Сценарий открытого урока по дисциплине "История" по теме "Первая мировая война"
методическая разработка
Методическая разработка создана для эффективного усвоения учебного материала студентами, в ней выстроена четкая взаимосвязь между различными уровнями заданий и прослеживаются междисциплинарные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podlesnaya_o.a.-stsenariy_uroka.zip | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
Методическая разработка
сценария урока
по дисциплине «История»
по теме «Первая мировая война»
Разработал преподаватель: Подлесная О.А.
Шебекино 2020 г.
Введение
Преподавание истории должно носить не количественный, а качественный характер. В содержании образования значимым становится компетентностный подход, который объединяет предметные, междисциплинарные и личностные результаты.
Значимость данной методической разработки проявляется в отборе разноуровневых творческих заданий по истории, литературе, широком использовании методов работы с любыми источниками информации (учебник, интернет, справочная, художественная и монографическая литература), оригинальной компоновке учебного материала.
Для эффективности учебного процесса выстроена четкая взаимосвязь между когнитивным уровнем (уровень знаний), эмпирическим (практическое их внедрение) и креативным уровнем (творческое применение в непосредственной жизненной обстановке).
Данная методическая разработка направлена на теоретическую и практическую организацию интеграции и междисциплинарных связей при изучении общеобразовательных дисциплин. Методическая разработка включает активные методы обучения, реализацию элементов ИКТ, практико-ориентированный и исследовательский подход в обучении.
Содержание
1. Карта урока
2. Сценарий урока
3. Презентация
4. Заключение
5. Литература
ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
Технологическая карта урока
УД | История |
Специальность | 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей |
Место урока в программе УД | Раздел 10. От новой истории к новейшей Тема 10.4. Первая мировая война Занятие 10 |
Тема урока | Первая мировая война. |
Тип урока | Комбинированный |
Цели урока | Личностные. Способствовать формированию самостоятельности, дисциплинированности, ответственности за выполняемую работу, активности и целеустремленности, творческой деятельности; принятие и реализация ценностей гуманизма, патриотизма; Метапредметные. Способствовать формированию умения получения необходимой информации из различных источников, критически оценивать и интерпретировать определенные исторические события; устанавливать причинно-следственные связи; умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; Предметные. Изучить основные теоретические положения темы (ознакомиться с основными понятиями, фактическим и хронологическим материалом); способствовать формированию базовых навыков и умений для работы с различными источниками информации, создание условий для формирования |
Формы работы | Фронтальная, групповая |
Элементы педагогических технологий | Элементы опережающего обучения, ИКТ, элементы практико-ориентированного и исследовательского подхода, здоровье сберегающие технологии, уровневая дифференциация, активные методы |
Междисциплинарные связи | Обществознание, литература, ОБЖ |
Оборудование |
|
Информационные ресурсы |
|
Учебно-методическая карта учебного занятия
№ | Этапы учебного занятия | Содержание этапов урока | Методы и приемы | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие. Приглашение к работе на уроке | беседа | 1 мин |
2 | Ориентировочно мотивационный этап |
| Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока | 2 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | Ответы на вопросы по ранее изученной теме. Работа в группах. Выступление оппонентов. | Анализ терминов и понятий, обмен мнениями | 7мин |
4 | Операционно- исполнительный этап | Работа в группах по выполнению заданий: Военные действия 1914 года Военные действия 1915год Военные действия 1916 год | Работа в группах, эвристическая беседа учителя с обучающимися, сопровождаемая электронной презентацией и работой с текстом учебника | 10мин |
5 | Творческое задание | Человек на войне: Марш «Прощание славянки» Алексей Толстой роман «Хождение по мукам» Игорь Северянин «Увертюра» | Проблемный метод видеоролик | 15мин |
6 | Закрепление материала | Мини-тест | Работа в группах | 4мин |
7 | Рефлексивно-оценочный этап | Ответы на вопросы Как я усвоил материал Как я работал, удовлетворен ли я своей работой? Как работала моя группа? | самооценка | 4мин |
8 | Домашнее задание |
Последние годы войны: составить общее представление о ходе военных действий в 1917- 1918 годах. Определить при каких условиях Россия вышла из войны, чем завершилась война. Условия Версальско-Вашингтонской системы. | Самостоятельная работа с учебником | 2мин |
СЦЕНАРИЙ
Тема: Первая мировая война
План урока
- Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока
- Проверка домашнего задания
- Военные действия в 1914 г. Срыв германского плана молниеносной войны
- Военные действия в 1915-1916г.г., роль русской армии в срыве планов германского командования
- Человек на войне
- Последние годы войны
- Закрепление знаний
- Рефлексия
Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока
Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем занятии, стала трагическим прологом глобальных потрясений 20 столетия. В событиях 1914-18 годов коренятся многие процессы, определившие облик современного мира.
Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий. О том, как разворачивались крупнейшие операции, например Брусиловский прорыв. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники событий, что скрывается за стрелками на картах и цифрами потерь. Для этого мы проанализируем музыкальные и литературные произведения тех лет
В процессе работы вам предстоит узнать:
СЛАЙД
- как разворачивались события на фронтах первой мировой войны, каковы были итоги военных компаний;
- как были сорваны многие планы германского командования, частности план молниеносной войны;
- как изменялись и развивались методы и средства ведения войны;
-как складывались отношения России с союзниками;
- как действия русской армии влияли на ход войны;
- как в сознании русских солдат и офицеров сосуществовали патриотические устремления, готовность к самопожертвованию и представления о бессмысленности, ненужности огромных потерь.
СЛАЙД
Вам предстоит так же развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
- сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;
- находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
- правильно распределять время работы над заданиями;
- оценивать свою работу и работу товарищей.
Выполняя задания, вы можете использовать следующие источники:
СЛАЙД
Проверка домашнего задания
Цель работы - доказать что начавшаяся война стала следствием обострения международных противоречий, что ведущие мировые державы желали войны и готовились к ней.
Обучающимся предлагается выполнить задание:
Задание А
- Назовите военно-политические блоки, участвующие в войне
- В чем заключались причины Первой мировой войны?
- Каков был повод для начала войны? Можно ли было на ваш взгляд избежать войны?
Задание Б
1. Объясните значение следующих терминов:
- колония
-метрополия
-экспансия
-нейтралитет
- конвенция
-ультиматум
- контрибуция
-ультиматум
Задание В
Выстроите в хронологическом порядке события, приведшие к Первой мировой войне
Дата | Событие | Последствия |
1914, 28 июня | Убийство Франца Фердинанда | Возмущение в правительстве А-В, повод для войны с Сербией |
1914, июнь | Дипломатические контакты. Германия обещает поддержать А-В. Россия – Сербию. Франция – Россию. Англия призывает к сдержанности. | Германия и А-В решаются пойти на риск войны в Европе. |
1914, 23 июня | А-В предъявляет ультиматум Сербии, который она отклоняет | Принятие ультиматума может превратить Сербию в зависимое государство |
1914, 28 июня | А-В объявляет войну Сербии | Начало военных действий на Балканах. Россия объявляет мобилизацию. |
1914, 1 августа | В ответ на отказ России прекратить мобилизацию Германия объявляет ей войну | Становится неизбежным вступление в войну Англии и Франции |
1914, 3 августа | Германия объявляет войну Франции, ее войска вторгаются на территорию Бельгии | Начало военных действий на западном фронте. |
1914, 4 августа | Англия объявляет войну Германии | Война приобретает характер мировой |
Оппонент
- Россия оказалась недостаточно подготовленной к войне 1914 года
- Военная программа России должна была завершиться в 1917 году, а по отдельным направлениям к 1930г.
3. Российская промышленность не могла вооружить русскую армию должным образом
Аргумент 1
К началу первой мировой войны русская военная мысль во многом превосходила западную. Значительное место занимала «Стратегия» генерала Мехневича, который указал, что грядущая война приобретет затяжной характер. А потенциальные противники будут стремиться к решающему успеху сразу после открытия военных действий. Он рекомендовал вести войну на изнурение противника.
Аргумент 2
К 1914 году кадровая русская армия была лучше обучена, чем германская и Австро-венгерская. Русский Устав полевой службы 1912 года считался самым совершенным в мире. Недостаток: отражает наступательную доктрину, недооценивали возможности артиллерийского огня, причем это характерно для всех армий Антанты. Россия уступала германии в артиллерии, прежде всего тяжелой, а именно использование артиллерии стало решающим фактором. Она рассчитывала на маневренную артиллерию, а не позиционную. Выполнение планов вооружения планировался на 1920-30 годы.
Русская винтовка Мосина калибра 7,62, на вооружении русской армии имела значительное качественное превосходство.
Недостаток: слабо подготовленное высшее командование, которое рассчитывало воевать не более 6 месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы. По свидетельству одного из участников событий в 1915 году только часть находившихся на фронте была вооружена, а остальные ждали смерти своего товарища, что бы наследовать его винтовку.
Русский план войны разрабатывался под влиянием различных факторов. Нанося удар по А-В, и победив ее, Россия могла захватить Галицию, проникнуть на Балканы, к проливам Босфор и Дарданеллы. Одновременно русская армия могла ударить по Германии с юга. Но определенные обстоятельства требовали нанесения удара по Германии и русский Ген.штаб разработал план предусматривающий наступление и против Германии и против А-В.
СЛАЙД
Вопрос 1. Военные действия 1914 года. Срыв германского плана молниеносной войны.
Цель работы – познакомиться с планами сторон, узнать как начались военные действия и почему германский план молниеносной войны не был осуществлен, а также раскрыть влияние операций русской армии на положение союзников России.
Работа с учебником стр. 121-122 Задание:
- Выясните, какие фронты возникли в 1914 году, определите их итоги
- Назовите крупнейшие битвы и определите их итоги
- Составьте в тетради хронологический перечень важнейших событий 1914 году.
Контрольное задание:
- Подведите итоги военной компании 1914 года.
- Перечислите причины срыва германских планов молниеносной войны. Какую роль в этом сыграла русская армия?
Материал для ответа
- основными фронтами были западный и Восточный фронт
- в начале сентября 14 года германская армия форсировала реку Марну на подступах к Парижу
- 6 сентября англо-французские войска начали контрнаступление, чем сорвали стратегический план немецкого командования на быстрый разгром противника на Западном фронте
-от границы Швейцарии до Северного моря разгоралась позиционная война, стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали позиции
-причиной «чуда на Марне» стало наступление русской армии в Восточной Пруссии, что вынудило Германию перебросить значительные силы с Западного на Восточный фронт.
-17 августа 1 русская армия под командованием Ренненкампфа и 2 армия Самсонова 21 августа начали наступление в Восточной Пруссии, уничтожили несколько немецких дивизий и не допустили разгрома Франции на Западном фронте
- ошибки Ренненкампфа приводят к поражению армии Самсонова и отступлению из Пруссии.
-на австро-венгерском фронте сражения для России были успешными: занят Львов, началась блокада Перемышля
СЛАЙД Вопрос 2
Военные действия в 1915-1916 г.г. роль русской армии в срыве планов германского командования.
Цель работы: познакомиться с развитием событий в 1915-1916 годах, оценить роль русской армии в войне, а так же составить представление о развитии русского военного искусства, узнать некоторые имена наших соотечественников, проявивших себя в годы войны.
Работа с учебником стр. 122-123 Задание:
- Как развивались военные события 1915-1916 годов? (работа в группах)
Материал для ответа на задание группы 1
- 9 февраля 1915г русская армия перешла Карпаты, а в марте 1815 г взяла Перемышль, взяв в плен 120 тыс. солдат и офицеров противника.
- 19.04.15. из-за пассивности союзников в отношении к России Германия начала наступление на Восточном фронте
- войска Юго-западного фронта покинули Галицию;
- одновременно германские войска наступали в Прибалтике, чтобы избежать окружения русская армия оставила Польшу;
В итоге в 1915 году русские потеряли убитыми, ранеными и пленными 2 млн. человек. Линия фронта: Рига - Барановичи - Дубно. Николай 2 принял на себя верховное командование.
- западный фронт: бои местного значения, на сторону Антанты перешла Италия (до этого соблюдала нейтралитет);
Осень 1915 года наступление на Сербию, после 2 месяцев сопротивления сербская армия отступила в Албанию, а часть была вывезена английским флотом на о. Корфу.
Таким образом, военная компания 1915 года не оправдала надежды обеих коалиций. Германии не удалось ликвидировать Восточный фронт.
Материал для группы 2
- 21 .02. 16 германия начала Верденскую военную операцию, с ожесточенными боями и потерями с обеих сторон – «Верденская мясорубка».
- 22.05.16 русский Юго-западный фронт перешел в наступление – «Брусиловский прорыв» - австро-германские войска были отброшены на 80-120 км. Противник перебросил 11 немецких дивизий из Франции, 6 австро-венгерских дивизий из Италии.
- Брусиловский прорыв облегчил положение французов под Верденом и спасло итальянскую армию;
- на стороне Антанты выступила Румыния, Россия была вынуждена открыть Румынский фронт;
- июль - ноябрь 1916 , англо-французские войска предприняли наступление на реке Сомме, продвинулись всего на 10-15 км и не сумели прорвать германский фронт;
- русский Кавказский фронт взяли города Эрзурум и Трапезунд;
Таким образом, к концу 1916 года превосходство Антанты стало очевидным, Германия была вынуждена обороняться по всем фронтам.
СЛАЙД 3 вопрос: Человек на войне
Эпиграф:
Войны остаются в памяти грядущих поколений своими битвами.
Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была повседневностью, и каждый ее день казался длиннее жизни.
Цель: понять (вообразить) как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат и общества к войне.
Оппонент: нападение на Сербию вызвало возмущение в российском обществе. Россия не могла игнорировать нападение на своего союзника, хотя ограничилась проведением мобилизационных мероприятий. Они могли бы прекратиться, если бы А-В приостановила военные действия, согласилась бы передать свой спор с Сербией на рассмотрение третейского суда. Этот последний шанс сохранения мира не был использован центральными державами.
Материал для ответа 1 группы
- начало войны вызвало взрыв патриотических чувств, проходили массовые митинги в поддержку действий правительства
МАРШ «Прощание славянки». Этому маршу более ста лет. С началом первой мировой войны его записали на грамофонные пластинки все отечественные фирмы
Марши писались в военной среде, отражали духовное состояние солдат и офицеров русской армии.
Марш Прощание славянки родился очень красиво, но волне славянского патриотизма под впечатлением первой балканской войны (1912-13 г.г)
Когда надежды поют, как трубы,
Их зов дурманит, как сладкий дым
Они предельны, они сугубы.
И так несложно поверить им!
И вот дорога, и вот стоянка,
Вокзал и площадь – в цветах, в цветах…
Восток дымиться,
Прощай, славянка!
Трубач смеется,
Шинель в крестах.
Материал №2
Алексей Толстой роман «Хождение по мукам»
В конце августа 1914 года выехал на фронт в качестве военного журналиста. Его военные маршруты найдут отражение на страницах романа. «Я прожил год жизни за эту неделю. Подумать только, это лишь начало войны».
Фрагмент романа Стр. 97-98 А. Толстой Хождение по мукам.
Трилогия. М., 1975
Кометарии:
Непарадная сторона войны
Автор попытался не только изобразить, но и почувствовать войну
Материал №3
В 1915 году, когда положение на фронте и в тылу было куда как сложным, русский поэт Игорь Северянин футурист и символист написал стихотворение «Увертюра».
Вопрос:
Как вы думаете, есть ли какая нибудь связь между временем создания стихотворения и его содержанием?
Ананасы в шампанском! Ананасы
в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Вертопросвист экспрессов!
Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован, там кого-то побили
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки!
Из Нью-Йорка на Марс!
Комментарии:
Войну с точки зрения личности как преступление против людей, совершаемое государством из неких корыстных интересов футуристы отвергали. За мечтами и иллюзиями стоит драма
Еще не значит быть изменником,
Быть радостным и молодым,
Не причиняя боли пленникам
И не спеша в шрапнели дым
Пройтиться по Морской с шетенкой
Свивать венки из хризантем
По – прежнему, пить сливки с пенками и кушать за десертом крем
Закрепление материала
1.Когда Россия вступила в Первую мировую войну
А) 15 июля 1914
Б)1 сентября 1914
В)1 августа 1914
2.Кто был Верховным главнокомандующим русской армии в начале войны
А) Великий князь Николай Николаевич
Б) В.А. Сухомлинов
В) М.В.Алексеев
3.Что позволило французам остановить наступление Германии и одержать победу на
Марне в 1914году
А) применение танков
Б) наступление армии в Восточной Пруссии
Г) полководческий талант маршала Фоша
4.Каковы причины отступления русской армии в 1915 году
А) низкий моральный дух и слабая моральная подготовка солдат и офицеров
Б) военно-техническая отсталость русской армии
В) стратегический замысел ставки по опыту войны 1812 года
5.Какое государство в годы войны стало инициатором использования химического оружия?
А)Россия
В) Франция
Г) Германия
6.Какой русский летчик совершил первый воздушный таран в истории войны
А) П. Нестеров
Б) В. Талалихин
Г) И. Кожедуб
Рефлексия
1. Как я усвоил материал?
А) получил прочные знания, усвоил весь материал – красный квадрат
Б) усвоил новый материал частично – зеленый квадрат
В) мало что понял, необходимо еще поработать – синий квадрат
2. Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?
А) со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой - красный квадрат
Б) допустил ошибки – зеленый квадрат
В) не справился с частью заданий – синий квадрат
3. Как работала моя группа?
А) Дружно, совместно разбирали задания – красный квадрат
Б) Не все активно участвовали в обсуждении – зеленый квадрат
В) работа была вялая, неинтересная – синий квадрат
- Домашнее задание: стр. 123; стр. 127 Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Последние годы войны: составить общее представление о ходе военных действий в 1917- 1918 годах. Определить при каких условиях Россия вышла из войны, чем завершилась война. условия Версальско-Вашингтонской системы.
Заключение
Основанием для междисциплинарных связей в профессиональном обучении является сама профессиональная деятельность, представленная как связь знаний из разных предметных областей. Изучение учебной дисциплины История направлено на приобретение практических и теоретических знаний, развитие элементов научного стиля мышления, исследовательских навыков. Представленная методическая разработка имеет следующие компоненты адресной направленности: преподаватели СПО, заместители директора по учебной учебно-воспитательной работе.
Литература
- Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
- Фрагмент романа А. Толстой Хождение по мукам. Трилогия. М., 1975. стр 97-98
- И. Северянин Сборник стихов М., 1990г
- Видеоролик «Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: www. kulichki. com/grandwar (дата 2.03.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».
Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года» Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...
Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "
Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....
Открытый урок "Между землей и небом - война"
Данный урок разработан для учащихся 11 классов школы и студентов СПО, входит в раздел "Изучение современной литературы"...
План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
Методическая разработка будет интересна преподавателям обществознания, работающим со студентами 1 курса в СПО....
Открытый урок по теме: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежны...
Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"
Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....