Развитие критического мышления на уроках английского языка
материал
В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильность, самостоятельность в принятии решений по вопросам профессиональной деятельности, непрерывное саморазвитие. Это означает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения, при которых знание может быть полноценным при включении его в механизмы развития личности в целом. Проблема развития стиля критического мышления представляется одной из самых актуальных в современной педагогике, что обусловлено развитием информационного пространства и новых знаний, требующих критической оценки и осмысления. После того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что рамки формального образования ограничивают формирование этих жизненно важных качеств, по большей части они формируются в условиях реальных жизненных ситуаций. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет формировать данные качества - это технология развития критического мышления. Мышление такого уровня требует умения определять приоритеты, принятия индивидуальной ответственности, наличия культуры работы с информацией. Технология развития критического мышления способствует достижению такого уровня, так как учит ставить вопросы, ранжировать информацию, аргументировать свою точку зрения и оценивать результаты своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 57.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССЕИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» |
Развитие критического мышления на уроках английского языка |
Выполнила: Хомустахова Юлия Геннадьевна преподаватель английского языка |
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….. 2 стр.
Актуальность ……………………………………………………………………….. 3 – 4 стр.
Развитие критического мышления на уроках английского языка ……………… 5 – 10 стр.
Выводы ……………………………………………………………………………… 11 стр.
Список литературы ………………………………………………………………… 12 стр.
Введение.
В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильность, самостоятельность в принятии решений по вопросам профессиональной деятельности, непрерывное саморазвитие. Это означает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения, при которых знание может быть полноценным при включении его в механизмы развития личности в целом. Проблема развития стиля критического мышления представляется одной из самых актуальных в современной педагогике, что обусловлено развитием информационного пространства и новых знаний, требующих критической оценки и осмысления. После того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что рамки формального образования ограничивают формирование этих жизненно важных качеств, по большей части они формируются в условиях реальных жизненных ситуаций. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет формировать данные качества - это технология развития критического мышления. Мышление такого уровня требует умения определять приоритеты, принятия индивидуальной ответственности, наличия культуры работы с информацией. Технология развития критического мышления способствует достижению такого уровня, так как учит ставить вопросы, ранжировать информацию, аргументировать свою точку зрения и оценивать результаты своей деятельности. Развитие мыслительных компетенций - необходимое условие для эффективного развития социального, научного и практического интеллекта будущего специалиста.
Формирование критического мышления у учащихся ссуза позволяет будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели.
Актуальность использования технологий развития критического мышления.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. На уроках английского языка использование данной технологии приучает работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию. Многие думают, что в этом нет ничего необычного. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни, по большому счету высокий уровень мышления способствует формированию высокий уровня жизни. Аналитическое мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться. В специальных психолого-педагогических исследованиях критическое мышление изучается давно: в трудах швейцарского ученого Жана Пиаже, американского психолога, исследовавшего когнитивные процессы Джерома Брунера. Английских ученых Джуди А. Брауса, Дэвида Вуда, крупнейшего отечественного психолога Л. С. Выготского. Развитие творческой личности в условиях современного общества потребления, ориентированного на потребителя готовых материальных и духовных продуктов, представляет собой актуальную, но трудно решаемую педагогическую проблему. Самоидентификация, как личностная, так и профессиональная, невозможна без критического отношения к анализу собственных мыслей и поступков, также невозможно ответственное отношение к собственной жизни, окружающим людям и обществу, государству в целом. Таким образом, наличие критического стиля мышления можно считать базовой основой для формирования мировоззрения, то есть совокупности взглядов, оценок и принципов отношения к миру, людям, собственной жизненной позиции и программы поведения. Выработка критического стиля мышления предполагает формирование рефлексивно-оценочной деятельности. Рефлексия и есть условие и средство профессионального и личностного саморазвития. В широком практическом смысле, по мнению А. А. Бизяевой, «рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта». Важно отметить, что рефлексивная культура направлена на развитие возможностей и способов профессионально-творческой реализации, так как помогает по-другому осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, обретать новые ценности и смыслы, разрешать внутри личностные конфликты. В данной педагогической технологии интегрированы идеи и методы группового, проблемного и развивающего обучения. Проект, предложенный американскими учеными Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, первоначально носил название «Чтение и письмо для развития критического мышления». После адаптации в российских школах модель получила название «Технология развития критического мышления»
Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут в мире слов, в то время как специалисты технического и естественного профиля чаще обращаются к предметному, конкретному миру вещей и чисел. Студенты ссуза, как правило, социально незрелые личности, которые нуждаются в постоянной опеке, и сами преподаватели неосознанно ставят планку, ограничивая уровень, до которого учащийся может развить свои личные качества, такие как ответственность, инициативность, самостоятельность, критичность мышления. Учащиеся быстро адаптируются к заниженным требованиям и внутренне ее принимают. В таких условиях способности учащихся не только не развиваются, но и в какой-то степени деградируют. Учеба в техническом ссузе отстает от гуманитарных направлений подготовки и представляется более консервативной в формах, методах и средствах обучения. Формирование критического мышления часто мешают шаблонные, стереотипные дидактические средства, которые нацелены на механическое заучивание. Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны и могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Гуманитарные предметы в этом плане призваны развить продуктивное абстрактное мышление, ориентированное на развитие познавательных и творческих интересов.
Таким образом, актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в следующем:
- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях;
- отсутствие мотивации учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;
- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;
- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;
- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни
- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности;
3. Развитие критического мышления учащихся на уроке английского языка.
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Известно много приёмов и методов формирования критического мышления: инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?) мозговой штурм, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвинутая лекция, эссе, метод вживания и метод гипотез, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос и др. Не важен набор и последовательность приёмов. Для развития и обучения критическому мышлению необязательно посвящать этому целый урок, данные обучающие стратегии можно внедрять как элементы в виде небольших заданий в канву каждого урока. Они снимают напряжение с учащихся, которые приобретают опыт креативной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности развивают фантазию и воображение. Можно использовать те приёмы, к которым привык преподаватель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые он ставит учитель.
- «Умники и умницы». Задание развивает познавательную мотивацию, расширяет общий кругозор, умение находить и ранжировать нужную информацию. Подходит для разных уровней подготовки, но требует тщательного отбора. Пример для начального уровня:
- Where is Mount Everest? (Nepal/Tibet border)
- How high is Mount Everest? (8, 848 meters)
- Where do anteaters live? (South America)
- What is the capital city of Uruguay? (Montervideo)
- Where does the two-humped camel live? (The two-humped camel lives in the Central Asian Steppes)
- What are the differences between African and Indian elephants? (The African elephants has larger ears and longer back legs)
- Where is the Eifel Tower? Which country and which city? (France/Paris)
- What is the official language of Chile? (Spanish)
- What are the colours of the French flag? (Red, white and blue)
- What colour do you add to blue in order to make purple? (Red)
- Which is the longest river in the world? (The Amazon and the Nile are about the same length)
- Which is the highest waterfall in the world? (Salto Angel in Venezuela – 979 metres)
- Which river flows through London? (The Thames)
- What is SOS in the international Morse code? (- - - )
- Where is the Sea of Tranquility? (The Moon)
- Who invented gunpowder? (It was probably invented in China in about 1160)
- Who wrote King Lear, Macbeth and Romeo and Juliet? (William Shakespeare)
- What do English-speaking people often say when they are being photographed? (“Cheese!”)
- What is the boiling point of water? (100° centigrade)
- What are the first six letters on the top row of most keyboard in the world? (QWERTY)
Как один из вариантов проведения – попросить каждого учащегося составить самому, по меньшей мере, три вопроса с ответами, дав ссылку на эти факты. Использовать в дальнейшем для проведения следующей викторины.
- «Категории». Задание развивает логическое мышление, умение ранжировать информацию, расширяет лексический запас. Учащиеся рисуют две, три, колонки с обобщающим названием для каждой, например, еда, предметы быта, напитки. После каждого продиктованного слова необходимо записать или поставить крестик в соответствующей колонке. Затем результаты проверяются. Примеры для начального уровня:
Food, drink, objects: tea, apple, sofa, potato, bookcase, chair, milk, rice, table, door, pasta, matchbox, water, meat, bread, coffee, house, flower.
Round, square: sun, book, window, ball, moon, blackboard, ring, wheel, television, desk.
Land, sea, air: cloud, earth, rain, fish, tree, wave, fog, sky, field, ship, mountain, road, wind, fish.
- «Ключевое слово». В задании использован метод конструирования понятий, умения вывести из частного общее. По изученной теме предлагается ряд глаголов и существительных, которые можно соотнести с определенным термином или понятием. Полученные словосочетания затем прорабатываются в предложения и устных высказываниях. В этом задании закрепляется лексический материал по определенным темам. Например, по теме «Транспорт»:
Car bus petrol plane airport train taxi ferry bike lorry
- ….. run for, get on, get off, miss (bus, train)
- …… fall off, get on, hire, ride (bike)
- …… board, sale, take (ferry)
- …… get into, get out of, hire, park (car)
- …… drive, load, carry(things) (lorry)
- …… express, catch, change, get on, miss (train)
- …… call, drive, hail, share (taxi)
- …… be stuck at, circle, close (airport)
- …… board, catch, crash, fly (plane)
- …… fill up with, run on, price of (petrol)
- «Удивительные факты». Данное задание на развитие аудирования и говорения занимает не более пяти минут, а также направлено на самостоятельный поиск информации. Преподаватель или сами студенты по своей инициативе информируют остальных учащихся о каком-нибудь интересном факте, взятом из достоверного источника (например, из Книги рекордов Гиннеса, статистическая или научная информация). Например:
Antarctica is drier than the Sahara Desert.
Fair beards grow faster than dark beards.
The most common first name in the world is Mohamed.
- «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приемы работы по стратегии «ассоциации» заключаются в следующем: ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или как заглавие на доске. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
Озвучивается столько идей, сколько приходит на ум в зависимости от языковой подготовки, пока не закончится установленное время. Ассоциации – очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах. Этот прием можно использовать как способ обобщения ранее изученного материала как лексического, так и грамматического. Он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Например:
- «Прилагательные и существительные». Развивает абстрактное мышление. Учащиеся предлагают словосочетания на английском языке, состоящие из прилагательного и существительного, если они испытывают затруднения, можно предложить свои варианты. После этого прилагательные записываются на доске в левой колонке, а существительные в правой. Например:
a rainy day
a red apple
a naughty child
a shiny face
a tidy room
a difficult problem
a brilliant student
a black cat
Попросите учащихся составить из полученных словосочетаний другие, посмотрите сколько новых комбинаций можно получить. Попросите обосновать неожиданно звучащее или странное словосочетание.
- «Спорные утверждения». Этот прием сводится к обсуждению спорных вопросов. Хорошо использовать после прохождения той или иной лексической темы. На доске выписываются два или три спорных утверждения. Каждый учащийся ставит под ним крестик – «согласен», «не согласен» или «не знаю». Например, по теме «Семья» могут быть предложены следующие утверждения:
1. A woman’s place is in the home.
2. Married people are happier than unmarried people.
3. It is a parents’ right to refuse medical treatment for their children.
По теме «Образование»:
- Boys and girls should have the same education.
- Teaching is basically a matter of explaining things properly.
- A foreign language can only be learned, not taught.
По теме «Будущая профессия»:
- People work better if they are paid more.
- Riches are for spending.
- My work is my life.
- «Лови ошибку». Этот прием рационально вводить для закрепления или повторения определенного грамматического материала. Можно раздать предложения, содержащие ошибки для исправления индивидуально, затем разобрать их коллективно. Пример для начального уровня:
- He love her very much. (He loves her very much.)
- They maked a cake for their mother. (They made a cake for their mother.)
- Which one you prefer? (Which one do you prefer?)
- I not know were to go. (I do not know where to go)
- This one is gooder then that one. ( This one is better than that one.)
- Where is the girl go? (Where is the girl going?)
- You must to tell me. (You must tell me.)
- The children was in the garden. (The child was in the garden.)
- Yesterday I am very ill. (Yesterday I was very ill.)
- Why you look at me like this? (Why are you looking at me like this?)
- «Рассказ по цепочке». Этот прием позволяет повторить определенный лексический материал или видо-временную форму глагола и развить воображение. Перед чем как начать, попросите учащихся выбрать для себя слово из предложенной темы. Например: (Повторение Past Simple Tense)
A woman went to a shop and ….. (met, bought, said, fell, read, saw, thought, had, found….)
- «Убери лишнее». Обратный по технике прием, в котором предложение усекаются до предельного минимума, важно при этом сохранить смысловую и грамматическую основу. Развивает логику, умение грамотно оперировать информацией, кратко формировать мысли. Например:
The princess was awakened by the kiss of a handsome prince.
The princess was awakened by the kiss of a prince.
The princess was awakened by a prince.
The princess was awakened.
The princess!
- «Сколько предметов ты можешь назвать». Это задание направлено на активизацию лексического материала и развитие практического интеллекта. Лучше выполнять в малых группах, не более пяти минут на обдумывание. Например:
How many things can you think of that…?
- are small enough to fit into a matchbox?
- are bigger than you are?
- are round?
- work on electricity ?
- are made of paper/wood/glass?
- people enjoy looking at?
- have handles?
- you can use to sit on?
Выводы:
Технология критического мышления, используемая на уроках иностранного языка, позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Она способствует развитию творческого потенциала, развивает воображение и креативное мышление, направлена на самостоятельное получение положительного результата и развитие познавательной мотивации, рефлексии и самоконтроля. Используя интерактивные методы и языковой материал, преподаватель может помочь студентам осознать свое восприятие, допущения, предрассудки и ценности. Это требует усилий, однако студенты получат большое удовлетворение, раскрывая себя «для самих себя» в процессе изучения другого языка.
Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, немаловажным является и то, что преподаватель выступает в качестве партнёра и участника процесса, а не в роли ментора.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
- Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
- Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.-55.
- Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- № 8.- С. 11.
- Шабалина А. Н. Гуманитарно-ориентированный подход в системе университетского комплекса как фактор модернизации образования //Среднее профессиональное образование. – 2009. - №9.
- Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.
Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.
- Andrew Wright. How to improve your mind. – Cambridge University Press, 1987. - 91 c.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
- John Morgan and Mario Rinvolucri. Once Upon a Time. – Cambridge University Press, 1983. – 120 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...
Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.
В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...
Формирование речевой компетенции школьников с использованием приемов технологии развития критического мышления при обучении английскому языку
Выступление на конференции 2016...
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка....