Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "
методическая разработка на тему

Жигунов Дмитрий Иванович

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r._istoriya_1812_god_napoleon.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. План лекции
  3. Содержание лекции
  4. Список литературы
  5. Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Предмет истории является одним из главных в системе гуманитарных дисциплин. Он охватывает прошлое человечества во всем его многообразии.

В настоящее время в техникуме изучается курс всемирной истории в кратчайшем изложении. Фактически студент должен понять механизм исторических изменений с первобытного общества до современных процессов глобализации, которые будут доминировать в XXI веке.

Освоение этого курса представляет определенные трудности. Поэтому целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества.

        Отечественная война 1812 года дала России новый толчок  в дальнейшее развитие страны. В ходе этого лекционного занятия уделяется  внимание и патриотическому воспитанию студентов.



План

открытого урока

По дисциплине          истории

Курс, группа:             1курс 1 группа

Специальность:         080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

                                                      (по отраслям)

Место проведения:    кабинет № 15

Время проведения:       12 00 час.

Преподаватель:          Жигунов Дмитрий Иванович

Тема урока:                 «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

Образовательная

– формирование исторических знаний студентов по                      

   данной теме.

Воспитательная

– формирование патриотизма студентов в   воспитание  чувств гордости и любви к славным подвигам наших предков.

Развивающая

– развитие творческого мышления студентов, умения связывать историческое прошлое с современностью.

   

Методическая

 – показ методических приемов постановки и методов решения проблемных вопросов. Пути и методы активизации мыслительной деятельности студентов в процессе лекции. Особенности применения наглядности на уроках истории.

Межпредметная связь – география, литература

Наглядные пособия и ТСО: - учебники и мультимедиапроектор

                             

Ход урока

I.    Организационный момент

1. Проверка готовности учебной группы

2. Постановка учебных целей урока

II.  Лекция

1. Нашествие Армии Наполеона на Россию.

  1. Проблемные вопросы: Почему Наполеон напал на Россию?
  2. Реально ли оценивал Наполеон свои силы?

2. Отступление русской армии

  1. Кто прав П. Багратион, который жаждал генерального сражения или Барклай де Толли, который отступал?
  2. Зачем было нужно Смоленское сражение?

3. Бородинское сражение

  1. Кто же победил в битве?
  2. Почему М. Кутузов приказал оставить Москву?

4. Народная война

  1. Почему крепостные крестьяне выступили против захватчиков?
  2. Почему верхушка не любила Д. Давыдова?

5. Контрнаступление и победа русских войск

  1. Что могло бы быть, если бы русская армия не пошла на Париж?

6.  Восстание декабристов (самостоятельно)

  1. Какие цели преследовали декабристы?
  2. Отменили бы они в случае победы крепостное право?
  3. Ваше отношение к декабристам?

III    Подведение итогов лекции

IV.   Задание на дом

                         


ЛЕКЦИЯ

  1. Нашествие Наполеона на Россию.
  1. Почему Наполеон напал на Россию?

Причиной войны явились нарушения и Россией и Францией статей Тильзитского договора. Александр I фактически отказался от континентальной блокады, Наполеон присоединил герцогстве Ольденбургское. Интересы двух держав сталкивались и на Ближнем Востоке. Военное столкновение двух сильнейших держав Европы в борьбе за политическое господство было неизбежным. Его ускорили споры о территории Польши и независимости Турции.

Наполеон продолжал распоряжаться в Европе как полновластный хозяин. Он выгнал родственников императора Александра I, герцога Ольденбургского из его владений.

Также нельзя забывать и об отказе Александра I на предложение Наполеона посвататься к одной из сестер Александра I, Анне Павловне. (Некоторые историки видят в этом одну из причин ухудшения отношений).

Весною 1812 года Александр I потребовал вывода французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Наполеон расценил это требование для себя оскорбительным.

Наполеон видел, что пока Россия сильна и независима, он не может распоряжаться судьбами Европы.

Историки считают. Что причины войны: 

  1. Противоположность русской и французской политики.

  1. Франция господства

  1. Россия равенства

  1. Поход Наполеона в Индию.
  2. Расчленить Россию

Май 1806-1809 годы война со Швецией, - Россия приобрела Финляндию.

  1. Реально ли оценивал Наполеон свои силы?

К началу 1812 году Наполеон оказался в силах при помощи всех своих союзников и вассалов сосредоточить на русской границе армию до 450 тысяч человек и мог еще двинуть немедленно до 150 тысяч человек.

Всего с 12 по 19 июня 1812 года русскую границу перешли 448083 завоевателя (Троицкий А.Н.).

В ходе дипломатической подготовки к войне Франция заключила союз с Пруссией и Австрией.

Военные приготовления французской армии  были закончены в      марте 1812 года. В Германии были сосредоточены 3 корпуса под

 командованием маршалов Л. Даву, Н.Ш. Удино, Н. Нея. Были подготовлены … склады и обозы. Французы составляли лишь половину всей армии. «Моя армия составлена так, что лишь движение поддерживает ее»-говорил Наполеон, рассчитывающий на быструю победу в приграничных сражениях.

Ядром французской армии являлось 10-тысячная  гвардия. Солдаты старый и молодой Гвардии верили Наполеону и вдохновлялись его приказом, который гласил: «Солдаты! Вторая Польская война началась. Первая кончилась Фриндляндом и Тильзитом. В Тильзите Россия поклялась хранить военный союз с Францией и бороться против Англии. Теперь она нарушила свои клятвы. Россия увлечена роком-да свершиться судьба её!»

Численность русских войск указывается в исторической литературе с поразительной разницей.

На западной границе России находилось:

1 армия М.Б. Барклая-де-Толли — 120210.                                                  

 2 армия князя Р.И. Багратиона — 49423.

3 армия А.П. Тормосова — 44180 человек. (данные Троицкого)

Кроме того под Ригой стоял корпус генерал-лейтенанта И.Н. Эссена-38077 человек.

В резервном корпусе генерал-адъютанта Е.И. Меллера-27473 человек, и генерал-лейтенанта Ф.Ф .Эртеля -37539 человек. Фланги обоих линий прикрывали с Севера-корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейпеля- 19 тысяч человек, в Финляндии и Валахии -Дунайская армия П.В. Чичагова — 57526 человек. В русской армии было 960 орудий Войска Штейнгеля и П.В. Чичагова в начале войны бездействовали. Поэтому русские численность уступали французам в зоне вторжения.

  1. Отступление русской армии.
  1. Главная слабость русской армии заключалась тогда не в малочисленности и не в отсутствии сильного командного состава, а в отсталой, феодальной системе комплектования, содержания, обучения, и управления войсками Рекрутчина 25-летний срок военной службы, муштра и палочная дисциплина, уничтожали человеческое достоинство русских солдат.

10 (22) июня 1812 года через посла Лористона Наполеон объявил России войну, 12 июня он вторгся на её территорию (где-то пишут, что он начал без объявления войны).

Первоначальный план борьбы с Наполеоном, разработанный военным советником Александра прусским генералом Перулем, состоял в том, чтобы медленно отступая перед французскими войсками и сдерживая основные силы противника на удобных позициях, в то-же время попытаться нападать на его фланги и тыл.

Однако значительную часть армии Багратиона пришлось направить

 против австрийцев и других союзников Наполеона, вторгнувшихся через границу  Волынской губернии из Галиции. Барклаю тоже пришлось отделить значительный корпус под начальством. Витгенштейна для обороны направления на Петербург. Поэтому, чтобы сдерживать наступление Наполеона, сил Барклая оказалось, как выяснилось  особенно после обнаружения непригодности укрепленного Дриского лагеря на Западной Двине, совершенно недостаточно.

Следуя своему плану, Наполеон с главными силами двинулся на Барклая-де-Толли, а чтобы не дать Барклаю и Багратиону соединиться направил между ними корпус Даву.

Наполеон, надеясь предупредить  соединение 1 и 2 -ой русских армий, хотел обойти Барклая под Витебском. Барклай предугадав это движение Наполеона, стремился при Витебске соединиться с Багратионом.

2 июля Барклай оставил Дрисский лагерь, который мог стать ловушкой и могилой для русской армии, и, уклоняясь от ударов Наполеона, пошел к Витебску на соединение с Багратионом. Благодаря быстроте движения Барклая от Дриссы к Витебску и мужественному сопротивлению небольшого отряда графа Остерман-Толстого, выставленного для задержки движения главных сил Наполеона, замысел французского полководца не удалось. Но и Барклаю не удалось в Витебске соединиться с Багратионом, которому, вследствие стремительного натиска на него маршала Даву, пришлось отступить к Смоленску, где 22 июля 1812 года и произошло, наконец, соединение обеих армий.

  1. Зачем было нужно Смоленское сражение?

В Смоленском сражении 4-6 августа 1812 года генералы Раевский, Дохтуров, Коновницын, Неверовский с успехом отбивали неприятеля от города. Русская армия отступила из Смоленска лишь тогда, когда город был превращен кананадой неприятеля в груду пылающих развалин. Из 2 250 домов в Смоленске уцелело только 350.

«Призрак победы, второго лица, за которым Наполеон тщетно гнался от самой границы, и на этот раз ускользнул от него » (Троицкий).

Надежды Наполеона вклиниться между армиями Барклая-де-Толли  и Багратиона, навязать им крупные сражения, поодиночке разгромить терпели неудачу. Соединение русских армий у Смоленска-первый крупный успех русского командования.

Когда французские войска вошли в горящий разрушенный Смоленск, перед Наполеоном встал вопрос о дальнейшем продолжении войны: в его ударный группировке осталось лишь 135 тысяч. Маршал Марат  советовал Наполеону не идти далее.

Шесть дней Наполеон размышлял в Смоленске. «Мы отходим, опираясь на этот пункт...» и тогда посмотрим, каково будет Александру I. Оставаясь в Смоленске, Бонапарт пытался договориться с

Александром  I о мире. Однако это предложение осталось без ответа.

«Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждала,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На новые квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки».

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  1.  Бородинское сражение

  1. Кто же победил в битве?

За Смоленском русские войска до самой Москвы не имели больше опорного пункта. Узнав о падении Смоленска Кутузов сказал «Ключ к Москве взят».

Русские военноначальники спорили между собой Барклай за отступление, а Багратион обвинял его в сдаче Смоленска и потери территорий страны.

Александр I тоже был недоволен отступлением. Дворянство Москвы и Петербурга называли в главнокомандущие генерала М.И. Кутузова, но император его тернсть не мог называя «одноглазый старый сатир».

Однако когда на специальном заседании Чрезвычайного комитета кандидатура Кутузова была предложена на пост главнокомандующего Александр I  был вынужден с этим согласиться.

Кутузов вступил в командование армией при селе Цареве-Зайнице, именно в то самом месте, где Барклай думал дать наконец генеральское сражение, но Кутузов принял решение отступать  и дать генеральское сражение у деревни Бородино в 120 км от Москвы, вблизи Можайска.

Бородинская позиция позволяла на сравнительно узком фронте перерезать две основные дороги на Москву-Новую Смоленскую и Старую Смоленскую.

Бородинское сражение началось ранним утром 26 августа (7 сентября 1812 года). Сражение продолжалось около 12 часов. Главный удар Наполеон решил нанести по левому флангу (Семеновские флеши). Дабы Нанести русским удар в тыл.

Для отвлечения русских была организована перестрелка на правом фланге.

По этому предписывала битва за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 10 части русских против 35 тысяч французов. Русские отошли из-за угрозы окружения.

За Багратионовы флеши сражение велось с 5 утра до 11 30 часов. Они несколько раз переходили из рук в руки.

Кутузов приказал совершить рейд казакам генерала М.И. Платова и кавалеристом Ф.П. Уварова на левый фланг и в тыл французам.

Французы  захватили на некоторое время батарею Раевского Н.Н. 7-ой пехотный корпус.

Багратеон смертельно ранен во время контратаки, генерал Коновницкий был вынужден отвести войска.

Несмотря на рейд в тыл, который был не очень успешен, это позволило задержать наступление французов на 2 часа. Только к 4 часам дня они овладели батареей Раевского. Но Наполеон так и не решился ввести в бой резерв-старую гвардию.

Уже незадолго до своей смерти Наполеон говорил «самое Страшное из всех моих сражений — это, то, которое я дал под Москвой». Французы в нем показали себя достойным одержать победу,  а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Потери у французов от 20 до 40 тысяч; от 28 до 50 тысяч

             у русских от 30 до 50 тысяч; 45,6 тысяч;  58 тысяч.

Многие исследователи считают, что бородинское битва завершилась вничью. Французы потеряли 47-генералов и 37 полковников.

Русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала (Багратион П.И.)

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

  Москва, спаленная пожаром,

  Французу отдана?

  Ведь были же схватки боевые,

  Да, говорят, еще какие!

  Недаром помнит вся Россия

  Про день Бородино.

                               М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  1. Почему М. Кутузов приказал оставить Москву?

Однако Кутузову не удалось преградить Наполеону путь к Москве. Без свежих подразделений Кутузов не мог пойти на новое сражение. Взвесив данные о потерях, возможности пополнения резервами, боеприпасами и продовольствием он решил отойти к Москве.

1 (13 сентября) 1812 года в деревне Фили (близ Москвы) на военном совете Кутузов без соглашения с Александром I под личную ответственность дал приказ оставить Москву. М.И. Кутузов считал, что с потерей Москвы еще не потеряна Россия. Для судьбы России важнее было сохранить боеспособную армию.

С восходом солнца 2 (14 сентября) 1812 года русская армия потоком двигалась через город, направляясь в сторону  Рязанской дороги. Население Москвы вместе с армией покидало город.

Наполеон подойдя к Москве остановился на поклонной горе. Более 2 часов он прождал московскую делегацию с ключами от города. Вскоре ему доложили, что город пуст.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар.

Нетерпеливому герою

                               А.С. Пушкин

В тот же день в различных частях города (на красной площади, Арбате, в Замоскворечье) вспыхнули пожары.

Зарубежные историки считают -что приказ на поджог отдали Кутузов и Московский губернатор граф Растопчин (Сгорел Кудринский вдовий дом с 700 раненными русскими солдатами Н.А. Троицкий)-22,5 тысячи раненных.

Наши историки виновниками пожара считают французских мародеров. Другие же что Москву жгли сами жители. ¾ Москвы сгорело.

«Что за люди! - восклицал Наполеон, гладя на зарево московского пожара. - Это скифы Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают созидание веков».

Французы присудили к смерти 400 поджигателей действительных или мнимых.

Из-за пожара Наполеон был вынужден оставить Кремль. Москва горела шесть дней. Из-за того-что сгорели провиантские склады французы сразу же оказались на грани голода.

Наполеоновская армия пробыла в Москве до 7 (19) октября 1812 года.

Дезорганизация армии достигла крайних пределов. Французам было тяжело в Москве: «Стреляли ворон, ели кошек, лошадиную падаль» (Соловьев С.М.).

М. Кутузов провел войско через Москву на Рязанскую дорогу. В течении 4 дней демонстрируя отступление по Рязанской дороге, а на пятый день скрытно повернул на Калужскую дорогу. Лагерь д.  Тарутино.

Русская армия вместе с ополчением — 240 тысяч. У Наполеона -116 тысяч человек.

  1. Народная война

  1. Почему крепостные крестьяне выступили против захватчиков?

С самого начала Наполеоновского вторжения нарастало народное сопротивление. Крестьянские массы поднимались на защиту Отечества, движимые  исключительно национальными интересами. Они шли в бой «на басурмана» за Россию, которую хотели избавить и от внешнего и от внутреннего ярма. После победы над внешним врагом крестьяне надеялись получить из рук «царя-батюшки» в награду за свой  патриотизм освобождение от собственных господ. Российские же помещики называли Наполеона «французским пугачевым», который мог отменить в России крепостное право.

Александр I подписал манифест, в котором говорилось: «Неприятель вошел с большими силами в пределы России. Он идет разорять наше Отечество …. Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном Палицины, в каждом гражданине Минина. Соединить все: со крестом в сердце и с оружием вас не … ».

Пожертвования дворянства Москвы-3 млн рублей, купечество-10 млн. рублей.

С вхождением французов в Москву развернулась партизанская война. Русские крестьяне нападали на посланных за продовольствием и фуражом французских солдат и на мародеров, убивали их вилами и топили, захватывали в плен.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер или в крепость» -так писали в последствии французы. Так крестьянин Г.Курин из села Павлово собрал до 5 тысяч 800 человек «чтобы сражаться за Отечество и святой храм Божьей Матери с врагом, который грозил сжечь все деревни и содрать с жителей кожу». Курин со своими односельчанами очистил Богородский уезд от мародеров. Крестьянин Ермолай Васильев собрал и вооружил отнятыми у французов ружьями и саблями отряд в 600 человек. Крестьянка деревни Соколово Смоленской губернии некая Прасковья одна оборонялась от шести французов. Вилами она убила трех и обратила в бегство остальных.

  1. Почему верхушка не любила Д. Давыдова.

  Кутузов и Берклай-де-Голли придавали большое значение «партизанской войне», взаимодействию партизан с регулярной армией. Они направляли опытных кадровых офицеров руководить партизанскими отрядами. Так, первый армейский партизанский отряд, созданный полковником гусарского полка Денисом Давыдовым,

действовал на Смоленской и Калужской дорогах. В окрестностях он поднимал народ на борьбу.

Давыдов Денис Васильевич генерал лейтенант. Литературное творчество, писал эпиграммы стихотворения и басни («Голова и ноги») и др. За свои произведения в которых он высмеивал придворных и даже самого императора был переведен в Белоруссию. В последствии написал ряд трудов по действию партизан в годы войны.

Были и другие командиры А.Н. Сеславин — в районе Москвы сбор сведений и т. д. А.С. Фигнер — нападения на обозы и даже попытался убить Наполеона в Москве.

Неуютно чувствовал себя Наполеон в Москве.

«Вот башни полудикие Москвы

Перед  тобой в венцах из злата

Горят на солнце ...Но, увы!

То солнце твоего заката!»

                                       Д. Байрон.

  1.  Контрнаступление и победа русских войск.

  1. Что могло бы быть, если бы русская армия не пошла бы на Париж?

Наполеон трижды пытался склонить русского императора к мирным переговорам. В том числе послав к Кутузову маркиза Лористона (бывший посол в России) Лористон жаловался на русских крестьян.

Наполеон принял решение об отступлении.

6 октября корпус Мюрата был остановлен Кутузовым. - Тарутинский бой француза потеряли 5 тысяч.

7 (19) октября началось отступление из Москвы.

Приказ о взрыве Кремля Сгорели грановитая палата и другие постройки. (Дождь или патриоты затушили фитили).

Французы начали движение на юг по Калужской дороге (продовольствие и военные запасы).

Кутузов преградил путь на Калугу города Малоярославца

12 (24) октября произошло крупное сражение под Малоярославцем 8 раз переходил из рук в руки.

Русские войска отошли, Наполеон после раздумий решил отходить по Смоленской дороге через Можайск.

Отступление с 13 (26) по 2 (15) декабря было для французов катастрофой. Преследовали французов и партизаны и регулярная армия.

Против французов участвовали казаки, башкиры, татары, уральские казаки, народы Кавказа, калмыки, евреи.

Весь путь отступления по французам наносили удары. Под Вязьмой

 они потеряли 7 тысяч. С Севера двигалась  русская армия Витгенштейна, с юга Чичагова.

Кутузов планировал окружить Наполеона у Борисова, но этот план не удался. Переправа на Березине удалась. До сих пор среди историков, спор,кто виноват, что Наполеон ускользнул. Виноват Чичагов или Кутузов. Боязнь усиления Англии в Европе. 6 (18) декабря в Сморгони Наполеон расстался с войском и уехал в Париж.

Итоги войны:

  1. Рост народного самосознания.
  2. Людские потери 2 млн человек
  3. Финансовые расходы превысили 200 млн. руб

Заграничный поход

        (13) января 1813 года — начало апрель смерть М.И. Кутузова. Армию возглавили Александр I, Барклай-де-Толли и Витгенштейн.

Наполеон собрал новую армию. Новые победы. Временное перемещение 4-6 (16-18) октября 1813 года у Лейцига- «битва народов»-поражение Наполеона.

В январе 1814 года -союзники вторглись во Францию. 18 марта союзники вошли в Париж. Наполеон подписал отречение, сослан на остров Эльба.

Март 1815 года — бежал во Францию.

6 июня 1815 года — разбит при Ватерлоо (Бельгия).

Наполеон сослан на остров святой Елены. Храм Христа Спасителя манифест от 25 декабря 1812 года- закладка в 1817г.-строительство началось в 1839-1883гг. Разрушен в 1931 году, умер в 1812 году.

  1.  Восстание декабристов

Отечественная война и заграничные походы создали в русском обществе и армии высший патриотизм.

1818 год — «Союз благоденствия» -три года просуществовал

1821-22 год — одновременно возникли

Южное общество

П.И. Пестель «Русская правда»

  1. Распутина
  2. Ликвидация сословий
  3. Деление на губернии
  4. Законодательная власть принадлежала народному вече.
  5. Исполнительная Державной думе-5 человек.
  6. Уничтожение крепостничества.

Северное общество

Н.М. Муравьев «Конституция»

  1. Император-верховный чиновник

российского правительства

  1. федерация
  2. Столица нынешний  Новгород
  3. Законодательная организация

«Народное вече»

  1. Отмена крепостного права, но сохранение помещичьего землевладения

19 ноября 1825 года умер, Александр I в Таганроге (версий много) не оставил наследника. Брат Константин лишался престола. Период междуцарствования.

Ответ об отречении Константина пришел лишь 13 декабря.

На 14 декабря назначена присяга Николаю I

14 декабря на Сенатской площади собрались войска под командованием Декабристов. 3 тысячи солдат и матросов, 30офицеров. Против них 9 тысяч солдат и 3 тысячи конных, 36 пушек.

Залп картечи. Бегство восставших 29 декабря 1825 году восстал Черниговский пехотный полк подавлено. Пятеро казнено. Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол,Бестужев-Рюмин, Каховский. 88-каторга, 19-ссылка, 9-в солдаты.

Литература

  1. Байрон Д.Г. Избранное. М.: 1982
  2. Гессен А Во глубине сибирских руд... М.: 1976
  3. Дьянов В.А. Освободительное движение в России 1825-1861гг. М.: 1979

  1. История России с начала XVIII -до конца XIX века М.: 1997
  2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений М.: 1953
  3. Птецкий А.С. Собрание сочинений М.: 1975
  4. Пятецкий Л.М. История России. Т2 «Московский лицей» 1998
  5. Толстой Л.Н. Война и мир М.: 1978


ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень слайдов

  1. Нашествие Наполеона на Россию.
  2. Барклай-де-Толли.
  3. Бородинское сражение.
  4. М. Кутузов.
  5. Пожар в Москве.
  6. Партизаны.
  7. Д. Давыдов.
  8. Пленные французы.
  9. Контрнаступление Русской армии.
  10. Храм Христа Спасителя.
  11. Восстание декабристов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"

28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"

в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Менеджмент"

Раздел:      Деловое общениеТема:     Национальные особенности этики ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика

Возможности применения электронных таблиц для решения практических задач по профессиональным модулям: расчет расхода конструкционных материалов для выплнения каменной кладки. Отработка профессиональны...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики расчитана на студентов СПО, 2 курса по специальности "Монтаж и эксплуатация систем и оборудования г...