План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
методическая разработка по теме
Методическая разработка будет интересна преподавателям обществознания, работающим со студентами 1 курса в СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_.docx | 178.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
План – конспект
открытого учебного занятия
по теме:
«Религия как феномен культуры. Мировые религии.»
Автор- разработчик:
преподаватель высшей квалификационной категории
Зиброва Светлана Константиновна
Краснодар
2016
Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии»
Дата____________ Группа_______________
Предмет: «Обществознание»
Учебник: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник для студентов СПО. Москва, 2015 г.
Цели урока:
- Образовательные –
формировать знания обучающихся (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;
обозначить роль религии в современном мире.
- Воспитательные –
формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;
приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;
побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.
- Развивающие –
Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.
- Методические –
Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение обучающихся в процессе обучения; формирование познавательной активности обучающихся при изучении нового материала.
Тип урока:
Комбинированное занятие.
Вопросы урока:
1.Что такое религия?
2.Какую роль и функции она выполняет?
3.Какие виды религий известны человечеству?
4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?
5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?
Основные понятия:
Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
Используемые технологии:
- Проектно – исследовательская технология.
- Информационно- коммуникационная технология.
- Обучение в сотрудничестве
- Технология создания благоприятной атмосферы.
Межпредметные связи:
обществознание, история.
Материально-техническое обеспечение урока:
учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).
Ход урока:
Эпиграф урока:
«К Богу приходят не экскурсии с гидом,
а одинокие путешественники» В.Набоков
I. Введение
1. Преподаватель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.
Слайды №1, 2 Презентации.
2. Вводное слово преподавателя.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.
Слайды № 3, 4.
II. Основная часть
1. Этап. Повторение изученного.
Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.
- Какие основные функции имеет религия?
- На какие виды подразделяются религии?
- Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?
Слайды № 5. 6, 7. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)
Слайды № 8, 9. (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)
Слайд № 10, 11. (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)
- Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
- Что вам известно о религиях в современном мире?
2 этап. Изучение материалов урока.
Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.
См. варианты презентаций студентов Буддизм, Христианство, Ислам.
По ходу сообщений группа заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в рабочую тетрадь.
(см. Приложение 1, таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).
3 этап. Работа с документами
Группа делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.
Пояснения к отрывку из Библии:
Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).
Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
Валеопауза
Гимнастика для глаз:
Посмотрите на самую дальнюю от вас точку
На ближнюю точку
Влево
Вправо
Закройте глаза
4 этап: Закрепление и обобщение:
После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.
- Почему данные религии названы мировыми?
2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
4. Каковы между ними различия?
5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?
III. Заключение
Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:
– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?
Валеологическая минутка:
Предлагаю поменяться местами тем студентам, кто:
— узнал сегодня что – либо новое;
— кто не усвоил сегодняшний урок;
Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на 3 ряд. Если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.
Технологическая карта урока.
Этапы | Формы и методы | Время |
1.Вовлечение студентов в учебную деятельность | Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока. | 2 мин. |
2. Получение новых знаний в ходе лекции беседы | Организация деятельности по изучению нового материала. План изучения нового материала:
По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятие в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»». Предполагается 5 минутная физическая минутка. | 45 мин. 5 мин. |
3.Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов | 1) Ознакомление с видео и слайд – отчетами студентов о мировых религиях. 2) Подведение итогов конкурса творческих работ. | 15 мин. |
4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме
| Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа в парах «Сильный - слабый» (Работа группы над заполнением таблицы.) 2) индивидуальное выполнение заданий (Работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы) с использованием теста Excel. 3) анализ некоторых работ. | 15 мин. |
5. Подведение итогов занятия домашнего задания. | 1) Заключительная беседа. 2) Выставление оценок 3) Домашнее задание. Комментирование. | 8 мин. |
Домашнее задание:
Подготовить сообщение по теме: «История религий в России»
Приложение. Мировые религии
Название религии, её основные направления | Время возник- новения | Численность верующих | В каких странах и регионах наиболее распространена | Основные положения вероучения |
Буддизм | ||||
Христианство | ||||
Ислам |
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +»,1996 г.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www.KM.ru
3. А. Мень. История религии
Адреса в Интернет:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www.KM.ru
- www.glossary.ru
- www.religion.h16.ru
- www.cale.ru
- ru.wikipedia.org.
- shool.iot.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»
Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...
Технологическая карта урока по религиоведению "Мировые религии и их конфессии"
Рассмотрение основных видов религий, их распространенность в мире и их конфессии...
Презентация "Мировые религии и их конфессии"
В презентации размещены материалы, касающиеся понятия религии...
Мировые религии
Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает «просветлённый». Будда(мудрец) жил в Индии в V-IV вв. до н.э...
Мировые религии - христианство.
Вашему вниманию предлагается видео урок по теме "Мировые религии - христианство"....
Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание
Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...
Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"
Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....