Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»
учебно-методический материал на тему

Улько Анна Витальевна

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 2 курс 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 3 курс 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по дисциплине  ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_kultura_rechim21_s31_t31.docx90.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА»

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной  дисциплине

ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО

270839

«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

140102

«Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

270802

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

г. Благовещенск, 2013

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных

 и социальных дисциплин

Протокол № __   «___»_______201 г.

Зав. кафедрой  __________  (Л.И.Мороз)

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________ С.А. Ленских

«___»___________201 г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 2 курс 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 3 курс 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по дисциплине  ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

Разработчик:

ДВГКГБ

Преподаватель

Улько А.В.

Одобрено на заседании кафедры _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Зав. кафедрой  ________________________ /______________/

Оглавление

1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        

2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине        6

3. Оценка освоения учебной дисциплины        7

4.        Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине        


  1. 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»  обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО 2 курс 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 3 курс 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У2.Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

У3.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

У4.Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

З1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З2.Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

З3.Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

З4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1-10; ПК 1.1-1.3; ПК 2.2 - 2.6; ПК 3.1 - 3.4

Формой аттестации по учебной дисциплине является текущий контроль

Итогом  текущего контроля является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.

Форма проведения текущего контроля –  тестирование

2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине

Таблица 1

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины

Наименование

оценочного средства

1

2

3

4

5

6

7

8

ЯЗЫК И РЕЧЬ

ФОНЕТИКА

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ЧАСТИ РЕЧИ

СИНТАКСИС

НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ

ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ

Контрольная работа

Тест

Кроссворд

Тест

Диктант

Тест

Тест

Упражнения

3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Общие положения

Основной целью оценки освоения  учебной дисциплины является оценка освоенных  умений и усвоенных знаний.

  1. Типовые задания для оценки освоения  разделов / тем учебной дисциплины
  1. Язык и речь

1. В чем, по вашему мнению, выражается эстетическая функция языка? При ответе используйте примеры из представленных ниже отрывков художественных текстов.

1

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

(С. Есенин)

2

О неподатливый язык!

Чего бы попросту – мужик,

Пойми, певал и до меня:

– Россия, родина моя!

Но и с Калужского холма

Мне открывалася она –

Даль – тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

(М. Цветаева)

3

О, ты родина! О, широкие твои сени – придорожные берёзы, синеющие дали верст, ласковый и утолительный привет безбрежных нив! Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов, бездомных Антонов-Странников ты обнимаешь руками многоверстными, поишь извечной силой. Прими благословения на вечные времена, хвала тебе, Великая Мать.

(Б. Зайцев)

4

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

(А.Пушкин)

5

Когда минует день и освещенье

Природа выбирает не сама,

Осенних рощ большие помещенья

Стоят на воздухе, как чистые дома.

(Н. Заболоцкий)

6

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные влажные дни?

(А.Ахматова)

2. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?

а) – Позвоните мне, пожалуйста, завтра.

б) – Доброе утро. Как дела.

    – Все нормально. А у тебя?

в) Учет (табличка на двери магазина).

г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника).

д) – Который час?

е) – Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки)

ж) – Здравствуйте, меня зовут Сергей Петрович (учитель, входя в класс).

з) «Глаголом жги сердца людей» (из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»).

3. О каких функциях языка говорится в пословицах?

а) Язык до Киева доведет.

б) В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

в) Язык – ключ к сердцу (Азерб.).

г) Слова дедов – источник разума (Узбек.).

д) Вершина искусства – красноречие (Киргиз.).

4. Определите функции языка в следующих речевых ситуациях. Свое мнение обоснуйте.

а) Приветственная речь директора музея на открытии новой экспозиции.

б) Разговор пассажиров в транспорте.

в) Написание дипломной работы.

г) Оформление рекламного щита.

5. Подумайте, в чем состоит коммуникативная ошибка студента?

–        Здравствуйте, милые поселяне, – сказал вежливый студент, снимая фуражку и раскланиваясь.

–        Здравствуй, щучий сын, чтоб тебе пусто было, – отвечали поселяне.

–        Ты чего?

–        Благодарю вас, ничего, – говорил им студент, наклоняясь и срывая какую-то травинку.

–        Ты – чего?!!

–        Как видите: гербаризацией балуюсь.

–        Ты – чего?!!?!

        Ухо студента уловило, наконец, странные нотки в настойчивом вопросе мужиков. Он посмотрел на них и увидел горящие испугом и злобой глаза, бледные лица, грязные жилистые кулаки.

–        Ты – чего?!!?!

–        Да что вы, братцы… Если вам цветочков жалко, – я, пожалуй отдам вам ваши цветочки…

        И выдвинулся из среды мужиков мудрейший среди них старик Петр Савельев Неуважай-Корыто. Был старик белый, как лунь, и глупый, как колода.

–        Цветочки собираешь, паршивец, – прохрипел мудрейший. – Брешет он, ребята! Холеру пущает.

        Авторитет стариков, белых, как лунь, и глупых, как колода, всегда высоко стоял среди поселян…

– Правильно, Савельич!.. Хватай его, братцы… Заходи оттелева!

Студент завопил.

(А.Т. Аверченко «Русская история»)

Критерии оценки:  

5 -  даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел);  при необходимости формулирует свою точку зрения;  аргументирует свои тезисы;  подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;  фактические ошибки и неточности отсутствуют;

4 -  понимает суть вопроса,  но  не даёт на него прямого ответа;  и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел); и/или ограничивается изложением своей точки зрения;  и/или не все тезисы  аргументирует; и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 1–2 фактические ошибки;

3 - подменяет анализ пересказом текста;  и/или допускает более 2 фактических ошибок;

2 – не справляется с заданием;  не даёт ответа на вопрос; допущено более 3 речевых и фактических ошибок.

  1. Фонетика

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?


1) щека        2) пожалеть     3) шапка    4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло        2) режим             3) луна    4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ?


1) вянуть     2) частичный    3) тянуть      4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?


1) солнце       2) возчик          3) мыться       4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?


1) тёрка    2) еда      3) сюда    4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?


1) въедливый    2) юбиляр   3) местность    4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?


1) рожь    2) память    3) пережить    4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?


1) просьба    2) июльский       3) Якутия    4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?


 1)ключ        2) миля       3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1)бледн
Ы      2) нАчаты    3)дОговор    4)зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье    шестая    пекарня    шлёпать


1)9677                    2)8677                 3)9676              4)9776

12. В каком слове все согласные твердые?


1) заживо       2) возможность      3) качество    4) решение

Эталон ответа:

1. - 1)

2. - 2)

3. - 1)

4. - 3)

5. - 2)

6. - 3)

7. - 1)

8. - 3)

9. - 2)

10. - 1)

11. - 4)

12. - 1)

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 12 заданий

4 – выполнено верно 9-11 заданий

3 – выполнено верно 6-8 заданий

2 – выполнено верно 5/менее 5

  1. Лексика и фразеология

Составить кроссворд по теме «Лексика и фразеология», объем – 16-20  вопросов

Примерный вариант выполнения задания:

http://rus.1september.ru/2005/04/14.gif

По горизонтали:

1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

По вертикали:

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

Критерии оценки:

5 – объем соответствует заданному, отсутствуют фактические и орфографические ошибки;

4 – объем соответствует заданному, имеется одна орфографическая и/или фактическая ошибка;

3 – объем не соответствует заданному, имеется до трех фактических и/или орфографических ошибок;

2 – объем не соответствует заданному, имеется более трех фактических и/или орфографических ошибок

  1. Словообразование

1 . Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2.Корень – это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное

6. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) парные и непарные

Д) сильные и слабые

7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) приставочный

В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую

Д) сложение основ

8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное

Б) причастие

В) существительное

Г) наречие

Д) местоимение

9.По какой модели образовано слово подснежник:

А) ? ¬ ?

Б) ¬ ? ?

В) ? ^

Г) ¬ ?

Д) ¬ ? ^ ?

10. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

Эталон ответа:

1 А  

2 Б

3 Г

4 Г

5 В

6 А

7 Д

8 В

9 Д

10 А

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 10 заданий

4 – выполнено верно 7 - 9 заданий

3 – выполнено верно 4 – 6  заданий

2 – выполнено верно 3/менее 3

  1. Части речи

Написать диктант. Подписать над каждым словом часть речи.

Журавли.

         В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и , подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

         «Журавли! Журавли!» - громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

         Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.

         Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, знаете ли, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах, я наблюдал в бинокль за этими чудными птицами. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это, конечно же, был весенний свадебный журавлиный праздник.

Критерии оценки:

5 – безошибочная работа/ работа, содержащая 1 негрубую орфографическую (пунктуационную) ошибку;

4 –  2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок; 4 пунктуационных ошибок; 3 орфографических, если среди них есть однотипные.

3 – 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок; 7 пунктуационных ошибок; 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди них есть однотипные и негрубые;

2 – 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок; 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

  1. Синтаксис

1.  Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.

2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.

3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.

4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком

2) нашел и собрал

3) собрал корзинку

4) корзину грибов

3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.

2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.

3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.

4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.

2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.

3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.

4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.

2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.

3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.

4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.

6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.

2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.

3) Не кидай хлеб он святой.

4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.

2) Когда-то тут росли высокие густые травы.

3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.

4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.

2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.

3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.

4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.

2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.

3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.

4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.

2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.

3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.

4) Котик братец помоги говорит Волк.

Эталон ответа:

1. - 2;

2. - 2);

3. - 1), 3)

4. - 2), 3)

5. - 3), 4);  

6. - 2), 4);

7. - 1), 3);

8. - 2), 3);

9. - 1), 4);

10. - 2), 4).

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 10 заданий

4 – выполнено верно 7 - 9 заданий

3 – выполнено верно 4 – 6  заданий

2 – выполнено верно 3/менее 3

  1. Нормы русского правописания

1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?

1) Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.

2) Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.

3) Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.

4) Скр…петь, перел…вать,  опт…мист, переж…вать.

 

2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) Обн..вление, в…лнистый, изб…роздить, всп…хать.

2) Сп…сатель, м…лотить, ист…пник, пог..стить.

3) П..стреет, т…нистый, ст..клянный, см…ниться.

4) В…днелся, ч…слительное, ст…хотворение, пос…лилось.

 

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.

2) Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания.

3) Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.

4) Предпол…жительно, прор…стать, п..норама.

 

4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О?

1) Выск…чить, предпол…жение, к..снуться, пл…вучий.

2) Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница.

3) Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла.

4) Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.

 

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?

1) уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть.

2) уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть.

3) бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться.

4) заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р.

 

6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?

1) выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать.

2) оп…раться,  разж…гать,  бл…стательный, перест…лать.

3) соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый.

4) прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать.

 

7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О:

1) Понч…, расч…сывать, ж..г, реш…тка

2) Печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба

3) Щ…лка, ч…рствый, ж…нглер, уч…ба

4) Ш…колад, обж..ра, ш…ры, ч…порный.

 

8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё:

1) Ш…тландка, капюш…н, сч…т, маж…рный

2) Ш…рты, пощ…чина, обж…ра, Печ…ра

3) Крыж..вник. ш…к, ш…пот, ш…фер

4) Ож…г (руку), веч…рка, ж…лудь, ж..сткий.

 

9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Е?

1) Ш…мпол, изж…га, ч…лн, стаж…р

2) Ч…рт, ж…лтый, ж…рнов, чеч…тка

3) Дириж…р, ш…ссе, кош..лка, уч…ный

4) Пш…нная (каша), Мещ…ра, ш…винизм, дж…нка.

 

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ц…трус, ц ….тата, ц…..тра, ц….корий

2) ц…вилизация, отц…, жрец…., позиц…..я

3) певц…м, жрец…м, птиц…й, наглец…м

4) львиц…й, водиц…й, сестриц…й, песц…м

 

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р..зрастаться, р…сстановка, р..зрыв, р..ссказ

2) …тозвать, в…зглавить, д..поздна, пр..матерь

3) пр..звание, пр..годиться, пр..способить, пр…датель

4) пр…знание, пр..образовать, пр..людия, пр…личный

 

12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

1) об..емный, пред..явитель, п..еса, раз…яснение

2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двух…ярусный

3) в..южная, пред…обеденная, кан…он, с…язвить

4) бур..ян, из…ятие, бел…этаж, суб…ективный

 

13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь?

1) красный кирпич…, песок сыпуч…

2) выйти замуж…, уйти проч…

3) серая мыш…, пробить бреш…

4) решить пять задач…, карп свеж…

 

14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивает…ся похвалой защитникам России.

2) Скотинины ничему не могут научит…ся и тем гордятся.

3) Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.

4) Хочет…ся в рай, да грехи не пускают.

 

15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О.

1) молодож…н,  туш…нка, затуш…вывать, свеж…

2) нож…вка, друж…к, меш…чек, увлеч..нный

3) старич..к, сач…к, холщ..вый, испеч..нный

4) алыч…вый, парч…вый, кумач…вый, толч…к

 

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А) ож…говый           Б) ноч…вка               В) перч…ный           Г) волч..нок

1) А, В, Г                   2) А, В                       3) А, Г                        4) Б, Г

 

17. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) беше…ый

2) указа…ый

3) асфальтирова…ый

4) дорога асфальтирова…а

 

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

1) 1, 2  2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

 

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.

1) 1, 2, 3                     2) 2                 3) 2, 3             4) 1, 4

 

20. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

1) о дальн…м путешеств…

2) на бушующ…м простор…

3) в бодрящ..йся свежест…

4) к ранн…й оттепел…

 

21. Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

1) с приехавш…м товарищем

2) запущенн…м саду

3) в обезлюдевш…й деревне

4) о расстилающ…мся растении

 

22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1) листья трепещ..т, травы стел…тся

2) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

3) волны плещ…тся, собаки ла..т

4) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

 

23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1) сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2) та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3) закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4) вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

 

24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

 

25. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Я держал в руках синий, отнюдь (не) большого формата конверт.

2) Театральная толпа, покорная звону (не)видимых колокольчиков, стала снова наполнять зрительный зал.

3) В (не)занавешенные окна вливался холодный свет луны.

4) Судьба этих рукописей (не)известна.

 

26. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Из ее груди вырвался (не)человеческий вопль.

2) В городской думе поговаривали о метро, но как-то (не)уверенно.

3) Ему снился огромный луг, поросший никогда (не)виданными им цветами.

4) Свой дорогу найдет, а чужому (не)зачем сюда соваться.

 

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1, 4             2) 2, 3, 4                     3) 1, 5  4) 4    

 

28. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по) французски, (как) будто, (пол) листа

2) (контр) удар, (в) шестых, (струнно) духовой

3) (какой) нибудь, (по) птичьи, (юго) восточный

4) (по) проще, (экс) чемпион, (светло) волосый

 

29. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (ракета) носитель, (равномерно) окрашенный, (город) герой

2) (горько) сладкий, (пьеса) сказка, (пол) ложки

3) (свинцово) медный, (угольно) металлургический, (полу) раздетый

4) (тренер) инструктор, (утомительно) долгий, (контр) атака

 

30. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (анти) пригарный, вряд (ли), (лесо) парковый

2) (пол) дороги, как (бы), электро (товары)

3) (по) пусту, (в)следствие дождя, нырнуть (в) глубь

4) (светло) коричневый, иметь (в)виду, (по)двое.

 

31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

 

32. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Тавтология ТАК(ЖЕ) является одной из логических уловок.

1) ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.

2) ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.

3) ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4) ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 

33. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.

1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно

2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз

3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно

4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ

 

34. Укажите правильный вариант:

1) семидесяти слов

2) в двухтысячах третьем году

3) шестисот пятидесяти второй ученик

4) девяноста пятый состав

 

35. Укажите правильный вариант:

1) в одной тысяче двадцать первом году

2) не хватает полтора метров

3) в пятьстах шагах

4) к семидесяти двум  страницам

 

36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно

1) (в)виду недостатка времени

2) вышел (на)встречу отряду

3) не спал (в)продолжение всей ночи

4) лодка попала (в)течение

 

37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт  производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.

2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.

3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.

4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.

 

38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ  на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.

2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.

4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА.

Эталон ответа:

1. - 2)

2. - 3)

3. - 2)

4. - 4)

5. - 1)

6. - 2),4)

7. - 4)

8. - 4)

9. - 2)

10. - 1)

11. - 10

12. - 2)

13. - 3)

14. - 2)

15. - 4)

16. - 3)

17. - 2),3)

18. - 3)

19. - 3)

20. - 2)

21. - 1)

22. - 2)

23. - 1)

24. - 2)

25. - 1)

26. - 3)

27. - 3)

28. - 3)

29. - 2)

30. - 3)

31. - 1)

32. - 3)

33. - 2)

34. - 1)

35. - 4)

36. - 3)

37. - 4)

38. - 2)

Критерии оценки:

5 – выполнено верно 36-38 заданий

4 – выполнено верно 23-35 заданий

3 – выполнено верно 16-22  заданий

2 – выполнено верно 15/менее 15

  1. Текст. Стили речи.

Упражнение 1.

Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,

временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем

15—17 °С.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.

Упражнение 2.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Упражнение 3.

Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, пригла¬шать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.

Упражнение 4.

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные).

а) Женя помолчала и опять спросила:

— Оля, а кто такой Тимур?

— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

Упражнение 5.

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.

а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Критерии оценки:

5 -  даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию;  при необходимости формулирует свою точку зрения;  аргументирует свои тезисы;  подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;  фактические ошибки и неточности отсутствуют;

4 -  понимает суть вопроса,  но  не даёт на него прямого ответа;  и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел); и/или ограничивается изложением своей точки зрения;  и/или не все тезисы  аргументирует; и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 1–2 фактические ошибки;

3 - подменяет анализ пересказом текста;  и/или допускает более 2 фактических ошибок;

2 – не справляется с заданием;  не даёт ответа на вопрос; допущено более 3 речевых и фактических ошибок.

Текущий контроль

Задание для экзаменующегося.

Вариант № 1

1. К возвратным глаголам относятся:

1. лечиться 2.  воспаляться 3.  болеть 4.  опухать 5.  извлечь

2. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят в:

1. повелительном наклонении  2.  прошедшем времени 3.  изъявительном наклонении

3. Часть речи, от которой образуется причастие:

1. глагол 2.  прилагательное 3. существительное 4.  наречие 5.  деепричастие

4. Слова, относящиеся к причастиям:

1. болеющий 2.  лечивший  3.  рассмотрев  4.  удалив

5. Деепричастиями являются слова:

1.  болеющий  2.  воспаленный  3.  лечащий 4.  анализируя 5.  оперируя

6. Числительное "обе" сочетается с существительным:

1. женского рода  2.  мужского рода 3.  среднего рода 4.  только множественного числа

5. второго склонения

7. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета - ... (глагол)

8. Согласование (при обозначении профессии) нарушено в сочетаниях:

1. опытная врач 2.  строгая директор 3.  молодой фельдшер 4.  грамотный бухгалтер

5. известный профессор

9. Раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении:

1. синтаксис 2.  пунктуация  3.  морфология 4.  словообразование

10. Действие осуществляется одним и тем же лицом в деепричастном обороте:

1. проснувшись, у меня заболела голова...2.  подъезжая к городу, начался дождь...

3. назначая препарат, следует учесть...4.  соблюдая режим питания, следует отказаться...

11. Ошибки в расстановке знаков препинания:

1. пунктуационные 2.  орфографические 3.  графические 4.  синтаксические

5.  интонационные

12. Чистоту речи разрушают:

1. диалектизмы 2.  жаргонизмы 3.  историзмы 4.  неологизмы

13. Совокупность наиболее пригодных ("правильных") средств языка для обслуживания общества - ... (норма)

14. Нормы устной речи:

1. акцентологические 2.  интонационные  3.  графические

15. Нормы письменной речи:

1. орфографические  2.  пунктуационные  3.  графические  4.  фразеологические

16. К функциональным стилям русского литературного языка относят:

1. научный  2.  публицистический  3.  поэтический  4.  дипломатический

17.  Соответствие функций и стилей речи:

1. общение        А) разговорный

2. объяснение        Б) научный

3. инструктирование        В) официально-деловой

4. воздействие        Г) публицистический

         Д) художественный

18.  Соответствие сфер общения и стилей:

1. повседневная        А) разговорный

2. область науки        Б) научный

3. сфера законодательства        В) официально-деловой

4. искусство слова        Г) художественный

         Д) публицистический

19.  Соответствие стилевых черт стилям:

1. разговорный        А) непринужденность

2. научный        Б) обобщенность

3. деловой        В) строгость

4. публицистический        Г) призывность

         Д) выразительность

20. Слова, относящиеся к лексике научного стиля:

1. скорость  2.  гепатит  3.  лицо (человек)  4.  раздевалка

21. Языковые средства, характерные для научного стиля:

1. слова в переносном значении  2.  книжные слова 3.  риторические вопросы

4.  составные термины

22. Жанры письменной научной речи:

1. аннотация 2.  реферат 3.  рецензия 4.  доклад  5.  диспут

23. Краткое, обобщенное описание текста книги, статьи:

1. аннотация  2.  отзыв  3.  реферат  4.  рецензия

24.  Самая общая характеристика работы без подробного анализа, содержит практические рекомендации:

1. аннотация  2.  отзыв 3.  реферат  4.  лекция

25. Коллективное обсуждение спорного или нерешенного вопроса с целью установить меру истинности:

1. дискуссия  2.  диспут  3.  устный ответ 4.  лекция 5.  доклад

26. Целью официально-делового стиля речи является:

1. инструктирование  2.  передавать знания 3.  обобщать информацию 4.  убеждать

27. Жанры деловой речи:

1. заявление  2.  справка  3.  статья  4.  интервью

28. Документы личного характера:

1. автобиография  2.  расписка  3.  доверенность 4.  объявление 5.  выписка

29. Лексика, характерная для лексического уровня публицистического стиля:

1. общественно-политическая  2.  эмоционально-экспрессивная

3. просторечная  4.  жаргонизмы

30. Беседа, предназначенная для печати, передачи по радио, телевидению:

1. интервью  2.  выступление  3.  заметка  4.  отзыв  5.  Аннотация

Вариант № 2

1. Синонимами являются группы существительных:

1. лекарство-препарат 2.   пейзаж-ландшафт  3.  оптимист-пессимист

2.  Соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением.

1. воспрянуть духом        А) ободриться

2. дать знать        Б) сообщить

3. водить за нос        В) обманывать

4. голова кружится        Г) плохо соображать

5. краем глаза        Д) мельком

         Е) невнимательно

3. Фразеологические ошибки -это

1. смешение паронимов 2.  контаминация (смешение) 3.  нарушение лексического состава  4.  расширение фразеологизма

4. Лексический состав фразеологизма нарушен в сочетании:

1. сесть в ботинок 2.  сесть в калошу  3.  затаив дыхание  4.  голова на плечах

5. Расширение фразеологизма в сочетании:

1. висеть на тонком волоске 2.  висеть на ушах 3.  затаив тихое дыхание

4.  из кожи вон лезть  5.  как на ладони

6. Изменение грамматического состава фразеологизма в сочетании:

1. заморить червячков 2.  валять дурака  3.  положив руку на сердце

4.  лодыря гонять 5.  спустив рукава

7. Вариантными нормативными являются ударения в словах:

1. мы'шление  2.  а'лкоголь  3.  мышле'ние  4.  алкого'ль

8. Нормы литературного произношения - это ... нормы (орфоэпические)

9. Ударение падает на последний слог в словах:

1. коклюш  2.  алкоголь  3.  некролог 4.  прикуп  5.  заговор

10. Основными орфографическими единицами являются:

1. звуки  2.  орфограммы 3.  части слова  4.  предложения

11. Морфологический, фонетический, традиционный -это принципы

1. морфологии  2. синтаксиса  3.  пунктуации 4.  словообразования 5.  орфографии

12. Причастия с суффиксом –ущ (-ющ) образуются от глаголов:

1. колоть 2.  резать 3.  ныть 4.  видеть 5.  слышать

13. Словообразовательные ошибки связаны с:

1. неправильным образованием слов 2.  нарушением управления

3.  незнанием значения слова

14. Существительные женского рода:

1. мозоль 2.  катаракта 3.  рояль  4.  тюль 5.  гений

15. Существительные мужского рода:

1. рельс 2.  шампунь 3.  туфля 4.  заусеница 5.  бандероль

16. Существительные среднего рода:

1. декольте 2.  клише  3.  желе 4.  атташе 5.  кольраби

17. Только во мн. числе употребляются имена существительные:

1. спирты 2.  белки  3.  чернила  4.  румяна  5.  грабли

18. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется как:

1. подлежащее  2.  сказуемое  3.  определение  4.  дополнение 5.  обстоятельство

19. Числительные по количеству слов делятся на:

1. количественные 2.  дробные 3.  простые  4.  составные

20.  Соответствие числительного разряду:

1. пятый        А) порядковый

2. десять        Б) целое

3. три восьмых        В) дробные

4. пятеро        Г) собирательные

         Д) составные

21. Нормы употребления грамматических форм слов:

1. морфологические 2.  лексические  3.  словообразовательные  4.  орфографические

22. Варианты падежных окончаний -у/ю - в родительном падеже имеют существительные в словосочетаниях:

1. чашка чая  2.  ломтик сыра  3.  аромат чая  4.  производство чая

23. Склоняется фамилия:

1. Роберт Шуман  2.  Анна Бах  3.  Любовь Блок  4.  Виктор Гюго

24. Просторечный характер имеют слова с суффиксом -ш(а):

1. докторша  2.  малярша 3.  педикюрша  4.  маникюрша

25. При склонении порядковых "1235-ый" числительных изменяется:

1. последняя часть 2.  первое слово  3.  все части  4.  второе слово 5.  третье слово

26. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. победить  2.  лечить  3.  болеть  4.  страдать

27. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. лечить 2.  болеть  3.  страдать  4.  убедить

28. Морфологические ошибки связаны с:

1. нарушением грамматических форм слов  2.  нарушением управления

3. незнанием лексического значения  4.  незнанием склонения

29. Выбор падежной формы подчиненного слова нарушен в сочетании:

1. уделять внимание признакам  2.  согласно приказу

3. беспокоиться о сыне  4.  заведующий кафедры

30. Выбор падежной формы и предлога определен верно в сочетании:

1. выпейте воду  2.  бросить камнем в воду

 3.  оплатить за проезд  4.  уверенность в победе

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания – ____90_____мин

Задание

Пакет экзаменатора

Условия

Указать деление на подгруппы, количество

Количество вариантов задания для экзаменующегося – возможно по количеству экзаменующихся.

Время выполнения задания –90 мин.  

Оборудование: указать оборудование, инструментарий, натуральные образцы, макеты, бланки документов,  компьютерные программы, в том числе используемые для электронного тестирования

Экзаменационная ведомость (или оценочный лист).

Критерии оценки

95 – 100% - «5»

75 – 94% - «4»

50 – 74% - «3»

Менее 50% - «2»

Эталоны ответов

вариант 1

1. К возвратным глаголам относятся:

1. лечиться 2.  воспаляться

2. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят в:

1. повелительном наклонении  

3. Часть речи, от которой образуется причастие:

1. глагол

4. Слова, относящиеся к причастиям:

1. болеющий 2.  лечивший  

5. Деепричастиями являются слова:

4.  анализируя 5.  оперируя

6. Числительное "обе" сочетается с существительным:

1. женского рода  

7. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета - ... (глагол)

8. Согласование (при обозначении профессии) нарушено в сочетаниях:

1. опытная врач 2.  строгая директор

9. Раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении:

1. синтаксис

10. Действие осуществляется одним и тем же лицом в деепричастном обороте:

3. назначая препарат, следует учесть...4.  соблюдая режим питания, следует отказаться...

11. Ошибки в расстановке знаков препинания:

1. пунктуационные

12. Чистоту речи разрушают:

1. диалектизмы 2.  жаргонизмы

13. Совокупность наиболее пригодных ("правильных") средств языка для обслуживания общества - норма

 14. Нормы устной речи:

1. акцентологические 2.  интонационные  

15. Нормы письменной речи:

1. орфографические  2.  пунктуационные  3.  графические  

16. К функциональным стилям русского литературного языка относят:

1. научный  2.  публицистический

17.  Соответствие функций и стилей речи:

1а,2б,3в,4г

18.  Соответствие сфер общения и стилей:

1а,2б,3в,4г

19.  Соответствие стилевых черт стилям:

1а,2б,3в,4г

20. Слова, относящиеся к лексике научного стиля:

1. скорость  2.  гепатит  

21. Языковые средства, характерные для научного стиля:

2.  книжные слова

4.  составные термины

22. Жанры письменной научной речи:

1. аннотация 2.  реферат 3.  рецензия

23. Краткое, обобщенное описание текста книги, статьи:

1. аннотация  

24.  Самая общая характеристика работы без подробного анализа, содержит практические рекомендации:

2.  отзыв

25. Коллективное обсуждение спорного или нерешенного вопроса с целью установить меру истинности:

1. дискуссия  

26. Целью официально-делового стиля речи является:

1. инструктирование

27. Жанры деловой речи:

1. заявление  2.  справка  

28. Документы личного характера:

1. автобиография  2.  расписка  3.  доверенность

29. Лексика, характерная для лексического уровня публицистического стиля:

1. общественно-политическая  2.  эмоционально-экспрессивная

30. Беседа, предназначенная для печати, передачи по радио, телевидению:

1. интервью

Вариант 2

1. Синонимами являются группы существительных:

1. лекарство-препарат 2.   пейзаж-ландшафт  

2.  Соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением.

1а,2б,3в,4г, 5д

3. Фразеологические ошибки -это

2.  контаминация (смешение) 3.  нарушение лексического состава  4.  расширение фразеологизма

4. Лексический состав фразеологизма нарушен в сочетании:

1. сесть в ботинок

5. Расширение фразеологизма в сочетании:

1. висеть на тонком волоске

3.  затаив тихое дыхание

6. Изменение грамматического состава фразеологизма в сочетании:

1. заморить червячков

3.  положив руку на сердце

5.  спустив рукава

7. Вариантными нормативными являются ударения в словах:

1. мы'шление  3.  мышле'ние  

8. Нормы литературного произношения - это нормы орфоэпические

9. Ударение падает на последний слог в словах:

1. коклюш  2.  алкоголь  3.  некролог

10. Основными орфографическими единицами являются:

1. звуки  2.  орфограммы

11. Морфологический, фонетический, традиционный -это принципы

5.  орфографии

12. Причастия с суффиксом –ущ (-ющ) образуются от глаголов:

1. колоть 2.  резать 3.  ныть

13. Словообразовательные ошибки связаны с:

1. неправильным образованием слов

14. Существительные женского рода:

1. мозоль 2.  катаракта

15. Существительные мужского рода:

1. рельс 2.  шампунь

16. Существительные среднего рода:

1. декольте 2.  клише  3.  

17. Только во мн. числе употребляются имена существительные:

3.  чернила  4.  румяна  5.  грабли

18. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется как:

2.  сказуемое  

19. Числительные по количеству слов делятся на:

3.  простые  4.  составные

20.  Соответствие числительного разряду:

1а,2б,3в,4г

21. Нормы употребления грамматических форм слов:

1. морфологические

22. Варианты падежных окончаний -у/ю - в родительном падеже имеют существительные в словосочетаниях:

1. чашка чая  2.  ломтик сыра  

23. Склоняется фамилия:

1. Роберт Шуман  

24. Просторечный характер имеют слова с суффиксом -ш(а):

1. докторша  2.  малярша

25. При склонении порядковых "1235-ый" числительных изменяется:

1. последняя часть

26. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

1. победить

27. Форму 1 лица ед. числа не образует глагол:

4.  убедить

28. Морфологические ошибки связаны с:

1. нарушением грамматических форм слов

29. Выбор падежной формы подчиненного слова нарушен в сочетании:

4.  заведующий кафедры

30. Выбор падежной формы и предлога определен верно в сочетании:

4  уверенность в победе

4.        Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1. Направленность контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1.1.  Направленность освоенных умений  и знаний на формирование ПК и ОК

Таблица 3

Коды  проверяемых умений и знаний

Коды компетенций, на формирование которых направлены умения и знания

У 1 –У 13;  З 1- З 6

ОК 1-10,  ПК 1.1-1.4; ПК 2.1 - 2.4; ПК 4.1 - 4.4


Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

 

Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине ____________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании кафедры _______________________________________________________

протокол № ______ «_____» ____________ 20_____г.

Зав. кафедрой  ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессио...

Рабочая программа и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по спе...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...