Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе
Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, должно строиться на подготовке детей к самостоятельной жизни, к умению решать повседневные задачи и вовлекаться в процесс самообразования. Достижение перечисленных результатов станет доступно после воспитания внутренних побуждений ребенка к расширению собственного интеллектуального потенциала, кругозора и творческих навыков. Приобретению данных качеств способствует педагог начальной школы, пробуждая в ребенке познавательный интерес.
Понятие познавательного интереса приводится в исследовании С.В. Бакуниной, где автор раскрывает его как: «особую избирательную направленность личности на процесс познания» [1, с. 122]. В связи с этим познавательный интерес понимается как глубоко личностное образование со сложной психологической природой. Опираясь на познавательный интерес, учитель может способствовать развитию у учащихся интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально-мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления школьника.
Применительно к содержанию познавательного интереса важно обратить внимание такие понятия, как «творчество» и «творческая активность». В статье Р.К. Сережниковой творчество, как особый вид творческой деятельности характеризуется по ряду следующих признаков [2, с. 106-107]:
− присутствие противоречия или проблемной ситуации, требующего нестандартного решения;
− проявление в деятельности личной значимости и прогрессивности;
− присутствие знаний и умений личности, демонстрирующих ее творческий потенциал.
На основании данного перечня исследователь делает вывод о том, что творческий процесс проявляется в условиях, связанных с новизной и ценностью, а также с наличием сильной мотивации и устойчивости в мыслительном процессе. В свою очередь, под творческой активностью С.В. Бакунева понимает сложное отношение человека к действительности, путем объединения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также творческого потенциала. При этом ключевой категорией, при характеристике творческой активности, будет выступать именно «творчество».
Проблема творчества в настоящее время хорошо изучена и имеет долгую историю, поскольку являлась объектом внимания философов, психологов и педагогов на всем протяжении существования данных научных отраслей знания. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность» [1, с. 123].
Тем не менее, изучение понятия творческой активности в психолого-педагогической литературе неотделимо от понятия «активность». Так уже советским педагогом Г.И. Щукиной, было отмечено, что активность младшего школьника находится в прямой взаимосвязи с процессом становления его личности. Активность проявляется на различных уровнях. Исследователь выделяла три уровня активности младших школьников [3, с.146–148]:
− репродуктивно-подражательная активность. Развиваясь на данном уровне активности, ребенок накапливает опыт деятельности посредством сотрудничества со сверстниками. Вступая во взаимодействие, ребенок также копирует идеальные образцы предметных действий и речевых форм;
− поисково-исполнительская активность. Проявляется на более высоком уровне, поскольку находится во взаимосвязи с самостоятельной деятельностью. Для данного уровня активности характерен самостоятельный поиск путей и решения поставленной задачи;
− творческая активность. Представляет собой высший уровень, если задача ставится школьниками, и пути её решения избираются новые, оригинальные.
Активность личности и в том числе познавательная активность воспринималась, как важная исследовательская проблема А.М. Матюшкиным. Исследователь придерживался точки зрения относительного того, что категория активности, является ведущей проблемой в рамках исследований по физиологии, психики и психическому развитию человека.
При этом автор рассматривал познавательную активность в совокупности с такими категориями как общая активность, психическая активность, интеллектуальная активность и творческая активность. В процессе исследования аспект активности, связанный с творчеством, признавался А.М. Матюшкиным, как продуктивное свойство личности, позволяющее ей обрабатывать воспринимаемую информацию, а также формировать новые подходы к познанию действительности [4, с.57].
Соответственно активность младшего школьника, связанная с творчеством, согласно концепции А.М. Матюшкина, будет соотноситься с теми качествами личности, которые вступают во взаимодействие с признанными общечеловеческими ценностями. По этой причине в психолого-педагогической литературе понятие «творческой активности» нередко рассматривается, как самостоятельный феномен и анализируются применительно к разным возрастным этапам развития личности.
Поскольку процесс творчества и творческая активность, на уровне содержания дополняют друг друга М.А. Бондарь раскрывает понятие творческой активности, как способности личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [3, с.600]. В связи с этим в ходе творческой активности происходит взаимодействие субъекта и объекта с целью получения адекватной информации об объекте и выработке эмоционально-оценочного отношения к процессу деятельности. При этом деятельность может быть различного вида и как следствие творческая активность, находящаяся с ней в непосредственной взаимосвязи, будет проявляться в различных формах. Формы и проявления также будут зависеть от уровня познавательной активности ребенка.
Поэтому, принимая во внимание свойства творческой активности школьников, ряд авторов, и в том числе Д.В. Григорьев, обращают внимание на значительные возможности в ее развитии в рамках внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности, по мнению исследователя, подразумевает вовлечение ребенка в широкий спектр разнообразных видов деятельности. Поскольку задания предлагаемые учащимся во внеурочной деятельности в меньшей степени сопряжены с основной обучающей программой, они создают достаточную мотивацию для развития творческой активности [5, с.145].
Совмещение творческой активности с разнообразными видами деятельности, объясняется также важнейшим свойством творчества, характеризуемым как комбинируемость. На данное свойство, присущее творческой деятельности и как следствие творческой активности детей, обращал внимание советский психолог Л.С. Выготский. Ученый противопоставлял творческую деятельность, деятельности воспроизводящей. Способность к комбинированию явлений, выступает главным отличием между воспроизводящей и творческой деятельностью, как способность к воображению или возможность дополнения существующих в реальности явлений, ранее существовавшими или несуществующими в реальности. Л.С. Выготский говорил об этой способности следующим образом: «…всякая такая деятельность человека, результатом которой является воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [6, с.2]. Таким образом, в процессе творческой активности ребенок приобретает способность к конструированию новых образов, новых объектов материальной действительности, наделяя их свойствами, соотносимыми с его фантазией и воображением.
Тем не менее, представленная выше характеристика творческой активности в большей степени строится на изучении отдельных понятий «творчества» и «активности». Данный подход был распространён преимущественно в советский период, тогда как на современном этапе предпринимаются активные попытки к совмещению данных понятий и формированию комплексного определения творческой активности. В.Б. Филимонова анализируя современные научные труды, выделяет 4 подхода к пониманию творческой активности [7, с.2].
Первый подход описывает творческую активность, как стремление, потребность и направленность на деятельностное разрешение познавательных гипотез и внесение элементов новизны в традиционные виды деятельности. Теоретиками данного подхода выступают Г.А. Коровкина [8] и И.Г. Патяко [9].
Второй подход, описываемый в работах М.А. Данилова, В.П. Строкова и др., основывается на совмещении понятия творческая активность и понятие «деятельность». Так, например, М.А. Данилов, описывает творческую активность, как живую, энергетическую деятельность, направленную на выполнение задания [10, с.3]. Важно заметить, что в данном определении творческий аспект не учитывается автором. Подобной точки зрения придерживается В.П. Строков, описывает творческую активность в большей степени, как специфическое качество деятельности учащегося, направленное на создание нового продукта, воплощенного в форме новых знаний, умений, навыков и т.д.
Третий подход к пониманию творческой активности базируется на характеристике свойств личности. Сторонником данного подхода Б.Х. Пикаловым творческая активность определяется как «высший уровень активности и интегральное свойство личности, которое характеризует отношение к творческой учебно-познавательной деятельность и степень включённости человека в творческий процесс» [11, с.56].
Соотнесение творческой активности с качествами личности, проводится так же сторонниками четвертого подхода к изучению данного понятия. К их числу относится известные советские ученые-педагоги, психологи: А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, Г.И. Щукина. Как ранее было отмечено, советскими учеными не ставилась задача формирования единого определения творческой активности. Однако исследователями была подготовлена серьезная теоретическая база для проведения подобной работы по формированию подходов к изучению творческой активности на современном этапе. Так, например Е.В. Рогалевой, взявшей за основу, подход, соотнесения творческой активности с качествами личности, было составлено комплексное определение, согласно которому творческая активность понимается как «…интегральное качество личности, где ведущую роль играют эмоционально-волевые, интеллектуальные и характерологические свойства, дающие возможность человеку творчески преобразовывать любую деятельность» [12, с. 34].
Применительно к младшему школьному возрасту творческая активность раскрывается в таких характеристиках личности, как самоактуализация и самореализация. Младшие школьники, как отмечает О.Б. Мурзина, испытывают острую потребность в реализации данных качеств. При этом самым действенным способом их проявления становится воспроизводство новых объектов материальной действительности в ходе творческой активности [13, с. 2]. Исследователь отмечает, что вовлечение в творческую активность происходит в младшем школьном возрасте практически без затруднений, так как творческий потенциал развивается от рождения. Однако педагогу важно создать условия для проявления творческого потенциала и обращение его в практическое русло, позволяющее ребенку развить положительные личностные качества [14, с. 13].
Данное умозаключение, относительно необходимости создания условий для проявления творческой активности младшего школьника, выступает в согласии с мнением Л.С. Выготского, который говорил, что: «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает новое, какой бы крупицей ни казалось это по сравнению с созданиями гениев» [15, с.47]. Основываясь на утверждении психолога важно обратить внимание на характер творческой активности младшего школьника. Прежде всего, творческая активность в младшем школьном возрасте соотносится с внутренней и внешней готовностью к конструированию реальности. Ребенок в возрасте 6-11 лет стремится удовлетворять свои потребности в различных формах активности, формирует мышление, высказывает собственные суждения.
Поэтому задачей педагога по формированию условий для проявления творческой активности будет являться поощрение вышеназванных стремлений творчеству. Побуждение младшего школьника к творческой активности посредством применения специальных педагогических приемов. Однако прежде всего следует обобщить и проанализировать обозначенные выше подходы к определению педагогической активности и определить существенные признаки и показатели свойственные для данного качества личности.
Так к существенным признакам творческой активности младшего школьника следует относить: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. На основании данных признаков представляется возможным охарактеризовать творческую активность как особое качество личности человека, выражающее степень интенсивности деятельности, с учетом содержания и устойчивости, определяемых факторами внешней и внутренней среды развития. На практике творческая активность может проявляться в эмоциональных проявлениях от ознакомления с художественными произведениями и способностью перенесения данных эмоциональных переживаний на условия материальной среды при помощи инструментов для творчества в процессе художественной практики.
Отсюда следует, что творческая активность обладает значительной мотивационной составляющей и как следствие проявляется в форме мотивационного критерия. В свою очередь мотивационный критерий отражается в наличии общего интереса к творчеству и потребности в творческом самовыражении личности. В младшем школьном возрасте на данные показатели творческой активности следует акцентировать особое внимание [16, с. 5].
Соответственно, если творческая активность находит свое проявление в различных личностных проявлениях: деятельностном и мотивационном, представляется возможным говорить о данном понятии как об интегрированной категории. Так, творческая активность объединяет под собой активность и творчество может проявляться также в таких показателях как: самостоятельность (деятельность), оригинальность (креативность), новизна результатов и способов деятельности.
Каждый из показателей, подчиняясь психологическим принципам, находится в единстве с остальными. Следовательно, изменения, происходящие по каждому из показателей неизменно оказывают воздействие на остальные показатели творческой активности [17, с.53]. Отсюда следует, что использование различных педагогических приемов, направленных на повышение уровня творческой активности, позволит трансформировать систему показателей творческой активности. Тем не менее, чтобы сделать воздействие целенаправленным и системным, приемы развития творческой активности младших школьников необходимо отбирать по такому принципу, чтобы они оказывали воздействие на конкретный показатель.
Поэтому при организации уроков важно комбинировать приемы, направленные на заучивание и воспроизведение готового материала с приемами творческими. Иными словами при организации уроков направленных на развитие творческой активности необходимо избегать главенства воспроизводящей деятельности (по Л.С. Выготскому) над деятельностью творческой. Решение данной проблемы И.В. Груздова усматривает в привлечении к образовательному процессу творческих педагогов, поскольку именно творческий компонент в преподавании позволит переместить фокус внимания учащихся с формальных способов решения задач на неформальные (творческие).
В связи с этим И.В. Груздовой даются следующие характеристик творческого педагога [18, с.53]:
− способность к преобразованию педагогической практики;
− интерес к способностям и личностным качествам людей;
− высокий уровень эмпатии;
− наличие разнообразных интересов и увлечений;
− развитость волевых качеств личности.
Тем самым младшие школьники, вступая во взаимодействие с педагогом, проявляющим личную творческую активность, большей степени будут склонны к развитию подобных качеств у себя.
На основании вышеизложенного, представляется возможным выделить следующие критерии проявления творческой активности детей в младшем школьном возрасте [19]:
− мотивационный критерий. Показателями выраженности мотивационного критерия у младших школьников являются: наличие устойчивого интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, а также желание открывать для себя новое и устанавливать закономерности между изученным и вновь освоенным;
− интеллектуально-познавательный критерий, проявляется на уровне творческого воображения младшего школьника, его творческого мышления и общего уровня креативности;
− деятельностный критерий, находит свое отражение в умении младшего школьника формулировать цели своей творческой деятельности и по итогам составленного замысла получать готовый продукт. Полученный продукт должен отличаться новизной и оригинальностью.
По каждому из критериев и возрастных характеристиках их проявления (показателям), представляется возможным проведение целенаправленного педагогического воздействия, предполагающего использование специальных приемов развития творческой активности.
Таким образом, на основании анализа творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе можно сделать следующие выводы:
- понятие «творческой активности» неотделимо от характеристик таких универсальных категорий, как «творчество», «активность» и «деятельность». Данные категории указывают на общие побуждения личности к преобразованию окружающей действительности путем сопоставления приобретенного опыта и личных впечатлений и переживаний;
- по итогам обобщения рассмотренных подходов к определению понятия «творческая активность», представляется возможным составить общее определение творческой активности. Согласно данному определению, творческая активность раскрывается как общая активность личности, направленная на участие в преобразующей творческой деятельности на деятельностном и мотивационном уровнях;
- творческая активность в младшем школьном возрасте проявляется на уровне различных показателей, позволяющих исследовать степень ее выраженности. К ключевым показателям творческой активности относятся: наличие интереса к творчеству, потребность в творческом самовыражении, присутствие творческого воображения, творческого мышления, умения сформировать замысел творческой деятельности и по ее завершению получить готовый оригинальный продукт.
Список используемой литературы
1. Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. № 1. С. 122-124.
2. Сережникова Р.К. Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. С. 106-108.
3. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988.208с.,
4. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : Педагогика, 2011. 155 с.
5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 223 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.
7. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 51–55.
8. Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1996. 170 с.
9. Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М. : 1996. 219 с.
10 . Чапурных А. А. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности // Инновационное развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 179-183.
11. Пикалов Б. Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург : 1999. 170 с.
12. Рогалёва Е. В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология»: Дис. ... канд. пед. наук. М.: 1999. 189 с.
13. Мурзина О. Б. Сущность и специфика формирования творческой активности младших школьников // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. 2020. №2. С. 137-142.
14. Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А.М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности // Психология. 2016. № 6. С. 49-73.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 90 с.
16. Бибикова Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск : 2004. 23 с.
17. Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Известия ВГПУ. 2016. №4. С. 52-55.
18. Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника. Тольятти : ТГУ, 2019. 160 с.
19. Мельникова М. Л. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 101-106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...
Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за сче...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая программа. Все это можно...