СЕМИНАР КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СПО
статья
Методические приемы и средства подготовки и проведения семинарских занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kak_ativnaya_forma_obucheniya_v_spo.doc | 159.38 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СПО
Во всей «технологической цепочке» обучения семинар – один из наиболее сложных видов педагогического действия. Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки наиболее сложных тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки.
Эффективность семинарских занятий определяется тем, что они проводятся как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Это обязывает преподавателя так организовать обсуждение, чтобы добиться интенсивного общения со студентами через активизацию их мыслительной деятельности, пробуждение интереса к обсуждаемой проблеме.
Семинар выполняет следующие основные функции: познавательную, воспитательную и функцию контроля. Рассмотрим содержание каждой из них.
Познавательная функция позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала, закрепляет и расширяет знания обучающихся.
Воспитательная функция осуществляет связь теоретических знаний с практикой, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами. Атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания, создаваемая преподавателем на семинаре, позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, причем достигается это не только личным влиянием преподавателя на аудиторию, но и организацией общественного мнения.
Функция контроля проявляется в контроле за содержанием, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов, что позволяет преподавателю своевременно реагировать на негативные стороны процесса освоения учебной дисциплины.
В зависимости от задач и содержания выделяют следующие основные типы семинаров:
Традиционный (тематический) семинар. Он ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или на теоретических занятиях;
Проблемный семинар. Предназначен для углубленной проработки отдельных, наиболее важных тем учебной дисциплины;
Спецсеминар. Семинар исследовательского типа с независящей от лекции тематикой по отдельным частным проблемам для углубленного их изучения. Проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности.
Междисциплинарный семинар. Позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, к видению межпредметных связей.
Семинар, будучи активной формой обучения, имеет множество разнообразных видов. Вид семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемой литературы, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание учебной дисциплины с профилем учебного учреждения и другими факторами.
Педагогическая практика выделяет следующие виды семинаров:
- вопросно-ответный;
- развернутая беседа (на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятии);
- устные доклады студентов с последующим обсуждением их;
- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;
- теоретическая конференция в группе или на потоке;
- семинар-диспут;
- комментированное чтение первоисточников;
- решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
- работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;
- семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;
- семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;
- контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам с последующим обсуждением;
- семинар–коллоквиум;
- семинар–пресс-конференция.
Остановимся более подробно на подготовке к семинарскому занятию.
Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:
- подготовка преподавателем развернутого плана проведения семинара;
- проработка литературы и подбор наглядных пособий;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций;
- работа с докладчиком (составление плана доклада, обсуждение основных положений содержания, контроль и оказание помощи).
Особое внимание следует уделять основным мероприятиям, связанным с подготовкой к семинару.
Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе студентов.
При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с практикой, с профилем учебного заведения и специализацией.
Вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:
– охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;
– учитывать научную и профессиональную направленность;
– формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);
– формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.
Оптимальное количество вопросов в плане двухчасового семинарского занятия всего два-три. Включать в план более пяти вопросов нецелесообразно – это рассеивает внимание студентов, не дает возможности сосредоточиться на главном.
Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы, а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3–4 часа.
Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся той или иной проблемой, а также на тех, кто хотел бы получить в ней разъяснения по отдельным вопросам первоисточников и прослушанных лекций. Поэтому объем ее может быть несколько большим.
По некоторым темам в планы семинаров можно включать подготовку рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначать докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением – до 10 минут.
Методические указания (как устные, так и в виде учебно-методических пособий) имеют своей целью помочь студентам в организации их самостоятельной работы над научной и учебной литературой при выяснении коренных вопросов данной темы. В методических пособиях полезно рассказать о составлении конспектов, об особенностях той или иной темы, о существующих спорных вопросах по ней, о том, как участвовать в работе семинара и т. д.
Перед проведением семинарского занятия преподаватель составляет развернутый план-проспект, который должен содержать следующие разделы:
- Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.
- Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.
- План или тезисы вступительного слова:
– значение темы;
– задачи семинара;
– важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;
– порядок работы семинара и т.д.
4. Дополнительные вопросы к плану семинара:
– дается перечень вопросов.
5. Организация работы слушателей на семинаре:
– кому предоставить слово в первую очередь;
– кого и когда вызвать для контроля.
6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.
7. Заключительное слово:
– оценка семинара в целом;
– оценка доклада;
– разбор выступлений слушателей;
–освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов;
– вывод по теме.
Успех семинарского занятия во многом зависит от содержания, формы, и эмоциональности в постановке вопросов; от педагогического такта преподавателя, и его организаторского мастерства.
Рассмотрим более подробно методики проведения семинарского занятия.
Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы. Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты. Нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности. Выясняет, все ли студенты готовы к занятию.
После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов. Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия. Продолжительность доклада: 15-20 минут. Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.
Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес слушателей, ослабляет контакт с докладчиком, а также не способствует выработке навыков публичных выступлений.
После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара. Для сокращения времени можно подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.
Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым. На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному рассмотрению:
– вокруг доклада развертывается дискуссия;
– преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.
На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.
Для того, чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать студентов, степень их подготовки и особенности каждого.
Педагогически правильно дать первому слово не тому, кто поднял руку, а тому, кто слабее подготовлен и реже выступает.
На семинарах довольно широко практикуются добровольные выступления, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.
Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.
Иногда студенты выступают по заранее «облюбованному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что студент готов и по всем другим вопросам семинара.
Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении студентов допустимо и оправдано в случаях, когда надо сразу же поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.
Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно. Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.
Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей. Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.
В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы. Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.
На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными слушателями, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.
Завершает семинарское занятие заключительное слово преподавателя. Оно должно содержать:
– характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;
– анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов;
– рекомендации докладчику;
– учет умения установить контакт с аудиторией, логичности мысли, убедительности и яркости речи;
– оценку самостоятельности разработки доклада.
При разборе выступлений надо:
– вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;
– указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления;
– правильно ли ставились вопросы докладчику;
– несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.
Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса. Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения. Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом.
При разборе выступления недопустимо распекание выступавших, унижение их достоинства.
Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.
Продолжительность заключительного слова при 2-х часовом семинаре 8-10 минут, при 4-х часовом семинаре 20-25 минут.
Мною были изложены лишь некоторые методические приемы и средства подготовки и проведения семинарских занятий. Однако, хотелось бы ещё раз отметить, что от руководителя семинара требуются глубокие теоретические знания и их постоянное совершенствование, гибкость и оперативность мышления, общая культура, высокое педагогическое мастерство, определенные организаторские способности и волевые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация образовательного процесса через использование активных форм обучения
Гуманизация образовательного процесса требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания...
Современные образовательные технологии – доводы в пользу активных форм обучения
Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся. Использование активных форм обучения как раз этому и способствует, когда каждый челове...
КВН как активная форма обучения
Хочу поделиться опытом проведения урока - КВН по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей и подростков» по теме «Вскармливание дете...
Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения
Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проб...
Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации
Данная статья может быть использована при подготовке учителей иностранного языка к своему предмету...
Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...
Технологии применения активных форм обучения
выступление на МО...