Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына
план-конспект урока на тему
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №42
План-конспект
урока литературы «Не стоит село без праведника»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)
(с презентацией)
Разработал: Мартынова Л.Л.
Согласовано: _______________________методист (подпись) | Рассмотрено на заседании ПЦК «___» _________________20__ г. Протокол № ______ Председатель ПЦК_______/Мартынова Л.Л./ |
МОСКВА, 2012 г.
Тема урока: «Не стоит село без праведника».
Анализ рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Цель урока: Краткий очерк жизни и творчества А. И. Солженицына.
Совершенствование навыков аналитического чтения.
Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к русскому языку.
Ход урока.
Слово учителя:
Слайд №1
С неукротимостью пророка и с почти монашеской суровостью писатель А.И.Солженицын призывает нас «Жить не по лжи, а по совести» и утверждает «Раскаяние и самоотречение как категории национальной жизни».
Лауреат Нобелевской премии, философ – жизнестроитель, Кавалер ордена Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени, прошедший по дорогам войны от Орла до Восточной Пруссии, восемь лет провёл в сталинских лагерях.
Слайд №2
А.И.Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.
Слайд №3
Отец - Исаакий Семёнович Солженицын - офицер царской армии, выходец из крестьянской семьи, погиб при загадочных обстоятельствах за несколько месяцев до рождения сына.
Мать – Таисия Захаровна Щербак – дочь крупного землевладельца на Кубани, прекрасно образованная. Закончила Бестужевские курсы, знала иностранные языки.
Она стала главным воспитателем, умным другом и советчиком-единомышленником будущего создателя «Красного колеса», активной памятью для будущего летописца ушедшей и отвергнутой эпохи предреволюционной России.
Слайд №4
В 1924 году мать с сыном переехала в Ростов. Здесь Солженицын окончил школу и поступил на физмат Ростовского университета.
Параллельно заочно учился в МИФЛИ, мечтал стать писателем.
В 1945 году окончил Ростовский университет и выехал в Москву, чтобы сдать экзамены за второй курс в Московском историко-философском литературном институте.
Слайд №5
18 октября 1941 года его призвали в армию.
С конца 1942 года после окончания офицерского училища на фронте.
После взятия Орла (1943 г.) награждён орденом Отечественной войны II степени. После взятия Бобруйска – орден Красной Звезды.
В Восточной Пруссии капитан Солженицын вывел свою часть из вражеского окружения.
Слайд №6
Война сыграла решающую жизнь в духовой жизни писателя, привела к сомнениям и откровениям.
Назревал «Великий Замысел» написать неофициальную историю послеоктябрьских лет и самой революции. Свои мысли в письме к другу Николаю Виткевичу он наивно доверяет почте. За резко непочтительное отношение к Ленину и Сталину в1945 году Солженицын был арестован.
Слайд №7
Восемь лет провёл Солженицын в исправительно-трудовых лагерях:
пять на севере Москвы и Московской области и три года в Казахстане, где стал свидетелем восстания заключённых.
После лагерей вечное поселение в Казахстане.
Уже замысливший огромный труд о России, сочинивший в уме несколько поэм, пьес и рассказов, Солженицын узнал, что он смертельно болен. По приговору врачей жить ему оставалась не более двух месяцев.
И, как в житии, происходит чудо. Солженицын начинает писать, и болезнь отступает.
В 1957 году Солженицын был реабилитирован.
Он ощущает себя поборником божьим. «Я – не я, и моя литературная судьба не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не домотал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий».
Так рождаются и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.), «В круге первом» (1968 г., 1978 г.), «Архипелаг Гулаг» (1973 – 1980) г.
Параллельно с книгами о Гулаге создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле - «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», о жизни и смерти - «Раковый корпус».
Большинство текстов публиковалось на Западе, в СССР распространялись тайно.
В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей.
После присуждения Нобелевской премии в 1970 году и публикации за границей « Архипелага – Гулага» началась травля писателя.
Слайд №8
В 1974 году писателя насильственно выслали из страны.
После непродолжительных скитаний по Европе на двадцать лет обосновался в Америке в штате Вермонт, где приступает к осуществлению своего грандиозного замысла – хроники-эпопеи о России между августом 1914 и апрелем 1917- «Красное колесо».
В повествовании о предреволюционных годах России он ищет ответа на вопрос о том, что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие70 лет.
Здесь написаны многие публицистически-пастырские статьи.
Воспев русского человека, русский народ, русскую государственность, он призвал сосредоточиться на развитии Сибири и Севера. («Как нам обустроить Россию»).
Революционным путям изменения общественной жизни Солженицын противопоставил эволюцию, решающим фактором которой объявил не личную свободу, а духовную общность людей.
Слайд №9 Слайд№10
После возвращения в Россию в 1994 году Солженицын пишет и публикует в журнале «Новый мир» небольшие рассказы и философские миниатюры «Крохотки», выступает как публицист.
Слайд №11
Умер в августе 2008 года.
«Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу», - утверждал А.И.Солженицын.
Анализ рассказа «Матрёнин двор».
Слайд №12
Четвёртое августа 1956 года было самым обычным днём в жизни заведующего Курловским районо Владимирской области.
В текучке скороспешных дел ему и в голову не могло прийти, что подписанный им приказ № 64 о назначении в Мезиновскую среднюю школу нового учителя математики отныне прочно и навсегда войдёт в историю русской и мировой литературы.
Здесь, в деревне Мильцево, в избе у Матрёны Васильевны Захаровой, ставшей прообразом главной героини прекрасной новеллы «Матрёнин двор», поселился А.И.Солженицын.
Слайд №13
«Матрёнин двор» - удивительный сплав документа и высокой художественной прозы – сегодня стал классикой.
Что такое характер одинокой безгрешной крестьянки – праведницы из села Тальново?
Вопросы для анализа новеллы.
О чём мечтает автор, возвращаясь из ссылки?
- Затеряться в самой нутряной России.
Что ужаснуло автора?
- Название посёлка – «Тофопродукт».
Как выглядел посёлок?
- Неуютно. «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо отштукатуренные бараки тридцатых годов. …»
Что поразило автора в торговке молоком на базаре?
- «Меня поразила её речь. Она не говорила, а напевала умильно… -Пей, пей с душой желанной. Ты, потай, приезжий?»
Что обещало автору название окрестных деревень?
- « …кондовую Россию». (кондовая - значит исконная, со своими заветами и традициями)
Каким был дом Матрёны?
- «Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьмя оконцами в ряд…»
«Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти».
Почему Матрёна сначала отказывается взять постояльца?
- Ссылается на болезнь, опасается, что не угодит. «Не умемши, не варемши – как утрафишь?»
Кто ещё живёт в доме Матрёны?
- Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода и колченога, из жалости была подобрана Матрёной.
Каким заботами были заполнены дни Матрёны?
- «Матрёна вставала в четыре –пять утра.»...
Какой была речь Матрёны?
- плавная, певучая, исконно русская, «начинающаяся каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». ( «Не умемши, не варемши, как утрафишь», к «ужоткому», «иззаботилась», «теперича я зуб наложила», «дуель», «бывалоча», «тижелью не считала», «стиховой» конь, «взойдите в сознание», «маненько я спокой увидала», «молонья».
Чем питалась Матрёна?
- «Картовь необлупленная, суп картонный»
Какая была улыбка у Матрёны?
- Лучезарная.
Какие обиды были у Матрёны?
- «В ту осень много было у Матрёны обид. …».
Что помогало Матрёне вернуть доброе расположение духа?
- «Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. …».
Где ещё работала Матрёна?
- Помогала колхозу, родственникам, соседям. Денег за работу не брала, чужому добру не завидовала.
Каким эпизодом из жизни Матрёны можно проиллюстрировать строки из поэмы Н.А. Некрасова?
«Коня на скаку остановит!
В горящую избу войдёт!»
- «Конь был военный у нас Волчок, здоровый…»
Чего боялась Матрёна?
- «Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда.
Как наладилась к зиме жизнь Матрёны?
-«Всё ж к той зиме жизнь Матрёны наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии.
Какое предзнаменование омрачило Матрёне праздник?
- Пропал на водосвятие котелок с водой.
Была ли Матрёна истинно верующей?
- «Не сказать, однако, что Матрёна верила как-то истово. А дело всякое начинала « с Богом!»
Какое впечатление произвёл на Матрёну концерт из романсов Глинки?
- Матрёна способна чувствовать серьёзную классическую музыку. У неё тонкая душа.
Что знал автор о прошлом Матрёны?
- «Знал я, что Матрёна замуж вышло ещё до революции…»
В чём был смысл её жизни?
- Она удочерила дочь Фаддея и воспитывала её как родную.
Какие события лишили Матрёну покоя?
- «Не спала Матрёна две ночи. … жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».
Как работали на погрузке горницы?
- «Все работали, безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения».
Почему произошла авария на железнодорожном переезде?
- Причиной катастрофы стала алчность Фаддея. Пожалел хорошего леса на вторые сани.
Что осталось от Матрёны после гибели?
- «На рассвете женщины привезли с переезда…всё, что осталось от Матрёны… .Ручку –то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться».
Чем занят Фаддей в дни траура? Что его больше всего беспокоит?
- «И именно это – что одни сани дразнили, ждали с готовым грузом, а вторые ещё можно было выхватывать из огня…терзало душу чернобородого Фаддея».
Один- ли такой Фаддей?
«Пербрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».
Как оплакивают Матрёну сёстры и золовки?
- «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика».
Кто искренне жалеет Матрёну?
- «И совсем уже не обрядно – простым рыданием нашего века рыдала злосчастная Матрёнина приёмная дочь…»
За что не одобряла Матрёну золовка?
- «Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросёнка не держала; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно».
А говорила это золовка с досады, некого звать вспахать на себе огород сохою.
«И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок- о- бок.
Не гналась за обзаводом… . Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по- глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти.
Грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни земля наша.
Праведник- человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.
Человек, ни в чём не погрешивший против правил нравственности.
Вывод:
Какой была Матрёна?
Одинокой, беспритульной, покинутой своими родственниками (схоронила шестерых детей и потеряла мужа, но не нрав свой общительный).
Бедной, многие годы ниоткуда не зарабатывала ни рубля.
Обиженной, «…была больна, но не считалась инвалидом; четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя». «Но лоб её недолго оставался омрачённым…у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветленная, со своей доброй улыбкой».
Доброжелательной, с лучезарной улыбкой, простодушной, бескорыстной, независтливой, трудолюбивой, деликатной и честной.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
С тонкой душой (её трогали концерты Глинки).
Не гналась за обзаводом, не скопила имущества к смерти, работала на других бесплатно
Столько невзгод и несчастий свалилось на Матрёну, но она не озлобилась на людей, старалась всем помочь, радовалась чужому добру, воспитала приёмную дочь. Её жизнь была светлой и осмысленной, а вера в бога истинной, не показной, она не говорила о боге, а жила по заветам божьим.
Закономерна или неизбежна смерть Матрёны?
- Скорее неизбежна. Говорят, что смерть всегда выбирает лучших. Уходит из жизни именно Матрёна – праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. «Чем щедрее душа, тем нелепее смерть».
Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв державшихся при Матрёне нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна.
В связи с этим следует признать, что взгляд Солженицына на деревню тех лет отличается суровой и жестокой правдой, если учесть, что в 50 – 60 годы «деревенская проза» в целом ещё видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей народной жизни.
Отличие солженицынской позиции очевидно.
В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.
Первоначальное название рассказа - «Не стоит село без праведника» -несло в себе основную идейную нагрузку.
А.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название – «Матрёнин двор».
В этом названии можно увидеть и глубокий смысл.
Матрёнин двор – символ особого устройства жизни, особого мира.
Матрёна, единственная в деревне, живёт в своём мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. «Не отступиться от лица!» (Б.Л.Пастернак).
По – народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить красоту и добро, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».
Так логически выстраивается цепочка: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра и милосердия, о котором писали Ф.М. Достоевский и Л.Н.Толстой. («Вера без дела мертва». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды»).
Но гибнет Матрёна – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её двор, с жадность делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что- очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.
Горек финал рассказа.
Но у нас с вами есть великий гуманист Солженицын, который увидел Матрёну, оставил нам этот светлый образ, вселил в нас надежду, что добро вечно.
Люди хорошие, где вы?
Рядом. Ты зорче смотри.
Отрывок из статьи «Жить не по лжи!»
«Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара».
«Так круг – замкнулся? И выхода - действительно нет?»
Автор верит в обратное, будучи убеждён, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи!
«Одно слово правды весь мир перетянет».
Сегодня мы почувствовали силу и красоту исконно русского языка, который Солженицын возвращает нам во всё боле скудеющую речь нашу.
Рассказ, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой – то очень светлой, тёплой и пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьёзные размышления.
В наше время это особенно важно.
Стихотворение В.Дорожкиной. «Грустными стали напевы…».
Литература.
1. Русская литература хх века. Хрестоматия. Составители: А.В.Баранникову, Т.А.Калганова, Л.А.Рыбченкова. Москва «Просвещение», 1996 г.
2. Литература. 11 класс. Русское слово. В.А.Чалмаев. С.А.Зинин.
3. Литература. 11класс. Дрофа, 2008, под редакцией В.В.Агеносова.
4. Журналы «Литература в школе» №3 1998 г., №11 2004 г. , №12 2007 г.
5. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова
Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....
Конспект урока по творчеству А.Блока.
Сценарий урока по творчеству А.Блока....
Презентация к уроку по творчеству А.И. Солженицына.
Презентация к уроку по творчеству А.И.Солженицына....
Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.
Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....
Конспект урока по творчеству А.Блока
Сценарий урока о жизни и творчестве А.Блока с презентацией и тестовыми заданиями....
Конспект урока по творчеству Мандельштама
Предполагает использование знаний по истории пероренииода, повторение периода и роли "серебряного века", выразителное чтение и анализ стихотворений....
Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")
Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...