрастных характеристиках их проявления (показателям), представляется возможным проведение целенаправленного педагогического воздействия, предполагающего использование специальных приемов развития творческой активности.

Таким образом, на основании анализа творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе можно сделать следующие выводы:

  •    понятие «творческой активности» неотделимо от характеристик таких универсальных категорий, как «творчество», «активность» и «деятельность». Данные категории указывают на общие побуждения личности к преобразованию окружающей действительности путем сопоставления приобретенного опыта и личных впечатлений и переживаний;
  •         по итогам обобщения рассмотренных подходов к определению понятия «творческая активность», представляется возможным составить общее определение творческой активности. Согласно данному определению, творческая активность раскрывается как общая активность личности, направленная на участие в преобразующей творческой деятельности на деятельностном и мотивационном уровнях;  
  •    творческая активность в младшем школьном возрасте проявляется на уровне различных показателей, позволяющих исследовать степень ее выраженности. К ключевым показателям творческой активности относятся: наличие интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, присутствие творческого воображения, творческого мышления, умения сформировать замысел творческой деятельности и по ее завершению получить готовый оригинальный продукт.


                               Список используемой литературы

 1.       Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. № 1. С. 122-124.

2.  Сережникова Р.К. Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. С. 106-108.

3.        Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988.208с.,

4.        Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : Педагогика, 2011. 155 с.

5.         Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 223 с.

          6.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

          7.       Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 51–55.

          8.    Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1996. 170 с.

          9.    Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М. : 1996. 219 с.

         10 .   Чапурных А. А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности // Инновационное развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 179-183.

         11.         Пикалов Б. Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург : 1999. 170 с.

         12.      Рогалёва Е. В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1999. 189 с.

         13.        Мурзина О. Б. Сущность и специфика формирования творческой активности младших школьников // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. 2020. №2. С. 137-142.

         14.        Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А.М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности // Психология. 2016. № 6. С. 49-73.

         15.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.

         16.        Бибикова Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск : 2004. 23 с.

          17.             Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Известия ВГПУ. 2016. №4. С. 52-55.

          18.        Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника. Тольятти : ТГУ, 2019. 160 с.

          19.        Мельникова М. Л. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 101-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за сче...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая  программа. Все это можно...