Комплект оценочных средств учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродро-мов» автора Гусятинской Екатерины
методическая разработка
Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Экологические основы природопользования»
Контрольно оценочные средства имеют следующее содержание:
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
- Комплект контрольно-оценочных средств;
- Организация контроля и оценки уровня усвоения программы УД;
- Пакет экзаменатора;
- Эталоны ответов.
Содержание контрольно оценочных средств соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы ФГОС СПО базовой подготовки специалиста.
Контрольно оценочные средства предназначены для оценки результатов освоения результатов учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» студентами 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Контрольно-оценочные средства включает в себя контрольные материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Данное учебное методическое пособие может быть использовано в учебном процессе Новороссийского колледжа строительства и экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_sd-21.docx | 71.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
(ГАПОУ КК «НКСЭ)
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог
и аэродромов»
(базовая подготовка)
2022 год
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ________М.А. Кондратюк «___»__________2022 г. | ОДОБРЕНО на заседании ЦМК естественнонаучных и математических дисциплин протокол № ____ от «__»_____2022 г. Председатель ЦМК ________ О.И. Сорока | Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №801 от 28.07.2014 г., зарегистрирован в Минюсте приказ №33619 от 18.08.2014 г | |||
CОГЛАСОВАНО Научно-методический совет протокол №___ от «__»_______2022 г. ________Э.М.Ребрина Разработчик: _______ Е.Ю. Гусятинская преподаватель естественнонаучных дисциплин первой категории ГАПОУ КК «НКСЭ»
Рецензенты: ________ О.И. Сорока преподаватель естественнонаучных дисциплин вышей категории ГАПОУ КК «НКСЭ» |
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
2. Комплект контрольно-оценочных средств 8
3. Организация контроля и оценки уровня освоения программы УД 19
4. Пакет экзаменатора 22
5. Эталоны ответов. 24
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.Общие данные
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработан на основании положений:
- программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» (базовая подготовка) ;
- рабочей программы подготовки учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций (Таблица 1):
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | критерии | Тип задания № | ОК+ПК | Формы и методы контроля и оценки (в соответствии с РП УД и РУП) | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||||
Уметь: | ||||||
У1. - осуществлять экологический контроль над соблюдением установленных требований и действующих норм правил, и стандартов; | Применение навыков экологического контроля над соблюдением установленных требований и действующих норм правил, и стандартов; | Правильность и полнота применения навыков экологического контроля над соблюдением установленных требований и действующих норм правил, и стандартов; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Устный опрос Практический контроль | Дифференцированный зачет |
У2. - рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде; | Умение рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде; | Правильность и полнота применения навыков расчета экологического риска и оценки ущерба окружающей среде; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Тестовый контроль Практический контроль | Дифференцированный зачет |
Знать: | ||||||
З1. - особенности взаимодействия общества и природы; | Сообщение о особенностях взаимодействия общества и природы; | Правильность и полнота сообщений об особенностях взаимодействия общества и природы; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Устный опрос Защита рефератов Тестовый контроль Практический контроль | Дифференцированный зачет |
З2. - природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; | Знания о природоресурсном потенциале, принципах и методах рационального природопользования; | Правильность и полнота знаний о природоресурсном потенциале, принципах и методах рационального природопользования; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Устный контроль Тестовый контроль Практический контроль | Дифференцированный зачет |
З3. - размещение производства и проблему отходов; | Формулировка понятий о размещении производства и проблемах отходов; | В полном объеме формулировка понятий о размещении производства и проблемах отходов; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Тестовый контроль | Дифференцированный зачет |
З4. - понятие мониторинга окружающей среды; | Знание понятий мониторинга окружающей среды; | Правильность и полнота применения знаний понятий мониторинга окружающей среды; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Практический контроль | Дифференцированный зачет |
З5. - прогнозирование последствий природопользования; | Применение навыков прогнозирования последствий природопользования; | Правильность и полнота навыков прогнозирования последствий природопользования; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Тестовый контроль Практический контроль | Дифференцированный зачет |
З6. - правовые и социальные вопросы природопользования; | Знание правовых и социальных вопросов природопользования; | Правильность и полнота навыков применения знаний правовых и социальных вопросов природопользования; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Тестовый контроль | Дифференцированный зачет |
З7. - охраняемые природные территории; | Иметь представление об охраняемых природных территориях; | В полном объеме знать об охраняемых природных территориях; | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Практический контроль | Дифференцированный зачет |
З8. - международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. | Знание правил и принципов международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Правильность и полнота знаний правил и принципов международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | ТЗ | ОК1, ОК2, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК3.1, ПК3.2, ПК4.1, ПК4.2, ПК4.3, ПК4.5. | Защита рефератов Тестовый контроль | Дифференцированный зачет |
2. Комплект контрольно-оценочных средств
2.1. Теоретические задания – ТЗ (для устного или письменного контроля)
Раздел 1. Введение в экологию
1. Какое значение имеет природа в жизни человека?
2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
3. Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?
4. С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?
Раздел 2. Экология окружающей среды
1. В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?
2. Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую характеристику.
Раздел 3. Экология использования природных ресурсов
1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению возобновлению.
2. В чем отличие использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
3. Охарактеризуйте современные экологические проблемы энергетики.
4. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных источников энергии.
Раздел 4. Деградация окружающей среды
1. Чем объясняется “парниковый эффект” и каковы его последствия?
2. Почему истощается озоновый слой Земли?
3. Чем вызваны кислотные дожди?
4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды серы и азота?
5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?
6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофирования водоемов?
7. Каковы основные причины деградации почв?
8. В чем причина снижения биоразнообразия в биосфере? Каковы последствия?
Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.
2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?
3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?
4. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?
5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?
6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?
Раздел 6. Экологический мониторинг
1. Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
2. Перечислите объекты охраны окружающей природной среды.
3. Какие вы знаете виды ответственности за экологические правонарушения?
4. Какова цель экологического нормирования?
5. Что такое ПДК?
6. Перечислите задачи экологического мониторинга.
Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования
- Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
- Перечислите международные принципы охраны природы.
- Основы экологического права в России.
- Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
- Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?
2.2. Тестовый контроль.
Вариант I (выбрать вариант правильного ответа)
1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры;
Б. канцерогенных веществ;
В. радиоактивного загрязнения;
2. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
3. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях, называется
А. шумовым;
Б. радиоактивным;
В. физическим.
4. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа;
Б. углекислого газа;
В. диоксида азота.
5. Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:
А. массового уничтожения лесов;
Б. широкого использования фреонов;
В. распыления ядохимикатов на полях.
6. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
7. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности;
Б. сельское хозяйство;
В. бытовую деятельность человека;
8. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
9. Для окружающей среды наиболее опасно:
А. радиоактивное загрязнение;
Б. шумовое загрязнение;
В. промышленное загрязнение.
10. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
А. тепловые электростанции;
Б. предприятия строительных материалов;
В. автотранспорт.
11. ПДК – это:
А. природный декоративный кустарник;
Б. планировочный домостроительный комплекс;
В. предельно допустимые концентрации.
12. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется
А. прогноз погоды;
Б. мониторинг;
В. посты наблюдения ГАИ.
13. Биосфера – это
А. оболочка земли, населённая живыми организмами;
Б. верхний слой атмосферы;
В. нижний слой атмосферы.
14. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:
А. акклиматизация;
Б. адаптация;
В. реинкарнация.
15. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
16. На сельскохозяйственных полях удобрения нужно вносить
А. за 2 недели до уборки урожая;
Б. за 3-4 недели до уборки урожая;
В. за неделю до уборки урожая.
17. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. процесс повышения роли села в жизни общества;
В. высшая форма организации производства для человеческого общества.
18. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
19. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
20. Пестициды – это
А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;
Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;
В. Ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.
21. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
22. Биологическое загрязнение связано с
А. патогенными микроорганизмами;
Б. наличием в почве солей тяжелых металлов;
В. с наличием диоксинов в окружающей среде.
23. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
24. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
25. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
26. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
27. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц;
Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;
В. нарушению кислородного режима.
28. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
29. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
30. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
Вариант II (выбрать вариант правильного ответа)
1. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
2. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта;
Б. сердечно-сосудистой системы;
В. кожи;
3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа;
Б. углекислого газа;
В. диоксида азота.
4. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
5. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
6. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:
А. кислотный дождь;
Б. фреон;
В. смог.
7. Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:
А. замена бензина смесью различных спиртов;
Б. озеленение городов и посёлков;
В. строительство переходов.
8. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
9. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:
А. нефть, каменный уголь;
Б. атмосферный воздух и энергия ветра;
В. леса.
10. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
11. Укажите исчерпаемый природный ресурс:
А. атмосферный воздух
Б. нефть
В. энергия ветра
загрязнение.
12. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
13. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
14. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический кризис;
В. экологическое бедствие.
15. Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:
А. биогенным;
Б. гетерогенным;
В. антропогенным.
16. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого;
Б. сфера разума;
В. сфера будущего.
17. ПДВ – это:
А. программно-достаточная вентиляция;
Б. проектно декларированный взнос;
В. предельно допустимые выбросы.
18. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
19. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц;
Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;
В. нарушению кислородного режима.
20. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический катаклизм;
В. экологическое крушение.
Вариант III (выбрать вариант правильного ответа)
1. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа;
Б. углекислого газа;
В. диоксида азота.
2. Укажите исчерпаемый природный ресурс:
А. атмосферный воздух
Б. нефть
В. энергия ветра
3. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры;
Б. канцерогенных веществ;
В. радиоактивного загрязнения;
4. Для окружающей среды наиболее опасно:
А. радиоактивное загрязнение;
Б. шумовое загрязнение;
В. промышленное загрязнение.
5. Экологические катастрофы бывают:
А. природные, антропогенные;
Б. искусственные;
В. естественные.
6. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
7. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
8. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта;
Б. сердечно-сосудистой системы;
В. кожи;
9. Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:
А. замена бензина смесью различных спиртов;
Б. озеленение городов и посёлков;
В. строительство переходов.
10. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
11. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. процесс повышения роли села в жизни общества;
В. высшая форма организации производства для человеческого общества.
12. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:
А. кислотный дождь;
Б. фреон;
В. смог.
13. Биологическое загрязнение связано с
А. патогенными микроорганизмами;
Б. наличием в почве солей тяжелых металлов;
В. с наличием диоксинов в окружающей среде.
14. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
15. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
16. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности;
Б. сельское хозяйство;
В. бытовую деятельность человека;
17. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
18. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
19. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
20. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
Вариант IV (выбрать вариант правильного ответа)
1. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
2. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого;
Б. сфера разума;
В. сфера будущего.
3. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности, называется
А. прогноз погоды;
Б. мониторинг;
В. посты наблюдения ГАИ.
4. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
5. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры;
Б. канцерогенных веществ;
В. радиоактивного загрязнения;
6. Пестициды – это
А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;
Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;
В. ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.
7. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
8. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
9. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
10. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
11. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
12. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
13. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
14. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
15. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве:
А. реакция почвенной среды.
Б. предельно допустимая концентрация химического вещества в почве;
В. влажность почвы.
16. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
17. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта;
Б. сердечно-сосудистой системы;
В. кожи;
18. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
19. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа;
Б. углекислого газа;
В. диоксида азота.
20. Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:
А. массового уничтожения лесов;
Б. широкого использования фреонов;
В. распыления ядохимикатов на полях.
Вариант V (выбрать вариант правильного ответа)
1. ПДК – это:
А. природный декоративный кустарник;
Б. планировочный домостроительный комплекс;
В. предельно допустимые концентрации.
2. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
3. Пестициды – это
А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;
Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;
В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.
4. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
5. Санкционированные свалки – это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
6. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого;
Б. сфера разума;
В. сфера будущего.
7. На сельскохозяйственных полях удобрения нужно вносить
А. за 2 недели до уборки урожая;
Б. за 3-4 недели до уборки урожая;
В. за неделю до уборки урожая.
8.Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:
А. биогенным;
Б. гетерогенным;
В. антропогенным.
9. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
10. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
11. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. Процесс повышения роли села в жизни общества;
В. Высшая форма организации производства для человеческого общества.
12. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:
А. нефть, каменный уголь;
Б. атмосферный воздух и энергия ветра;
В. леса.
13. Биосфера – это
А. оболочка земли, населённая живыми организмами;
Б. верхний слой атмосферы;
В. нижний слой атмосферы.
14. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
15. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
16. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:
А. акклиматизация;
Б. адаптация;
В. реанкарнация.
17. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
18. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
19. ПДВ – это:
А. программно-достаточная вентиляция;
Б. проектно декларированный взнос;
В. предельно допустимые выбросы.
20. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
2.3 Теоретические вопросы для дифференцированного зачета
1. Какое значение имеет природа в жизни человека?
2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
3. Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?
4. С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?
5. В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?
6. Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую характеристику.
7. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению возобновлению.
8. В чем отличие использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
9. Охарактеризуйте современные экологические проблемы энергетики.
10. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных источников энергии.
11. Чем объясняется “парниковый эффект” и каковы его последствия?
12. Почему истощается озоновый слой Земли?
13. Чем вызваны кислотные дожди?
14. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды серы и азота?
15. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?
16. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофикации водоемов?
17. Каковы основные причины деградации почв?
18. Какова роль лесов на планете?
19. В чем причина снижения биологического разнообразия в биосфере? Каковы последствия?
20. Почему сохранение природных экосистем – главное условие сохранения жизни на Земле?
21. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.
22. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?
23. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?
24. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?
25. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?
26. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?
- Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
- Перечислите объекты охраны окружающей природной среды.
- Какие вы знаете виды ответственности за экологические правонарушения?
- Какова цель экологического нормирования? Что такое ПДК?
- Перечислите задачи экологического мониторинга.
- Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?
- Перечислите международные принципы охраны природы.
- Основы экологического права в России.
- Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
- Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?
2.4. Практические задания для дифференцированного зачета
1. Найти соответствие между нормативами качества среды и объектами экологического мониторинга.
2. Рассчитать кумулятивный эффект воздействия на среду конкретных поллютантов.
3. Сравнить функции природных и антропогенных экосистем на примерах.
- Тест №3.
2.5. Условия проведения дифференцированного зачета
1. Место (время) выполнения задания: в учебном кабинете.
2. Максимальное время подготовки: 45 минут.
3. Организация контроля и оценки уровня освоения программы УД
Критерии оценки ответа в устной или письменной форме:
«5» - полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме, в соответствии с требованиями учебной программы; правильное определение специальных понятий; владение терминологией; полное понимание материала; умение обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; последовательное и полное с точки зрения технологии выполнения работ изложение материала.
«4» - изложение полученных знаний в устной или письменной форме, удовлетворяющее тем же требованиям, что и для оценки «5»; наличие несущественных терминологических ошибок, не меняющих суть раскрываемого вопроса, самостоятельное их исправление; выполнение заданий с небольшой помощью преподавателя.
«3» - изложение полученных знаний неполное; неточности в определении понятий или формулировке технологии или структуры; недостаточно глубокое и доказательное обоснование своих суждений и приведение своих примеров; непоследовательное изложение материала.
Критерии оценки качества выполнения практических работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студенты используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебника, таблицы из приложения к учебнику, страницы из справочных сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, допускают ошибки в вычислениях/
Отметка «2» выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.
Выполнение тестовых заданий.
Правильно выполненное задание оценивается - 1 балл. Неправильно выполненное задание-0 баллов.
При выполнении теста №1, состоящего из 30 предложенных заданий возможное получение максимального балла -15 баллов.
При выполнении теста №2, состоящего из 20 предложенных заданий возможное получение максимального балла -10 баллов.
Критерии оценок теста №1:
Процент результативности (правильных ответов) | Количество баллов | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | ||
95 ÷ 100 | 14-15 | 5 | отлично |
80 ÷ 94 | 12-13 | 4 | хорошо |
60 ÷ 79 | 9-11 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | Менее 9 | 2 | неудовлетворительно |
Критерии оценок теста №2:
Процент результативности (правильных ответов) | Количество баллов | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | ||
95 ÷ 100 | 10 | 5 | отлично |
80 ÷ 94 | 8-9 | 4 | хорошо |
60 ÷ 79 | 6-7 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | Менее 6 | 2 | неудовлетворительно |
4. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА | ||
Задание: практические задания № 1-3, тест № 3 состоящий из 20 тестовых заданий | ||
Объекты оценки | Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) | Отметка о выполнении |
У1. - осуществлять экологический контроль над соблюдением установленных требований и действующих норм правил, и стандартов; | Правильность и полнота применения навыков экологического контроля над соблюдением установленных требований и действующих норм правил, и стандартов; | балльная оценка |
У2. - рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде; | Правильность и полнота применения навыков расчета экологического риска и оценки ущерба окружающей среде; | балльная оценка |
З1. - особенности взаимодействия общества и природы; | Правильность и полнота сообщений об особенностях взаимодействия общества и природы; | балльная оценка |
З2. - природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; | Правильность и полнота знаний о природоресурсном потенциале, принципах и методах рационального природопользования; | балльная оценка |
З3. - размещение производства и проблему отходов; | В полном объеме формулировка понятий о размещении производства и проблемах отходов; | балльная оценка |
З4. - понятие мониторинга окружающей среды; | Правильность и полнота применения знаний понятий мониторинга окружающей среды; | балльная оценка |
З5. - прогнозирование последствий природопользования; | Правильность и полнота навыков прогнозирования последствий природопользования; | балльная оценка |
З6. - правовые и социальные вопросы природопользования; | Правильность и полнота навыков применения знаний правовых и социальных вопросов природопользования; | балльная оценка |
З7. - охраняемые природные территории; | В полном объеме знать об охраняемых природных территориях; | балльная оценка |
З8. - международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. | Правильность и полнота знаний правил и принципов международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | балльная оценка |
Условия выполнения заданийВремя выполнения задания мин./час.:45 минут Оборудование: бумага, ручка Литература для экзаменующихся: справочная, методическая Дополнительная литература для экзаменатора: учебная, нормативная в соответствии перечнем материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации. |
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Основная литература:
1.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник- 2-е изд., испр. - Москва, Форум: ИНФА-М, 2020, 256с. (Среднее профессиональное образование).
2.Клименко И.С. Экологические основы природопользования :учебное пособие для СПО/И.С. Клименко-2 изд.-Саратов Профобразование. Аи Пи Эр Медиа.2018.- 108с.-ISBN978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4-Текст электронный//Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL:http://www.iprbookshop.ru 77009.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.
3.Скопичев В.Г. Экологические основы природопользования: учебное пособие/В.Г. Скопичев - СПб.: Квадро, 2018.-392 стр.-ISBN978-5-906371-69-8.- Текст. электронный./электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL: http://www. Iprbookshop ru/74597.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.
Дополнительная литература:
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования-9-е изд., М.-издательский центр «Академия»,2009-208 стр.
- Петелин А.Л., Гаев Т.Н., Бреннер А.Л., Естествознание: учебник, М: Форум,2014-256 стр.:ил. (Профессиональное образование).
- Трушина Т.П.-изд.3-е дополненное и переработанное-Ростов н/Д, Фени кс, 2005 -416с. (СПО).
- Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник. - М. : Кнорус, 2016. - 324 с. - (Среднее профессиональное образование).
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим доступа): URL: http://нэб.рф
2. Информационный портал Электронно-библиотечная система Znanium.com (Режим доступа): URL: http://znanium.com/
3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт (Режим доступа): URL: https://biblio-online.ru/
5. Эталоны ответов на тест 3:
№ вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы | № вопроса | ответы | баллы |
1 | Б | 1 | 6 | Б | 1 | 11 | А | 1 | 16 | А | 1 |
2 | Б | 1 | 7 | А | 1 | 12 | В | 1 | 17 | А | 1 |
3 | А | 1 | 8 | В | 1 | 13 | А | 1 | 18 | В | 1 |
4 | А | 1 | 9 | А | 1 | 14 | А | 1 | 19 | Б | 1 |
5 | А | 1 | 10 | А | 1 | 15 | А | 1 | 20 | Б | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 &la...
Комплект оценочных средств по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»...
«Методические указания к практическим работам в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика» для студентов специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих практические работы в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика», обучающихся по специальности 08.02.05 «Стро...
Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» яв-ляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)
Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально...