План занятия по учебной дисциплине ОДБ.01 Русский язык "Русский язык в современном мире"
план-конспект занятия

Покидина Ирина Евгеньевна

Занятие направлено на определение места и назначения русского языка в современном обществе; закрепление умений соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка; формирование коммуникативных компетенций (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения); развитие умения критически мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Русский язык в современном мире

Учебная дисциплина: ОДБ.01 Русский язык

Цели:

дидактическая: определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка;

развивающая: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения; используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить;

воспитательная: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, тестовое задание.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Ознакомление с темой и целями занятия
  4. Актуализация опорных знаний

Повторение ранее изученного материала с использованием опорного консректа

Язык:

1. Средство общения.

2. Исторически сложившаяся знаковая система, которая необходима для передачи информации.

Функции языка:

  1. Коммуникативная - средство общения.
  2. Информативная - передача информации следующим поколениям.
  3. Культурно-историческая – хранитель исторической памяти народа.
  4. Номинативная – называет предметы, явления и т.д.
  5. Мыслеобразующая - средство мышления с помощью слов.
  6. Экспрессивная - служит для выражения чувств, эмоций.
  7. Этническая - объединяет людей одной нации в пространстве и времени.
  8. Обслуживает все сферы человеческой деятельности.

Термин «язык» – не синоним понятия «речь», которое служит для обозначения процесса общения посредством языка. Речь - это практическое использование языковых средств в процессе языковой деятельности (говорение, слушание, чтение и письмо).

Насчитывают около 3 тысяч языков в мире (в том числе мёртвые языки).

Русский язык - это национальный язык русского народа. Один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.

Сообщение обучающегося «Становление русского литературного языка»

  1. Средством общения славянских племён служил племенной общеславянский язык.
  2. В V-VI веках выделяется восточнославянский язык - язык русских, украинских и белорусских племён.
  3. В IX веке образуется Киевская Русь, формируется древнерусский язык (летописи, художественная литература, законы). Старославянский язык использовался в богословии (религиозные тексты).
  4. В XIV-XV вв., после распада Киевской Руси, происходит выделение русского языка из древнерусского.
  5. Окончательно русский национальный язык оформился в XVIII веке. Это связано с трудами М.В. Ломоносова.

Работа с таблицей

План

Тезисы

О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык — язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.

Численность людей, говорящих на русском языке.

В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России — 143,7 млн., в других государствах — 88,8 млн. человек.

Функционирование русского языка как государственного.

Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.

О преподавании русского языка.

Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран.

Формы существования русского языка.

Современный национальный русский язык существует в нескольких формах — литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия — с другой.

Расширение лексики русского языка.

Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.

Формирование норм русского национального языка,

В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина).

Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики.

Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.

Пути пополнения русской лексики

Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики

Литературный язык – основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка. Литературный язык — это высшая форма языка, которая противопоставляется просторечиям, жаргонизмам, диалектизмам.

Признаки литературного языка:

  1. Нормативность
  2. Кодификация – научное описание норм, закрепление их в грамматиках, справочниках, словарях.
  3. Полифункциональность - наличие различных стилей
  4. Развитая вариативность и гибкость

Языковая норма – это общепринятые на определённом историческом этапе правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, а также написания (орфографические правила).

Виды языковых норм:

  1. Орфоэпические - произношения.

Свёкла, а не свекла, звонит, звонят, а не звонит, звонят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник).

2. Орфографические - правописание

Не пишет, читаешь, задуматься, прекрасный.

3. Лексические - употребление слова в том или ином значении.

Моя автобиография, впервые дебютировал

4. Морфологические - употребление тех или иных форм слова или частей речи.

Нельзя, например, соединять две формы образования степени сравнения прилагательных: Более худшее, более лучшее и т.д.

5. Синтаксические - употребление словосочетания или предложения.

Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя сказать: Купленные билеты вне кассы недействительны.

6. Пунктуационные - нормы постановки знаков препинания.

7. Стилистические - нормы, требующие выбора слов или построения предложений в соответствии со стилем.

5. Выполнение практических заданий

Упражнение

Запишите под диктовку текст, объясните орфографию, пунктуацию

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И. Тургенев).

Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись (С.Я. Маршак).

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К.Г. Паустовский).

Работа с текстом

Прочитайте отрывок из речи академика И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка». Укажите тему данного текста. Выполните тестовые задания.

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.

Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться.

Независимый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Все, что в нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и изменяемость, все законно, как и во всяком произведении природы.

Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются. в языке его. Деятельность есть движение... изменяются народы, изменяются и языки их. Как изменяется язык в народе? Что именно в нем изменяется и по какому пути идет ряд изменений?

Решение их (вопросов) составляет историю языка; изыскания о языке, входящие в состав народной науки, невозможны без направления исторического. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку, как ее необходимая часть.

А1. Какое предложение выражает основную мысль текста?

  • Народ и язык, один без другого представлен быть не может.
  • Язык есть собственность нераздельная целого народа.
  • Народ выражает себя в языке своем.
  • История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.

А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора?

  • Язык сохраняет преемственность между поколениями.
  • Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа.
  • Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны.
  • Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.

А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте?

  • Значение русского языка.
  • Язык как выразитель мышления народа.
  • Исторические изменения в языке.
  • Общественная природа языка.

А4. Определите стиль и тип речи текста.

  • Научный стиль, рассуждение.
  • Публицистический стиль, описание.
  • Художественный стиль, повествование.
  • Публицистический стиль, рассуждение.

А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце?

  • Градация
  • Сравнение
  • Антитеза
  • Эпитеты
  • Разговорная лексика
  • Фразеологизмы
  • Гипербола
  • Синтаксический параллелизм.

А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение?

  • 2
  • 3
  • 4
  • 2 и 3

А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца?

  • 4
  • 3
  • 6
  • 5

  1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

Беседа:

  1. Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка?
  2. О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?
  3. Какое задание для вас было самым (не)интересным?
  4. Что у вас вызвало затруднение?
  1. Домашнее задание: записать 5 высказываний выдающихся людей о значении языка в жизни человека. Объяснить орфограммы и пунктограммы в предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия по учебной дисциплине "Физика"

В данной работе представлен методический материал по учебной дисциплине "Физика", на основе проблемного метода обучения....

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В методических указаниях определена цель практически...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" Цель занятия: -ознакомление  обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест- венной войны, написанных в первые после...

статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"

В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине "Русский язык"

Указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических занятиях.Данные методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» ор...