Открытый урок по теме: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
план-конспект урока на тему
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства.
Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.
Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Учебно-воспитательные задачи:
- Показать диалектику развития сельского хозяйства- второй ведущей отрасли материального производства.
2. Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.
План
- Сельское хозяйство –вторая ведущая отрасль материального производства.
- Понятие о « зеленой революции ».
- Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства.
- Растениеводство. Другие продовольственные культуры.
- Растениеводство. Непродовольственные культуры.
- Животноводство: три ведущие отрасли.
- Рыболовство.
I Изучение нового материала.
1. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства.
Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.
Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:
- Товарное сельское хозяйство, которое включает:
а) интенсивное земледелие;
б) интенсивное животноводство.
2) Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает:
а) плужное и мотыжное земледелие;
б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;
в) собирательство, охоту, рыболовство.
• В экономически развитых странах ( постиндустриальных) сельское хозяйство высокотоварное.
Задание 1. Работа с учебником с. 127
Ответить на вопрос: Благодаря чему в эпоху НТР достигается интенсификация сельского хоз-ва.
- механизации и химизации
- внедрению микроэлектроники, автоматизации ( бройлерное производство цыплят);
- новейшим достижениям селекции:
а) генетике;
б) биотехнологии.
• В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса.
Агробизнес включает производсто сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники ,удобрений и др.
В развивающихся странах преобладает:
1)традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство
2)товарное сельское хозяйство
- Традиционное потребительское сельское хозяйство Представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств. Которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории.
- • В этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на 20-30 лет участок забрасывается). Подсечно- огневое хозяйство связано с охотой и собирательством.
- • По уровню интенсификации сельского хозяйства Юг отстает очень сильно (мотыжная обработка).
Товарное сельское хозяйство развивающихся стран – это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.
• Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве».
• Типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы.
- Понятие о «зеленой революции».
Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первоначально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.
■ Понятие : «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.
Задание 2 Работа с учебником с 128.
Ответить на вопросы:
- Перечислите 3 основные компонента «Земной революции».
- Каковы прогрессивные последствия «Зеленой революции».
- В чем заключаются проблемы «Зеленой революции».
«Зеленая революция» включает три основных компонента:
- Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.
- Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).
- Широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов.
Прогрессивные последствия «зеленой революции»:
- В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в зерне путем собственного производства.
- Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.
- Увеличился спрос на машины и удобрения.
Проблемы зеленой революций:
- она носит очаговый характер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.
- она коснулась крупных хозяйств, принадлежащих иностранным компаниям, почти ничего не изменив в традиционном потребительском секторе.
Вывод. «Зеленая революция» еще раз продемонстрировала, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столько природными, сколько социально-экономическими причинами.
- Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства, поэтому следует отметить следующие особенности.
Зерновые культуры занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади.
Мировое производство зерновых возрастает и уже достигло 2 млрд т в год.
З а д а н и е : работа с круговой диаграммой (см. рис. 31, с.130) «Структура валового сбора зерновых культур».
Зерновое хозяйство мира держится: а) на пшенице; б) рисе; в) кукурузе.
Десять первых стран по производству пшеницы
в середине 1990-х гг.
Страна | Валовой сбор, млн т |
Китай Индия США Франция Россия Канада Австралия ФРГ Пакистан Великобритания | 110 65 65 35 30 30 23 20 17 16 |
Главные страны-экспортеры зерна – США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора пшеницы.
Десять первых стран по производству риса
в середине 1990-х.гг.
Страна | Валовой сбор, млн т |
Китай Индия Индонезия Бангладеш Вьетнам Таиланд Мьянма Япония Филиппины Бразилия | 190 120 50 28 25 22 16 13 12 12 |
Главные страны-экспортеры риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия.
Десять первых стран по производству кукурузы в середине 1990-х гг.
Страна | Валовой сбор, млн т |
США Китай Бразилия Мексика Франция ЮАР Индия Аргентина Румыния Италия | 250 105 32 20 13 12 10 10 9 8 |
На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы кукурузы.
Главные страны-экспортеры кукурузы – США, Франции и Аргентина.
Кормовое зерно поступает в основном в страны Западной Европы и Японию, продовольственное – в развивающиеся страны, которым своего зерна не хватает.
4.Закрепление.
- Анализ схемы «Изменения в с/х производстве под влиянием НТР».
- С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (агробизнес. Зеленая революция).
5. Подведение итога урока.
6. Д/з: стр. 126-129.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему: "Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов"
Презентация к уроку...
План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
Методическая разработка будет интересна преподавателям обществознания, работающим со студентами 1 курса в СПО....
Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)
Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...
Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"
Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...
Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"
Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....
Методическая разработка Урок-игра "Материально-техническое обеспечение сельского хозяйства
Тема занятия: «Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного предприятия»Цели урока: 1. Образовательная - проверка знаний обучающихся, полученных при изучении теорет...
Разработки уроков по ПМ 04 " Механизация сельского хозяйства"
Разработка уроков...