Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации
статья на тему

Ортина Людмила Сергеевна

Данная статья может быть использована при подготовке учителей иностранного языка к своему предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_variant_dlya_vystupleniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ортина Людмила Сергеевна

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»  

Тема:«Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации»

 В настоящее  время содержание обучению иностранному языку претерпело изменения, связанные с социальными условиями развития общества. Изменились функции учебного предмета «Иностранный язык». Я зык изучается  в неразрывной связи с культурой страны, и формировании коммуникативной компетенции становится основной задачей обучения иностранным языкам. Как подготовить обучающихся к межкультурной коммуникации и сохранить интерес к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Межкультурная коммуникация представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором коммуниканты не осознают различия во взглядах, считая свое видение мира «нормальным». При межкультурном общении вероятность непонимания намного возрастает, так как принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Я полагаю, что задача преподавания состоит не только в том, чтобы научить обучающихся владению иностранным языком, но и в том, чтобы подготовить их к межкультурным контактам, иначе говоря, научить их признавать культурное многообразие и различие людей, научить их открывать с помощью иностранного языка новую культуру, научить видеть «других» по-новому.

  Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играют активные формы работы. К ним можно отнести:

  • Пятиминутную активизацию устной и письменной речи;
  • Дуэль
  • Квизы;
  • Нетрадиционные формы уроков.

Коротко о главном:

Пятиминутная активизация устной и письменной речи

Пятиминутная активизация устной и письменной речи включает ряд упражнений, которые дают положительный результат, например пятиминутный «мозговой штурм». Цель: развитие интенсивной мыслительной деятельности.

           Обучающимся дается пять минут, чтобы написать мини-сочинение (5-10 предложений) по предложенной теме. Затем сочинения сдают преподавателю, и он зачитывает их. Слабым учащимся может быть предложено, написать как можно больше слов по заданной теме. Темы могут быть самыми разными, например: «Музыка в нашей жизни»,      «Мой любимый писатель», «Мой распорядок дня» и т.д.  Данный вид работы можно использовать при повторении и закреплении лексики. Можно организовать групповую работу.

Дуэль

 Данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

Квизы

   Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам обучающиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д.  Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для обучающихся, иметь определенную новизну.

   Важным звеном в процессе обучения является контроль понимания прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными (ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на географической карте названий, имеющихся в тексте, краткий пересказ текста и др.), так и нетрадиционными (к таким формам контроля относят тест). Различают объективные и субъективные тесты. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заранее заготовленному ключу. В субъективных тестах оно основывается на мнении проверяющих.

   Тест имеет несколько названий: «тест», «тестовая контрольная работа», «квиз».

Алгоритм работы с квизом заключается в следующем.

1-й этап – осуществление фронтального контроля посредством письменного выполнения заданий квиза символами (например, 1а, 2в, 3с и т. д.).

2-й этап – предъявление ключа и проверка работ самими обучающимися с последующим выставлением оценок (9-10 правильных ответов -  оценка «5», 7-8 правильных ответов – оценка «4», 5-6 правильных ответов - «3»).

3-й этап – высказывание двух-трех обучающихся в форме микромонолога с использованием квиза в качестве опорного сигнала или без такового.

  Систематическое использование квизов при работе с текстами страноведческого характера обеспечивает довольно высокий уровень реалий, национально-специфической информации. Квиз представляет собой еще одно эффективное упражнение, стимулирующее самостоятельную работу обучающихся, развивающее умение сжато излагать основные лингвострановедческие сведения, предъявленные в тексте.

Нетрадиционный урок

Нетрадиционный урок одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ. Существует и так называемые нестандартные уроки такие как урок пресс - конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка, урок-сватовство.

Такие уроки желательно проводить в сильных классах, они требуют большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и учащихся и эти затраты окупаются сторицей.

 Урок – сватовство. Швейцарец сватает девушку из Австрии. Класс делится на две группы - одна большая, другая поменьше родственники и сама невеста, в большей группе - сваты и жених. Родственники невесты не хотят отдавать свою девушку, чем плохо жить в их стране, сторона жениха расхваливает преимущества своей страны.

Урок - суд. Действующие лица - прокурор, адвокат, судья, представители промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду и представители Gгееnреасе. Обвиняются промышленные предприятия страны за то, что из - за несоблюдения  мер по защите окружающей среды, возникла неблагоприятная экологическая обстановка. Выступает в защиту их адвокат, сами промышленники, которые объясняют, почему возникла такая ситуация, Greenpease - говорят о последствиях для страны выбросов промышленных предприятий.

Идет видеозапись с кадрами последствий выбросов химических заводов. Выступает прокурор с обвинительной речью, адвокат - с изложением программы ассоциации ученых в защиту природы от вредного воздействия предприятий. Суд удаляется на совещание и выносит приговор. В зависимости от подготовленности класса приговор готовится заранее, либо составляется на совещании вынести штраф для данных предприятий в пользу организаций, занимающихся охраной природы, или закрыть предприятия до постройки очистных сооружений или установки фильтров.

Урок – вертушка. Такой тип урока целесообразнее всего проводить при обобщении темы. Интересно это получается на страноведческом материале, так как охватывает несколько аспектов темы. Суть работы на уроке заключается в следующем класс делится на несколько групп, один сильный учащийся, двое четверочников, два-три слабых учащихся.

На доске наглядность: карта страны, блоки картинок, изображающих а) природу в разные времена года; б) промышленность; в) сельское хозяйство; г) культура, быт, народное творчество. Эпиграф по теме урока aus der Deklaration ueber die Souveranitaet. На каждом столе - государственные флажки Германии, листки с отпечатанными заданиями по количеству обсуждаемых подтем. В зависимости от взятой темы для той или иной группы задания различны. Для более подготовленных учащихся - задать вопросы по теме, для учащихся послабее - ответить на вопросы, для слабых - перевести с русского на немецкий, дополнить предложения и так далее.

Начинается собственно вертушка. У каждого учащегося свой - маршрутный лист, на котором по номерам или в определенной очередности по цветам указан маршрут. Учащийся должен обойти все столы и на своем листке выполнить задание. На каждом столе по три листка с заданиями у сильных - с красной звездочкой в углу, у четверочников - с зеленой, у слабых - с синей.

Важно продумать маршрутки так, чтобы за одним столом, одновременно, не столкнулись два человека, работающие по одному заданию. Идя по своему маршруту, учащийся выполняет только по 1 заданию на столе, на своем листке, причем просматривает предварительно предыдущие ответы и не должен повторяться, таким образом, охватывает всю подтему. На все движение дается 10 минут. Таким образом, на каждом столе, получается по одному экземпляру работы над подтемой - либо в вопросах, либо перевод, либо дополнены предложения и т.д. Вертушка закончена, все садятся на свои места.

Начинаем обсуждение темы целиком. Организовать этот этап можно по-разному. Начинается работа внутри группы. Сильные контролируют работу слабых по их заданиям, выставляют им оценки. В распоряжении учителя - видеозапись о стране. В зависимости от времени, он может пройтись по всей теме и попросить их задать вопросы Frage ob die Republik reich an Naturschaetzen ist, либо попросить перевести, либо ответить на вопрос. Потом может выслушать диалог или устное высказывание по теме. В итоге за урок вся группа получает оценки.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что  активные формы обучения помогают в создании благоприятных условий для осуществления межкультурной коммуникации, повышение интереса к изучаемой дисциплине и возможности использования иностранного языка в реальных ситуациях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"

Комплект контрольно- оценочных средств предназначен для   студентов по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

С каждым годом все больше возрастают требования общества  к уровню владения специалистами в той или иной области иностранными языками в целом и английским языком в частности. Постоянно возникает ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» 43.02.10 ТУРИЗМ БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...

Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело

В учебно-методическом пособии даны рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания, спе...

Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку

Современные политические и социально-экономические условия привели к увеличению числа международных контактов и усилению связей представителей разных национальностей на всех уровнях....