Современные образовательные технологии – доводы в пользу активных форм обучения
статья на тему

Коршикова Оксана Александровна

Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся. Использование активных форм обучения как раз этому и способствует, когда каждый человек может проявить себя.

В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии – доводы в пользу активных форм обучения 2»

статья в честь памяти Г.П. Кашкаровой

Автор:

Коршикова Оксана Александровна

преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО Московский колледж управления и новых технологий

моб. тел. 8-926-512 87 20

e-mail apriori1587@mail.ru

Известно, что до 70% личностных качеств человека закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умением анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способностью к самосовершенствованию и умением дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, умением творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. К сожалению, школа далеко не всегда справляется с этой задачей или даже не ставит её себе в приоритет. Поэтому я, как преподаватель СПО, нередко сталкиваюсь с тем, что мне приходиться формировать и развивать вышеобозначенные навыки уже у юношеского поколения.

Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, когда каждый человек может проявить себя.

В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом.

Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует  больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь.

Итак, активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества.

К ним, как правило, относят игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповой способ обучения (ГСО) и коллективный способ обучения (КСО).

Ещё в глубокой древности было замечено, что «кто учит других, учится сам». Я.А. Каменский в «Великой дидактике» объясняет это тем, что человек, передающий свои знания другим, не только путём повторения укрепляет в себе свои знания, но и «получает возможность глубже проникать в вещи». Идею взаимного обучения поддерживала Н.К. Крупская: «Привлечение самих детей к делу преподавания имеет громадное воспитательное значение ребёнку, превращающегося на время в педагога, становится ясной недостаточность его знаний, необходимость их пополнить. Постоянная самопроверка, самооценка – вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении». А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар.

Важными критериями выбора формы обучения являются структура учебного материала и предварительные знания обучаемых.

Необходимо заранее знать, можно ли материал использовать для самостоятельной работы студентов или нужно заложить необходимые основы на семинаре. Следует обращать внимание при  выборе  метода обучения на то, чтобы методы обучения своевременно менялись, чтобы обучение было как можно более активным.

Изучив взгляды учёных, я предположила, что, если использовать коллективные формы организации деятельности учащихся при решении учебно – познавательных задач, то повысится мотив учения. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создадут благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние и на развитие интереса к знаниям, и на продуктивность процесса познания.

В процессе своей работы я часто использую такие формы активного обучения, как групповая и коллективная работа. Здесь необходимо выполнить следующие организационные этапы:

 • Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

• Групповая работа:

- выбор ведущего;

- выслушивание мнений каждого по выполнению задания;

- подведение итогов группового задания.

• Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группе;

- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Задания также можно выполнять индивидуально, в парах, и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Также для эффективности обучения можно размещать учащихся в классе по рядам, подковой, парами и малыми группами. Необходимо учитывать особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, и включать в занятия разные виды деятельности, чтобы ученики могли и посмотреть, и подумать, и подвигаться. Тогда даже слабые ученики могут стать успешными, почувствовать, что они могут достигнуть победы.

Каждому преподавателю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, и поддерживать интерес к предмету помогают игры, урок-игра или игра вообще, особенно на начальном этапе. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают обучение.

Ценность игровой деятельности в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – проявление желания действовать.

Пример игрового задания по дисциплине «маркетинг»:

Группа студентов разбивается при помощи жеребьевки на 4е команды:

  • Потребители
  • Производители № 1;
  • Производители № 2;
  • Производители № 3;

Основная задача «потребителей» разработать ряд критериев, по  которым будет оцениваться будущий «продукт».

Каждая из команд – производителей «создает» свой продукт при заданных условиях (кол-во денег для покупки ресурсов, ограниченность ресурсов, технические параметры продукта, время производства). Помимо этого командам-производителям необходимо придумать название и презентовать свой продукт.

По окончанию процесса «производства» и презентации товара «потребители» «открывают» свои критерии оценки и отдают предпочтение одному из созданных продуктов – «покупают» его.

Итак, какие же изменения происходят при использовании активных форм обучения?

Опираясь на теорию активного способа обучения и на свои практические поиски в этом вопросе, я получила возможность обучать студентов:

  • включая их в межличностные отношения на уроке;
  • улучшая микроклимат в группе;
  • повышая интерес к обучению;
  • развивать самостоятельность, умение рассуждать, выполнять практические действия;
  • повышать грамотность разговорной речи;

Помимо этого студенты учатся оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом сначала называются достоинства работы товарища, а потом ошибки.

Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у них появляется потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет преподавателю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса. Конечно же, этот подход требует больше затрат со стороны преподавателя – как времени, так и сил. Но если грамотно и систематически использовать формы активного обучения, то результат в виде целостно-ориентированного ученика окупит все затраты.

Список литературы:

  1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении», М., 2001 г.
  2. Дьяченко В.К. «Обучение по способностям», //Народное образование//2004 г.
  3. Дьяченко В.К. «Коллективная и групповая формы организации обучения в школе» //Начальная школа//1998 г.
  4. Иванова С.П. «Современное образование и психологическая культура педагога», Псков, 2009 г.Лийметс Х.И. «Групповая работа на уроке», М., 2005 г.
  5. Проничева Н. К. «Теоретические основы и практика коллективных занятий» /Методические рекомендации, ЛГИУС, Ленинград, 2011 г.
  6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Гуманизация образовательного процесса через использование активных форм обучения

Гуманизация образовательного процесса требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образов...

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Современные образовательные технологии как средство мотивации студентов к обучению

Современные образовательные технологии как средство мотивации студентов к обучению...