Открытый урок "Между землей и небом - война"
план-конспект урока на тему
Данный урок разработан для учащихся 11 классов школы и студентов СПО, входит в раздел "Изучение современной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdu_zemley_i_nebom.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока " Между землей и небом - война" ( по рассказу В. Маканина "Кавказский пленный").
Урок рекомендован для учащихся 2, 3 курсов.
- Цель урока : познакомить обучающихся с творчеством В.С.Маканина, его рассказом «Кавказский пленный».
Задачи: образовательные
знакомство с творческой судьбой писателя В. Маканина;
многоаспектный анализ рассказа В. Маканина «Кавказский пленный»;
развивающие
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации (при подготовке домашнего задания, сообщений);
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умение работать с текстом;
остановка и решение проблем;
навыки само и взаимооценки;
воспитательные
жизненное, личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание поступков героев, ситуаций, в которые они попадают;
воспитание гражданина, человека мира, а не войны;
воспитание внимательного читателя.
Тип урока: урок-исследование.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения и исследовательской деятельности, элементы компьютерных технологий.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, презентация, текст рассказа, рабочие тетради, отрывок песни В.Цоя.
Формируемые УУД.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания.
Личностные УУД: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур, формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности.
Коммуникативные УУД: развитие навыков аргументации, навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем, умение подтверждать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: умение выбирать действия и способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап. | Приветствие учащихся, выявление отсутствующих. | |
2. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Слайд 1. Сегодня на занятии мы обратимся к теме, которая не может не волновать человека, живущего на планете Земля. Тема войны на уроке звучит так : "Между землей и небом - война". Это слова песни Виктора Цоя. Давайте послушаем отрывок песни и попытаемся понять, что это за пространство между землей и небом, где война? Нам предстоит испробовать на себе роль исследователей и понять, что же значит слово "война" в понимании современного автора Владимира Маканина на примере его рассказа "Кавказский пленный". Что в вашем понимании означает слово "война". Слайд 2. Обратите внимание, сколько людей, столько и мнений, но в данном случае война вызывает у всех вас схожие ассоциации. Давайте определим с вами, какие же основные задачи стоят перед нами на уроке, что же нам нужно понять и в чем разобраться. | Слушают отрывок песни. Пространство, где живут люди, между которыми непримиримые противоречия, что приводит к конфликтам, к войнам. Человечество не уверено в завтрашнем дне. Ассоциации со словом война: Смерть, горе, боль, разрушение, убийство, жестокость, ужас и т.д. Ответы учащихся: Должны понять: А) какой автор изображает войну, Б) какими средствами он добивается этого изображения, В)могут ли жить люди на земле без войн. |
3. Актуализация знаний учащихся. | Обратимся к автору рассказа, нашему современнику Владимиру Маканину. Слайд 3. Что мы знаем о Владимире Маканине? | Сообщение учащегося о Владимире Маканине. Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в г. Орске Оренбургской области (на Урале). Поступил в 1954-м на механико-математический факультет МГУ, в 1960 году окончил его. В 1967-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Свой первый роман «Прямая линия» опубликовал в 1965 году. К тому времени его ровесники — поколение шестидесятников — уже успели обрести известность. «Отставший» — так называется повесть Маканина, написанная им в 1984 году. Персонаж ее, юноша Леша-маленький, постоянно отставал от артели золотоискателей. Отставшим от своего поколения долгое время считали и самого писателя, тем более что до середины 70-х годов он печатался мало, существовал как бы на обочине литературного процесса. В конце 70-х, после выхода его повестей «Голоса», «Отдушина», рассказов «Гражданин убегающий», «Человек свиты», «Антилидер», возникает «мода на Маканина». Повесть «Предтеча» (1982) сделала его имя сенсационным. Но самую жаркую дискуссию вызвала его повесть «Один и одна» (1985), ведь в ней он покусился на миф о поколении шестидесятников. И вдруг оказалось, «отставший» всех опередил. Лев Аннинский писал: «Маканин лет на десять опередил ситуацию, в которой он стал понятен». Математический расчет писателя во всем, что касается «текстостроительства», отмечали все критики. Теперь стало ясно, что обладает он еще одним драгоценным даром — интуицией. Это благодаря ей отставший от всех прочих Леша-маленький первым сумел почуять и найти золото. Это благодаря интуиции Маканин сумел найти собственную литературную тропу. В 1991 году им написана повесть «Лаз», в 1993-м — «Квази» и «Стол, накрытый сукном и с графином посредине». Рассказ «Кавказский пленный» написан в июне — сентябре 1994 года, то есть еще до ввода федеральных войск в Чечню. А напечатан в журнале «Новый мир» (1995, № 4), когда бои были в самом разгаре. |
4. Этап совместной исследовательской деятельности. | Давайте вспомним сюжет рассказа. Слайд 4.( красота Кавказа) Размышления о красоте не случайны у Маканина. Они перекликаются с высказыванием Ф.М. Достоевского " красота спасет мир", и проходят ключевым моментом через весь рассказ. Вспомните, какие ещё ассоциации с авторами 19 века, возникают после прочтения данного рассказа. - Обратим внимание, что у произведений Пушкина, Лермонтова Толстого название "Кавказский пленник", а у Маканина "Кавказский пленный". Давайте проведем словарную работу, рассмотрим, что общего и в чем различие этих слов. Слайд 5. -Кто же оказывается пленным в рассказе, как вы думаете? - Почему не уезжает Гуров, почему не может уехать Рубахин? -Стремятся ли персонажи рассказа к другой жизни? - А как относятся солдаты к тем, кто уже демобилизовался? Почему не завидуют? - Обратите внимание на имена и фамилии геров: Рубахин, Вовка, Гуров. Слайд 6. | Краткий пересказ рассказа одним учащимся. Рассказ о том, что на Кавказе расположены российские части, война официально не объявлена, но она уже есть. Герой рассказа Рубахин и его напарник Вовка отстали от своих, чтоб им вернуться к своим , необходима помощь. Они обращаются к командиру соседней части Гурову за помощью, но получают отказ( нет людей у самого). Рубахин и Вовка действуют самостоятельно, берут в плен чеченского юношу, который поражает Рубахина своей красотой. Но, когда этот юноша своим присутствием может выдать их, то убивают его. Вообще "красота" и размышление о ней мы можем наблюдать на протяжении всего рассказа. Ответы учащихся. 1. У А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова были произведения о Кавказе, с похожим названием "Кавказский пленник". Поэты уверены были, что Кавказ должен стать частью российской империи. Рассказывая о событиях на Кавказе, писатели подчёркивали, что Кавказ – это “горы, набеги, топот копыт и гортанная речь, а противник – объект восхищения, он поёт дикие песни и точит свой кинжал”. 2. Л.Н.Толстой в своем "Кавказском пленнике" хотел вырваться за рамки сложившихся в литературе традиций изображения кавказской проблемы. В его рассказе прослеживаются реалистические черты. 3.Но позиция у всех авторов одна – убеждённость в том, что войны не нужны, т.к. люди разных национальностей могут дружить, любить, понимать друг друга. Следовательно, взаимопонимание между кавказцами и русскими возможно. Делают записи в тетради. Ответы учащихся: 1. Может сперва показаться, что пленный - чеченский юноша необычайной красоты. 2. Но в разговоре Гурова и Алибекова раскрывается тема пленничества. (Чтение отрывка)
И Рубахин, и Вовка-стрелок,и Гуров становятся пленниками войны.
Люди не находят в себе мужества самостоятельно выстроить свою судьбу. Война уравняла их, сделала массой, и человек привык думать, что все решается за него, помимо его воли.
Нет, не стремятся. Да потому, что и на «гражданке» многим прежде всего приходится думать о выживании. «Хочешь жить — умей вертеться...» — эта формула сегодняшнего дня известна всем. Записи в тетрадях:
|
-Война — это событие, обесценивающее жизнь. Люди на войне имеют ценность лишь как предмет обмена наравне с оружием и бензином. - Что Маканин противопоставляет войне? Красоту и любовь. - Как воспринимают «красоту местности» герои Маканина? Война — существование на уровне физиологии.
- А любовь? Сравните их взаимоотношения с тем, что называется любовью. В чем разница? - Что происходит с героем? Как объяснить его поведение? Что это - возвышение духа или зов плоти? -Любовь — прекрасное чувство. Этим же взаимоотношениям не хватает чистоты и красоты. - Чем это кончится?
- Автор как бы ставит героев в экстремальные ситуации, когда человек должен сделать нравственный выбор. В экстремальных ситуациях характер человека раскрывается наиболее полно. - Случайна ли такая кульминация? - Кто жертва на это войне? 1) чеченец –красавец? 2) Рубахин – убийца? Итак, почему Рубахин не выдержал испытания красотой? И кто же в этом рассказе кавказский пленный – прекрасный чеченский юноша или сильный, рослый сержант Рубахин? (жертва войны, в этом его трагедия) Но эта трагедия не только маканинского героя, но и тысяч ваших сверстников, погибших или воюющих досих пор на этой войне. Они все – кавказские пленные, как и сама Россия в целом, позволившая «кавказскому синдрому» достичь таких глобальных масштабов. | Даже на войне человек остается способным видеть красоту мира и любить.( Рубахина манят горы) Война ставит человека в положение, когда ему надо прежде всего заботиться о выживании. Красота пугает, «заставляя насторожиться, красота заставляет помнить. (гл.1). Все, что помогает выжить, — высшая ценность. Красота здесь ценна не сама по себе, а лишь как опыт выживания. Еда, сон гораздо важнее. (Вовка боится, что пленный свалит на пол «лишнюю кашу» (чтение гл. 4) Вовка – молодуха, Рубахин- пленный юноша.
Вовка заводит интрижку, а Рубахин не п Рубахин не понимает, что с ним происходит. Ответить автор на этот вопрос не успел – наступает развязка – попали Рубахин и Вовка в ловушку – убили пленного юношу. Война исключает личные симпатии, нормы морали, диктует свои правила. Мнения учащихся. Разрушение личности уже произошло. Война научила его действовать вопреки собственным желаниям, убеждениям, отступать от своей природы. Мнения учащихся. | |
4. Этап подведения итогов занятия. | Как же раскрывается темы войны у Маканина? Слайд 7. | Тема войны раскрывается: 1. В названии произведения. 2. Образы и поведение героев рассказа. Маканин ставит их в различные ситуации, где раскрывается характер. часто нравственный выбор героев. 3. Автор в начале и в конце произведения, размышляя о красоте, ведет диалог с читателем. Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.)
|
5. Рефлексия. | Так избавимся ли мы от войн, спасёт ли мир красота? Почему на пространстве между землей и небом противоречия? | Ответы учащихся. Мини-тест. |
6. Разъяснение домашнего задания. | Написать мини-сочинение на тему: " Спасёт ли мир красота? " на примере рассказа В.Маканина "Кавказский пленный". Слайд 8. |
Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.)
Правила написания:
1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;
2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;
3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;
4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта
Темы для синквейна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».
Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года» Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...
Методическая разработка открытого урока "Праведница земли русской" (по повести А.И.Солженицына "Матренин двор")
Произведения А.И.Солженицына читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики». Рассказ «Матрёнин дв...
Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию, посвящённому 100-летию революции «Петроградское небо мутилось дождем»
Открытое внеклассное мероприятие подготовлено в рамках цикла мероприятий, посвящённых 100-летию Октябрьской революции в России и нацелено на учащихся колледжа. В форме историко-литературной композиции...
Открытое мероприятие «Деятельность медицинских сестер в войнах и локальных конфликтах. Крымская война 1853-1856 г.г.»
Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. В развитии мировой истории были события и периоды, которые можно назв...
Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом"
Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом". Цель классного часа - показать учащимся ценность памятников архитектуры и объектов культурного наследия города. Сформировать интере...
Открытая беседа. "Пусть не будет войны никогда".
Воспитывать патриотические чувства, уважение к войнам освободителям....
Который год живет под мирным небом Курский край, родимая земля!
Сценарий музыкально-литературной композиции урока-концерта обучающихся общего фортепиано (отделение хорового пения)....