Методическая разработка внеклассного мероприятия – поэтического вечера «Край любимый! Сердцу снятся…»
методическая разработка

Данная методическая разработка литературно-поэтического вечера представляет для студентов прекрасную  возможность прикоснуться к миру поэзии и раскрыть творческий потенциал.  Данное мероприятие позволяет исполнителям совершенствовать навыки художественного чтения и публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное профессиональное

учреждение Ярославской области

Ярославский торгово-экономический колледж

Методическая разработка

внеклассного мероприятия – поэтического вечера

«Край любимый! Сердцу снятся…»

Автор: Спиридонова Елена Александровна

воспитатель

ГПОУ ЯО  Ярославский

торгово-экономический колледж

Ярославль

2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………5

Сценарий проведения литературно-поэтического вечера

«Край любимый! Сердцу снятся…»…………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоких волнующих страниц русской литературы.

Нас волнует искренности и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим на свете была Русь. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, ко всему близкому и родному.

Особую актуальность сегодня приобретают проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.

Для духовно-нравственного воспитания молодёжи очень важно открывать для них всё богатство национального искусства: литературу, поэзию, и т.д. Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой.

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя.

Реализация современного варианта стратегии развития России невозможно без духовно-нравственного потенциала, системы формирования и развития воспитания молодого поколения.

Данная методическая разработка литературно-поэтического вечера представляет для студентов прекрасную  возможность прикоснуться к миру поэзии и раскрыть творческий потенциал.  Данное мероприятие позволяет исполнителям совершенствовать навыки художественного чтения и публичного выступления.

Целью  литературно-поэтического вечера «Край любимый! Сердцу снятся…» является знакомство студентов с творчеством Сергея Есенина, приобщение студентов к русской поэзии.

Задачи литературно-поэтического вечера:

  • Повысить мотивацию студентов к чтению и изучению творческого наследия  русских поэтов;
  • Формировать нравственно-мировоззренческие позиции обучающихся через обращение к лучшим текстам классической поэзии;
  • развивать артистические способности  и литературный вкус.

Участники литературно-поэтического вечера:

студенты общежития.

Место проведения:   Актовый зал общежития.

Время проведения:    45 минут.

Оборудование:    ноутбук, проектор, видео на стихи Сергея Есенина, грамоты.

Ожидаемые результаты:

  • хороший уровень чтения наизусть стихотворений Сергея Есенина;
  • умение читать стихотворения выразительно, проникновенно;
  • желание студентов в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы подготовки и проведения

литературно-поэтического вечера «Край любимый! Сердцу снятся…»

Подготовка и проведение мероприятия подразумевает несколько этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы

Содержание

Подготовительный

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Выдвигают кандидатуры в оргкомитет

Формирует оргкомитет в количестве 3 человек из представленных кандидатур для организации и проведения литературно-поэтического вечера, оповещает участников о дате проведения мероприятия

Оргкомитет изучает и подбирает материал для проведения литературно-поэтического вечера

Консультирует, оказывает помощь в подборе стихотворений и разрабатывает сценарий проведения литературно-поэтического вечера.

Самостоятельно знакомятся с содержанием литературно-поэтического вечера, учат стихи наизусть

Консультирует, готовит грамоты

Готовят и оформляют аудиторию для проведения вечера

Обеспечивает мероприятие необходимыми техническими средствами и оборудованием

Проведение вечера

Оргкомитет правильным  музыкальным сопровождением, ведет фотосъемку.   Чтецы читают стихотворения наизусть, выразительно и проникновенно

Регулирует  проведение вечера

Подведение итогов

Оргкомитет  благодарит студентов за участие в вечере

Вручает грамоты

 Обмениваются мнениями и впечатлениями, предлагают темы и формы проведения литературно-поэтических вечеров

Предлагает поделиться впечатлениями о проведенном мероприятии, анализирует, делает выводы

Готовят фотоотчет и материал для оформления стенгазеты.

Консультирует

Сценарий

литературно-поэтического вечера

«Край любимый! Сердцу снятся…»

Ведущий:

«Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье...»

Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается

Видео с зарисовкой природы и стихами поэта.

Чтец 1:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Ведущий: 

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Чтец 2:

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг
.

Ведущий: 

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду. Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина. В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Чтец 3:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Ведущий: 

Любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.



Чтец 4:

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Ведущий: 

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.). 

Чтец 5:

Лисица

А. М. Ремизову

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,

Мокрый вечер липок был и ал.

Голова тревожно подымалась,

И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах — как прелая морковь...

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Ведущий: 

Единение с природой нераздельно. Поэт показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Чтец 6:

Отговорила роща золотая…

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не опадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий: 

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов.

Чтец 7:

Запели тесаные дроги...

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Заключение

Ведущий: 

Сегодня наша встреча была  посвящена творчеству великого русского поэта Сергея Есенина. Жизнь его была коротка, прожил поэт всего лишь 30 лет, но сумел оставить после себя просто бесценное наследие.

Мы  в нашей литературной гостиной постарались погрузиться  в мир творчества Есенина, почитали  его стихи, послушали  музыкальные произведения, прониклись чувством  прекрасного, доброго, светлого, тем чувством, что несет в себе творчество поэта.  Читайте, наслаждайтесь поэзией Есенина.

Использованная литература:

  1.  © WWW.ESENIN.RU 2005-2019
  2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1.

Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А.А.Козловского – М.: «Наука» - «Голос», 1995. -672 с.

  1. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4.

Издание 2 –е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений". Составитель, подготовка текста и комментарии С.П.Кошечкина, Н.Г.Юсова – М.: ИМЛИ РАН, 2004.-554 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Расширение социо-культурного кругозора студентов медицинского колледжа;3. Развитие у студентов интереса к да...

Внеаудиторное мероприятие «Математический вечер ТЕТ-А-ТЕТ» для студентов СПО

Презентация внеаудиторного мероприятия «Математический вечер ТЕТ-А-ТЕТ» представляет собой как идею, так и набор материала, для проведения математического вечера с обучающимися 11 классов, студентами ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия – поэтического вечера «Ах, любовь…»

АннотацияПоэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело....

Методическая разработка мероприятия по УД «История родного края» тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»

Цели и задачи:познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;пробудить интерес к творчеству писателя;способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патрио...

Сценарий мероприятия ко Дню Победы Помним сердцем...

Сценарий мероприятия ко Дню Победы Помним сердцем......

Методическая разработка мероприятия «Боль в сердце моем» посвященного освобождению несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников концлагерей.Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в лагерях смерти 18 000 000 человек. Из ни...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА – ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения «Ушедшим – память и свеча...»

Данное методическое пособие представляет собой разработку открытого классного часа – поэтического вечера, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них...