Методическая разработка поэтического часа по творчеству Эдуарда Асадова
методическая разработка
Внеклассное мероприятие по литературе проводится с целью познакомить обучающихся с творчеством Асадова и повышения интереса к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_poeticheskogo_chasa_po_tvorchestvu_eduarda_asadova.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Методическая разработка поэтического часа
по творчеству Эдуарда Асадова
Разработала преподаватель
русского языка и литературы
Каточкова Н.Г.
Цель:
- познакомить обучающихся с творчеством Э. А. Асадова, повышать интерес к современной поэзии, расширять общий кругозор на основе содержания поэтических произведений.
- Формировать духовно-нравственные ценности: сострадание, доброту, патриотизм.
- Формировать культуру речевого общения.
Оформление: портрет Э. А. Асадова, свечи, презентация о жизни и творчестве Э. А. Асадова
Музыка:
- минусовка песни "Школьные годы" муз. Д. Кабалевского, на слова Е. Долматовского);
- минусовка песня "С чего начинается родина" композитор В. Баснер, стихи М. Матусовского;
- минусовка песня "День Победы" композитор Д. Тухманов, поэт В. Харитонов;
- Вильгельм Рихард Вагнер «Сон в летнюю ночь»;
- Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»;
- Людвиг Ван Бетховен «Элизе»
Сценарий мероприятия
ВЕДУЩИЙ 1.
- В мировой литературе не так много писателей, которые творили, будучи незрячими... Гомер, Джон Мильтон, Николай Островский, поэт Эдуард Асадов. Эдуард Асадов – человек удивительной судьбы. Едва ли найдётся в нашей стране человек, который не знал бы имени Э. Асадова, не читал бы его стихов. Давно не секрет, что его книги, едва выйдя из печати, почти тотчас же становятся библиографической редкостью. Миллионы читателей переписывают его стихи от руки, заучивают наизусть, бережно хранят в своём сердце. (Слайд 1, 2)
2 ВЕДУЩИЙ.
- Да, воистину завидна судьба поэта, книги которого волнуют и сердце профессора, и сердце рабочего, душу лётчика и душу студента, воображение школьника и учителя, моряка и геолога. Асадов – поэт, которого любят люди всех возрастов и профессий.
ВЕДУЩИЙ 1.
- Но большая любовь и уважение не приходят сами собой. Всеобщее признание требует больших дел. В самое трудное для страны время Э.А. Асадов заслонил её грудью, совершил удивительный подвиг во имя счастья будущих дней. Всё потерять, а затем найти в себе силы и мужество для того, чтобы начать всё с нуля, и приходить на выручку в беде, и помогать другим, горячо жить и бороться с ленью, злом, пошлостью... Девизом его жизни были слова: "Сражаюсь, верую, люблю..." (Слайд 3)
2 ВЕДУЩИЙ.
- Как же сложилась судьба этого необыкновенного человека? Какими дорогами он пришел в поэзию? Какой же подвиг совершил этот человек? Ответы на эти вопросы дает сама жизнь поэта, жизнь, ставшая легендой. Итак, коротко о жизненном пути Э.Асадова. (Слайд 4,5,6)
1 ВЕДУЩИЙ.
Эдуард Аркадьевич родился 7 сентября 1923 года в городе Мары (Туркмения), в армянской семье. Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий Григорьевич, были школьными учителями. После смерти Аркадия Григорьевича, Лидия Ивановна переехала с сыном в Свердловск (ныне Екатеринбург) к своему отцу, Ивану Калустовичу Курдову. Мать стала работать учительницей, а сын пошел в первый класс Глубина и неординарность мышления дедушки оказали огромное влияние на формирование духовного мира внука. Иван Калустович прививал Эдуарду веру в совесть, в доброту и горячую любовь к людям. В семье Асадовых высоко ценились неравнодушие к чужому горю, отзывчивость. Не оставлять в беде, протянуть руку помощи в трудный час - этому учила мама. (Слайд7,8)
ЧТЕЦ 1
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда -
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
2 ВЕДУЩИЙ.
- Детство поэта связано с Уралом. Уходя в турпоходы или навещая родных, мальчик побывал в разных уголках этого края. Он навсегда полюбил строгую и даже немного суровую красоту уральской природы и под стать ей немногословных, трудолюбивых и простодушно-сердечных жителей городов и сел. Все эти светлые и яркие впечатления найдут впоследствии отражение во многих стихах и поэмах Асадова. Слайд 9)
ЧТЕЦ 2
Не то я задумчивей стал с годами,
Не то где-то в сердце живет печаль,
Но только все чаще и чаще ночами
Мне видится в дымке лесная даль.
Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым...
Край мой застенчивый, край уральский,
Край, что не схож ни с каким иным.
Словно из яшмы, глаза морошки
Глядят, озорно заслонясь листком.
Красива морошка, словно Матрешка
Зеленым схвачена пояском.
И в остром волнении, как в тумане,
Иду я мысленно прямиком,
Сквозь пегий кустарник и бурелом
К одной неприметной лесной поляне.
Иду, будто в давнее забытье,
Растроганно, тихо и чуть несмело,
Туда, где сидит на пеньке замшелом
Детство веснушчатое мое... (Слайд 10)
1 ВЕДУЩИЙ.
- Десятый класс Эдуард заканчивал в Москве, куда перевели на работу его маму. Учась в школе, он продолжает писать стихи, выступает на школьных вечерах. На весну 1941 года пришлись выпускные экзамены, и никто, конечно же, не знал, что ровно через неделю начнется война... (Слайд 11)
ЧТЕЦ 3
Все для Сергея пело и смеялось:
Деревья, птицы, ширь, голубизна...
И вдруг, как бомба, слово разорвалось,
Короткое и страшное: "Война"
А солнце также весело сияло,
Но тень тревог упала на людей,
С бульвара няньки повели детей,
Старушка у ворот запричитала.
Потом мужчины с узелками шли,
Все стали вдруг подтянуты и строги
Не мирные – военные дороги
На запад от столицы пролегли.
Вчера был горизонт широким, чистым,
Но враг пришел, топча поля, сады,
И в то же утро встали коммунисты
В железные военные ряды.
Кто следом шел в отряды добровольцев,
Кто понял всю нависшую беду?
Бойцы идут – их имя: комсомольцы.
- Сергей, ты с нами? Ты идешь?
- Иду.
Все изменила грозная минута,
Все потекло по-новому теперь:
Так и не тронув двери института,
Сергей толкнул райкомовскую дверь. (Слайд 11)
2 ВЕДУЩИЙ.
- Тысячи комсомольцев откликнулись на призыв: "Комсомольцы, на фронт!". И среди самых первых был Эдуард Асадов. Ему было тогда семнадцать лет. Вчерашний школьник стал наводчиком грозного орудия. А в 1943 году, став офицером, уже командовал батареей. И сколько бы нервов и сил ни забирала война – поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом. И на войне он продолжает писать стихи, вспоминая дом, маму, любимую девушку. Давайте послушаем его стихотворение "Письмо с фронта" .
ЧТЕЦ 4
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную.
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки; московские споры -
Все – сказка, все – в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов;
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя! (Слайд 12)
1 ВЕДУЩИЙ.
- В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив редкую храбрость, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась. Не хотелось верить, что он больше никогда не увидит зелень деревьев летом, золотой листопад в роще, не сможет рассмотреть птицу, голос которой слышит, не увидит лица родных, друзей. Вся жизнь разделилась на две половины: яркую, радостную, многоцветную, ликующую – и темную, пугающую чернотой и безысходностью. Когда он находился он к нему часто приходили девушки. Именно они помогли ему выжить. (Слайд 13,14)
ЧТЕЦ 5
В горах, на скале, о беспутствах мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом, под вишней, сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер.
И вечно вели нескончаемый спор –
С улыбкой одна, а другая с презреньем.
Одна говорила: - На свете нужны
Верность, порядочность и чистота.
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом и красота!
Другая кричала: - Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!
Жить надо умело, хитро и с умом,
Где – быть беззащитной, где – лезть напролом,
А радость увидела – рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом!
А я не согласно бессовестно жить!
Попробуй быть честной и честно любить!
- Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!
Да есть ли что выше, чем радость греха?!
Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пещере три тысячи лет.
И рявкнул старик: - Это что за война?!
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена!
Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же – и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.
Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер, -
Всё выше и выше, до горных вершин,
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится всё, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?
Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина,
Затем он распался на сотню кусков,
И... появилась женщина... (Слайды 15)
2 ВЕДУЩИЙ.
- Что было потом? Потом жизнь, деятельная и кипучая. Поэт закончил литературный институт им. М. Горького. Он много ездил по стране, встречался с читателями и писал новые книги. Да, поэзия Асадова сражается. Но любое сражение и любая вера потеряли бы всякий смысл без самого главного без любви! И вот ради этого чувства жил и трудился поэт Эдуард Асадов. А начиналась эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, - к Родине. Подобных стихов у поэта не очень много, ведь о самом главном, о самом святом не очень-то принято говорить вслух. (Слайды 16,17)
ЧТЕЦ 6
Как жаль мне, что гордые наши слова
"Держава", "Родина" и "Отчизна"
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.
Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо, и даже свято.
Пусть редко стихи о тебе пишу
И не треплю о тебе в газете –
Я каждым дыханьем тебе служу
И каждой строкою тебе служу
Иначе зачем бы и жил на свете! (Слайд 18)
1 ВЕДУЩИЙ.
- Тема любви к Родине неразрывно связана у Э. Асадова с темой войны. Поэт считал, что о ней должны помнить все поколения людей – от школьников до убелённых сединами ветеранов.
ЧТЕЦ 7
И в огнях салюта
Будто гром: - запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту
Да, буквально каждую минуту,
Погибали десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света,
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата.
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час – уже шестьсот!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас! (Слайд 16)
2 ВЕДУЩИЙ.
- Со стихами о Родине теснейшим образом связаны стихи о природе. Невозможно, любя природу, не любить все живое на земле. Есть в творчестве Асадова один совершенно уникальный цикл стихов о наших четвероногих и крылатых друзьях. После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе не мог бы похвастать таким удивительным циклом. Многие из стихов о животных – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле. (Слайды 19,20)
ЧТЕЦ 8
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы:
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали:
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела:
Труп волны снесли под коряги:
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы! (Слайд 20, 21)
ВЕДУЩИЙ 1.
- Когда в стихотворениях поэт произносит: “Люблю!”, ему можно верить. Личная жизнь Эдуарда Асадова сложилась далеко не безоблачно. Он столкнулся с подлостью, предательством, непониманием. Но вот после горьких разочарований 29 августа 1961 года произошла встреча с артисткой Москонцерта Галиной Валентиновной Разумовской на выступлении во Дворце культуры МГУ. Пришла настоящая любовь. (Слайд 22,23)
ЧТЕЦ 9
Я могу тебя очень ждать
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно! (Слайд 24)
ВЕДУЩИЙ 1.
- Эдуард Аркадьевич вёл очень активную концертно-гастрольную деятельность. Концертмейстером и музой поэта была его жена Галина Валентиновна. Целый цикл стихов о любви посвящен Галине Разумовской. (Слайд 24)
ЧТЕЦ 10
Я тебе посвящаю столько стихов,
Что вокруг тебя вечно смеется лето.
Я тебя вынимаю из всех грехов
И сажаю на трон доброты и света.
Говорят, что без минусов нет людей.
Ну так что ж, это я превосходно знаю!
Недостатки я мысленно отсекаю,
Оставляя лишь плюсы души твоей.
Впрочем, только лишь плюсы души одной
А весь образ, таящий одни блаженства
Коль творить тебя с радостью и душой-
То выходит действительно совершенство.
Я, как скульптор, из песен тебя леплю -
И чем дольше, тем больше тебя люблю!
ВЕДУЩИЙ 2.
- Смыслом жизни Эдуарда Асадова была и вновь стала поэзия. Попробуем окунуться в красоту и необычность стихов поэта.
ЧТЕЦ 11
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему всё же прости.
В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже ещё не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это всё же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И, коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу. (Слайд 25)
ВЕДУЩИЙ1.
- Обратите внимание на названия стихотворений поэта: "Лунный вечер", "Ночная песня", "Таежный родник". Здесь можно не только увидеть, но и почувствовать яркую, образную, зримую палитру красок, присущую только поэту Асадову. (Слайд 26)
ЧТЕЦ 12
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил:- Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".
ВЕДУЩИЙ 2.
- Где же Эдуард Асадов находил темы для своих произведений? Прежде всего, в жизни, в борьбе за которую он отдал едва ли не все, что может отдать, сражаясь за нее, человек. “Если бы, говоря фигурально, над моей головой развевался бы стяг, определяющий главный смысл моей жизни, то на нем было бы написано два коротких слова: "Любовь" и "Борьба"! Да, прежде всего Любовь! Любовь к людям, к родине, к ее прекрасной природе, любовь к женщине, к верной и преданной дружбе, к совести, к правде, ко всему светлому на земле!"- признавался поэт. Обратите внимание на стихи, пронизанные лиризмом, нежные, звучные, проникновенно-доверительные, стихи о любви, которыми зачитывались наши мамы и бабушки, и новые стихи, написанные в 2001-2002 годах, пронизанные самым высоким чувством поэта - солнечным лучом любви. Поэт вел и ведет пропаганду - за чистую, светлую, незапятнанную Любовь. (Слайд 27)
ЧТЕЦ 13
У любви не бывает разлук,
У любви есть одни только встречи,
До смешного счастливые речи
И ни лжи, ни тем более мук.
"Как же так! - скажут мне. - Где любовь,
Там всегда и обиды, и споры,
Бесконечные ревности, ссоры,
Примиренья и ревности вновь!"
Но давайте подумаем здраво:
Там - то счастье, то - лесть, то - месть.
Бесконечных эмоций лава,
Только есть ли уверенность, право,
В том, что это любовь и есть?!
При любви ведь не жгут корабли,
И разлука в любви не считается,
Даже если сердца друг от друга вдали,
Встреча все-таки продолжается!
Ну так скажем же вновь и вновь:
При любви все обиды мнимы,
Ибо там, где живет любовь,
Все преграды преодолимы! (Слайд 27)
ВЕДУЩИЙ 1.
- Стихи полюбились в городах и селах. Часто из-за нехватки книг их переписывали в заветные тетрадки. Их читали, заучивали наизусть, потому что говорил автор о том, что было близко и знакомо юному поколению: о добре и зле, верности и предательстве, об искренности и фальши в человеческих отношениях. Книги Асадова издавались во многих странах. В последнее время его творчество получило новое направление — оно продолжается в музыке. В этом вы могли убедиться, прослушав песни на стихи Э. Асадова. (Слайд 28)
2 ВЕДУЩИЙ
- Умер Эдуард Аркадьевич 21 апреля 2004 года. Поэт похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Своё сердце Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе. Это завещание не выполнено, потому что родственники поэта были против. Я предлагаю послушать стихотворение, которое как бы является его завещанием и руководством к действию для нас, ныне живущих.
ЧТЕЦ 14
Пока мы живы, можно всё исправить,
Всё осознать, раскаяться, простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,
Друзей, что оттолкнули, возвратить.
Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.
Пока мы живы… Многие ль сумели
Остановить любимых, что ушли?
Мы их простить при жизни не успели,
И попросить прощенья не смогли…
Когда они уходят в тишину,
Туда, откуда точно нет возврата,
Порой хватает нескольких минут
Понять – о, Боже, как мы виноваты!
И фото – чёрно-белое кино.
Усталые глаза – знакомым взглядом.
Они уже простили нас давно
За то, что слишком редко были рядом,
За не звонки, не встречи, не тепло.
Не лица перед нами, просто тени…
А сколько было сказано «не то»,
И не о том, и фразами не теми.
Тугая боль, – вины последний штрих, –
Скребёт, изводит холодом по коже.
За всё, что мы не сделали для них,
Они прощают. Мы себя – не можем…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Кружок технического творчества "Железный дровосек"
Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического тво...
Методическая разработка олимпиады по творчеству И.А. Бунина
Внеклассная работа по литературе способствует идейно- эстетическому воспитанию учащихся, повышению уровня знаний по предмету.Она помогает учащимся выбрать свою позицию в жизни, учит общаться, думать, ...
Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"
Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...
Методическая разработка внеклассного мероприятия – поэтического вечера «Ах, любовь…»
АннотацияПоэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело....
Методическая разработка сценария Музыкально-поэтической композиции «Друзья или враги?»
quot;Друзья или враги" музыкально- поэтическая композиция по стихам детских поэтов о кошках и собаках и песням о них....
Методическая разработка внеклассного мероприятия – поэтического вечера «Край любимый! Сердцу снятся…»
Данная методическая разработка литературно-поэтического вечера представляет для студентов прекрасную возможность прикоснуться к миру поэзии и раскрыть творческий потенциал. Данное мероприя...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА – ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения «Ушедшим – память и свеча...»
Данное методическое пособие представляет собой разработку открытого классного часа – поэтического вечера, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них...