Конспект урока по теме: Образ Раскольникова. Его теория.
методическая разработка
Творчество Ф.М. Достоевского, обсуждение теории Раскольникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Тема: Образ Раскольникова. Его теория.
Цели: 1) дать характеристику героя;
- раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;
- показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
Ход урока :
- Образ героя романа:
- Кто такой Раскольников?
- Портретные и авторские характеристики героя.
Ответы:
3) Каким читатель видит Родиона Раскольникова в начале романа?
- Герой не может принять «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства презрения, озлобленности по отношению к богатым и имеющим власть людям.
- Герой находится в состоянии агрессии, нервного возбуждения, он подавлен как духовно, так и физически.
- Раскольников мучается от того, что не может решить свой вопрос.
Какой именно?
- Слово учителя:
Чтобы ответить на это, необходимо сказать, что Раскольников - герой идеологический.
Значит ли это, что он одержим какой-то идеей? Конечно, значит.
Он выстраивает свою теорию, он полон презрения к людям, обществу, полон желания властвовать над этим стадом, полон деспотизма:
«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».
Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.
Богоборческие идеи Раскольникова — разочарование его в сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственные нормы в современном ему обществе не помогают людям облегчить их страдания.
- Перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.
Теория Раскольникова.
- Теория и жизнь, жизнь по теории.
Возможно ли это?
Слово учителя:
Не раз мы сталкивались с тем, что в разговорах о русской общественной жизни вспоминали о развитии страны, о её будущем, о проблемах крестьянства и нищеты. Это вечные темы литературы и истории, рождающие массу споров.
Аналогичные этим споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные идеи и теории.
Какие же теории возникали в это время в России?
а) И. С. Тургенев «Отцы и дети» - теория нигилизма.
Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью.
б) Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма».
Революционеры-демократы: жизнь по теории возможна, что не подтвердилось реальностью.
Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «О преступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства.
В чем суть теории Раскольникова?
Слово учителя:
Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема «наполеонизма» и связанная с ней проблема индивидуализма.
- Была ли в теории Раскольникова праведная цель?
Слово учителя:
Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла, помочь нуждающимся (Робин Гуд своего времени)
- Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы?
Теория ----> действие
Слово учителя:
Действие было простым: пойти и убить старуху-проценщицу, мерзкую старушонку, наживающуюся на других людях и не имеющих моральных ценностей.
Размышляя над теорией Раскольникова, мы постоянно возвращаемся к вопросу о целях и средствах. Все ли средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей? Этот вопрос, естественно, оправляет нас к обсуждению проблемы «крови по совести», известной нам по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Достоевский и Некрасов.
Что утверждает Некрасов в «Легенде о двух великих грешниках»?
Революционеры-демократы считали, что во имя справедливости можно разрешить «кровь по совести».
Достоевский вступает с Некрасовым в полемику, утверждая, что нравственные законы нарушать нельзя.
- Преступление героя.
Слово учителя:
Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решает проверить себя, а для этого нужно было пойти на преступление.
Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?
- За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
- Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
- По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
- Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
- Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.
- Письмо матери.
- Встреча на бульваре с пьяной девочкой.
Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую Раскольникова на убийство, вы считаете главной?
- нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;
- мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;
- Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;
- идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.
IV. Наказание героя.
1. Объяснение героя — зачем убил?
2.В чем вы видите наказание героя?
1) муки совести;
2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.
Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).
3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.
4) «убить-то убил, а не переступил»
Как вы это понимаете?
И это только начало пути к воскрешению героя.
- Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?
Оправдать или осудить вам хочется героя?
Слово учителя:
А.С. Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведет своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель.
Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» - вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников.
Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие — цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (Лизавета)
«Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни.
Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие произвол.
Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские идеи живы и по сей день, об этом нужно помнить, потому что мы знаем, к чему они могут привести.
Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Вводные слова"
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...
Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"
Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока: дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...
Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"
Конспект урока по сказке Иван Царевич и Клщей Бессмертный по теме "Умножение десятичных дробей" (закрепление) в 7 классе...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"
В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....
Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"
Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...