Конспект урока. Творчество Федора Ивановича Тютчева.
план-конспект урока

Познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева. Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева. Развивать навыки выразительного чтения Продолжить знакомство учащихся с приемами анализа стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока210.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Творчество Федора Ивановича Тютчева.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева.
  • Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Продолжить знакомство учащихся с приемами анализа стихотворения.

Оборудование:

  • Мультимедиа проектор и интерактивная доска.
  • Музыкальный центр и диск с музыкальными композициями.
  • Пейзажные иллюстрации, картины.
  • Портреты Ф.И.Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елена Александровна Денисьевой.

Эпиграфы к уроку:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок. Не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность:

Ход урока

   Сегодня на уроке мы поведем разговор об известном поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, чье поэтическое творчество украшает русскую культуру. Поэтическое наследие Тютчева - небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов.

    Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометки: Глубина, Красота, Чувства.[4]

   Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и безумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть. [2]

Запишите тему нашего урока "Любовь и природа в творчестве Ф.И.Тютчева".

Биография писателя (сообщение студента):

hello_html_m21f385f5.gif

Сообщение студента

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября/ 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.

Тютчев получил хорошее домашнее образование под руководством поэта-переводчика Семена Егоровича Раича. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета.

В 1821 году едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место в русской дипломатической миссии в Баварии. За границей Тютчеву предстоит провести 22 года.

В конце 20-х годов в "Современнике" была опубликована большая подборка стихов Федора Ивановича. После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но признание пришло лишь в конце 1850-х годов.

Лирику Ф.И. Тютчева условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую и любовную.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года. "Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости - прощай!" - с горечью отозвался на известие об этой смерти И.С. Тургенев.[2]

Наследие великого русского поэта чтят, любят и берегут его потомки - любители русской поэзии.

Слово учителя:

В поэзии Ф.И. Тютчева множество стихов о природе:»

Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

hello_html_m5ac6a634.jpg

или

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...  hello_html_63a179e2.jpg

или

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

   

Прекрасные строки! Чем больше читаешь Тютчева, тем явственнее чувствуешь близость живой природы.

- Какие еще стихотворения поэта о природе вам известны?

(Прослушивание стихотворений "Весенняя гроза", "Чародейкою-зимою" и другие.)

Очень созвучны стихотворения Ф.И. Тютчева и музыка П.И.Чайковского.

У Тютчева много прекрасных стихотворений о природе, а Чайковский написал целый цикл музыкальных композиций под названием "Времена года".

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла "Времена года" (по выбору учителя). 

На столах листочки с распечатками стихотворений.

В стихотворении "Осенний вечер",( Чтение стихотворения студентом, под музыку Чайковского) 

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».

Эпитеты – «порывистый, холодный», «багряных».

Олицетворения – «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».



Беседа по содержанию:

- О чем это стихотворение?

- Какую картину вы представили?

- Чем объясняется таинственность осенних вечеров?

- При помощи каких художественных средств - тропов, передает автор состояние природы?

(Автор использовал средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения:)

    Так непроста, полна таинственности природа в поэзии Тютчева.

Запись в тетрадях:

Тютчев верил, что природа жива, что она имеет душу. Поэт слышал и понимал язык природы. Живая жизнь природы отразилась в его поэтических образах - сравнениях, олицетворениях, метафорах. [4]

Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы.

Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий знаток человеческого сердца. Поэтому большое место в творчестве поэта отводится любовной лирике.

Полны особенной трогательности строки, пронизанные этим великим чувством.

    Обратите внимание на доску. Здесь записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников, поэтов и писателей:

  1. "Тебе любовь - как высшая награда:"

Франческо Петрарка.

  1. "Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане" 
Уильям Шекспир.

  1. "Только влюбленный имеет право на звание человека"
    А.Блок.

   

   Человеку не прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остается в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжелым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему счастлив тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.

На доске портреты женщин, тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки.

Несколько слов о каждой из них.

Сообщения. 1-й ученик:

Первая жена - Элеонора Ботмер - подарила ему троих детей-дочерей, которых он проникновенно любил. В 1838 году по роковой случайности на корабле, на котором она плыла вместе с дочерьми, возник пожар. Проявив неженское мужество, Элеонора Федоровна спасла дочерей, но не смогла уберечь себя. Спустя несколько месяцев она скончалась от нервного потрясения. Тютчев тяжело переживал смерть жены. Проведя ночь у ее гроба, он поседел. Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью воспоминаний.[2]

hello_html_m3d7b1f6e.jpg

Элеонора Ботмер

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда, 
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда:
"Еще томлюсь тоской желаний", 1849 г.

2-й ученик.

Вторая жена великого русского поэта  - Эрнестина Пфеффель - в высшем свете слыла первой красавицей. Ей он посвятил стихотворение "Люблю глаза твои, мой друг".

hello_html_56d2e73f.jpg

Эрнестина Пфеффель

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно - чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг,
И словно молнией небесной
Окинешь было целый круг:

3-й ученик.

В Мюнхене Ф.И. Тютчев влюбился в молодую и прекрасную  Амалию фон Лерхенфельд, которая так и не стала никогда его женой, но другом осталась на всю жизнь. Незадолго до смерти в 1870 году Тютчев посвящает ей замечательные строчки "Я встретил вас " - "

hello_html_m61e671a0.jpg

Амалию фон Лерхенфельд

(Прослушивание романса "Я встретил вас:" в исполнении в исполнении И.Козловского). (оперный певец).

- Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

- Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

Учитель:

Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств. Перед лицом поэта пролетели приятные минуты общения с любимой:

"И сердцу стало так тепло:"

4-й ученик (Проецируется портрет Е.А.Денисьевой).

Целую бурю чувств пережил Тютчев, когда, будучи женат 11 лет, 15 июля 1850 года, он впервые увидел прекрасную русскую девушку  Елену Александровну Денисьеву. Любовь бурным потоком захватила сердце поэта. Но свет не принял этой беззаконной любви. Елену отвергли прежние знакомые, родственники, друзья. Как свои собственные страдания, переживал Федор Иванович муки любимой женщины. После смерти Елены Александровны для Ф.И.Тютчева начались долгие 9 лет душевной пытки. [2]

hello_html_70755d60.jpg

Елена Александровна Денисьева

Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии цикл стихов, именуемый "денисьевским" циклом (название не авторское). Абсолютно все стихи проникнуты глубоким психологизмом, человечностью, благородством.

Учитель:

Обратимся к стихотворению "Она сидела на полу", посвященное 2-й жене поэта. Их отношения складывались нелегко: жена знала о любви мужа к Денисьевой. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки. (Выразительное чтение стихотворения студентом.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...


О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

- Сколько лирических героев в этом стихотворении? (Двое - мужчина и женщина)

- Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует зола?

Остывшая зола - результат действия огня. Когда была любовь - был огонь, страсть, когда любовь прошла - остался прах, зола.

- Какое душевное состояние женщины показывает нам автор?

Печаль о навсегда ушедшем чувстве.

- Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает?

- Какие слова помогают передать это чувство?

Остывшую, брошенный, грустно, невозвратимо:[3]

Следующее стихотворение Тютчева "О, как убийственно мы любим".

(Выразительное чтение стихотворения).

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

- Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим:". В чем же убийственный характер любви?

- Какую функцию несет междометие О, с которого начинается строчка?

Запись в тетради:

Любовь по Тютчеву - не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий: Поэт боготворить даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим. И как не вспомнить слова поэта, выведенные в качестве эпиграфа к уроку:

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но не скудеет в сердце нежность:

Любовь по Тютчеву - основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь - есть ощущение Родины.

В 1866 году возникло знаменитое стихотворение "Умом Россию не понять".

Выразительное чтение учеником:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.

Такое четверостишие, полное глубокого смысла, написал человек, проживший 22 года за границей. Поэт покинул Россию, когда ему едва исполнилось 18 лет.

В конце урока прозвучит стихотворение Ф.И. Тютчева "Чему бы жизнь нас не учила" (Выразительное чтение).

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Хочется надеяться, что наш урок прошел не зря, и как сказал поэт:

Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет
!

Встав взрослее, вы вновь откроете томик стихотворений Федора Ивановича Тютчева и насладитесь лирическими строками его поэзии. Ведь великий поэт всегда современен, потому что пишет о вечном: о любви, о природе.

Домашнее задание:

Написать анализ одного из стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору ученика). (Восприятие, истолкование, оценка).

На этом урок наш завершается. Спасибо всем, кто участвовал. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Конспект урока по творчеству А.Блока.

Сценарий урока по творчеству А.Блока....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына....

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....

Конспект урока по творчеству Мандельштама

Предполагает использование знаний по истории пероренииода, повторение периода и роли "серебряного века",  выразителное чтение и анализ стихотворений....