План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
методическая разработка по теме

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx178.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики                      Краснодарского края                                                                                                                                                        государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                                                            Краснодарского края                                                                                                                                                                                    «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

               

                 План – конспект

       открытого учебного занятия

                                                         по теме:

            «Религия как феномен культуры. Мировые религии.»

                  6393

Автор- разработчик:

преподаватель высшей  квалификационной  категории

Зиброва Светлана Константиновна

Краснодар  

  2016

Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии»

         Дата____________                                           Группа_______________

Предмет: «Обществознание»

Учебник: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник  для студентов СПО. Москва, 2015 г.                   

Цели урока:

  1. Образовательные –

формировать знания  обучающихся  (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;

обозначить роль религии в современном мире.

  1. Воспитательные –

формировать у обучающихся  толерантность к проявлениям   противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;

приобщать обучающихся   к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;

побуждать обучающихся  к рефлексии собственной познавательной деятельности.

  1. Развивающие –

Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.

  1. Методические –

Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение обучающихся  в процессе обучения; формирование познавательной активности обучающихся   при изучении нового материала.

Тип урока:

Комбинированное занятие.

Вопросы урока:

1.Что такое религия?

2.Какую роль и функции она выполняет?

3.Какие виды религий известны человечеству?

4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?

Основные понятия:

Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Используемые технологии:

  1. Проектно – исследовательская технология.
  2. Информационно- коммуникационная  технология.
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Технология создания благоприятной атмосферы.

Межпредметные связи: 

обществознание,  история.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).

Ход урока:

Эпиграф  урока:

«К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники»    В.Набоков

I. Введение

1.  Преподаватель  поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.

Слайды №1, 2 Презентации.

2. Вводное слово  преподавателя.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.

Слайды № 3, 4.

 II. Основная часть

1. Этап. Повторение изученного.

Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?
  • На какие виды подразделяются религии?
  • Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?

Слайды  № 5. 6, 7.  Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

Слайды № 8, 9.  (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

Слайд № 10, 11.  (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)

  • Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
  • Что вам известно о религиях в современном мире?

2 этап. Изучение материалов урока.

Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.
См. варианты презентаций студентов  
БуддизмХристианствоИслам.

По ходу сообщений группа  заносит необходимую информацию в информационную  таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в  рабочую тетрадь.
(см. Приложение 1, таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).

3 этап. Работа с документами

Группа  делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2Приложение 3Приложение 4.) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.

Пояснения к отрывку из Библии:

 Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).

 Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.

Валеопауза

       Гимнастика для глаз:

       Посмотрите на самую дальнюю от вас точку

       На ближнюю точку

Влево

       Вправо

       Закройте глаза

 

4 этап: Закрепление и обобщение:

После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.

  1. Почему данные религии названы мировыми?
    2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
    3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
    4. Каковы между ними различия?
    5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

III. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Валеологическая минутка:

Предлагаю поменяться местами  тем  студентам, кто:
 узнал сегодня что – либо новое;
—  кто не усвоил сегодняшний урок;

 Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места  и пересесть на 3 ряд. Если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.

Технологическая карта урока.

Этапы

Формы и методы

Время

1.Вовлечение  студентов в  учебную  деятельность

Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока.

2 мин.

2. Получение новых знаний  в ходе лекции беседы

Организация деятельности по изучению нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Сущность религий.
  2. Многообразие религий. Мировые религии.
  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  1. О религии. Думаем, анализируем, размышляем…
  2. Роль религий в современном мире.

По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятие в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»».  Предполагается 5 минутная физическая минутка.

45 мин.

5 мин.

3.Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1) Ознакомление с видео и слайд – отчетами студентов о мировых религиях.    2) Подведение итогов конкурса творческих работ.

15 мин.

   4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме

 

   Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа  в парах «Сильный - слабый» (Работа  группы  над заполнением таблицы.) 2) индивидуальное выполнение заданий  (Работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы)  с использованием теста Excel.   3)   анализ некоторых работ.

15 мин.

    5. Подведение итогов занятия  домашнего задания.

1) Заключительная беседа.

2) Выставление оценок

3) Домашнее задание.     Комментирование.

8 мин.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение по теме: «История религий в России»

Приложение. Мировые религии

Название религии, её основные направления

Время

возник-

новения

Численность верующих

В каких странах и регионах наиболее распространена

Основные положения вероучения

Буддизм

Христианство

Ислам

Список использованной литературы:

    1. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +»,1996 г.
    2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 
www.KM.ru 
    3. А. Мень. История религии

Адреса в Интернет:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»

Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...

Технологическая карта урока по религиоведению "Мировые религии и их конфессии"

Рассмотрение основных видов религий, их распространенность в мире и их конфессии...

Презентация "Мировые религии и их конфессии"

В презентации размещены материалы, касающиеся понятия религии...

Мировые религии

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает «просветлённый». Будда(мудрец) жил в Индии в V-IV вв. до н.э...

Мировые религии - христианство.

Вашему вниманию предлагается видео урок по теме "Мировые религии - христианство"....

Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание

Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...

Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"

Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....