Урок на тему "Звуки и буквы"
план-конспект занятия

Пахомова Светлана Александровна

Совершенствовать умение производить синтаксический и фонетический разборы,   развивать устную монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки и буквы. Орфоэпия»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные:  углубить понятие об орфоэпии.
  2. Практические: совершенствовать умение производить синтаксический и фонетический разборы; продолжить подготовку к ЕГЭ;  развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе подбора синонимов и антонимов.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1. Орфоэпическая разминка. Работа с раздаточным материалом:      

I вариант

Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

_________________________________________________________________

    Позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.

II вариант

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

    Оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.

__________________________________________________________________

  1.  Синтаксический разбор предложения: 

Яркая молния передёрнула небо (?) и я увидел над окном дымный облачный вал. (Повест., невоскл., сложное, сложносочиненное).

  1. Найти словосочетания и определить способ связи слов.

Передёрнула небо – управление

Яркая молния – согласование

Увидел над окном – согласование

Увидел вал – управление

Вал дымный – согласование

Вал облачный – согласование

  1. Фонетический разбор.

Яркая

Яр-ка-я

[йаркайа]

      [й] – согласный, звонкий, мягкий.

Я      

      [а] – гласный, ударный. 

Р – [а] – согласный, звонкий, твёрдый.

К – [к] – согласный, глухой, твёрдый.

А – [а] – гласный, безударный.

       [й] – согласный, звонкий, мягкий.

Я      

       [а] – гласный, безударный. 

5 б. – 7 зв.

  1. Объяснение нового материала: 

   Итак, мы не зря обратились сегодня к фонетическому разбору слова, так как тема нашего урока: «Буквы и звуки. Орфоэпия». Вы уже знакомы с  этой темой, поэтому я только напомню вам, что в русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных, но всего 32 буквы, среди которых есть такие коварные буквы, как: е, ё, ю, я,  при определённых условиях обозначающие два звука. Вспомним эти условия:

Е, Ё, Ю, Я

в начале слова

ясная

в конце слова после гласной

большая

после Ъ и Ь знаков

подъём

вьюга

  1. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы потренируемся в составлении транскрипции.

Упр.49.Доска. (Задание: составит транскрипцию выделенных слов).

Солнце – [сонце], близко –  [бл'иска], расклеенным –  [раскл'эиным], прожигало –  [пражыгала], неразберихе –  [н'разб'ир'их'и], сучьев –  [суч'йэф], вскоре –  [вскор'и], пожаром –  [пажарам], вдруг –  [вдрук], ослепляющее –  [асл'ипл'айующ'иэ], смотреть–  [сматр'эт'],  щуря –  [щ'ур'а], светила –  [св'ит'ила].

Прочтите  параграф §14 и ознакомьтесь с основными правилами произношения. Для закрепления выполним

Упр.52.Устно. (Задание: почитайте слова вслух.)

А[тэ]лье, му[з'э]й, фа[нэ]ра, бас[сэ]йн, ка[фэ], [т'э]рмин, [дэ]фис, ко[ф'э], кибер[нэ]тика, к[р'э]м, ши[н'э]ль, [тэ]нт, [ф'э]н, кор[тэ]ж, кор[нэ/н'э]т.

  1. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили буквы и звуки, а также познакомились с основными правилами произношения гласных и согласных. Запишите домашнее задание.
  2. Домашнее задание.  
  3. Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы -з и -с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы -з и -с на конце приставок»Тип урока: урок формирования новых знанийВид урока: изучение нового материалаЦели урока: освоение  действия при выборе согласных з – с на конце прист...

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в кличках животных"

«Большая буква в кличках животных» урок русского языка, 1 класс...

Технологическая карта урока английского языка "Буква Uu в открытым слоге.Изучение нового лексического материала" Step 36 Афанасьева, Михеева, Rainbow English 2 класс Rainbow English

Урок английского языка разработан с учётом новых стандартов ФГОС НОО. В него включены:ознакомление учащихся с новым гласным звуком [ju:] и словами ,в которых есть данный звук. А также знаком...

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Зз. Слоги с буквой з» . по прописи «Русский язык» для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Конспект урока письма в специальной коррекционной школе 8 вида. Тема: Письмо строчной и прописной буквы З,з. Слоги с буквой з.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить пи...

Игровой урок "От буквы к термину" по предметам специального цикла по профессии "швея"

План-конспек  игрового урока  "От буква к термину"  Игровой урок проходит по принципу телевизионной игры «Поле чудес». Урок  разделен на три  раунда и пр...