Открытый урок по теме: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
план-конспект урока на тему

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. 

       Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежные  отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.

Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать диалектику развития сельского хозяйства- второй ведущей отрасли материального производства.

2. Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.

План

  1. Сельское хозяйство –вторая ведущая отрасль материального производства.
  2. Понятие о « зеленой революции ».
  3. Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства.
  4. Растениеводство. Другие продовольственные культуры.
  5. Растениеводство. Непродовольственные культуры.
  6. Животноводство: три ведущие отрасли.
  7. Рыболовство.

I Изучение нового материала.

1. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства.

        Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Смежные  отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.

Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:

  1. Товарное сельское хозяйство, которое включает:

а) интенсивное земледелие;

б) интенсивное животноводство.

2) Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое включает:

а) плужное и мотыжное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство.

В экономически развитых странах ( постиндустриальных) сельское хозяйство высокотоварное.

Задание 1. Работа с учебником с. 127

Ответить на вопрос: Благодаря чему в эпоху НТР достигается интенсификация сельского хоз-ва.

  1. механизации и химизации
  2. внедрению микроэлектроники, автоматизации ( бройлерное  производство цыплят);
  3. новейшим  достижениям селекции:

а) генетике;

б) биотехнологии.

 В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса.

Агробизнес включает производсто сельскохозяйственной продукции  и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники ,удобрений и др.

В развивающихся странах преобладает:

1)традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство

2)товарное сельское хозяйство

  1. Традиционное потребительское сельское хозяйство Представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств. Которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории.
  2. В этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на 20-30 лет участок забрасывается). Подсечно- огневое хозяйство связано с охотой и собирательством.
  3. • По уровню интенсификации сельского хозяйства Юг отстает очень сильно (мотыжная обработка).

Товарное сельское хозяйство развивающихся стран – это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.

• Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве».

• Типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы.

  1. Понятие о «зеленой революции».

Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первоначально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.

Понятие : «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.

Задание 2 Работа с учебником с 128.

Ответить на вопросы:

  1. Перечислите 3 основные компонента «Земной революции».
  2. Каковы прогрессивные последствия «Зеленой революции».
  3. В чем заключаются проблемы «Зеленой революции».

«Зеленая революция» включает три основных компонента:

  1. Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.
  2. Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).
  3. Широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов.

Прогрессивные последствия «зеленой революции»:

  1. В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в зерне путем собственного производства.
  2. Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.
  3. Увеличился спрос на машины и удобрения.

Проблемы зеленой революций:

  1. она носит очаговый характер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.
  2. она коснулась крупных хозяйств, принадлежащих иностранным компаниям, почти ничего не изменив в традиционном потребительском секторе.

Вывод. «Зеленая революция» еще раз продемонстрировала, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столько природными, сколько социально-экономическими причинами.

  1. Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства, поэтому следует отметить следующие особенности.

Зерновые культуры  занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади.

Мировое производство зерновых возрастает и уже достигло 2 млрд т в год.

З а д а н и е : работа с круговой диаграммой (см. рис. 31, с.130) «Структура валового сбора зерновых культур».

Зерновое хозяйство мира держится: а) на пшенице; б) рисе; в) кукурузе.

Десять первых стран по производству пшеницы

в середине 1990-х гг.

Страна

Валовой сбор, млн т

Китай

Индия

США

Франция

Россия

Канада

Австралия

ФРГ

Пакистан

Великобритания

110

65

65

35

30

30

23

20

17

16

Главные страны-экспортеры зерна – США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора пшеницы.

Десять первых стран по производству риса

в середине 1990-х.гг.

Страна

Валовой сбор, млн т

Китай

Индия

Индонезия

Бангладеш

Вьетнам

Таиланд

Мьянма

Япония

Филиппины

Бразилия

190

120

50

28

25

22

16

13

12

12

Главные страны-экспортеры риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия.

Десять первых стран по производству кукурузы в середине 1990-х гг.

Страна

Валовой сбор, млн т

США

Китай

Бразилия

Мексика

Франция

ЮАР

Индия

Аргентина

Румыния

Италия

250

105

32

20

13

12

10

10

9

8

На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы кукурузы.

Главные страны-экспортеры кукурузы – США, Франции и Аргентина.

Кормовое зерно поступает в основном в страны Западной Европы и Японию, продовольственное – в развивающиеся страны, которым своего зерна не хватает.

4.Закрепление.

- Анализ схемы «Изменения в с/х производстве под влиянием НТР».

- С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (агробизнес. Зеленая революция).

5. Подведение итога урока.

6. Д/з: стр. 126-129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО....

Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)

Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых  активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...

Презентация открытого урока по предмету обществознание "Мировые религии"

Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности....

Методическая разработка Урок-игра "Материально-техническое обеспечение сельского хозяйства

Тема занятия: «Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного предприятия»Цели урока: 1. Образовательная  - проверка знаний обучающихся, полученных при изучении теорет...