Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
план-конспект занятия
Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._edinak_ov._ou_po_gogolyu.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Единак О.В.,
преподаватель русского языка и литературы
«ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности, 1 курс. ОУД.10 «Литература».
Группа – 11-М.
Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Цели урока:
Образовательные:
- проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»;
- определить тему, актуальность проблем повести.
Развивающие:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя;
- развить устную монологическую речь, аналитическое мышление студентов;
- совершенствовать умение работать с текстом.
Воспитывающие:
- воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить обучающихся в том, что чистота души человека зависит только от него самого;
- научить различать светлые и негативные стороны жизни.
Межпредметные и внутрипредметные связи: изобразительное искусство, кино.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, рисунки обучающихся.
Методическое обеспечение:
- мультимедийная презентация;
- художественные тексты повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Прогнозируемый результат: по итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность;
Уметь:
- характеризовать особенности стиля писателя Н.В. Гоголя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Знать:
- содержание изученного литературного произведения.
Эпиграф к занятию:
«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»
(Н.В. Гоголь)
Ход учебного занятия
1. Оргмомент.
СЛАЙД 1 - Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего занятия! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.В. Гоголя. Нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить темы и проблемы повести; выявить, какой выбор стоит перед героями произведения.
Я думаю, с поставленной задачей мы справимся, если будем на занятии активными, заинтересованными, мыслящими. Желаю нам успеха!
СЛАЙД 2 Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?
Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества). Запишем тему урока. СЛАЙД 3
2. Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания я предложила вам познакомиться с художественным текстом повести «Портрет», так как на уроке нам предстоит более глубокое знакомство с произведением и его анализ.
Более того, некоторые студенты изъявили желание провести научно-исследовательскую работу и подготовить информацию об истории создания повести и о художественных особенностях прозы Николая Васильевича. Просим выступающих представить свои сообщения.
Выступают следующие обучающиеся (выступление всех занимает 5 минут):
1) Ченцова Кристина; СЛАЙД 4
2) Серпуховитин Никита; СЛАЙД 5
3) Ефремова Дарья; СЛАЙД 6
4) Доронина Валерия; СЛАЙД 7
5) Гусельщикова Елена; СЛАЙД 8
6) Ефремова Наталия. СЛАЙД 9
3. Изучение нового материала.
- Благодарим за выступление. Уважаемые студенты, вы правильно отметили, что за Н.В. Гоголем закрепилось звание писателя-сатирика. Давайте с вами вспомним, что такое сатира? Какие существуют приёмы сатиры (с приведением примеров из творчества Николая Васильевича).
- Предлагаю начать анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Повесть состоит их 2-х частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии; вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.
Как вы думаете, зачем нарушена логическая цепочка событий? (Такая композиции держит читателя в постоянном напряжении).
Работа в группах. Давайте попытаемся определить отношение к творчеству каждого из трех художников и особенности выбора нравственного пути поведения (распределение по группам, время на работу – 5 минут).
ВИДЕО Но перед началом работы посмотрите видео-отрывок из экранизации повести (1915 г.) и ответьте, какой эпизод повести представлен? (видео – с 5.40 мин.)
СЛАЙД 10 Группа 1. Художник Андрей Петрович Чартков.
Ключевой вопрос: какой жизненный путь выбирает Чартков? Что погубило в художнике настоящий талант и светлые душевные качества?
Вопросы-подсказки для составления ответа:
1. Как Н.В. Гоголь описывает Чарткова?
2. Как описывается дом, в котором жил художник?
3. Описание комнаты Чарткова.
4. Что говорил учитель-профессор о таланте Чарткова?
5. Что подтолкнуло художника стать «модным писателем»?
6. Когда портрет ростовщика, купленный Чартковым, оживает?
7. Что «оставляет» ростовщик с портрета Чарткову?
8. Как стал меняться художник?
9. Как Частков воспринимает свою известность?
10. Как ведет себя художник, когда встречает талантливые произведения искусства?
11. Почему у Чарткова не получается вернуться к истинному таланту?
12. Как заканчивается жизнь художника?
СЛАЙД 11 Группа 2. Товарищ Чарткова (художник из Италии).
Ключевой вопрос: чем отличается художник из Италии от Чарткова? Почему его картины вызывают приступ бешенства в Чарткове?
Вопросы-подсказки для составления ответа:
1. Кем приходился художник из Италии Чарткову?
2. Какой образ жизни вёл художник? Как жил и работал?
3. Как Н.В. Гоголь описывает картины художника?
СЛАЙД 12 Группа 3. Художник, написавший портрет ростовщика.
Ключевой вопрос: почему художник, написавший портрет, не смог поддаться пагубному влиянию ростовщика (в отличие от Чарткова)?
Вопросы-подсказки для составления ответа:
1. Что художник Б. рассказывает о ростовщике и как описывает его?
2. Как изменялись люди, которые брали у ростовщика деньги?
3. Как художник Б. описывает своего отца?
4. Как изменяется художник после написания портрета ростовщика?
5. Почему художник после написания картины уходит в монастырь?
6. Какую картину пишет художник в монастыре?
Выступление групп, разговор по вопросам, подведение микровыводов.
4. Итог урока
СЛАЙД 13 Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь.
Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в Чарткове пробудились отчаяние и мстительность.
Личность, сильная духом, не подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.
СЛАЙД 14 - Уважаемые студенты, многие из вас проявили инициативу, попробовали приблизиться к процессу работы художника и нарисовали иллюстрации к повести. Есть среди вас желающие пояснить выбор темы или эпизода для своего рисунка?
- В каких произведениях мировой литературы встречается еще тема творчества, тема выбора жизненного пути а, может быть, даже и сам портрет? (О. Уальд «Портрет Дориана Грея»).
4.1. Домашнее задание
СЛАЙД 15 Написать сочинение-рассуждение по предложенным темам (на выбор):
1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Н.В. Гоголем, в современном мире».
4.2. Рефлекия
СЛАЙД 16 Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии и ответим на следующие вопросы.
- Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).
- Охарактеризуйте жизнь каждого художника тремя ключевыми словами (каждый студент называет по одному слову).
- В чем заключается смысл названия повести? (Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком).
Выставление оценок.
Уважаемые студенты, надеюсь, что вы нашли для себя советы в изученной сегодня повести и смогли сформировать ориентиры в поведении и выборе жизненного пути, потому что профессия у вас творческая и не менее важная, чем профессия художника! Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по теме"Восток: Япония и Индия"
Конспект открытого занятия представляет собой методическую разработку диагностики знаний обучающихся по двум пройденныи темам: "Япония" и "Индия"....
КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Распространение и размножение семян в природе»
Тема : Распространение семян в природе. Тип занятия: комбинированное. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения семян растений. 2...
Конспект открытого урока по литературе по теме "Мастер и Маргарита"
Конспект урока разработан для студентов 1 курса студентов СПО...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н. УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»...
«Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова “Сотников”» (сценарий открытого урока)
laquo;Хороший читатель, отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель…. Любая книга – будь то художественное произведение или научный труд – обращена прежде всег...