Приемы критического мышления при обучении иностранному языку
статья

Галимова Эльмира Гаптелшакуровна

 

Аннотация: Современные учащиеся живут в постоянно и стремительно меняющемся мире. От них сегодня требуется не только умение перерабатывать информацию, но и продуцировать новые идеи и решать проблемы. Для этого необходимы совершенно иные способы мышления. А именно, развитие критического мышления.

Ключевое слово: критическое мышление

                       

      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segodnya_sovershenno_ochevidno.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки учащегося к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, сформированность ключевых компетенций, которые должны подготовить учащихся к жизни в обществе.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Для этого необходимы иные способы мышления. А именно, развитие критического мышления.

Критическое мышление включает в себя способность рассуждать, исследовать определенную тему, оперировать доводами и формулировать умозаключения. Оно подразумевает не принятие на веру, а формирование своего мнения об объекте или явлении. Использование приемов критического мышления на уроках иностранного языка способствует развитию мыслительных навыков, творческих способностей, построению логически стройных высказываний.

Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом.  Именно взаимодействие их личностей, а также личности учителя, складывающееся между ними взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на уроке, где есть место взаимопомощи и поддержке, помощи в понимании себя и окружающих, гибкости, принятии мнения другого. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.

На разных этапах урока используются различные стратегии, способствующие развитию критического мышления. Например, на этапе вызова можно применять приемы «яркого пятна», ассоциации, толстые и тонкие вопросы, прогнозирование, кластеры.

Этап реализации является самым содержательным. На этом этапе происходит осмысление. Здесь осуществляется поиск ответов на вопросы, сопоставляется имеющийся опыт с новой информацией. На данном этапе можно применять чтение  с паузами, предположения, приемы «инсерт» и «фишбон».

И последний этап-рефлексия. Он необходим для проверки достигнутого. Здесь происходит систематизация новой информации на основе имеющегося опыта и знаний, осуществляется анализ и  интерпретация изученного.

На этом этапе очень удобно применять синквейны, «круглые столы», творческие письма, письма-сравнения (Если бы я был…), игры.

На своих уроках я применяю такой вид работы, когда учащиеся выступают в роли учителя, помогая друг другу. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя раскованно и свободно.

Не могу не упомянуть педагога-практика с мировым именем Марио Ринволюкри.

Каждый раз, открываю для себя в его книгах что-то новое. Не боюсь пробовать и ошибаться, чувствовать и знать для чего все это.

Список литературы:

Campbell C., Kryszewska H. Learner-based teaching. Hong Kong: Oxford University Press, 2001.

Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

Использование приемов критического мышления на уроках информатики для развития мыслительной деятельности

Использование приемов критического мышления на уроках информатики  для развития мыслительной деятельности...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...

Развитие критического мышления на уроках английского языка

В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильнос...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка....