Методическая разработка "Кружок технического творчества "Железный дровосек"
методическая разработка на тему

Столяров Андрей Владимирович

Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества, умения и навыков, приобретенных в процессе обучения. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.

Объединения технического и гуманитарного творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь на современном оборудовании, таком как симулятор лесозаготовительной машины», подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель близкой к реальной работе студент превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.

Развитие технических способностей и практических навыков студентов является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в кружке «Железный дровосек» дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.

Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в кружке дают студентам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЫКТЫВКАРСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 ( ГПОУ «САТ»)

«Утверждаю»______________

Зам. директора ______

   _______________Ф.И.О

                                                                                                           «___»________20___ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Железный дровосек»

Сыктывкар, 2016 г

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы кружка технического творчеств «Железный дровосек»
  3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
  4. Тематический план работы кружка
  5. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Пояснительная записка

Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества, умения и навыков, приобретенных в процессе обучения. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.

Объединения технического и гуманитарного творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь на современном оборудовании, таком как симулятор лесозаготовительной машины», подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель близкой к реальной работе студент превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.

Развитие технических способностей и практических навыков студентов является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в кружке «Железный дровосек» дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.

Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в кружке дают студентам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.

Цель и задачи программы кружка технического творчеств

 «Железный дровосек»

Цель программы:

формирование  научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных  способностей студентов техникума через приобщение к  техническому творчеству.

Задачи:

Обучающие:

● формировать специальные компетентности обучающихся в области  лесозаготовок;

● формировать профессиональную компетентность;

● развивать познавательную компетентность;

● формировать информационную компетентность;

● совершенствовать коммуникативную компетентность;

● развивать социальную и гражданскую компетентность;

● развивать организаторскую компетентность;

 

        Воспитательные:

● воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;

● воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

● формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

● развивать логическое и техническое мышление обучающихся;

● развивать умения рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков;

● развивать умения осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;

● развивать умения предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы.

Участниками программы кружка технического творчества являются студенты второго и третьего курса специальности «Технология лесозаготовок» и профессии «Машинист ЛЗМ». Уровень программы кружка технического творчества «Железный дровосек» определяется на основании соответствия содержания основной профессиональной образовательной программе, требованиям к результату дополнительных образовательных программ.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 150 часов:

● 1 год обучения 70 часов (первая ступень сложности);

● 2 год обучения 80 часов (вторая ступень сложности).

Формы и режим занятий.

  Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности, обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.

● 1 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа;

● 2 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа.

Формы занятий:

● теоретические учебные занятия;

● практические учебные занятия;

● творческие учебные занятия;

● экскурсии;

● выставки;

● презентации;

● рационализаторская;

● проектная деятельность;

● учебно-исследовательская конференция;

● изучение специальной литературы;

● ознакомление с новинками техники, лесозаготовительным и лесоперерабатывающим оборудованием;

● проведение соревнований «Сибирский цирюльник»;

● консультации специалистов.

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка технического творчества «Железный дровосек» создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.

Программа кружка технического творчества «Железный дровосек» направлена на становление следующих ключевых и профессиональных компетентностей:

● познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

● информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение работать со специальными программами и приложениями;

● социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях);

● организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).  

● специальные компетентности в области образовательной деятельности технического направления дополнительного образования студентов.

Ожидаемые результаты:

● умение студентов выбирать необходимое оборудование для выполнения нужных операций;

● умение студентов внедрять рациональные предложения в жизнь;

● умение учащихся использовать в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

● формирование навыков безопасной работы с машинами и оборудованием в процессе лесозаготовки и лесопереработки;

● формирование интереса к техническим видам творчества;

● воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;

● воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

● формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

● развитие логического и технического мышления обучающихся;

● повышение уровня значимости выбранной профессии;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА «ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК»

 

 

Наименование темы

 

Всего часов

Кол – во

часов

т/о

п/о

        Первая ступень сложности 

1

Вводное (организационное) занятие.

Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на первом   году обучения с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в кабинете.

2

 

2

 

2

История развития лесных машин в нашей стране и в мире.

2

2

 

3

Знакомство с симуляторами лесозаготовительных машин.

2

2

 

4

Ознакомление с основными элементами и узлами симулятора «Ponsse».

4

2

5

Ознакомление с программным обеспечением симулятора.

2

2

 

6

Ознакомление с программами и приложениями процессов работы симулятора.

2

2

7

Практическая работа в программе «OPTI». Настройка оператора.

4

1

3

8

Практическая работа в программе «OPTI». Создание новой делянки.

4

1

9

Практическая работа в программе «OPTI». Выбор машины и оборудования.

4

1

10.

Практическая работа в программе «OPTI». Настройка основных параметров работы.

4

1

11

Практическая работа в программе «OPTI». Проверка систем безопасности.

1

  3

12

Практическая работа в программе «OPTI». Настройка пород и сортиментов.

4

1

3

13.

Практическая работа в программе «OPTI». Калибровка длины и диаметра.

4

1

3

14

Практическая работа в программе «OPTI». Основные коды ошибок.

4

1

3

15 

Практическая работа на симуляторе. Ознакомление с органами управления.

4

2

2

16

Практическая работа на симуляторе. Запуск машины в работу.

4

1

3

17

Практическая работа на симуляторе. Движение по лесосеке.

4

1

3

18

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №1. Управление манипулятором.

4

1

3

19

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №2. Управление манипулятором.

4

1

3

20

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №3. Управление манипулятором.

4

1

3

21

Практическая работа на симуляторе. Загрузка сортимента в тележку.

4

1

3

22

Экскурсия на выставку лесной техники «Лесэкспо».

1

1

-

 

Всего за первый курс

75

29

46

 

Вторая ступень сложности

 

16

Вводное (организационное) занятие.

Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на втором    году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в кабинете.

2

2

 

17

Подготовка к научно-практической конференции.

 

2

2

18

Практическая работа на симуляторе. Сортировка сортимента по породам перед погрузкой на тележку.

5

1

4

19

Практическая работа на симуляторе. Выгрузка сортимента на площадки для погрузки.

5

1

4

20

Практическая работа на симуляторе. Формирование бунта.

5

1

4

21

Практическая работа на симуляторе. Движение с сортиментом по волоку.

5

1

4

22

Практическая работа на симуляторе. Настройка харвестерной головки.

5

1

23

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №1. Управление харвестерной головкой.

5

1

 4

24

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №2. Управление харвестерной головкой.

5

1

4

25

Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №3. Управление харвестерной головкой.

5

1

4

26

 Практическая работа на симуляторе. Захват дерева харвестерной головкой.

5

1

4

27

Практическая работа на симуляторе. Валка дерева.

5

1

4

28

Практическая работа на симуляторе. Обрезка сучьев и раскряжевка дерева.

5

1

4

29

Практическая работа на симуляторе. Сортировка и укладка сортимента вдоль волока.

5

1

4

30

Подготовка к конкурсу профессионального мастерства «Лучший по профессии»

2

1

1

31

Практическая работа на симуляторе. Формирование волока.

5

1

4

32

Практическая работа на симуляторе. Уборка порубочных остатков.

5

1

 

Экскурсия в сервисный центр ООО «Ponsse»

2

2

Экскурсия на выставку лесной техники «Лесэкспо»

1

1

33

Всего за третий курс

75

22

53

 

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Для реализация программы работы кружка «Железный дровосек» имеется в наличие:

        Технические средства обучения:

  • компьютерный кабинет с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • симулятор ЛЗМ «Ponsse»;

        Оборудование лаборатории материаловедения:

  • рабочее место преподавателя;
  • рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • комплект учебно-методической документации;
  • набор наглядных пособий;
  •  комплект учебно-методических материалов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», Специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационн

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Математика», являющейся дисциплиной математического и общего естественнонаучного учебного цикла составлены в соответствии ...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» (МДК 01.02, 01.03) для студентов заочного отделения по специальности 13.02.11 Техническ

В методических рекомендациях представлены задания и порядок выполнения контрольных работ по профессиональному модулю ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электр...

Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».

Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...

Методическое пособие «Технические диктанты, как средство контроля знаний по технической механике»

В данном методическом пособии предлагаются рекомендации по составлению технических диктантов, доказывается актуальность их применения на занятиях как одного из видов фронтального контроля знаний, прив...