Характеристики процесса оценивания в профессиональном образовании
статья
Аннотация: в статье рассматривается процесс оценивания в профессиональном образовании, даются характеристики основным функциям оценивания. Большое внимание авторы уделяют изучению формирующего оценивания, которое позволяет преподавателю сделать учебный процесс наиболее активным и эффективным.
Ключевые слова: оценивание, формирующее оценивание, деятельностный подход, развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики процесса оценивания в профессиональном образовании
Традиционно под оцениванием в образовательной деятельности понимается процесс соотношения реальных результатов образования обучающихся с планируемыми целями по заранее установленным критериям.
Основными функциями оценивания являются:
-диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний обучающихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка образовательной деятельности;
-стимулирующая - воздействие на волевую сферу обучающегося посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
-мотивирующая учебную деятельность обучающихся; оценивание позволяет обучающемуся улучшить свой итоговый балл, подталкивая его к более активной учебной деятельности;
-формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования; если воздействия оценок и оценочных суждений преподавателя носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки обучающегося, следствием чего является снижение мотивации и потеря интереса к учебе;
-проверка эффективности педагогической деятельности самого преподавателя; контроль и оценка позволяют преподавателю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу.
Оценивание - это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать обучающихся более активно включиться в свое обучение.
Новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы влекут за собой изменение подходов к оцениванию результатов обучающихся, которые помогут избежать противоречий между новыми требованиями стандарта и существующей практикой и которые будут строиться на следующих принципах: непрерывный процесс оценивания как предметных, так и межпредметных результатов освоения образовательной программы обучающимися; оценивание личного прогресса каждого обучающегося; оценивание с целью дальнейшего развития обучающегося; комплексное использование формирующего оценивания.
Регулярная оценка дает информацию о том, как обучающийся приобретает знания; исходя из нее преподаватель и обучающийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия педагога и обучающегося делают такую оценку «формирующей».
Формирующее оценивание должно соответствовать основным требованиям федерального государственного образовательного стандарта - ориентация на деятельностный подход образовательного процесса. В связи с этим, оценивание становится средством обучения, предполагающим формирование у обучающихся навыков само- и взаимоанализа, само- и взаимоконтроля, превращая обучающихся в активных участников процесса обучения, способных самостоятельно этот процесс контролировать и прогнозировать, разделяя таким образом с преподавателем ответственность за уровень получаемых знаний, что является важнейшим компонентом личностно-ориентированного подхода.
В современном образовательном процессе одной из приоритетных задач является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, поэтому применение формирующего оценивания, которое позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, является актуальным.
Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает сравнения результатов со среднестатистическими (стандартными) или сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, а также и административных выводов по результатам обучения. Для эффективного проведения оценивания результаты конкретного обучающегося должны сравниваться с его же предыдущими результатами и констатировать его личный прогресс или регресс. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении обучающимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя обучающихся на достижение максимально возможного уровня. При этом обучающиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделяя с преподавателем ответственность за собственное образование.
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося и сократить разрыв между наиболее успевающими обучающимися и теми, кто испытывает серьезные затруднения в процессе обучения.
Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются. Оно характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения - личный прогресс ребенка в обучении. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное - мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
Таким образом, использование формирующего оценивания в преподавании способствует переосмыслению основных педагогических принципов и техники оценивания, позволяющим преподавателю сделать учебный процесс наиболее активным и эффективным. Внедрение формирующего оценивания в образовательный процесс способствует повышению качества среднего профессионального образования и помогает сформировать компетентных специалистов.
Список используемой литературы:
1. Федоров Р.Ю. Модель формирующего оценивания в структуре балльно-рейтинговой системы и условия ее реализации в вузе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-12. - С. 2740-2744. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36056.
2. Попова О.А., Каныгин Е.Б. Система формирующего оценивания в вузовском образовании // Мир образования - образование в мире. - 2015. - №2. - С. 245-251.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. -https://sites.google.com/site/uzadacha/m-4-kriterii-ocenivania-dla-ucebnyh-zadac.
4. Легкова И.А., Кропотова Н.А. Роль формирующего оценивания в современном высшем образовании // Новая парадигма науки и образования: на пути к конвергенции знаний, технологий, общества: - Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конф. -Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. - С. 26-27.
5. Кропотова Н.А. Активизация самостоятельной работы обучающегося // Надежность и долговечность машин и механизмов: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конф. - Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. - С. 316-318.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образованияЗадачи:1. Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовый уровень среднего профессионального образования)
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 Организация перевоз...
Характеристики процесса оценивания в профессиональном образовании
В статье рассматривается процесс оценивания в профессиональном образовании, даются характеристики основным функциям оценивания. Большое внимание авторы уделяют изучению формирующего оценивания, которо...
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: их характеристика и применение в образовательной деятельности на примере курса «Повар. Кондитер»
В быстро меняющемся информационном обществе перед учебными заведениями стоит важная задача, которая заключается в качественном образовании студентов. Современный учебный процесс немыслим без применени...
ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ 2019 год (ЧЕК-ЛИСТЫ) для оценивания практических навыков (умений) в рамках второго этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Перечень приоритетных практических навыков для проведения второго этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием по специальности 34.02.01 Сестринское дело 1...