КОМПЛЕКТ оценочных средств учебной дисциплины ОП 11 «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА»
учебно-методический материал
КОМПЛЕКТ оценочных средств учебной дисциплины ОП 11 «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА» для специальности "Дошкольное образование"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Белоярский политехнический колледж»
УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением протокол от 03.03.2018 № 2 | ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом от 25.04.2018 № 108 (в ред. приказа от 25.04.2019 № 96 приказа от 25.04.2020 № 74) |
КОМПЛЕКТ
оценочных средств учебной дисциплины
ОП 11 «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белоярский 2019
Организация-разработчик: БУ «Белоярский политехнический колледж»
Разработчики:
Захарова Юлия Александровна, преподаватель
Внутренние эксперты:
Тиунова Т.И., заместитель директора по НМР
1. Общие положения
1.1 Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОПД.03. МЕНЕДЖМЕНТ
1.2 КОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
- КОС разработаны на основании положений:
- ФГОС 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет»;
- основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
- программы учебной дисциплины ОПД.03. МЕНЕДЖМЕНТ.
2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и итоговой аттестации
2.1 Коды и наименования элементов знаний и умений
Код элемента умений | Наименование элемента умений | Код элемента знаний | Наименование элемента знаний |
У1 | управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности | З1 | характерные черты современного менеджмента |
У2 | проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала | З2 | процесс принятия и реализации управленческих решений; |
У3 | проводить сегментацию и позиционирование рынка услуг | З3 | принципы построения организационной структуры управления |
У4 | принимать эффективные решения, используя систему методов управления | З4 | организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта |
У5 | использовать систему маркетинговых коммуникаций | З5 | рынок как объект маркетинга |
У6 | проводить маркетинговые исследования | З6 | комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой) |
У6 | анализировать товарную, ценовую и сбытовую политику фирмы |
2.2 Кодификатор контрольных заданий
Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного задания) | Метод/форма контроля | Код контрольного задания |
Проектное задание | Учебный проект (курсовой, исследовательский, обучающий, сервисный, социальный творческий, рекламно-презентационный) | 1 |
Реферативное задание | Реферат | 2 |
Расчетная задача | Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание, лабораторная работа, практические занятия, письменный экзамен | 3 |
Поисковая задача | Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание | 4 |
Аналитическая задача | Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание | 5 |
Графическая задача | Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание | 6 |
Задача на программирование | Контрольная работа, Индивидуальное домашнее задание | 7 |
Тест, тестовое задание | Тестирование, письменный экзамен | 8 |
Практическое задание | Лабораторная работа, практические занятия, практический экзамен | 9 |
Ролевое задание | Деловая игра | 10 |
Исследовательское задание | Исследовательская работа | 11 |
Код контрольного задания | |||||||||||||
Содержание учебного материала по программе УД | У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 |
Тема 1.Основные понятия менеджмента и маркетинга | 2 | 3 | 9 | ||||||||||
Тема 2 Сегментация и позиционирование | 9 | 2 | 3 | 10 | |||||||||
Тема 3 Маркетинговая среда и рынки предприятий | 9 | 4 | 9 | ||||||||||
Тема 4 Товарная, ценовая и сбытовая политика фирмы | 9 | 10 | |||||||||||
Тема 5 Методы маркетинга. Реклама | 2 | 5 | 2 | 9 | |||||||||
Тема 6 Методика проведения маркетинговых исследований | 9 | 4 | |||||||||||
Тема 7 Формы организации в системе менеджмента образования | 3 | 2 | 10 | 9 | |||||||||
Тема 8 Мотивация деятельности человека в организации. | 4 | 2 | 3 | 10 | |||||||||
Тема 9 Организационные процессы в системе педагогического менеджмента | 10 | 3 | 4 | ||||||||||
Тема 10 Руководитель в системе менеджмента | 2 | 3 | |||||||||||
Тема 11 Конфликты и стрессы | 10 | 2 | 2 |
3.2. Текст задания
1: Система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции называется …
2: Менеджер, руководитель различного уровня, занимающий постоянную должность в организации и наделённый полномочиями в области принятия решений, является … менеджмента
3: Ф.У.Тейлер является автором школы …:
а: административного управления
б: научного управления
в: количественных методов
г: поведенческих наук
4: Организация как сознательно-координируемое объединение для достижения установленных целей сообщества людей является … менеджмента
а: предметом
б: задачей
в : функцией
г: объектом
д: субъектом
5: Школа менеджмента, впервые сформулировавшая принципы управления называется …
а: административная или классическая
б: человеческих отношений и поведенческих наук
в: науки управления или математическая
г: научного управления
6: Самоменеджмент – это …
а: внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой
б: значимость, которой индивид наделяет себя в целом
в: метод приобретения знаний на основе самостоятельных занятий
г: целенаправленное использование руководителем испытанных методов и практических приёмов работы в повседневной деятельности
7: Правильная последовательность этапов в процессе планирования
а: контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
б: составление плана работы
в: анализ разработанного варианта плана
г: план выполнения необходимых действий
д: анализ ресурсов
е: подготовка детального плана действий
ж: формулирование целей
з: подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей
8: Соответствие между направлениями и подходами в развитии мирового менеджмента
1.Классическое направление | А) Подходы первых бихевиористов, подходы к управлению с точки зрения социальной науки, управление человеческими ресурсами, подходы с точки зрения поведенческих наук |
2.Поведенческое направление | Б) Теория систем, ситуационный подход, новые подходы |
3.Количественное направление | В) Научное управление, административное управление, бюрократическое управление |
4.Современное направление | Г) Исследование операций, операционное управление, управленческая информационная наука |
Д) Классические подходы, новые подходы |
9: Соответствие между направлениями менеджмента и именами учёных
1.Бюрократия | А) Элтон Мэйо |
2.Научный менеджмент | Б) Том Питерс |
3.Классический менеджмент | В) Генри Форд |
4.Человеческие отношения | Г) Фредерик Тейлор |
Д) Дуглас Макгрегор | |
Е) Розабет Мосс Кантер | |
Ж) Макс Вебер |
10: Конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема – это … принятия управленческих решений
11: Творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления называется
а: мотивацией
б: управленческим решением
в: уровнем принятия решения
г: конфликтом
12: Адаптационный уровень принятия решений включает в себя…
а: инициативные и свободные действия в определённых границах
б: обычные рутинные решения
в: наличие опыта, отсутствие решения
г: выработку решения, которое может быть абсолютно новым
13: Решение, предполагающее два противоположенных варианта действий называется …
а: многовариантное
б: безальтернативное
в: инновационное
г: бинарное
д: интуитивное
е: стандартное
14: Решение, при котором возможен только один вариант действий называется …
а: безальтернативное
б: бинарное
в: многовариантное
г: инновационное
д: интуитивное
15: Компромисс при принятии решения характеризуется …
а: установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников
б: принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон
в: уменьшением выгоды
г: уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом
16: Правильная последовательность этапов принятия рационального решения
а: анализ проблемы
б: анализ ситуации и формулировка проблемы
в: контроль над выполнением решения
г: определение целей решения
д: поиск вариантов
е: окончательный выбор варианта
ж: выработка критериев принятия решения
з: введение решения в действие
и: утверждение решения руководством
к: анализ выполнения и корректировка решения
17: Правильная последовательность этапов проведения метода «мозговой атаки
а: ознакомление с целями, правилами работы
б: выбор окончательного решения
в: индивидуальное осмысление проблемы
г: уяснение и обсуждение идей
д: неупорядоченное перечисления идей
е: ознакомление с проблемой
ж: ранжирование идей
18: Соответствие между классификационными признаками управленческих решений и их видами
1.По роли в достижении цели организации | А) Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
2.По временному горизонту | Б) Единоличные, совместные, консультативные, парламентские |
3.По периоду действия | В) Безальтернативные, бинарные, многовариантные, инновационные |
4.По широте охвата | Г) Выборочные, систематические,сплошные |
5.По степени альтернативности | Д) Стратегические, тактические |
Е) Прогнозные, плановые, оперативные | |
Ж) Творческие, стандартные | |
З) Д 2Рисковые, безрисковые |
9:
«Цикл менеджмента»
… | ||||
КОНТРОЛЬ | ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
МОТИВАЦИЯ |
20: Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями называется …
21: Процесс формирования у работника необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которое развивается на основе осознания как своих личных потребностей и потребностей других людей – это …
22: Матрица SWOT позволяет провести анализ…
а: конкурентов
б: сильных и слабых сторон предприятия
в: потребителей
г: состояния продукта на рынке и выявить долю рынка
д: бухгалтерской отчётности
23: Совокупность людей в организации и условия их деятельности в определённых пропорциях и взаимосвязи называется …
а: организационными задачами
б: организационным процессом
в: организационной структурой
г: законом организации
24: Достоинства централизации управления включают в себя …
а: обеспечивает стратегическую направленность управления
б: сковывает процесс управления
в: устраняет дублирование управленческих функций
г: затрачивается много времени на передачу информации
д: снимает перегрузку центра второстепенными проблемами
е: затрудняет координацию управленческой деятельности
25: Степень одновременного воздействия тех или иных факторов внешней среды на компанию называется … внешней среды
а: продвижением
б: подвижностью
в: неподвижность
г: сложностью
д: стабильностью
26: Среда прямого воздействия организации включает в себя …
а: законы и государственные органы
б: международные события
в: политика
г: состояние экономики
д: потребители
е: конкуренты
27: Совокупность работников, объединённых по принципу пола, возраста, профессии, образования означает … вид структуры
а: технологический
б: организационный
в: коммуникационный
г: социальный
д: правовой
28: Типовыми организационными структурами органического типа являются
а: линейно-штабные
б: линейно-функциональные
в: матричные
г: проектные –: дивизиональные
д:функциональные
29: Официальный документ, в котором отражены прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи называется …
а: планом
б: стратегией
в: прогнозом
г: договором
30: Группа потребностей, являющаяся первичной, базовой в иерархии А.Маслоу
а: в самовыражении, самоопределении
б: в общественном признании
в: в безопасности
г: физиологические
д: социальные
31: Группа вторичных потребностей в иерархии А.Маслоу включает в себя …
а: в самовыражении
б: в самоутверждении
в: в безопасности
г: в социальных контактах
д: физиологические
32: Обнаружение во внутренней и внешней среде организации факторов, влияющих на её деятельность, является … контроля
а: функцией
б: принципом
в: стратегией
г: прогнозом
д: задачей
33: Демократический стиль руководства основан на …
а: стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства
б: инициативе коллектива, а не руководства
в: склонности к излишней терпимости, снисходительности нетребовательности
г: принуждении
34: Правильная последовательность этапов процесса контроля
а: определение параметров контроля
б: устранение причин отклонений
в: измерения и оценка ситуации
г: создание модели управления
д: совершенствование технологий и методов управления
35: Правильная последовательность процесса стратегического управления
а: анализ внешней и внутренней среды
б: управление реализацией стратегии
в: анализ и выбор стратегии
г: оценка стратегии
д: определение миссии и цели организации
36: Правильная последовательность этапов разработки плана
а: анализ перспектив развития
б: анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых видов деятельности и определение ожидаемых результатов
в: анализ возможностей организации в конкурентной борьбе
г: выбор стратегии на основе анализа перспектив организации в различных видах деятельности
д: оценка эффективности деятельности и разработка стратегических альтернатив
37: Правильная последовательность иерархии потребностей А.Маслоу от первичных к вторичным
а: потребности в безопасности
б: физиологические потребности
в: потребность в самовыражении
г: потребности в социальных контактах
д: потребности в самоутверждении
38: Соответствие между классификационными признаками и видами планов
Признак | Вид |
1 По стадии производственного процесса | А) Самоконтроль, ОТК, государственный, международный |
2 В зависимости от субъекта контроля | Б) Входной, операционный, готовой продукции, хранения |
3 По степени обхвата | В) Усиленный, нормальный |
4 По способу получения информации | Г) Сплошной, выборочный |
5 По режиму | Д) Регистрационный, статистический, расчетно-аналитический |
6 По степени механизации | Е) Ручной, автоматизированный, автоматический |
7 По периодичности | Ж) Предварительный, текущий, итоговый |
8 По времени | З) Непрерывный, периодический |
И) Механизированный, контроль транспортирования, осуществляемый менеджером |
39: Соответствие между концепциями лидерства и их характеристиками
1 Теория «великих людей» | А)Лидерами становятся в силу особенностей подчиненных, характера среды, содержания деятельности |
2 Поведенческие | Б) Лидерами становятся в силу того, в каком возрасте начался трудовой стаж |
3 Ситуационные | В) Лидерами становятся в силу личных свойств: высокий интеллект, приятная внешность, здравый смысл, честность и уверенность в себе |
Г) Лидерами становятся в силу особенности манеры общения с окружающими | |
Д) Лидерами становятся в силу того, что являются руководителем |
40: Соответствие между видами и сроками планов
1 Краткосрочные | А)До 1 года |
2 Среднесрочные | Б) 5 и более лет |
3 Долгосрочные | В) От 3 лет до 6 лет |
Г) От 1 года до 5 лет | |
Д) От 2 лет до 7 лет |
41: Совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и в её окружении называется управленческой …
42: Отправитель, сообщение, канал, получатель в рамках процесса коммуникаций, являются …
а: этапами
б: элементами
в: объектами
г: субъектами
43: Соединение определённым образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков называется …
а: коммуникационной сетью
б: коммуникационным стилем
в: коммуникационным методом
г: управленческим методом
44: Совокупность информации, необходимой и достаточной для принятия управленческих решений с методами и средствами её организации называется … системой управления
а: кадровой
б: технической
в: правовой
г: информационной
45: Коммуникационный процесс с точки зрения менеджера, это …
а: форма получения заданий и рекомендаций по их выполнению
б: средство самооценки
в: средство оценки своей профессиональной судьбы
г:средство доведения до сотрудников целей и задач организации
д: средство получения представления
46: Информация о результатах предыдущих решений, являющаяся следствием обратной связи называется является … информацией
а: внутренней
б: внешней
в: оптимальной
г: ложной
д: электронной
е: промежуточной
47. Маркетинг - это:
- ) вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;
- ) вид человеческой деятельности, направленный на продвижение товара;
- ) вид человеческой деятельности, направленный на производство продукции;
- ) вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством сбыта.
48. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида называется:
- ) запрос;
- ) потребность.
- ) маркетинг;
- ) рынок.
49. Сбытовая функция маркетинга включает в себя:
- ) организация системы товародвижения, сервиса, проведение товарной политики, изучение рынка и изучение потребителей;
- ) организация системы товародвижения, сервиса, проведение товарной и ценовой политики.
50. Позиционирование товара - это:
- ) логическое продолжение нахождения целевых сегментов, так как позиция товара на одном сегменте может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте;
- ) метод нахождения частей рынка и определение объектов на которые направлена маркетинговая деятельность фирмы
51. Экономический признак сегментации включает в себя:
- ) душевой доход, страна, возраст, уровень потребления товара;
- ) душевой доход, уровень потребления товара.
52. Отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления - это:
- ) потребительский рынок;
- ) рынок производителей;
- ) рынок посредников.
53. В развёрнутую модель покупательского поведения входят:
- ) побудительные факторы маркетинга, прочие раздражители, «чёрный ящик» сознания покупателя, ответные реакции покупателя;
- ) побудительные факторы маркетинга, «чёрный ящик» сознания покупателя, ответные реакции покупателя.
- ) побудительные факторы маркетинга, прочие раздражители, ответные реакции покупателя.
54. Социальные факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение:
- ) референтные группы, семья, возраст, род занятий;
- ) референтные группы, семья, роли и статус.
55. Классификационный признак территориальный охват включает:
- ) мировой рынок, национальный рынок, развивающийся и развитый рынок;
- ) мировой рынок, национальный рынок
56: Правильная последовательность этапов информационного обмена
а: кодирование информации
б: декодирование
в: отбор информации
г: передача информации
57: Правильная последовательность этапов жизненного цикла организации
а: упадок
б: становление (зарождение)
в: зрелость
г: рост
58: Соответствие между классификационными признаками управленческой информации и их разновидностями
1 По содержанию | А) Универсальная, функциональная, конкретная |
2 По назначению | Б) Экономическая, правовая, техническая |
3 По возможности закрепления и хранения | В) Одноцелевая и многоцелевая |
4 По важности | Г) Особо важная, желательная |
5 По характеру | Д) Фиксируемая на носителях, нефиксируемая |
Е) Достоверная, вероятностная | |
Ж) Частичная, комплексная |
3.3. Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: компьютерный класс
2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин
3. Вы можете воспользоваться листами для черновика
4. Тестирование осуществляется в программе АСТ-тест. Каждому студенту случайным образом будет осуществлен отбор 30 вопросов.
Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 50 мин.;
оформление и сдача 10 мин.;
всего1час 0 мин.
3.4 Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | Зачтено |
80 ÷ 89 | 4 | Зачтено |
70 ÷ 79 | 3 | Зачтено |
менее 70 | 2 | Незачтено |
3.5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации:
Персональные компьютеры по числу тестируемых студентов;
Бланки для черновиков.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Весин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Гном-пресс,2010
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие. –М.: Мастерство,2010
4. Кнышова Е.Н.Менеджмент:учеб.пособие/Е.Н.Кнышова. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2010. – 304 с.
5. Набоков В.И., Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник. / 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010
6. Петросян А.Э. Менеджмент: идеи, задачи, тесты / А.Э.Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 572
7.Е. П. Голубков. Основы Маркетинга: Учебник - Финпресс, Москва, 2009 И.С. Степанов, В.Я. Шайтанов. Маркетинг в строительстве: Учебник для вузов – М.: Юрайт - М, 2011
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Белоярский политехнический колледж»
УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением протокол от 03.03.2018 № 2 | ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом от 25.04.2018 № 108 (в ред. приказа от 25.04.2019 № 96 приказа от 25.04.2020 № 74) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11 «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА»
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белоярский
2019
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС от 27.10.2014 № 1351 (зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34898) по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование, квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста очная форма обучения по программе углубленной подготовки.
Организация-разработчик: БУ «Белоярский политехнический колледж»
Разработчики:
Захарова Юлия Александровна, преподаватель
Внутренние эксперты:
Тиунова Т.И., заместитель директора по НМР
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 11 «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА»
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- проводить сегментацию и позиционирование рынка услуг;
- анализировать товарную, ценовую и сбытовую политику фирмы;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- использовать систему маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- характерные черты современного менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- принципы построения организационной структуры управления;
- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- рынок как объект маркетинга;
- комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Всего – 117 часов.
В том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки – 75 часа (из них практических – 49 часов)
- самостоятельной работы – 42 часа.
1.5.Требования к организации образовательного процесса
Требования к организации образовательного процесса в достаточной мере раскрывают особенности освоения программы учебной дисциплины занятия проводятся по расписанию, практические работы проводятся согласно тематического плана рабочей программы, консультации проводятся по определённому графику.
Требования к квалификации педагогических кадров достаточны для качественного проведения занятий высшее образование по профильным дисциплинам.
При освоении программы учебной дисциплины используются методы обучения:
- метод групповой дискуссии
- метод анализа конкретной ситуации (КЕЙС-метод)
- метод деловой игры.
Предлагаемые методы обучения являются ведущими для интерактивной педагогической технологии и обеспечивают формирование заявленных компетенций.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
№ | Наименование | Количество | Вид носителя |
1 | ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование | 1 | электронный |
2 | рабочая программа по учебной дисциплине | 1 | электронный |
3 | календарно-тематическое планирование | 1 | электронный, бумажный |
4 | комплект оценочных средств для контроля и оценки освоения профессиональных и общих компетенций по учебной дисциплине | 1 | электронный, бумажный |
Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленной технологии.
1.6. Система оценивания
Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные как характеристики деятельности обучающихся, и соответствуют заявленным компетенциям. Основные показатели оценки результатов обучения в полной мере раскрывают специфику соответствующих профессиональных компетенций: соответствуют знаниям, умениям и практическому опыту по ФГОС, охватывают весь цикл действий (работ) обучаемого, предусматривают возможность контроля и оценки в процессе обучения на базе образовательного учреждения и при прохождении производственной практики на базе работодателя.
В программе содержится перечень контрольных точек, обеспечивающий текущий контроль и итоговую аттестацию в форме тестовых заданий.
Оценка результатов освоения программы происходит с использованием теста.
Предъявить обучающему результат обучения позволяют
-методики контроля: устные, письменные, практические и визуальные;
-виды контроля: контроль педагога, самоконтроль, взаимоконтроль, административный контроль;
-типы контроля: входной, текущий, промежуточный, обобщающий;
-формы контроля: практические задания, индивидуальные и групповые проекты, тестирование.
Комплекс форм и методов контроля и оценки предусматривает оценку результатов обучения при выполнении практических работ, самостоятельной работы в соответствии с тематическим планом.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения 49 часов практических занятий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев обучения дисциплины.
Для текущего контроля по программе создан комплект оценочных средств (КОС).
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Контроль и оценка результатов содержит 1 контрольную точку.
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта, в основе которой лежит проведение теста и используется пятибалльная шкала оценивания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 75 |
в том числе: | |
лекции | 26 |
практические занятия | 49 |
контрольные работы | — |
курсовая работа (проект) | — |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | — |
внеаудиторная самостоятельная работа | 42 |
Итоговая аттестация в форме зачёта – 3 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.Основные понятия менеджмента и маркетинга | Понятие, виды, функции, методы, принципы менеджмента Связь менеджмента с другими дисциплинами и дальнейшей профессиональной деятельностью. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Доклад по теме: Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Подготовить доклады по представленным темам: Классическая теория и методология менеджмента. Научный менеджмент. Административная школа управления. Доктрина человеческих отношений. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему «Моя лучшая организация» | 2 | 3 | |
Тема 2 Сегментация и позиционирование. | Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие. Критерии выбора сегмента рынка: количественные параметры, доступность сегмента для предприятия, существенность сегмента, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранный сегмент рынка, защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении. Позиционирование товара: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить реферат по заданной теме Состояние Практика целевого маркетинга в дошкольном образовании. | 2 | 3 | |
Практическое занятие: 1.Установление основных видов потребностей и товаров – как средств их удовлетворения (практическое занятие по решению ситуационных задач). 2. Ознакомление с требованиями к специалисту по маркетингу и должностными характеристиками. 3. Анализ поведения потребителя при совершении покупок (решение ситуационных задач). | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовить реферат по заданной теме Состояние и направления развития маркетинга дошкольного образования | 2 | 3 | |
Тема 3 Маркетинговая среда и рынки предприятий. | 1. Окружающая среда маркетинга. 2. Рынок товаров промышленного назначения. 3. Рынок промежуточных продавцов 4. Рынок госучреждений. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений на тему Спрос на образовательные услуги, Тенденции и перспективы развития образования | 2 | 3 | |
Практическое занятие:
| 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений на тему :Управление организационной культурой ДОУ. | 2 | 3 | |
Конкурентная среда | 2 | 1 | |
Практическое занятие: Оценка конкурентоспособности организации и установление ее конкурентных преимуществ | 2 | 2 | |
Тема 4 Товарная, ценовая и сбытовая политика фирмы. | 1. Жизненный цикл товара. 2. Ассортиментная и инновационная политика. 3. Ценовая и сбытовая политика. 4. Основные методы и системы сбыта. | 2 | 1 |
Практическое занятие: 1. Сбор информации о ценах и анализ ценовой политики организации. 2. Установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности сбытовой политики организации (решение ситуационных задач). 3. Решение конкретных ситуаций | 2 | 2 | |
Практическое занятие: Имитационно-моделирующая игра «Каналы продвижения на рынке образовательных услуг» | 2 | 2 | |
Тема 5 Методы маркетинга. Реклама | Система маркетинговых коммуникаций: Реклама, связь с общественностью, стимулирование продаж, личные продажи. Виды рекламы и средства продвижения услуг. | 2 | 1 |
Практическое занятие: Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов, оценка эффективности рекламы | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовить реферат по заданной теме Управление маркетингом в ДОУ | 2 | 3 | |
Практическое занятие: Разработка плана маркетинговых мероприятий учреждения образования | 4 | 2 | |
Тема 6 Методика проведения маркетинговых исследований | Кабинетные и внекабинетные (полевые) рыночные исследования. Наблюдение, эксперимент. Выборочное обследование. Анкетирование. Комплексные методы. Метод пробных продаж. Первичные и вторичные источники информации. Внешняя и внутренняя информация. Печатная информация, специальные справки, результаты социологических исследований и опросов покупателей. Понятие анкеты. Виды анкет: устные и письменные опросы. Основные положения анкетного опроса. Типы вопросов: открытые и закрытые. Выбор вида анкеты опроса, структура анкеты. Организация сбора данных при проведении маркетинговых исследований. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить реферат по заданной теме Маркетинговые исследования в дошкольном образовательном учреждении: направления изучения и механизм проведения | 2 | 3 | |
Практическое занятие: 1.Оценка конкурентного преимущества на примере услуги. 2. Методика формирования конкурентной карты рынка услуг. | 2 | 2 | |
Практическое занятие: - Разработать опросный лист для телефонного опроса и провести опрос, оценить результаты - Организация сбора данных при проведении маркетинговых исследований - Проведение маркетинговых исследованиий с помощью Интернета | 6 | 2 | |
Тема 7 Формы организации в системе менеджмента образования | 1. Понятие и значение организации в менеджменте. 2. Принципы построения организаций. 3. Типы структур и их характеристика. 4. Проектирование структур управления. | 2 | 1 |
Практическое занятие: 1.Решение практических ситуаций | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка рефератов по видам спонсорства в образовании | 2 | 3 | |
Практическое занятие: Анализ внешней и внутренней среды предприятия | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации Управленческие решения их виды | 2 | 3 | |
Практическое занятие: 1.Решение практической ситуации «Металлургическая компания» 2. Практикующее упражнение «Факторы проектирования организации» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Что вы хотите получить от своей работы?» | 2 | 3 | |
Тема 8 Мотивация деятельности человека в организации. | Мотивация и эффективность трудовой деятельности. Мотивация и стимулирование труда работников. Основные понятия: стимул, мотив, потребность, интерес, установка (ценность ориентации), структура мотивов трудового поведения. Содержательные теории мотивации: А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория Б. Скиннера, теория трудовой мотивации Д. Аткинсона. Разработка комплексной системы мотивации сотрудников в организации. Экономическая и социальная эффективность мотивации | 2 | 1 |
Практическое занятие: 1. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации 2.Решение конкретной практической ситуации «Мотивирование работников мясокомбината» 3. Практикующее упражнение «Основы мотивации» | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнить практикующее упражнение «Лист желаний» | 2 | 3 | |
Тема 9 Организационные процессы в системе педагогического менеджмента | 1.Содержание организационных полномочий. 2. Виды организационных полномочий. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента. Цели и задачи педагогического менеджмента. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента. | 2 | 1 |
Подготовить сообщение :Принципы педагогического менеджмента | 2 | 3 | |
Практическое занятие: 1.Решение практической ситуации «Медэкс» 2. Практикующее упражнение «Принятие решения» | 2 | 2 | |
Практическое занятие: Деловая игра с применением различных вариантов и методов принятия решений | 2 | 2 | |
Подготовить сообщение :История развития концепции менеджмента в образовании | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Выполнить упражнение «Модель принятия решения» | 2 | 3 | |
Тема 10 Руководитель в системе менеджмента. | 1. Руководитель. 2. Руководитель и менеджмент. | 2 | 1 |
Доклад на тему «Основные причины неудач в карьере руководителей» | 2 | 3 | |
Практическое занятие: Решение практических ситуаций | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнить упражнение «Лидер, которого я знаю» | 2 | 3 | |
Подготовить сообщение :Особенности педагогического коллектива, Авторитарный стиль руководства | 2 | 3 | |
Тема 11 Конфликты и стрессы | Понятие и сущность конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов. Типы поведения в конфликтной ситуации. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов. | 2 | 1 |
Подготовка докладов на тему: Роль руководителя в конфликтной ситуации | 2 | 3 | |
Практическое занятие: 1.Решение конкретной практической ситуации Дилемма для Ирины 2.Практикующее упражнение Разрешение противоречий в группе 3.Применение приёмов разрешения производственных конфликтов в коллективе 4.Исследование личности на выявление реакции на конфликтную ситуацию | 4 | 2 | |
Подготовка докладов на тему :Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации | 2 | 3 | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося | 117 75 49 42 |
ЛЕКЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий (учебники, опорные конспекты-плакаты, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор в комплекте с электронной доской;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийное оборудование;
- принтер черно-белый лазерный.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Весин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Гном-пресс,2010
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие. –М.: Мастерство,2010
4. Кнышова Е.Н.Менеджмент:учеб.пособие/Е.Н.Кнышова. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2010. – 304 с.
5. Набоков В.И., Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник. / 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010
6. Петросян А.Э. Менеджмент: идеи, задачи, тесты / А.Э.Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 572
7.Е. П. Голубков. Основы Маркетинга: Учебник - Финпресс, Москва, 2009 И.С. Степанов, В.Я. Шайтанов. Маркетинг в строительстве: Учебник для вузов – М.: Юрайт - М, 2011
8.Стаханов В. Н., Ивакин Е. К Маркетинг строительства: Учебное пособие. - М.: "Издательство ПРИОР", 2011 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля |
Тема 1. Основные понятия менеджмента и маркетинга | Умения: принимать эффективные решения, используя систему методов управления; Знания: -характерные черты современного менеджмента;
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения; |
Тема 2 Сегментация и позиционирование. | Умения: проводить сегментацию и позиционирование рынка услуг Знания:
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения; - реферат в соответствии с тематикой. - ознакомление с требованиями к специалисту по маркетингу и должностными характеристиками. - проведение анализа поведения потребителя при совершении покупок (решение ситуационных задач). |
Тема 3 Маркетинговая среда и рынки предприятий. | Умения: принимать эффективные решения, используя систему методов управления; Знания: -характерные черты современного менеджмента;
комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой) | Текущая аттестация: - реферат в соответствии с тематикой; - проведение анализа окружающей среды организации. - описание типов рынков |
Тема 4 Товарная, ценовая и сбытовая политика фирмы. | Умения: анализировать товарную, ценовую и сбытовую политику фирмы Знания:
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующее упражнение; - сбор информации о ценах и анализ ценовой политики организации. - установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности |
Тема 5 Методы маркетинга. Реклама | Умения: использовать систему маркетинговых коммуникаций Знания: - рынок как объект маркетинга; - комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой) | Текущая аттестация: - Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов, оценка эффективности рекламы; - Разработка плана маркетинговых мероприятий учреждения образования |
Тема 6 Методика проведения маркетинговых исследований | Умения: проводить маркетинговые исследования. Знания: - рынок как объект маркетинга; - комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментация рынка и позиционирование продуктом (услугой | Текущая аттестация: - практикующие упражнения; - проведение фокус-группы. |
Тема 7 Формы организации в системе менеджмента. | Умения: проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; Знания:
| Текущая аттестация: - практикующие упражнения; - реферат в соответствии с тематикой. |
Тема 8 Мотивация деятельности человека в организации. | Умения: проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; Знания:
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения; - сравнительный анализ содержательных теорий мотивации |
Тема9 Организационные процессы в системе менеджмента | Умения: принимать эффективные решения, используя систему методов управления Знания:
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения. |
Тема 10 Руководитель в системе менеджмента. | Умения: -проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; - управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; Знания:
| Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения; - Применение приёмов разрешения производственных конфликтов в коллективе - .Исследование личности на выявление реакции на конфликтную ситуацию - оценка конкурентоспособности организации и установление ее конкурентных преимуществ |
Тема 11 Конфликты и стрессы | Умения: управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности Знания: - организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - характерные черты современного менеджмента | Текущая аттестация: - решение конкретных практических ситуаций в соответствии с тематикой; - практикующие упражнения. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Для текущего контроля по программе создан комплект оценочных средств (КОС), который предназначен для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, в основе которой лежит традиционная технология оценки и используется пятибалльная шкала оценивания.
Оценка результатов освоения программы происходит с использованием традиционной технологии оценки, в основе которой лежит пятибалльная шкала оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу общепрофессиональной дисциплины «Основы предпринимательской деятельн...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.04. Основы мелиорации и ландшафтоведения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Основы мелиорации и ландш...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОПД.08 Основы геодезии и картографии
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Основы экономики" раскрывают уровень подготовки в части освоения основного вида профессиональной (ВПД): проблемы макро- и микроэкономики, бл...
Комплект оценочных средств учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродро-мов» автора Гусятинской Екатерины
Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...