Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.
план-конспект урока на тему

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Политехнический колледж №42

План-конспект

открытого урока по литературе

«Я лиру посвятил  народу своему»

группа 1АМ 15 Б-08

преподаватель:

Мартынова Л.Л.        

Москва 2009

План-конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова.

«Я лиру посвятил народу своему».

Тип урока: урок-концерт.

Цель урока:  Обобщить знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова.

Совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать поэтическое произведение.

Развивать у учащихся интерес к русской классической литературе.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрации к произведениям Н.А.Некрасова, фонозаписи. Звучит романс  на стихотворение н.А.Некрасова «Тройка».

Ход урока.

1. Начало урока.

Оргмомент.

Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, обобщим наши знания по творчеству великого русского поэта Н.А.Некрасова.

Вспомним основные моменты из жизни и творчества поэта:

Назовите даты жизни поэта.-1821-1876.

В какой атмосфере прошло детство Н.А.Некрасова? – В атмосфере крепостнического произвола.

Какой период жизни поэта назван «Петербургскими мытарствами» и почему? -1837-1845…

С какого стихотворения началась известность Н.А.Некрасова как поэта? – «В  дороге».

Как отозвался В.Г.Белинский на это стихотворение? – «Понимаете ли вы, что вы Поэт,  и поэт истинный?»

Каков сюжет стихотворения? – История крепостной девушки, по прихоти барина воспитанной в барском доме и выданной замуж за мужика.

Стихотворение «В дороге».

Учитель: В 1856г. выходит сборник стихов  Н.А.Некрасова. «Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы А.С.Пушкина, едва ли «Ревизор» и «Мёртвые души» Н.В.Гоголя имели такой успех»,  _ сообщал Н.Г.Чернышевский.

И.С.Тургенев писал: «…стихотворения Н.А.Некрасова собранные в  один фокус жгутся».

Открывает поэтический сборник стихотворение «Поэт и гражданин»., построенное как диалог поэта и гражданина.

 Какие строки стихотворения звучат как поэтическое и жизненное кредо писателя? –

Не будет гражданин достойный  

К отчизне холоден душой,

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

………………………….

    Программным стихотворением Н.А.Некрасова по праву считается «Элегия».

                       Пускай нам говорит изменчивая мода,

                       …………………………………………  

Какие строки определяют назначение поэта и гражданина? – Иди на бой за честь Отчизны……

Как поэт определяет свою жизнь по отношению к  народу? – Как служение.

А теперь совершим экскурс по поэтическим сборникам Н.А.Некрасова. Вспомним, где прошло детство поэта, вблизи какой дороги? – Вблизи печально знаменитой «Владимирки».

Тема «дороги» прочно вошла в поэзию Н.А.Некрасова. Стихотворение «В дороге» открывает творчество поэта, а завершает его история семерых странников по Руси в поисках ответа на вопрос «Кому живётся весело вольготно на Руси?».

В центре стихотворения судьба крестьянки. Почему?

Образ женщины совсем неслучайно занимает центральное место  в поэзии Н.А.Некрасова.

Истоки осознания трагизма положения русской женщины у поэта из семьи. Достаточно вспомнить судьбу матери поэта…

в каком стихотворении Некрасов называет свою музу родной сестрой избиваемой на площади крестьянки? – В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом».

Тяжёлая доля бедняков перед читателем в стихотворении «Забытая деревня»:

      У бурмистра Власа бабушка Ненила

      Починить избёнку лесу попросила.

       ………………………………………..

Тяжела доля бедняков. Но нет доли тяжелее женской. Как вопль многострадальной души звучит стихотворение-плач «В полном разгаре страда деревенская».

        «В полном разгаре страда деревенская.

         Доля, ты русская  долюшка женская!

………………………………………

Тяжела судьба крестьянки, но и в этих, казалось бы нечеловеческих условиях ей удаётся сохранить своё достоинство, цельность натуры, всегда оставаться верной женой и матерью.

В каких произведениях Некрасов создаёт сильные женские характеры? – «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская».

Образ величавой славянки создал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

«Есть женщины в русских селеньях…».

Три тяжкие доли имела судьба.

1-я – с рабом повенчаться;

2-я – до гроба рабу покоряться;

3-я – быть матерью сына раба.

И все эти  грозные доли

На женщину русской земли.

Но наперекор невзгодам, бедам и горю русская  женщина-крестьянка  не утратила  своего величия, красоты, обаяния, силы.

Цветет красавица, миру на диво.

Есть женщины в русских селеньях.

Некрасов в своих стихах  величает не только  крестьянок, но и женщин-дворянок.

Свои замечательные поэмы  Некрасов  посвятил  женам декабристов «Русские женщины» отправившимся на каторгу вслед за своими мужьями. Для княгини  Волконской – вначале  это супружеский подвиг, но по мере приближения к месту ссылки мужа, в пункт, во время  общения с народом к ней приходит осознание святости тех идеалов, за которые пострадал муж.

В поэме «Княгиня Трубецкая» -   поединок  княгини с Иркутским  губернатором, который пытается запугать ее ужасами каторги, но княгиня непреклонна  и губернатор, пораженный ее мужеством и верностью, отпускает ее  и помогает ей в пути.

С большой теплотой и любовью  относится Некрасов к крестьянским  детям. Эти чувства из раннего  детства в Грешневе.

О Жизни крестьянских детей  он рассказывает  в стихах «Крестьянские дети», рисует светлые и темные  стороны их жизни.

Трогателен образ  шестилетнего мужичка

«в больших сапогах, в полушубке овчинном,

в больших рукавицах, а сам с ноготок».

«Мужичок с ноготок»

Какие стихи поэт посвятил детям? – «Дядюшка Яков»,  «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин».

Жизнеутверждающе звучит стихотворение «Школьник».

А сейчас вернёмся к стихотворению «Элегия».

  «Я лиру посвятил народу своему.

   Быть может, я умру неведомый ему».

Н.А.Некрасов умер в 1877 году. Его похороны вылились в настоящую манифестацию. Свыше пяти тысяч человек пришли проститься с выдающимся сыном России.

Голос поэта стал голосом народа. Не  зря  вступление к поэме «Корабейники» стало знаменитой  народной песней «Коробушка». А стихотворение «Тройка» сразу же  было положено на музыку и зазвучало как романс в среде передовой молодёжи.

    «В рабстве спасённое

       Сердце свободное

      Золото, золото сердце народное».

Н.А.Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил её в широко обобщённых политических образах.

В своей речи на похоронах поэта Ф.М.Достоевский сравнил Некрасова с Пушкиным.

Из толпы радикальной молодёжи раздалось: «Выше! Выше!»

Отец Михаил назвал Некрасова «печальником земли русской» и сказал, что песнь покойного поэта не была песнею отчаяния и безнадёжности.

Звучит песня «Коробушка».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Конспект урока по творчеству А.Блока.

Сценарий урока по творчеству А.Блока....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына....

Конспект урока по творчеству А.Блока

Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....

Конспект урока по творчеству Мандельштама

Предполагает использование знаний по истории пероренииода, повторение периода и роли "серебряного века",  выразителное чтение и анализ стихотворений....

Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...

Методическая разработка конспекта урока по творчеству В.В.Маяковского. Тема: Я поэт - этим и интересен.

Творчество Маяковского уникально. Поэт пришел в поэзию из живописи. Его метафоры надо читать буквально. Читай стихи Маяковского, бери карандаш и рисуй - получится удивительная картина, которую может с...