Конспект урока по творчеству А.Блока
методическая разработка на тему
Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по творчеству А.Блока | 56.61 КБ |
Презентация к биографии А.Блока | 1.02 МБ |
КОСЫ ЛИТЕРАТУРА 40 заданий | 39.91 КБ |
Литературный праздник по творчеству С.Есенина | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока литературы
«Жизнь и творчество А.А. Блока.
Основные темы и мотивы лирики»
Разработал: Мартынова Л.Л.
Согласовано: _______________________методист (подпись) | Рассмотрено на заседании ПЦК «___» _________________20__ г. Протокол № ______ Председатель ПЦК_______/Мартынова Л.Л./ |
МОСКВА, 2012 г.
Тема урока: «Жизнь и творчество А.А. Блока. Основные темы и мотивы лирики».
Цель урока: Формирование у обучающихся информационной, речевой, аналитической и личностно – ориентированной компетенций.
Задачи урока:
- Знакомство обучающихся с жизнью и художественным миром А.А. Блока.
- Развитие устной речи обучающихся.
- Совершенствование навыков анализа и выразительного чтения лирического произведения.
- Развитие интереса к русской классической литературе.
- Вид занятия: комбинированный урок.
Оборудование урока: мультимедийная установка, учебники, хрестоматии, художественные тексты.
Ход урока.
Звучит музыка.
Ученик: О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Слайд №1.(Портрет А.Блока)
Учитель:
Эти пронзительные стихи написал А. Блок – последний поэт 19 века и первый поэт века 20-го.
Серебряный век русской поэзии.
Так русский философ Николай Александрович Бердяев определил крупнейший этап развития русского искусства рубежа 19 и 20 веков.
Культурный и духовный ренессанс, одна из самых утонченных эпох русской культуры.
Самой знаковой фигурой серебряного века был трагический тенор эпохи А.Блок.
Его литературные образы воспринимались литературным окружением как символ времени.
По воспоминаниям М. Горького, «А. Блок был изумительно красив как человек и как личность».
Слайд №3. (Блок в семье деда)
Ученик:
А.Блок родился в Петербурге. Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток.
“Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.
Слайд №4. (Портрет деда).
Дед, Андрей Николаевич Бекетов, известный ботаник, ректор Петербургского университета был лично знаком с Ф.М. Достоевским и М.Е.Салтыковым – Щедриным.
Слайд №5. (Потрет бабушки).
Жена деда, бабушка А.А. Блока, Елизавета Григорьевна Бекетова (1836-1902), дочь известного путешественника Г.С. Карелина. Она была переводчицей, всю жизнь работала над переводами научных и художественных произведений; владела несколькими языками.
Ею переведены многие сочинения Дарвина, Гексли, Диккенса, В. Скотта, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа и других. Она знала лично многих писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Бабушка скончалась ровно через три месяца после деда - 1 октября 1902 года.
Слайд №6. (Портрет матери). Слайд №7.(Портрет тёток).
Мать поэта, Анна Андреевна Бекетова, тётки и бабушка Е.Г. Бекетова - известные переводчицы.
Как гласит семейное предание, на руки после рождения будущего поэта приняла А.П. Керн. Отсвет пушкинской эпохи блеснул над его колыбелью.
Слайд №8. (Портрет отца)
Отец поэта, Александр Львович Блок (1852-1909), был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Родители будущего поэта обвенчались в церкви Петербургского университета 7 января 1879 года, а 16 (28) ноября 1880 года в квартире деда, Андрея Николаевича Бекетова, в "ректорском доме" на Васильевском острове, родился маленький Александр.
Слайд №9. (Введенская гимназия).
В 1898 году Блок закончил Введенскую Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. По собственным словам Блока, он поступил туда "довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке".
В 1901 году, исключительно важном для Блока, он перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав выпускной экзамен весной 1906 года (по славяно-русскому отделению).
Слайд №10. (Шахматово).
Детство и юность А. Блока прошли в атмосфере профессорской культуры ректорского дома и благоуханной тиши Шахматова, подмосковного имения деда.
Слайд №11. (Портрет А.Блока и Л.Менделеевой).
Здесь, в Шахматово, поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем которой связаны многие страницы его творчества.
Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография), дочь выдающегося ученого-химика с мировым именем, создателя “Периодической таблицы”, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной “белой церкви” Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы.
На период окончания гимназии приходится серьёзное увлечение поэзией В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова и А.Фета и Ф. Тютчева.
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
Фет
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.
16 августа 1901
Учитель:
Начальный этап творчества А.Блока отмечен двумя важнейшими событиями – глубокое чувство к Л. Д. Менделеевой, дочери известного учёного Д. И.Менделеева, и увлечение философией В.Соловьёва.
Оба события нашли своё отражение в первом поэтическом сборнике Блока «Стихи о прекрасной Даме».
Слайд № 12(Стихи о Прекрасной Даме).
Выход первой книги сделал поэта широко известным и ввёл его в круг символистов.
Лирика А.Блока – явление уникальное в русской поэзии.(Записать)
При всём многообразии её проблематик и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.
Чем больше блоковских стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому оно не только излучает «заряд» собственного смысла, но и одновременно заряжается смыслом других стихотворений.
Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как трёхтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».
С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических произведений?
Прежде всего с тем, что в центре внимания его лирики – личность современного человека.
Сам автор становится главным героем «трилогии вочеловечения». Он может предстать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощение одной души, одного мировоззрения, одного мышления.
Свой роман в стихах Блок делит на три тома, каждый из которых соответствует одному из трёх этапов «вочеловечения».
«Вочеловечение» - слово из богословского лексикона. В христианской традиции оно означает воплощение Бога в человеческом облике.
В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - служить пересозданию мира на основах добра и красоты, совершать подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.
Путь такой личности стал основой сюжета трилогии.
Сюжет лирического романа особый, не событийный, а лирический, связанный с движением чувств и мыслей, разворачиванием мотивов.
Центральный цикл первого тома трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми.
В них отразился любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д. Менделеевой и увлечение философией В.Соловьёва.
В учении философа о Душе мира и Вечной Женственности Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма и единение человека и мира.
Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит небо и землю.
Облик героини многопланов. С одной стороны – это вполне реальная, земная женщина.
«Она стройна и высока», «Всегда надменна и сурова». С другой стороны – это мистическая Прекрасная Дама.
Стихотворение: «Вхожу я в тёмные храмы».
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902
Ситуация драматична. Противопоставлено земное и небесное. Заведомо неравенство Прекрасной Дамы и лирического героя. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви воздвигнут на недосягаемую высоту. «Он» – влюблённый рыцарь, смиренный инок, «Она» - бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.
Перекликается с предыдущим одно из самых замечательных стихотворений Блока.
«Девушка пела в церковном хоре…» (Фонозапись).
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Первый том лирики Блока литературоведы называют стихотворным молитвенником. Герой застывает в коленопреклонённой позе, он «молча ждёт», «тоскуя и любя».
Чем поддержана ритуальность происходящего?
- Лампады, свечи, церковные ограды, господство белого алого и золотого цветов.
Постепенно эмоциональная атмосфера влюблённого ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам страха и тревог. Особенно отчётливо это проявилось в завершающем первый том цикле «Распутья».
В поле зрения героя попадают реалии мира: картины городской бедноты, людское горе.
Стихотворение: «Фабрика».
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
24 ноября 1903
Мистические образы постепенно уступают место образам реального мира.
Если первый том лирики определялся мотивом ожидания и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан с мотивом погружения в жизненные стихии. Изменяется представление героя о сущности мира: жизнь предстаёт в дисгармонии.
Прекрасную Даму сменяет таинственная незнакомка.
Стихотворение «Незнакомка».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906
_________________________________
1. In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)
Слайд №12.
Блока называли одним из чудотворцев русского стиха. Появление Незнакомки сопровождается небывалой по красоте звукописью.
«Незнакомка» - это и авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире.
Мир, рождённый фантазией, хрупок и зыбок. Но это «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться живым, самим собой.
И этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, поэт дарит читателям.
В поле зрения героя национальная и общественная жизнь страны. Свидетельство тому стихотворения «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые».
Второй период творчества поэта самый сложный.
Стихия – ключевой символ второго тома.
Лирический герой, попирая святыни, жаждет верить, бросаясь в вихрь любовных измен – тоскует о любви единственной.
… «О доблестях, о подвигах, о славе...»
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Близость к стихиям природы и народной жизни становится не только залогом наполненности жизни, но и серьёзным нравственным испытанием.
В самом многообразии стихий необходимо сделать выбор.
Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл «Вольные мысли», знаменующий переход к трезвому и чёткому отношению к миру.
Что же выносит герой из приобщения к стихиям жизни?
Главное – это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.
Ключевое стихотворение второго цикла – «О, весна без конца и без края».
О, весна без конца и без краю...
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессоные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907
Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях, во всей неприглядности («томления рабьих трудов» и «колодцы земных городов», «плач» и «неудача.
Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.
В стихотворении развивается один из важнейших мотивов лирики А.Блока – «и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь».
Какое волевое решение принимает герой?
-«Принимаю».
Но это не пассивное смирение перед неизбежностью. Герой готов противостоять несовершенству мира.
Каким выходит герой из испытаний стихиями? – Смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, принять жизнь в сопряжении прекрасного и страшного начал и вести бой за её совершенство.
И вечный бой!
Покой нам только снится.
Третий том открывается циклом «Страшный мир».
Ведущий мотив цикла – омертвение мира современной городской цивилизации.
Лаконичный образ этой цивилизации представлен в знаменитом стихотворении
«Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912
Логическое развитие сюжета пути лирического героя – обращение к безусловным ценностям – ценностям народной жизни, Родины.
Тема России – важнейшая блоковская тема.
«…этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю всю свою жизнь».
Наиболее полно и глубоко эта тема нашла своё отражение в цикле стихов «Родина».
Перед этим циклом Блок помещает поэму «Соловьиный сад», где создаёт ситуацию решающего распутья в сюжете лирического героя.
Противопоставлены два начала – повседневный однообразный труд на скалистом берегу со зноем, скукой и обездоленностью и жизнь в соловьином саду счастья, музыки, любви и искусства.
Герой блуждает между двумя жизненными берегами и в итоге выбирает скалистый берег.
Это не идеальный поступок героя, а трагический, подвижнический выход, связанный с потерей свободы, личного счастья, красоты.
У каждого из этих миров своя правда, но неполная, односторонняя. Не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет от тоскливого одиночества.
Выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения.
Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок определил в письме к Андрею Белому:
«…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и к рождению нового человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право… вглядываться в контуры добра и зла – ценой утраты души»).
Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстаётся со «сладкой песнью» любви.
Любовная тема уступает место новой верховной ценности – теме Родины.
Цикл «Родина»– вершина трилогии вочеловечения.
Ведущая роль в стихах о России принадлежит мотивам исторических судеб страны.
Смысловое ядро патриотической лирики – цикл «На поле Куликовом».
Поэт обнажает нити, связывающие историю с современностью: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла…».
На поле Куликовом
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Лирический герой предстаёт безымянным воином войска Дмитрия Донского.
Личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за неё.
Но в стихах ощутима надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль».
Русь – это заповедный край с болотами и журавлями, с путями и распутьями, с мутным взором колдуна.
РУСЬ
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидит «страшный мир» царской России.
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что' там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла...
Соколов, лебедей в степь распустила ты -
Кинулась и'з степи черная мгла...
За' море Черное, за' море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что' же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
28 февраля 1910
В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла.
Стихотворение «Россия» - самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство любви к родине и вера в её будущее возрождение.
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины.
Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).
Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).
Тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.
С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей
Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.
Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.
Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.
Цикл «Родина» завершает небольшое стихотворение «Коршун». В нём сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле.
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Тут и приметы неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и обобщённый образ самой Родины. Всё это глубоко народно и связано с фольклорной стихией. А сам коршун символ зловещих сил, которые тяготеют над Россией.
Вопросы, поставленные в конце стихотворения и усиленные анафорой, не риторические. Автор обращает их и к себе, и к читателям, и к самой истории как призыв к действию.
К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. В 1916 году его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин. После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии.
После Октября Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». В это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».
Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», соглашается на должность председателя управления Большого драматического театра, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости и мещанства.
Наиболее убедительно охарактеризовал трагедию Блока в послереволюционный период Иванов – Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».
Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.
Слайд №13 (Могила А.Блока).
Пусть душит жизни сон тяжелый
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне…
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света
Он весь – свободы торжество
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно.
«Мы умираем, а искусство остаётся», - заметил Блок на торжественном собрании, посвящённом Пушкину.
Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, сам поэт утверждал, что не «угрюмство» - суть его творчества. Оно в служении будущему.
И в своём последнем стихотворении поэт снова напоминает нам об этом:
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».
С этим пожеланием А.Блок обращается к своим читателям.
Слайд № 14 - 26
Стихотворение Игоря Талькова
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем,
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь играет туш:
Актёры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них венки цветы совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
Тестовые задания.
1. Как определил философ Николай Александрович Бердяев крупнейший этап развития русского искусства рубежа 19 и 20 веков.
а) золотой век
б) серебряный век
в) постмодернизм
2. С каким литературным течением русского модернизма связана поэтическая судьба А.Блока?
а) акмеизм
б) символизм
г) футуризм
3. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) К. Садовской
б) Н. Волоховой
в) Л.Менделеевой
4. Назовите фамилию философа, идеями которого был увлечён А.Блок?
а) Н. Бердяев
б) В. Соловьёв
в) Ф. Ницше.
5. Как определил А.Блок свой трёхтомный роман в стихах?
а) «трилогия возвеличивания»
б) «трилогия вочеловечения»
в) «трилогия восхождения»
6. Каков основной мотив первого тома трилогии А.Блока?
а) ожидания
б) расставания
в) возмездия
7. Кем вытеснена Прекрасная Дама во втором томе стихов А.Блока?
а) подругой
б) Незнакомкой
в) возлюбленной
8. Какое слово становится ключевым в стихотворении «О, весна без конца и без края»?
а) вспоминаю
б) забываю
в) принимаю
9. Продолжите строчку названия известного стихотворения А.Блока
«Ночь, ….., ……, …… …»
10. Какой теме Блок «сознательно и бесповоротно» посвятил свою жизнь?
а) теме любви
б) теме революции
г) теме России
11. Выберите правильное продолжение предложения.
Лирика А.Блока – явление……..
а) типичное
б) необычное
г) уникальное
12. В каком стихотворении сосредоточены все ведущие мотивы цикла «Родина»?
а) «Незнакомка»
б) «Коршун»
в) «Россия»
13. Как называется последнее стихотворение А. Блока?
а) «Скифы»
б) «Русь»
в) «На железной дороге».
14. Какой путь выбирает лирический герой А. Блока?
а) личного счастья
б) самоотречения
15. Какое произведение А.Блок посвятил революции?
а) «Соловьиный сад»
б) «Двенадцать»
в) «Незнакомка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной
аттестации
по дисциплине «Литература»
2.1. Контрольно-оценочные материалы (сводная таблица)
для промежуточной
аттестации
по дисциплине «Литература»
Дидактические единицы из ФГОС | Наименование темы Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Кол-во часов на тему | Задания (ЗУ) Примеры заданий: |
«Колумб Замоскворечья». Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. Пьеса «Гроза». Обучающиеся должны знать: -основные факты жизни и творчества писателя; - текст изучаемого произведения, особенности драматических произведений. Обучающиеся должны уметь: -пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - выразительно читать фрагменты из произведения; - характеризовать и оценивать героев драматического произведения; - писать сочинение-рассуждение. | 5 | ||
Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. | 1.Выберите правильный вариант ответа. А.Н.Островский родился а) в Костроме; б) в Ярославле; в) в Москве; г) в Петербурге. | ||
Начало литературной деятельности А.Н.Островского. | 1 | 2. Выберите правильный вариант ответа. Литературную известность А.Н.Островскому принесла пьеса а) «Гроза; б) «Банкрот»; в) «Бесприданница»; г) «Лес». | |
Пьеса «Гроза» в русской критике. | 3.Вставьте пропущенное слово. Статья Н.А. Добролюбова о пьесе А.Н. Островского «Гроза» называется «……. света в тёмном царстве». | ||
Расстановка действующих лиц в «Грозе». Катерина как трагический характер. Сила и слабость характера Катерины. | 4.Выберите правильный вариант ответа. В пьесе «Гроза» сравнивается с птицей а) Варвара; б) Кабаниха; в) Катерина; г) Борис. | ||
Жизненный и творческий путь И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта; - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - определять род и жанр произведения; - воспроизводить конкретное содержание изучаемого произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения. | 4 | ||
Жизненный и творческий путь И.А.Гончарова. | 5.Установите соответствие между названием произведения и автором. 1.А.Н.Островский; 2. И.А.Гончаров; 3.А.С. Пушкин; 4. М.Ю.Лермонтов. а) « Демон; б) «Гроза»; в) «Обломов»; г) «Медный всадник». | ||
Своеобразие Гончарова-писателя. Три романа И.А.Гончарова. Максимальная объективность и полнота изображаемой действительности. | 6.Восстановите хронологическую последовательность создания И.А. Гончаровым романов: а) «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»; б) «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»; в) «Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов»; г) «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». | ||
Особенности раскрытия характера главного героя. Роль предметной детали | 7.Вставьте пропущенное слово. Одна из ключевых глав романа И.А.Гончарова «Обломов» называется «…….Обломова». | ||
Роман «Обломов» в русской критике. Н.А.Добролюбов о романе. | 8.Вставьте пропущенное слово. Статья Н.А.Добролюбова о романе И.А.Гончарова «Обломов» называется «Что такое ………….?» | ||
Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя; - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; писать изложения на основе литературно-художественных текстов. | 5 | ||
Основные этапы жизненного и творческого пути И.С.Тургенева. | 9.Установите соответствие между названием произведения и его главным героем. 1.Базаров; а) «Накануне»; 2. Лаврецкий; б) «Отцы и дети»; 3.Хорь; в) «Дворянское гнездо»; 4. Инсаров. г) «Записки охотника». | ||
Творческая история романа «Отцы и дети». Смысл названия романа. Сила и слабость нигилизма Базарова. | 10. Вставьте пропущенное слово. «Природа не храм, а …………,и человек в ней работник». | ||
Внутренний конфликт в душе Базарова. Жизненные испытания героя романа «Отцы и дети». | 11.Определите последовательность первого круга жизненных испытаний Базарова. а) Никольское, Марьино, родительский дом; б) Марьино, родительский дом, Никольское; в) Родительский дом, Никольское, Марьино; г) Марьино, Николское, родителский дом. | ||
Трагический характер конфликта в романе. Художественная сила последних сцен романа «Отцы и дети». | 12.Назовите имя героя, похороненного на этом кладбище. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России». | ||
«Чистые лирики». Ф. И.Тютчев. Основные мотивы лирики. Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества поэта, своеобразие художественного таланта. Обучающиеся должны уметь: -анализировать стихотворения (тема, основная мысль, изобразительно-выразительные средства); -выразительно читать наизусть. | 2 | ||
Сведения из биографии. Общественно- политическая деятельность Ф.И.Тютчева. Заграничный период в судьбе и творчестве. | 13.Выберите правильный вариант ответа. Назовите имя поэта, который более 20 лет провёл на дипломатической службе за границей. а) А.С.Грибоедов; б) А.А.Фет; в) Ф.И.Тютчев; г) В.А.Жуковский. | ||
Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева. Личные мотивы в любовной лирике поэта. | 14.Установите соответствие между названием стихотворения и именем женщины, которой оно посвящено. 1.«О, как убийственно мы любим…» 2. «Я встретил вас…» 3. «Живым сочувствием привета…» а) Елена Денисьева; б) княгиня Мария Николаевна в) Амалия Лерхенфельд. | ||
Тема родины и природы в лирике Ф.И.Тютчева. | 15. Продолжите строки стихотворения. Запишите последнее слово стихотворения. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только…… . | ||
Любовная лирика «чистых лириков». Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.толстой. | 16.Установите соответствие между названием стихотворения и его автором. 1. «Я помню чудное мгновенье»; 2) « На заре ты её не буди…» 3) «Я встретил вас – и всё былое…»; 4) «Средь шумного бала, случайно…». а) А.А.Фет; б) А.А.Пушкин; в) А.К.Толстой; г) Ф.И.Тютчев. | ||
Философская лирика Ф.И.Тютчева. | 17.Выберите правильный вариант ответа. Вставьте пропущенное слово. Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся,- И нам………..даётся, Как нам даётся благодать…. а) возмездие; б) любовь; в) прощение; г) сочувствие. | ||
А.А.Фет. Основные мотивы лирики. Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества поэта, своеобразие художественного таланта Обучающиеся должны уметь: -анализировать стихотворения (тема, основная мысль, изобразительно-выразительные средства); -выразительно читать наизусть. | 2 | ||
Сведения из биографии. | 18.Выберите правильный вариант ответа. Назовите имя поэта, который служит в армии ради возвращения утраченных дворянских привилегий. а) А.А.Фет; б) Ф.И.Тютчев; в) М.Ю. Лермонтов; г) А.К.Толстой. | ||
История немецкой фамилии поэта. | 19.Назовите настоящую фамилию поэта А.А.Фета. | ||
Стихотворения-романсы Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. | 20.Установите соответствие стихотворения имени поэта. 1. А.А.Фет; 2. Ф.И.Тютчев; 3. А.К.Толстой. а). «На заре ты её не буди…»; б). «Средь шумного бала…»; в). «Я встретил вас…». | ||
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества поэта, своеобразие художественного таланта, - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: анализировать лирические произведения (тема, основная мысль, изобразительно-выразительные средства); -выразительно читать наизусть. - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; - раскрывать конкретно-историческое значение произведения. | 3 | ||
Начало литературной известности. Встреча с В.Г.Белинским. | 21. Выберите правильный вариант ответа. Литературная известность Н.А.Некрасова началась со стихотворения: а) «Родина»; б) «Тройка»; в) «В дороге»; г) «Памяти Добролюбова». | ||
Гражданская лирика Н.А.Некрасова. «Поэт и гражданин», «Элегия», «Родина». | 22.Выберите правильный вариант ответа. Н.А.Некрасов провозгласил: «Я лиру посвятил: а) отцу своему; б) краю своему; в) богу самому; г) народу своему». | ||
Поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Тематика, герои, особенности композиции. | 23.Установите соответствие между именем героини и произведением Н.А.Некрасова. 1.Груша; 2.Дарья; 3.Матрёна Тимофеевна; 4.Бабушка Ненила. а) «Мороз, Красный нос»; б) «В дороге»; в) «Забытая деревня»; г) «Кому на Руси жить хорошо». | ||
Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта, - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; -раскрывать общечеловеческое значение произведения. | 3 | ||
Сведения из биографии. Художественный мир писателя. | 24. Выберите правильный вариант ответа. Назовите верный заголовок повести - хроники Н.С.Лескова. а) «Очарованный путешественник»; б) «Весёлый путешественник»; в) «Очарованный странник»; г) «Усталый путник». | ||
«Очарованный странник» - воплощение русского национального характера. | 25. Вставьте пропущенное слово. В финале повести «Очарованный странник» герой Иван Флягин говорит: «Мне за……(кого?) очень помереть хочется». | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки…». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта сатирика, особенности «эзопова» языка; - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения. | 2 | ||
Особенности поэтики «Сказок…». | 26. Выберите правильный вариант ответа. Сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина были изданы с подзаголовком: а) «Для взрослых»; б) «Для маленьких»; в) «Для умных»; г) «Для детей изрядного возраста». | ||
Сказка «Премудрый пескарь». Смысл названия. Идейное содержание. | 27. Выберите правильный вариант ответа. «Жил – дрожал, и умирал – дрожал» герой сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина: а) «Орёл – меценат»; б) «Премудрый пескарь»; в) «Медведь на воеводстве»; г) «Дикий помещик». | ||
Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта, - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; писать изложения на основе литературно-художественных текстов; - определять «сквозные темы» и ключевые проблемы произведения. | 5 | ||
Сведения из биографии. Начало творческого пути. «Бедные люди» | 28. Назовите произведение, с которого началась литературная известность Ф.М.Достоевского. | ||
Роман « Преступление и наказание». История создания. Композиция. | 29.Восстановите последовательность событий в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». а) убийство старухи - процентщицы, встреча с Мармеладовым, письмо матери; б) встреча с Мармеладовым, письмо матери, убийство старухи – процентщицы; в) письмо матери, встреча с Мармеладовым, убийство старухи – процентщицы; г) убийство старухи – процентщицы, письмо матери, встреча с Мармеладовым. | ||
Теория Раскольникова, её связь с общественно- политической обстановкой в России. | 30.Выберите правильный вариант ответа. Раскольников поделил людей на две категории: а) бедные и богатые; б) глупые и умные; в) обыкновенные и необыкновенные; г) здоровые и больные. | ||
Гуманизм Достоевского. «Униженные» и «оскорблённые» в романе «Преступление и наказание». | 31.Выберите правильный вариант ответа. Назовите героя, который говорит: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». а) Разумихин; б) Раскольников; в) Лужин; г) Мармеладов. | ||
Наказание преступника. Раскольников и Соня Мармеладова. | 32.Выберите правильный вариант ответа. В совершённом преступлении Раскольников признается: а) матери; б) Соне Мармеладовой; в) Разумихину; г) сестре. | ||
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта, - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; писать изложения на основе литературно-художественных текстов; писать сочинения по изученному произведению. | 7 | ||
Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого. Духовные искания. | 33.Выберите правильный вариант ответа. Л.Н.Толстой родился а) в Спасском -Лутовинове; б) в Москве; в) в Петербурге; г) в Ясной Поляне. | ||
Нравственное самоусовершенствование – основа философии Л.Н.Толстого. | 34. Выберите правильный вариант ответа. Л.Н.Толстой считает, что главным препятствием человеку на пути нравственно духовного роста является: а) отсутствие денег; б) внешние обстоятельства; в) любовь к себе; г) слабое здоровье. | ||
Романы Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», ««Воскресение». Жанр, тематика. | 35.Установите соответствие между именем героя и произведением. 1) Наташа Ростова; 2) Константин Левин; 3) Катюша Маслова; 4) Николенька Иртеньев. а) «Анна Каренина»; б) «Воскресение»; в) «Детство»; г) «Война и мир». | ||
Роман «Война и мир». Замысел, жанр, композиция. | 36. Выберите правильный вариант ответа. Роман «Война и мир» а) идеологический; б) социальный; в) исторический; г) роман – эпопея. | ||
Духовные искания героев романа «Война и мир». | 37. Продолжите фразу. «Всё пустое, всё обман кроме этого………..» | ||
Мысль народная в романе. Истинный и ложный патриотизм. Семья Болконских в романе «Война и мир». | 38. Вставьте пропущенные слова: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, … будет. А коли узнаю, что повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет …». | ||
А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. «Вишнёвый сад» Обучающиеся должны знать: - основные факты жизни и творчества писателя, своеобразие художественного таланта, - текст изучаемого произведения. Обучающиеся должны уметь: - подробно и сжато пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения; - давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; - выразительно читать фрагменты из произведения; - давать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать художественное произведение как единое целое, определять его тему, идею, особенности композиции, роль портрета, пейзажа, интерьера, особенности авторской речи и речи действующих лиц. | 3 | ||
Сведения из биографии А.П.Чехова. Труд самовоспитания. Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова. | 39. Продолжите фразу: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и ……, и ……..». | ||
Творчество второй половины 1880-х годов. Драматические интонации в рассказах А.П.Чехова. | 40. Выберите правильный вариант ответа. Герой А.П.Чехова делится своим горем с лошадью в рассказе: а) «Лошадиная фамилия»; б) «Тоска»; в) «Хирургия»; г) «Человек в футляре». |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО – ЗАПАД»
Литературно – музыкальная композиция
по творчеству Сергея Есенина
«России стихотворная душа».
Преподаватель
русского языка и литературы:
Мартынова
Людмила Леонидовна
Москва
2015
Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».
«Сергей Есенин… Когда мы произносим это имя, то кажется, что оно излучает что-то весеннее, светлое, радостное.
Есенин – весенний… Эти слова созвучны. Но в то же время его имя вызывает и светлую грусть: осень, есень…
Каждое из этих сравнений справедливо по – своему.
Жизнь поэта такая яркая, такая ослепительная и – такая короткая!
Тридцать лет всего прожил поэт. Много это? Или мало?
На Кавказе, где в свою бытность бывал Есенин, говорят: 30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 писать – рассказывая людям о том, что он узнал, увидел и понял в этой жизни. Есенину было отпущено в три раза меньше. Но к его жизни подходит другое изречение «Жизнь ценится не за длину».
Сегодня мы прикоснёмся к этому живительному роднику -к поэзии Сергея Есенина.
Лирика Сергея Есенина поистине колдовская.
Там, где капустные грядки
Красной зарёй обливает восход
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Что это? Какой небывалый образ! И это написал пятнадцатилетний отрок!
Такого явления в русской литературе до Есенина не было.
«Златокудрый Лель», «Божья дудка», а чуть позже –«Поющее сердце России».
Так называли и называют сегодня Сергея Есенина.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи.
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
В этих стихах юный поэт предсказал своё высокое назначение и свою нелёгкую судьбу.
В чём же уникальность поэтического дара Есенина? – В пушкинской всечеловечности и отзывчивости на каждое состояние бытия, в отношении к жизни как к бесценному дару, в неиссякаемой любви к Родине!
Ведь песнь, которую создал поэт – о великом, родном и вечном – о России.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет Яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне на встречу как серёжки,
Зазвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Поэт Городецкий в своих воспоминаниях писал:
«С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию!
Начался какой – то праздник песни!»
Направляя Есенина к издателю «Ежемесячного журнала», Городецкий писал:
«Приласкайте молодой талант – Сергея Есенина. В кармане у него рубль, а в душе – богатство!»
Сергей Есенин сегодня один из самых популярных поэтов. Слава его далеко перешагнула границы родины и стала всемирной
В чём же главный исток неумирающей любви к поэту? На этот вопрос пытались найти ответ ещё при жизни поэта. Время показало, что главный исток этой любви в том, что с помощью стиха Есенин стремился вселить в человека веру в свет, умел в обыденном увидеть поэзию.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за заслонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Какой родной, близкий и понятный русскому человеку мир нарисовал Есенин в этом стихотворении. Всё превратил в золото поэзии: и сажу над заслонкою, и крадущегося к махотке молока, и беспокойно квохчущих кур.
Много спорят сегодня об истоках таланта поэта. Почему именно в Константинове родился поэт?
А всё это далеко не случайно.
Такой поэт как Есенин стал возможен благодаря редкому гармоничному сочетанию места рождения, характера, времени и таланта.
Высокий берег Оки, заливные луга, тёмная кромка леса, зелёные овраги, ширь небесная на много вёрст – всё это делает Константиново одним из прекраснейших уголков России.
Какие задушевные, полные любви строки о родном крае написал поэт.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Дерево Есенинского рода было несколько необычным, отмеченным особой метой. Все его ближайшие родные: оба деда, бабка, отец, мать – были или с некоей тонкой душевностью, или с сильным характером, или с тягой к личной независимости, или с любовью к песне, к игре, к молитве, т.е. со своеобразным художественным складом.
Унаследованные от каждого из них свойства таким счастливым образом переплелись в Есенине, что он стал как бы средоточием особого крестьянского аристократизма, что проявлялось буквально во всём – а походке, в одежде, гибком сильном уме, в целеустремленности натуры. И все эти свойства были увенчаны поэтическим даром.
Сам Есенин о себе писал:
Родился в 1895 г., в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и , пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабушке: «Ты, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Эти воспоминания нашли поэтическое отражение в стихотворении
Худощавый и низкорослый
Средь мальчишек всегда герой
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И теперь вот, когда простила
Этих дней кипятковая вязь
Беспокойная дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
Под каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Рязанская земля была страной его детства. Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, услышал, как тоскуют тощие поля и плачут вербы…
Неброская красота родного края навсегда запала в душу поэта.
«Запели тесаные дроги…»
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
Эти стихи о родном Константинове, где поэт провёл 17 лет своей жизни. В 9 лет Сергей Есенин поступил в четырёхклассное сельское училище, которое окончил с отличием, два года учился в Спас-Клепиках в учительской школе.
В 1912 г. Сергей Есенин покидает родной дом, уезжает в Москву.
Здесь его ждут лишения, скитания и слава поэта.
Находясь вдали от дома, поэт грустит, и эта грусть выливается в стихи
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Образ одинокого клёна навсегда вошёл в поэзию Есенина, стал символом его судьбы.
Стихотворение об опавшем клёне, как и многие другие стихи поэта, было положено на музыку неизвестным композитором.
Звучит песня:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
28 ноября 1925
Где бы ни был поэт, всегда в его сердце оставался родимый дом.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
В самостоятельной взрослой жизни поэта удачи перемежались с неудачами, любовь горьким разочарованием, но год от года всё ярче и ярче светился талант поэта, стихи зачастую – экспромт. Поэт печатается в известных московских и ленинградских изданиях, к нему приходит слава. Главной темой творчества Есенина становятся родина и природа.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
1918
Любимым образом есенинской лирики становятся клён и берёза.
Говоря о Есенине, все мы сразу вспоминаем строки о берёзе, ставшие хрестоматийными. Поэт чувствовал себя частицей природы, а образ любимой отождествляется с образом берёзки.
Зеленая причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ берёзка:
«О, любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух
Луна стелила тени,
Сеяли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так вздохнув глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Это стихотворение посвящено помещице Лидии Кашиной, в которую был влюблён поэт.
И совсем по- иному звучат стихи о любви, написанные в 20 годы. Их пишет зрелый человек, много переживший и перечувствовавший.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Чуткое сердце поэта очеловечивало природу. В его стихах страдает корова, у которой отняли телёнка, плачет собака.
Песнь о собаке.
Утром, в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причёсывая зыком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый ,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех.
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Есенин – мастер пейзажной лирики. Природа у Есенина многоцветна и многокрасочна, а любимые цвета – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности, расширяют пространство.
Олицетворения и метафоры создают ощущение осязаемости, живости, движения.
Звучит песня «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Самые нежные, самые задушевные строки поэт посвятил матери.
Ты жива ещё моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть…
Есенин поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине». И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь – вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к родной земле.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Июль 1925
«Поэзия Есенина есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Так сказал о Есенине писатель Алексей Толстой.
С этим трудно не согласиться.
Ярким свидетельством тому является стихотворение
«Несказанное, синее, нежное…»
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли, дальнее эхо ли,—
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа! Мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
1925
Совсем по – пушкински звучит стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Так мало пройдено дорог.
Так много сделано ошибок»
Поэт был необыкновенно требователен к себе, к своему творчеству.
«Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал за столь короткую жизнь – это целый мир, который живет, движется и переливается всеми огнями радуги.
Поэт Николай Кутов написал о Есенине:
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котёнка,
Руки милой — в лебедей,
Светлый месяц — в жеребёнка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
В ночь с27 на 28 декабря в Петроградской гостинице «Англетер» трагически оборвалась жизнь поэта. Предсмертное стихотворение поэт написал своей кровью.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Погиб Есенин человек. Началось бессмертие поэта.
Вот уже столетие не смолкает шум вокруг стихов поэта. И, кажется, продолжает шуметь он сам, вечный бунтовщик, крамольник, уникальная фигура 20- го столетия.
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатёр,
А в поле василёк хрустально-синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы – сёстры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, –
России стихотворная душа…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....