Элективный курс "Имею право"
элективный курс
Элективный курс "Имею право" направлен на подготовку к ОГЭ по обществознанию в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elek._obshchestvo_9_klass.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания.
В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и политологической тематики помогает глубже понять как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.
Основная цель курса – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника.
Элективный курс «Имею право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Обществознание». Данный курс «Закон и общество предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Обществознание», в частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.
Задачи курса:
- Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов.
- Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика.
- Создание условий для формирования правовой компетентности выпускников
Учебно-тематическое планирование.
№ п\п | Название раздела | Общее количество часов | |
Введение. 1 часа. | |||
Раздел 1. Государство. 8 часов. | |||
2 | Государство: понятие, признаки, сущность, функции. | 2 | |
3 | Типы и формы государства | 2 | |
4 | Аппарат государства. | 2 | |
5 | Политические идеологии | 2 | |
Раздел 2. Право. 24 часа. | |||
6 | Теория права. | 2 | |
7 | Конституция – основной закон государства. | 1 | |
8 | Конституционное право. | 3 | |
9 | Гражданское право | 3 | |
10 | Гражданский процесс | 2 | |
11 | Экологическое право | 2 | |
12 | Уголовное право | 3 | |
13 | Трудовое право | 3 | |
14 | Семейное право | 2 | |
15 | Финансовое право | 2 | |
16 | Основные нормы международного права. | 1 | |
Раздел 3. Практическая работа. 1 часа | |||
17 | Решение задач | 1 |
Объем – 34 часа (1часа в неделю).
Содержание программы.
Введение. 1 часа.
Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Причины и формы возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Особенности возникновения права.
Раздел 1. Государство. 7 часов.
Тема 1. Государство: понятие, признаки, сущность, функции. 2 часа.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Понятие, признаки и сущность государства. Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства. Характеристика основных внешних функций Российского государства. Формы и методы осуществления функций государства.
Тема 2. Типы и формы государства. 2 часа.
Типология государств. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств. Формы государственного правления и государственного устройства.
Тема 3. Аппарат государства. 2 час.
Механизм государства: понятие, основные черты, структура. Понятие и признаки органов государства. Классификация государственных органов. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Органы государственного и местного самоуправления.
Тема 4. Политические идеологии. 2 часа.
Понятие политической идеологии. Основатели консервативной идеологии. Многообразие консервативных идеологий. Исторический аспект развития Либеральной идеологии. Классики либерализма. Глобализм.
Раздел 2. Право. 23 часов.
Тема 5. Теория права. 2 часов.
Понятие, признаки и сущность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные теории правопонимания. Соотношение экономики, политики и права. Принципы права: понятие и виды. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Функции права: понятие и классификация. Понятие и виды источников права. Понятие и виды нормативных актов. Понятие, признаки и виды законов. Подзаконные нормативные акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Тема 6. Конституция – основной закон государства. 1 час.
Конституция. Основные положения конституции.
Тема 7. Конституционное право. 3 часов.
Понятие, предмет и метод конституционного права. Особенности конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права. Место и значение конституционного права в российской правовой системе.
Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Свойства Конституции РФ. Форма, структура, функции Конституции РФ.
Понятие основ конституционного строя. Понятие государственной власти и народного суверенитета. Народовластие и формы его осуществления. Российская федерация как демократическое федеративное и светское государство.
Система основных прав и обязанностей гражданина РФ. Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей гражданина РФ. Защита прав и свобод человека.
Понятие государственного устройства. Особенности государственного устройства РФ.
Социальное назначение Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ, сроки его полномочий. Права, обязанности и ответственность Президента РФ.
Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации.
Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация, полномочия.
Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры РФ. Основные принципы судебной власти.
Тема 8. Гражданское право. 3 часов.
Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность.
Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров.
Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.
Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.
Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Тема 9. Гражданский процесс. 2 часов.
Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и состав участников гражданского процесса.
Понятие принципов гражданского процессуального права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие деятельность гражданского процесса.
Понятие и виды подведомственности. Понятие и виды подсудности. Родовая подсудность. Территориальная подсудность.
Понятие, элементы, виды искового заявления. Порядок предъявления иска. Форма и содержание иска.
Порядок прохождения гражданских дел в суде.
Тема 10. Экологическое право. 2 часа.
Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства.
Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности.
Тема 11. Уголовное право. 3 часов.
Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления.
Стадии совершения преступления. Характеристика стадий совершения преступления.
Сущность вины. Формы вины. Невиновное причинение вреда.
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Трудовое право. 3 часов.
Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда.
Порядок приёма на работу. Документы, необходимые для приёма на работу. Рабочее время и время отдыха.
Трудовой договор: понятие, структура, содержание.
Порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Охрана труда. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
Профессиональная подготовка и переподготовка.
Тема 13. Семейное право. 2 часов.
Понятие и заключение брака. Прекращение брака. Недействительность брака.
Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами.
Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье. Осуществление родительских прав. Ответственность родителей.
Понятие алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств в семье.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие усыновления. Порядок усыновления.
Тема 14. Финансовое право. 2 часа.
Понятие, предмет, источники финансового права. Понятие финансовой деятельности государства. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность.
Структура банковской системы РФ. Регулирование и надзор Банком России деятельности кредитных организаций. Регистрация и лицензирование кредитных организаций.
Понятие и формы страхования. Страховые правоотношения. Понятие страхового права. Понятие и объекты имущественного страхования. Взаимодействие страховщиков.
Тема 15. Основные нормы международного права. 1час.
Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Международный договор. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека.
Предполагаемые виды деятельности:
- Работа с законодательными источниками;
- Устные сообщения учащихся с их последующим обсуждением;
- Исследовательские работы на темы, предложенные учащимися.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Планируемы результаты освоения материала | Дата проведения | |
план | фактич. | |||||
11 | Введение | 1 | Беседа- диспут | ЗНАТЬ: Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Причины и формы возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Особенности возникновения права. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
Раздел 1. Государство. 7 часов. | ||||||
12 | Государство: понятие, признаки, сущность, функции. | 1 | Беседа- диспут | Знать: Понятие, признаки и сущность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные теории правопонимания. Соотношение экономики, политики и права. | ||
1 3 | Государство: понятие, признаки, сущность, функции. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства. Характеристика основных внешних функций Российского государства. Формы и методы осуществления функций государства. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
44 | Типы и формы государства | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Типология государств. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств. Уметь: - Задумываться над своими нравственными ценностями. - Вырабатывать навыки работы в группе. | ||
35 | Типы и формы государства | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Формы государственного правления и государственного устройства. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
46 | Аппарат государства. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Механизм государства: понятие, основные черты, структура. Понятие и признаки органов государства. Классификация государственных органов. Уметь: - Задумываться над своими нравственными ценностями. - Вырабатывать навыки работы в группе. | ||
77 | Аппарат государства. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Органы государственного и местного самоуправления. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. | ||
48 | Политические идеологии | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие политической идеологии. Основатели консервативной идеологии. Многообразие консервативных идеологий. Уметь: - Задумываться над своими нравственными ценностями. - Вырабатывать навыки работы в группе. | ||
69 | Политические идеологии | 1 | Обучающий практикум, роевая игра. | Знать: Исторический аспект развития Либеральной идеологии. Классики либерализма. Глобализм. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. | ||
Раздел 2. Право. 24 часа. | ||||||
710 | Теория права. | 1 | Семинар | Знать: Понятие, признаки и сущность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные теории правопонимания. Соотношение экономики, политики и права. Принципы права: понятие и виды. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. | ||
811 | Теория права. | 1 | Беседа-убеждение, ролевая – игра. | Знать: Функции права: понятие и классификация. Понятие и виды источников права. Понятие и виды нормативных актов. Понятие, признаки и виды законов. Подзаконные нормативные акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. | ||
912 | Конституция – основной закон государства. | 1 | Лекция с последующим обсуждением | Знать: Понятие Конституция. Основные положения конституции. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии | ||
113 | Конституционное право | 1 | Лекция с последующим обсуждением | Знать: Понятие, предмет и метод конституционного права. Особенности конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права. Место и значение конституционного права в российской правовой системе. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Свойства Конституции РФ. Форма, структура, функции Конституции РФ. Понятие основ конституционного строя. Понятие государственной власти и народного суверенитета. Народовластие и формы его осуществления. Российская федерация как демократическое федеративное и светское государство. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
114 | Конституционное право | 1 | Урок - дискуссия | Знать: Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
115 | Конституционное право | 1 | Урок - дискуссия | Знать: Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация, полномочия. Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры РФ. Основные принципы судебной власти. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
116 | Гражданское право | 1 | Беседа- диспут | Знать: Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность. Уметь: - Задумываться над своими нравственными ценностями. - Вырабатывать навыки работы в группе. | ||
117 | Гражданское право | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Уметь: - Задумываться над своими нравственными ценностями. - Вырабатывать навыки работы в группе. | ||
118 | Гражданское право | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Составлять договор | ||
219 | Гражданский процесс. | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и состав участников гражданского процесса. Понятие принципов гражданского процессуального права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие деятельность гражданского процесса. Уметь:- Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
220 | Гражданский процесс. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие и виды подведомственности. Понятие и виды подсудности. Родовая подсудность. Территориальная подсудность. Понятие, элементы, виды искового заявления. Порядок предъявления иска. Форма и содержание иска. Порядок прохождения гражданских дел в суде. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. | ||
221 | Экологическое право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Задумываться над своими нравственными ценностями. | ||
222 | Экологическое право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Проводить анализ, своей позиции | ||
223 | Уголовное право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Задумываться над своими нравственными ценностями. | ||
224 | Уголовное право. | 1 | Обучающий практикум, роевая игра. | Знать: Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления. Стадии совершения преступления. Характеристика стадий совершения преступления. Сущность вины. Формы вины. Невиновное причинение вреда. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Проводить анализ, своей позиции | ||
225 | Уголовное право. | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Уметь: - развитие умений вести аргументированную дискуссию. | ||
226 | Трудовое право. | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Задумываться над своими нравственными ценностями. | ||
227 | Трудовое право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Порядок приёма на работу. Документы, необходимые для приёма на работу. Рабочее время и время отдыха. Трудовой договор: понятие, структура, содержание. Порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
228 | Трудовое право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Охрана труда. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа. Профессиональная подготовка и переподготовка. Уметь: - развитие умений вести аргументированную дискуссию, - Проводить анализ, своей позиции | ||
329 | Семейное право | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие и заключение брака. Прекращение брака. Недействительность брака. Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Проводить анализ, своей позиции | ||
330 | Семейное право | 1 | Обучающий практикум, роевая игра. | Знать: Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье. Осуществление родительских прав. Ответственность родителей. Понятие алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств в семье. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие усыновления. Порядок усыновления. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
331 | Финансовое право. | 1 | Лекция с последующим обсуждением Урок – Дискуссия | Знать: Понятие, предмет, источники финансового права. Понятие финансовой деятельности государства. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность. Структура банковской системы РФ. Регулирование и надзор Банком России деятельности кредитных организаций. Регистрация и лицензирование кредитных организаций. Уметь: - развитие умений вести аргументированную дискуссию. | ||
332 | Финансовое право. | 1 | Практическая работа с текстами выдержек из источников. | Знать: Понятие и формы страхования. Страховые правоотношения. Понятие страхового права. Понятие и объекты имущественного страхования. Взаимодействие страховщиков. Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Проводить анализ, своей позиции | ||
333 | Основные нормы международного права. | 1 | Урок – Дискуссия | Знать: Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Международный договор. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Уметь: - Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета. | ||
Раздел 3. Практическая работа. 1 часа | ||||||
334 | Решение задач | 1 | Обучающий практикум, роевая игра. | Уметь: - Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии. - Проводить анализ, своей позиции |
Источники:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку
Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...
Элективный курс " Дом и дизайн"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Согласовано...
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису
Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....
Элективный курс по английскому языку в 10 классе
В наше время учащимся очень пригодится знание английского языка в сфере делового общения ,,,,...
Программа элективного курса «Мои права»
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...
Элективный курс "Избирательное право"
Элективный курс "Избирательное право" разработан для подготовки к олимпиаде...