Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
план-конспект занятия

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._edinak_ov._ou_po_gogolyu.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Единак О.В., 

преподаватель русского языка и литературы

«ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Специальность 44.02.03    Педагогика  дополнительного  образования в области музыкальной деятельности,  1 курс. ОУД.10 «Литература».

Группа – 11-М.

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Цели урока: 

Образовательные: 
- проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»; 

- определить тему, актуальность проблем повести.

          Развивающие: 
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя; 

- развить устную монологическую речь, аналитическое мышление студентов; 

- совершенствовать умение работать с текстом.

         Воспитывающие:
- воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; 
- убедить обучающихся в том, что чистота души человека зависит только от него самого; 

- научить различать светлые и негативные стороны жизни. 

Межпредметные и внутрипредметные связи: изобразительное искусство, кино.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, рисунки обучающихся.

Методическое обеспечение:

- мультимедийная презентация;

- художественные тексты повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Прогнозируемый результат: по итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность;

Уметь:

- характеризовать особенности стиля писателя Н.В. Гоголя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Знать:

- содержание изученного литературного произведения.

Эпиграф к занятию:


«Спасай чистоту души своей. 
Кто заключил в себе талант, 
тот чище всех должен быть душою» 
(Н.В. Гоголь) 

Ход учебного занятия

1. Оргмомент.

СЛАЙД 1   - Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего занятия! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.В. Гоголя. Нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить темы и проблемы повести; выявить, какой выбор стоит перед героями произведения.

Я думаю, с поставленной задачей мы справимся, если будем на занятии активными, заинтересованными, мыслящими. Желаю нам успеха! 

СЛАЙД 2       Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества). Запишем тему урока. СЛАЙД 3    

2. Проверка домашнего задания

В качестве домашнего задания я предложила вам познакомиться с художественным текстом повести «Портрет», так как на уроке нам предстоит более глубокое знакомство с произведением и его анализ.

Более того, некоторые студенты изъявили желание провести научно-исследовательскую работу и подготовить информацию об истории создания повести и о художественных особенностях прозы Николая Васильевича.  Просим выступающих представить свои сообщения.

Выступают следующие обучающиеся (выступление всех занимает         5 минут):

1) Ченцова Кристина;   СЛАЙД 4

2) Серпуховитин Никита; СЛАЙД 5

3) Ефремова Дарья; СЛАЙД 6

4) Доронина Валерия; СЛАЙД 7

5) Гусельщикова Елена; СЛАЙД 8

6) Ефремова Наталия. СЛАЙД 9

3. Изучение нового материала.

- Благодарим за выступление. Уважаемые студенты, вы правильно отметили, что за Н.В. Гоголем закрепилось звание писателя-сатирика. Давайте с вами вспомним, что такое сатира? Какие существуют приёмы сатиры (с приведением примеров из творчества Николая Васильевича).

- Предлагаю начать анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Повесть состоит их 2-х частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии; вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

Как вы думаете, зачем нарушена логическая цепочка событий? (Такая композиции держит читателя в постоянном напряжении).

Работа в группах. Давайте попытаемся определить отношение к творчеству каждого из трех художников и особенности выбора нравственного пути поведения (распределение по группам, время на работу – 5 минут).

ВИДЕО  Но перед началом работы посмотрите видео-отрывок из экранизации повести (1915 г.) и ответьте, какой эпизод повести представлен? (видео – с 5.40 мин.)

 

СЛАЙД 10    Группа 1. Художник Андрей Петрович Чартков.

        Ключевой вопрос: какой жизненный путь выбирает Чартков?         Что погубило в художнике настоящий талант и светлые душевные качества?

        Вопросы-подсказки для составления ответа:

1. Как Н.В. Гоголь описывает Чарткова?

2. Как описывается дом, в котором жил художник?

3. Описание комнаты Чарткова.

4. Что говорил учитель-профессор о таланте Чарткова?

5. Что подтолкнуло художника стать «модным писателем»?

6. Когда портрет ростовщика, купленный Чартковым, оживает?

7. Что «оставляет» ростовщик с портрета Чарткову?

8. Как стал меняться художник?

9. Как Частков воспринимает свою известность?

10. Как ведет себя художник, когда встречает талантливые произведения искусства?

11. Почему у Чарткова не получается вернуться к истинному таланту?

12. Как заканчивается жизнь художника?

СЛАЙД 11  Группа 2. Товарищ Чарткова (художник из Италии).

Ключевой вопрос: чем отличается художник из Италии от Чарткова? Почему его картины вызывают приступ бешенства в Чарткове?

        Вопросы-подсказки для составления ответа:

1. Кем приходился художник из Италии Чарткову?

2. Какой образ жизни вёл художник? Как жил и работал?

3. Как Н.В. Гоголь описывает картины художника?

СЛАЙД 12   Группа 3. Художник, написавший портрет ростовщика.

Ключевой вопрос: почему художник, написавший портрет, не смог поддаться пагубному влиянию ростовщика (в отличие от Чарткова)?

        Вопросы-подсказки для составления ответа:

1. Что художник Б. рассказывает о ростовщике и как описывает его?

2. Как изменялись люди, которые брали у ростовщика деньги?

3. Как художник Б. описывает своего отца?

4. Как изменяется художник после написания портрета ростовщика?

5. Почему художник после написания картины уходит в монастырь?

6. Какую картину пишет художник в монастыре?

        Выступление групп, разговор по вопросам, подведение микровыводов.

 

4. Итог урока

         СЛАЙД 13      Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в Чарткове пробудились отчаяние и мстительность.

Личность, сильная духом, не подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

СЛАЙД 14     - Уважаемые студенты, многие из вас проявили инициативу, попробовали приблизиться к процессу работы художника и нарисовали иллюстрации к повести. Есть среди вас желающие пояснить выбор темы или эпизода для своего рисунка?

- В каких произведениях мировой литературы встречается еще тема творчества, тема выбора жизненного пути а, может быть, даже и сам портрет? (О. Уальд «Портрет Дориана Грея»).

4.1. Домашнее задание

СЛАЙД 15       Написать сочинение-рассуждение по предложенным темам (на выбор): 
1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Н.В. Гоголем, в современном мире».

4.2. Рефлекия

СЛАЙД 16           Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии и ответим на следующие вопросы.

- Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).

- Охарактеризуйте жизнь каждого художника тремя ключевыми словами (каждый студент называет по одному слову).

- В чем заключается смысл названия повести? (Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком). 

Выставление оценок.

Уважаемые студенты, надеюсь, что вы нашли для себя советы в изученной сегодня повести и смогли сформировать ориентиры в поведении и выборе жизненного пути, потому что профессия у вас творческая и не менее важная, чем профессия художника! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по теме"Восток: Япония и Индия"

Конспект открытого занятия представляет собой методическую разработку диагностики знаний обучающихся по двум пройденныи темам: "Япония" и "Индия"....

КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Распространение и размножение семян в природе»

Тема : Распространение семян в природе.  Тип занятия: комбинированное.  Цель урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения семян растений.  2...

Конспект открытого урока по литературе по теме "Мастер и Маргарита"

Конспект урока разработан для студентов 1 курса студентов СПО...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н.

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н. УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»...

«Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова “Сотников”» (сценарий открытого урока)

laquo;Хороший читатель, отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель…. Любая книга – будь то художественное произведение или научный труд – обращена прежде всег...