Программа повышения квалификации
материал
Программа повышения квалификации разработана в соответствии с основными положениями Специального Федерального государственного образовательного стандарта, который является дополнением к ФГОС общего образования, предназначена для педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, повышения качественного уровня их жизни, Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О Государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2016 – 2020 г.г.».
В рамках реализации данной государственной программы становится необходимым внедрение и в образовательную систему новых технологий, адаптированных подходов, нацеленных на более полную адаптацию детей-инвалидов к общественной жизни с учетом их особых потребностей и индивидуального выбора. Согласно ст.79 п.12. ФЗ №173 «Об образовании в Российской Федерации», государство, в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должно обеспечивать подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда возникла необходимость развития инклюзивного образования как необходимого стратегического направления образовательной политики и практики.
В Программе рассмотрены современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предполагается, что их использование в учебном процессе позволит добиться положительных результатов. Современные методики, внедряемые в учебный процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют быстро усвоить учебный материал, сопровождаются различного рода переживаниями, в том числе, этическими и эстетическими.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
ПРИКАЗ
11 октября 2017 № 270-ОД
г. Нижневартовск
Об организации работы
по разработке и актуализации
программ повышения квалификации
педагогических работников
В целях реализации Программы развития БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» на 2015 – 2020 годы
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Руководителям методических комиссий рассмотреть вопрос об определении тематики программ повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на заседании методической комиссии (кафедры).
- Определить состав рабочих групп по разработке и актуализации разработанных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Руководителям рабочих групп:
- обеспечить разработку и актуализацию разработанных программ повышения квалификации в соответствии с утвержденными едиными требованиями к структуре, содержанию и условиям реализации программ повышения квалификации педагогических работников (приложение 2 к приказу ДОиМП ХМАО-Югры от 17.09.2015 №1291);
- до 23.10.2017 г. предоставить разработанные и актуализированные программы в электронном и печатном виде заместителю директора по учебно-методической работе Панасенко М. В. или лицу, ее заменяющему по приказу БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»;
- Гильмановой Ю. Е., методисту:
- обеспечить организационные условия по разработке программ повышения квалификации;
- в срок до 27.10.2017 провести техническую экспертизу предоставленных программ повышения квалификации.
- Контроль за исполнением приказа возложить на Панасенко М.В., заместителя директора по учебно-методической работе.
Директор Н.П. Коробова
Исполнитель:
методист
Гильманова Юлия Евгеньевна
Тел. 8(3466) 43-54-70, доб.199
Отпечатано:. 2 экз., из них:
1- в дело 01-08
1 – Панасенко М.В
Приложение 1
к приказу БУ «Нижневартовский
социально-гуманитарный колледж»
« 11» октября 2017 г. № 270 - од
Состав рабочих групп по разработке и актуализации программ
повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
№ | Наименование программы | Вид дополнительной профессиональной программы, форма, объем | Состав рабочей группы |
1. | Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Гурьева С. Л., заместитель директора по учебно-производственной работе. Члены рабочей группы: 1. Качан Р.Н., заведующий ресурсным центром; 2. Демидова Т. П., преподаватель. |
2. | Использование современных технологий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС по русскому и иностранному языку | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Борисенко Л. В., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы: 1. Глухова Н. Г., преподаватель; 2. Кучма Ю. В., преподаватель; 3. Щербакова И.В., преподаватель; 4. Старкова Л.И., преподаватель; |
3. | Современные технологии музыкального образования | Программа повышения квалификации. Очно-заочная.72 часа | Руководитель рабочей группы: Мартыненко Л. Р., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы 1. Кузнецов И. Ю., преподаватель; 2. Самсонова Е. И., преподаватель; 3. Полуянова О. Ю., преподаватель. |
4. | Деятельностный подход как средство использования инновационных технологий на уроках физической культуры в условиях ФГОС | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Апанасюк Н.И., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы 1. Щепотин Д. В., преподаватель; 2. Жушман Д. В., преподаватель; 3. Гильманова Ю. Е., преподаватель. |
5. | Применение информационно-коммуникационных технологий для формирования общих компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Новак Е.В., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы 1. Окунцев П. В., преподаватель; 2. Мечева О. П., преподаватель; 4. Шиян Т.И., преподаватель; 5. Архипова Н.Н., преподаватель. |
6. | Организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте ФГОС дошкольников | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Большакова Н.А., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы: 1. Равтович Т.С., преподаватель; 2. Левашева И.И., преподаватель; 3. Шакурова И.А., преподаватель |
7. | Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и концепциями развития отдельных предметных областей. | Программа повышения квалификации. Осно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Салимова Н.С., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). |
8. | Методика преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Калинина Г.А., преподаватель, руководитель методической комиссии Члены рабочей группы: Бутова В.Л. - преподаватель Фаваризова Г.Х. - преподаватель |
9. | Методика преподавания и содержание социокультурного курса «Истоки» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Калинина Г.А., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы: Стрелкова И.В. - преподаватель. |
10. | Теоретические и практические аспекты применения адаптивной физической культуры в условияхреализации федеральных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Апанасюк Н.И., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы: Гильманова Ю.Е. - преподаватель |
11. | Организация оперативной и архивной работы с документами в организации | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Судник Т.В., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). |
12. | Педагогическая деятельность вожатого детского оздоровительного лагеря в условиях ФГОС НОО и ДО | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Калинина Г.А., преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Члены рабочей группы: 1. Афонасьева Н.Н.- преподаватель. |
13. | ИКТ-технологии в образовательной деятельности педагога среднего профессионального образования | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Архипова Н.Н., руководитель отделом методической работы, преподаватель. |
14. | Применение средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в преподавании общественных наук в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования | Программа повышения квалификации. Очно-заочная. 72 часа | Руководитель рабочей группы: Туренко А.В. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель. Члены рабочей группы: Салимова Н.Н.- преподаватель, руководитель методической комиссии (кафедры). Мечева О.П. - преподаватель. |
С приказом БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» от « 11» октября 2017 г. № - од «Об организации работы по разработке и актуализации программ повышения квалификации педагогических работников» ознакомлены:
Апанасюк Н.И. | 2017 г. | |||||
Архипова Н.Н. | 2017 г. | |||||
Афонасьева Н.Н. | 2017 г. | |||||
Большакова Н.А. | 2017 г. | |||||
Борисенко Л.В. | 2017 г. | |||||
Бутова В.Л. | 2017 г. | |||||
Воробец Ю.В. | 2017 г. | |||||
Гильманова Ю.Е. | 2017 г. | |||||
Глухова Н.Г. | 2017 г. | |||||
Гурьева С.Л. | 2017 г. | |||||
Демидова Т.П. | 2017 г. | |||||
Жушман Д.В. | 2017 г. | |||||
Калинина Г.А. | 2017 г. | |||||
Качан Р.Н. | 2017 г. | |||||
Кучма Ю.В. | 2017 г. | |||||
Кузнецов И.Ю. | 2017 г. | |||||
Левашева И.И. | 2017 г. | |||||
Манучарян Г.А. | 2017 г. | |||||
Мартыненко Л.Р. | 2017 г. |
С приказом БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» от « 11» октября 2017 г. № - од «Об организации работы по разработке и актуализации программ повышения квалификации педагогических работников» ознакомлены:
Мечева О.П. | 2017 г. | |||||
Новак Е.В. | 2017 г. | |||||
Окунцев П.В. | 2017 г. | |||||
Панасенко М.В. | 2017 г. | |||||
Полуянова О.Ю. | 2017 г. | |||||
Равтович Т.С. | 2017 г. | |||||
Салимова Н.С. | 2017 г. | |||||
Самсонова Е.И. | 2017 г. | |||||
Старкова Л.И. | 2017 г. | |||||
Стрелкова И.В. | 2017 г. | |||||
Судник Т.В. | 2017 г. | |||||
Туренко А.В. | 2017 г. | |||||
Фаваризова Г.Х. | 2017 г. | |||||
Шакурова И.А. | 2017 г. | |||||
Шиян Т.И. | 2017 г. | |||||
Щепотин Д.В. | 2017 г. | |||||
Щербакова И.В. | 2017 г. |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Программа
повышения квалификации
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ПО РУССКОМУ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Авторы программы: Глухова Н.Г., Кучма Ю.В., Старкова Л.И., Щербакова И.В., Борисенко Л.В.
Категория слушателей: преподаватели образовательных учебных заведений, студенты педагогических специальностей
Форма обучения: очно - заочная
Программа одобрена на заседании УМК филологии:
Трудоемкость программы: 72 час.
Общий объем, час. | Лекций,час. | Практических занятий, час. | СРС, час. | Форма итоговой аттестации |
72 | 16 | 20 | 36 | ППК, проектная работа |
Нижневартовск , 2016
АННОТАЦИЯ
Программа повышения квалификации « СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ПО РУССКОМУ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
разработана в соответствии с основными положениями Специального Федерального государственного образовательного стандарта, который является дополнением к ФГОС общего образования, предназначена для педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, повышения качественного уровня их жизни, Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О Государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2016 – 2020 г.г.».
В рамках реализации данной государственной программы становится необходимым внедрение и в образовательную систему новых технологий, адаптированных подходов, нацеленных на более полную адаптацию детей-инвалидов к общественной жизни с учетом их особых потребностей и индивидуального выбора. Согласно ст.79 п.12. ФЗ №173 «Об образовании в Российской Федерации», государство, в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должно обеспечивать подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда возникла необходимость развития инклюзивного образования как необходимого стратегического направления образовательной политики и практики.
В Программе рассмотрены современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предполагается, что их использование в учебном процессе позволит добиться положительных результатов. Современные методики, внедряемые в учебный процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют быстро усвоить учебный материал, сопровождаются различного рода переживаниями, в том числе, этическими и эстетическими.
Программа включает в себя разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план (содержание курса), организационно-педагогические условия, форму итоговой аттестации, список литературы.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 72 часа.
Наименование разделов (модулей) программы:
1. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования
2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике педагога-предметника в рамках введения ФГОС
3. Технологии инклюзивного образования
4. Проектирование адаптированных образовательных программ учителей-предметников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС
5. Охрана труда и техника безопасности для педагогических работников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. В настоящее время более 2 млн. детей в нашей стране относятся к категории детей с ограниченными возможностями (8% от общего количества всех детей в стране). Дети с инвалидностью составляют около 700 тысяч человек. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. Потребность формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных социально-экономических задач Правительства РФ. Отсюда возникла необходимость развития инклюзивного образования как необходимого стратегического направления образовательной политики и практики.
«Инклюзивное образование» в России обозначено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27).
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Для решения данных задач возникает потребность в наличии кадрового ресурса в лице работников образования, способных отвечать современным требованиям. Ключевой фигурой инклюзивного образования является личность самого педагога. Он должен обладать гибкостью мышления, что обеспечивается высокой моральной устойчивостью и креативным подходом как к процессу обучения, так и к самим обучаемым.
Категория слушателей: учителя-предметники образовательных организаций.
Требования к квалификации слушателей: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Цели, задачи и планируемые результаты обучения
Целью реализации данной программы является оказание методической помощи педагогам в организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности в процессе освоения курса «Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС»
Задачи:
-изучить отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования;
- изучить нормативно-правовые основы инклюзивного образования;
- познакомить слушателей с современными моделями и технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, т.д.) в условиях инклюзивного образования;
-обучить технологиям создания адаптационных образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области инклюзивного образования. В программе рассмотрены современные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований нового ФГОС.
В результате освоения курса преподаватели должны овладеть новыми профессиональными компетенциями: (см. таблицу)
ПК-1: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
ПК-2: готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению;
ПК-3: способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения с целью реализации интегративных моделей образования.
ПК-4: готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья ;
ПК-5: способность демонстрировать знания, осознавать основные проблемы предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора
ПК-6: готовность к использованию различных форм презентации результатов практической деятельности
Условия освоения Программы. Важнейшее условие реализации представленной программы дополнительного профессионального образования является определение содержания обучения, которое должно учитывать потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и опираться на перечень компетенций педагога, необходимых для осуществления инклюзивной практики.
В результате освоения дополнительной профессиональной программы слушатели также должны:
Знать:
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность инклюзивного образования в Российской Федерации
-современные концепции и модели инклюзивного образования:
-связи обучения, воспитания и развития личности ребенка в инклюзивном образовании;
Уметь:
- создавать адаптированные образовательные программы по своему предмету для детей с ОВЗ;
- обеспечивать обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья условия для реальной индивидуализации процесса обучения по предмету;
- организовать взаимодействие различных участников образовательного процесса в инклюзивной практике;
Владеть:
Навыками составления индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций: | ||||
Виды деятельности | Профессиональные компетенции | Практический опыт | Умения | Знания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВД 1. Коррекционно-педагогическая | ПК-1: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; ПК-2: готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению; | Способность ориентироваться в постановке практических задач, определение средств их решения (деловые игры, дискуссии, форумы и др.); проектирование адаптированных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях СФГОС | Применение знаний о современных методах исследования, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию | -нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность инклюзивного образования в Российской Федерации; - современные концепции и модели инклюзивного образования; -связи обучения, воспитания и развития личности ребенка в инклюзивном образовании; - |
ВД 2. Консультативно- профилактическая | ПК-3: способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения с целью реализации интегративных моделей образования. ПК-4: готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья | составление индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ | демонстрация знаний основных проблем предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора | современные технологии и требования сопровождения психолого-педагогического инклюзивного процесса. |
ВД 3. Культурно-просветительская | ПК-5:способность демонстрировать знания, осознавать основные проблемы предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора ПК-6: готовность к использованию различных форм презентации результатов практической деятельности | проектирование и реализация адаптированных программ во внеучебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. | Применение информационных технологий и использование в культурно-просветительской деятельности | использование различных форм презентации результатов практической деятельности; |
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения дополнительной профессиональной программы слушатель овладеет/усовершенствует следующие компетенции:
В области коррекционно-педагогической деятельности:
-способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, реабилитации, социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий;
-готовностью к сотрудничеству с родителями, социальными партнерами при решении актуальных коррекционно-педагогических задач;
- способностью проектировать коррекционно -образовательное пространство в инклюзивных формах
в области консультативной и профилактической деятельности:
- способностью проектирования, апробации и внедрения педагогических технологий выявления отклонений в развитии;
-способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных программ;
в области культурно-просветительской деятельности:
-готовностью к проектированию и реализации адаптированных программ во внеурочной деятельности детей с ОВЗ
Структура программы.
Программа содержит пять основных модулей: 1. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования 2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике педагога-предметника в рамках введения ФГОС 3. Технологии инклюзивного образования4. Проектирование адаптированных образовательных программ учителей-предметников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС 5. Информационно-коммуникационные технологии в организации образовательной деятельности общеобразовательных организаций;
Каждый модуль представляет собой самостоятельную, целостную, завершенную, но вместе с тем органично взаимосвязанную часть Программы, в достаточном объеме раскрывающий свои аспекты рассматриваемой проблемы.
Форма аттестации: Программа повышения квалификации предполагает промежуточный контроль после изучении каждого модуля в форме тестирования/контрольных вопросов, а также выполнения квалификационной работы в виде проекта, созданной адаптированной образовательной программы в условиях ее реализации в обычной образовательной организации в рамках введения СФГОС.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ПО РУССКОМУ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Форма обучения: очно - заочная
Объем на одного слушателя: 72 часа: из них аудиторных - 36 часов
Формы контроля (аттестации): промежуточный контроль по завершению изучения каждого модуля – тестирование, контрольные вопросы, итоговый контроль – проектная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации | |||
Всего (аудиторных) | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | МОДУЛЬ I. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования | 6+4с.р. | 8 | 6 | 4 | Контрольные вопросы | |
1.1. Тема 1. Понятие и сущность инклюзивного образования. | 2 | 2 | 2 | ||||
1.2. Тема 2. Методологические основания педагогики инклюзии | 2 | 2 | |||||
Тема 1.3. Понятие и сущность инклюзивной образовательной среды. | 2 | 2 | 2 | ||||
2 | МОДУЛЬ II. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике педагога-предметника в рамках введения СФГОС | 12+6с.р. | 12 | 4 | 8 | 6 | Контрольные вопросы |
2.1. Международный и российский опыт формирования государственной системы специального образования | 6 | 2 | 4 | 2 | |||
2.2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в условиях реализации СФГОС | 6 | 2 | 4 | 4 | |||
3 | МОДУЛЬ III. Технологии инклюзивного образования | 10+8с.р. | 10 | 4 | 6 | 8 | Контрольные вопросы |
3.1. Моделирование и апробация инклюзивных практик. | 4 | 2 | 2 | 4 | |||
3.2. Оценка результативности инклюзивного образования | 6 | 2 | 4 | 4 | |||
4 | МОДУЛЬ IV. Проектирование адаптированных образовательных программ учителей-предметников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС | 6+12с.р. | 6 | 6 | 12 | Проект программы | |
4.1. Особенности деятельности педагога, учителя-предметника, классного руководителя образовательной организации при включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья | 2 | 2 | 4 | ||||
4.2. Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра | 2 | 2 | 4 | ||||
4.3 Технологии адаптации образовательных программ с учетом реализации принципа разноуровневого обучения, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | 2 | 2 | 4 | ||||
5 | Модуль V Охрана труда и техника безопасности для педагогических работников | 2+6с.р. | 2 | 2 | 6 | зачет | |
Тема 5.1.Нормативные требования по охране труда | 0,25 | ||||||
Тема 5.2. Управление охраной труда и безопасностью в учреждении | 0,25 | 2 | |||||
Тема 5.3.Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности | 1 | 2 | |||||
Тема 5.4. Первая доврачебная помощь пострадавшему | 0,5 | 2 | |||||
72ч. | 36ч. | 16ч. | 20ч. | 36ч. |
Содержание курса
Темы учебного плана | Содержание тем | Должен уметь | Должен знать | Вид учебного занятия , учебных работ |
МОДУЛЬ I. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования | ||||
1.1. Тема 1. Понятие и сущность инклюзивного образования. | Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов. Инклюзивное образование как предмет психолого-педагогических исследований. Актуальность развития инклюзивной практики в России. | Дифференцирование основных понятий для составления адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ | Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля; изучение содержания СФГОС | Лекция- |
1.2. Тема 2. Методологические основания педагогики инклюзии | Системный, аксиологический, антропологический, синергетический, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы как теоретико-методологические основания социальной, образовательной инклюзии. | Составление адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ с учетом междисциплинарного характера методологии | современные концепции и модели инклюзивного образования; | Лекция |
Тема 1.3. Понятие и сущность инклюзивной образовательной среды. | Понятие образовательной среды. Характеристика комплекса условий внедрения инклюзивной модели в систему современного образования. Управление процессом внедрения и реализации инклюзии. Цели инклюзивного образования. | Использование знаний принципов и критериев в педагогической деятельности при работе с детьми с ОВЗ | принципы и критерии инклюзивного образования, условия внедрения инклюзивной модели в систему современного образования | Лекция |
МОДУЛЬ II. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного процесса в практике педагога-предметника в рамках введения ФГОС | ||||
2.1. Международный и российский опыт формирования государственной системы специального образования | История инклюзивного образования за рубежом: Германия, Шотландия, Дания, США, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Испания, Нидерланды. Экономические, технические и информационные предпосылки инклюзивного образования. Принцип «нормализации» (Н. Бенк и Б. Нирье). Физическая, функциональная, социальная, личная, общественно-организационная интеграция «особенных» людей в общество. Интеграционные процессы в странах ближнего зарубежья: Белоруссия, Украина. | доказательство необходимости использования каждой из трех моделей организации обучения детей с ОВЗ. | законы об образовании в зарубежных странах; модели интеграции в условиях дошкольного и школьного обучения: временная, частичная, полная | Лекция Практическое занятие |
2.2.Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС | Федеральный стандарт начального общего, основного общего, основного среднего образования. Основные нормативно-правовые международные регламенты. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Федерально-целевые программы развития образования. Национальная образовательная инициатива. Программные документы по развитию инклюзивного образования. ФГОС как основа для разработки и реализации всех видов образовательных программ: основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной образовательной программы. - юридическая консультация (участники выступают в роли консультантов и клиентов, заранее подготовив вопросы для обсуждения); дискуссия (участники заранее выделяют дискуссионную проблему, определяют позиции, готовят аргументы в защиту). | Применение знаний нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность инклюзивного образования в Российской Федерации при составлении адаптированных образовательных программ для учащихся ОВЗ в условиях ФГОС | нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность инклюзивного образования в Российской Федерации; | Лекция Практическое занятие |
МОДУЛЬ III. Технологии инклюзивного образования | ||||
3.1. Моделирование и апробация инклюзивных практик. | Технологии инклюзии в условиях образовательного учреждения -мастер-класс (участники готовят занятия, демонстрируя методические приемы, технологию проведения занятий с детьми в инклюзивной группе. При подготовке используют результаты наблюдения, изучения опыта деятельности педагогов и работы с методической литературой); методический совет (участники демонстрируют разработки собственных занятий с детьми с ОВЗ, проводят обсуждение наиболее эффективных приемов и методов работы). | применение технологии педагогического сопровождения участников образовательного процесса. | технологии педагогического сопровождения участников образовательного процесса. | Лекция Практическое занятие |
3.2.Оценка результативности инклюзивного образования | Способы и критерии оценки результативности деятельности коллектива, реализующего инклюзивную практику. Методики диагностики познавательной сферы личности, социальных умений ребенка и внутригрупповых отношений | Проведение диагностики познавательной сферы личности, социальных умений ребенка | Способы и критерии оценки результативности деятельности в образовательном учреждении | Лекция Практическое занятие |
МОДУЛЬ IV. Проектирование адаптированных образовательных программ учителей-предметников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС | ||||
4.1.Особенности деятельности педагога, учителя-предметника, классного руководителя образовательной организации при включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий в процессе освоения образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебном и вне учебном процессе (дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами аутистического спектра). Общие принципы организации занятий в интерактивной среде. - | Разработка программы создания благоприятной социальной и психологической среды в образовательной организации | особенности развития детей с ОВЗ. Особенности образовательных потребностей, специальных образовательных условий в процессе освоения образовательной программы детьми с ОВЗ | Лекция Практическое занятие |
4.2.Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра | Понятие «адаптированная образовательная программа», структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития. Цели и задачи адаптированной образовательной программы. Результаты освоения адаптированной образовательной программы. -раскрытие основных структурных элементов адаптированной индивидуальной программы слабослышащего ребенка младшего/ среднего/ старшего школьного возраста (по выбору) - характеристика возможности и специфика использования средств наглядности в процессе обучения детей с нарушением слуха. | Составление схемы «Этапы составления адаптированной индивидуальной программы»; Разработка конкретной темы по преподаваемым дисциплинам; | Цели и задачи адаптированной образовательной программы и структурные части адаптированной образовательной программы | Лекция Практическое занятие |
4.3 Технологии адаптации образовательных программ с учетом реализации принципа разноуровневого обучения, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (гарантированность освоения образовательного стандарта, возможность использования адаптированных основных образовательных программ | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Документы, содержащие сведения о программно-методическом обеспечении образовательного процесса. Структура адаптированной образовательной программы. Модификация индивидуальных учебных программ – разработка адаптированной образовательной программы. Модификация учебных пособий. Методическая поддержка работы с учебником. Модификация работы с текстовыми материалами. Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности выполнения заданий. -Разработка адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ. -Описание структуры адаптированной образовательной программы. | разработка адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ; описание структуры адаптированной образовательной программы. | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Документы, содержащие сведения о программно-методическом обеспечении образовательного процесса. Структура адаптированной образовательной программы. Модификация индивидуальных учебных программ | Лекция Практическое занятие |
Модуль V. Охрана труда и техника безопасности для педагогических работников | ||||
Тема 5.1 Нормативные требования по охране труда | Трудовая деятельность человека. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда -Основные положения трудового права. Государственное регулирование в сфере охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда | - Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса. - Пользоваться нормативной документацией; | - Общие понятия о трудовой деятельности человека. - Основные понятия, термины и определения в области охраны труда. - Основы законодательства по охране труда. | Лекция |
Тема 5.2. Управление охраной труда и безопасностью в учреждении | -Обязанности руководителей и работников по обеспечению безопасных условий и охраны труда. -Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда -Проведение инструктажа и обучение по технике безопасности с обучающимися и воспитанниками | -Пользоваться своими правами по охране труда - Проводить инструктаж и обучение по технике безопасности с обучающимися и воспитанниками. | Права и обязанности руководителя и работника по охране труда - Назначение инструкций, порядок их разработки и утверждения, содержание и структуру инструкций. - Виды инструктажей, порядок их проведения и регистрации - Отличие инструктажа от обучения. | Лекция |
Тема 5.3.Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности | -Основы предупреждения профессиональной заболеваемости и травматизма - Обеспечение электробезопасности - Обеспечение пожарной безопасности | - Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности. - Обращаться с электроприборами и энергонасыщенным оборудованием. -Пользоваться электротехническими защитными средствами - Пользоваться первичными средствами пожаротушения. - Подбирать и использовать средства коллективной и индивидуальной защиты работающих | - Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности. - Действие электрического тока на организм человека. - Основные виды электротравм. - Основные меры электробезопасности. - Меры предупреждения пожаров и взрывов; - Общие требования безопасности на территории образовательного учреждения. - Основные причины возникновения пожаров и взрывов. - Особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. - Порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. | Лекция |
Тема 5.4. Первая доврачебная помощь пострадавшему | Оказание первой помощи пострадавшему | - Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим | - Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим | Лекция |
МОДУЛЬ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Понятие и сущность инклюзивного образования.
Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля. Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов. Инклюзивное образование как предмет психолого-педагогических исследований. Актуальность развития инклюзивной практики в России.
- Методологические основания педагогики инклюзии
Системный, аксиологический, антропологический, синергетический, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы как теоретико-методологические основания социальной, образовательной инклюзии. Междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования.
Тема 1.3. Понятие и сущность инклюзивной образовательной среды.
Понятие образовательной среды. Характеристика комплекса условий внедрения инклюзивной модели в систему современного образования. Управление процессом внедрения и реализации инклюзии. Цели инклюзивного образования. Определение принципов и критериев инклюзивного образования.
МОДУЛЬ II. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА ПРЕДМЕТНИКА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ СФГОС[1]
В процессе освоения учебного материала нормативно-правового модуля у обучающихся должно быть сформировано понимание современных концептуальных, нормативно-правовых основ инклюзивного образования, эволюционного характера его развития, а также закономерностей и механизмов деятельности различных государственных и общественных институтов в управлении образованием. В содержание данного раздела включены темы, раскрывающие вопросы нормативно-правового и информационного обеспечения. Цель изучения содержания данного модуля заключается в совершенствовании концептуальных нормативно-правовых компетенций учителей-предметников в области организации, функционирования, развития инклюзивного образования в условиях введения СФГОС.
ТЕМА 2.1. Международный и российский опыт
формирования государственной системы специального образования
История инклюзивного образования за рубежом: Германия, Шотландия, Дания, США, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Испания, Нидерланды. Совместное обучение детей в Европе в XIX- XX вв: И.Г. Песталоцци, В. Гумбольдт, И.В. Гете, Ф. Шиллер, С. Гейнике, В.Е. Егер, Т. Бредвуд, О. Крузе, И.Т.Вайзе, А. Бланше, Жан-Жак Валад-Габель, Э. Терра, А. Гартнер, Д. Липски, Дж. Кауфман и др. Экономические, технические и информационные предпосылки инклюзивного образования. Принцип «нормализации» (Н. Бенк и Б. Нирье). Физическая, функциональная, социальная, личная, общественно-организационная интеграция «особенных» людей в общество. Интеграционные процессы в странах ближнего зарубежья: Белоруссия, Украина. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования в России: «повторительные классы» военных гимназий (сер. XIX века), совместное обучение глухих детей в общеобразовательной школе (70 – годы XX века). Модели интеграции в условиях дошкольного и школьного обучения: временная, частичная, полная. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в условиях интеграции. Современное состояние инклюзивного образования в России: опыт интеграции в Самарской, Костромской областях, в Московском регионе; опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики в Российской Федерации.
Практические задания и упражнения
1. Опишите модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в регионе Вашего проживания (опираясь на статистические данные и данные из открытых источников).
2. Подготовьте не менее 10 доказательств необходимости использования каждой из трех моделей организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Подготовьте не менее 10 аргументов о невозможности использования каждой из трех моделей организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Раскройте предпосылки организации инклюзивного образования за рубежом; в нашей стране.
5. Перечислите и раскройте модели интеграции в нашей стране.
6. В каких нормативных документах дано определение «инклюзивное образование»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Представьте в виде схемы этапы развития интеграционного процесса и соответствующего им понятийного аппарата в ХIХ в и со второй половины ХХ в.
2. С какими трудностями столкнулись «пионеры» интеграции? Почему? Дайте развернутое обоснование.
3. Расскажите об основных научных концепциях, на которых строится современная интеграция за рубежом.
4. Каковы особенности развития инклюзивного обучения за рубежом. Опишите на примере 2-3 стран.
5. Как развивались интегрированное и инклюзивное обучение в России? Дайте развернутую характеристику.
6. Используя предложенную литературу и самостоятельно подобранные Интернет-ресурсы, подготовьте «интеграционную характеристику» какой-либо (на выбор) современной европейской страны по основным параметрам сравнительного исследования.
ТЕМА 2.2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в условиях реализации СФГОС
Федеральный стандарт начального общего, основного общего, основного среднего образования. Основные нормативно-правовые международные регламенты. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Федерально-целевые программы развития образования. Национальная образовательная инициатива. Программные документы по развитию инклюзивного образования. ФГОС как основа для разработки и реализации всех видов образовательных программ: основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной образовательной программы.
Задания для самостоятельной работы
- Изучите нормативно-правовые документы и составьте к ним аннотацию:
- Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.)
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.)
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г.).
- Изучите программные документы по развитию инклюзивного образования и составьте к ним аннотацию:
- Приоритетный национальный проект «Образование».
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163 –р).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61).
Варианты методик проведения практических занятий:
-юридическая консультация (участники выступают в роли консультантов и клиентов, заранее подготовив вопросы для обсуждения);
-деловая игра «Парламентские слушания» (участники заранее готовят доклады на парламентские слушания, включая вопросы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, раскрывают существующие проблемы реализации права на образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, формулируют предложения по улучшению ситуации образования лиц с ОВЗ);
-круглый стол (участники выбирают роли представителей органов управления образованием, министерства социальной защиты населения, руководителей образовательных учреждений, родителей, педагогов, психологов). Заранее предлагается проблематика обсуждения, участники в соответствии с выбранными ролями готовят сообщения;
-дискуссия (участники заранее выделяют дискуссионную проблему, определяют позиции, готовят аргументы в защиту).
Контрольные вопросы по модулю
1. Какие институты обеспечивают государственно-общественный характер управления образованием на разных уровнях системы образования (федеральном, региональном, муниципальном)?
2. Какие права на участие общественности в управлении образовательной организацией гарантированы Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
3. Назовите предметы регулирования настоящего Стандарта обучающихся с ОВЗ.
4. Какие цели преследует СФГОС?
5. В чем заключается противоречие между интересами общества людей с ограниченными возможностями здоровья и государства в области образования? Каковы, на ваш взгляд, возможные пути разрешения этого противоречия?
6. Сравните три модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
7. Охарактеризуйте основные принципы организации образования детей-инвалидов и проиллюстрируйте их примерами из собственной практики.
8. В каких образовательных условиях возможно использование опыта зарубежных стран?
9. Опишите модели восприятия инвалидности в обществе.
10. Сформулируйте социальный подход к пониманию инвалидности.
МОДУЛЬ III. ТEХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 3.1. Моделирование и апробация инклюзивных практик.
Технологии инклюзии в системе дошкольного образования и воспитания. Технологии инклюзии в условиях средней общеобразовательной школы. Технологии инклюзивного образования в ВУЗе. Инклюзия в условиях дополнительного образования. Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Варианты методик проведения практических занятий:
-разработка урока (участники готовят материалы для занятия, демонстрируя методические приемы, технологию проведения занятий с детьми в инклюзивной группе. При подготовке используют результаты наблюдения, изучения опыта деятельности педагогов и работы с методической литературой);
-методический совет (участники демонстрируют разработки уроков, проводят обсуждение наиболее эффективных приемов и методов работы).
ТЕМА 3.2. Оценка результативности инклюзивного образования
Способы и критерии оценки результативности деятельности коллектива, реализующего инклюзивную практику. Методики диагностики познавательной сферы личности, социальных умений ребенка и внутригрупповых отношений.
Варианты методик проведения практических занятий:
-форум (участники форума – педагоги, обсуждающие проблемы профессионального развития в условиях инклюзивного образования);
- телевизионная передача (выбрав тип передачи, определив ее ход и роли, участники популяризируют идеи и практику инклюзивного образования);
Варианты заданий для самостоятельной работы:
- обозначьте проблемы целеполагания в современной педагогической науке и практике; определите критерии и требования к постановке целей образования;
- проанализируйте цели инклюзивного образования, определите степень их достижения в современной образовательной практике;
- выделите критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики;
- определите способы диагностики личности (познавательной сферы и социальных умений детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста);
- диагностика инклюзивной образовательной среды (согласно ее параметрам);
МОДУЛЬ IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
В процессе овладения технологиями создания и реализации адаптированных образовательных программ для учителей-предметников в рамках введения СФГОС, слушателям необходимо изучить особенности деятельности педагога об образовательной организации при включении ребенка с ОВЗ, освоить этапы создания адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Особенности деятельности педагога, учителя-предметника, классного руководителя образовательной организации при включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий в процессе освоения образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебном и вне учебном процессе (дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами аутистического спектра).
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности психического развития слепого или слабовидящего ребенка. Выделите особенности его познавательной деятельности. Сформулируйте на этой основе перечень особых образовательных потребностей слепого или слабовидящего ребенка. Используйте в своей работе предложенный вам список литературы.
2. Возможно ли обучение глухого ребенка в общеобразовательной школе при отсутствии материально-технических ресурсов? Обоснуйте ответ.
3. Определите содержание для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями учащихся с ОВЗ, исходя из Вашего практического опыта.
4. Приведите примеры наиболее значимых направлений работы в условиях полифункциональной среды темной сенсорной комнаты, исходя из особенностей учащихся с ОВЗ.
Практические задания и упражнения
1. Разработайте программу создания благоприятной социальной и психологической среды в общеобразовательной организации, в конкретном классе. Спланируйте при этом систему работы по воспитанию доброжелательной дружеской атмосферы взаимодействия и сотрудничества в классе:
2. а) применительно к обычным учащимся класса;
3. б) применительно к ребенку (детям) с нарушениями зрения.
4. Проанализируйте письменные работы ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями, выявите их специфические трудности и потребности.
5. Проанализируйте медицинскую документацию ребенка с двигательной патологией и на основе медицинских данных определите потребности ребенка в соблюдении ортопедического режима.
6. Ребенок с нарушенным слухом приходит в первый класс Вашей школы. Опишите алгоритм действия администрации, учителя класса, школьного психолога, логопеда, социального педагога.
7. Изучите литературу и разработайте рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по нормализации межличностных отношений в классе между нормально развивающимися учениками и учащимися с нарушениями интеллектуального развития.
8. Представьте, что в темной сенсорной комнате, где Вы проводите урок «Астрономия» среди учеников подросток с нарушением слуха. Как вы расположитесь относительно него, учитывая, что в темной сенсорной комнате, много различных аудиальных эффектов?
9. Разработайте план-конспект деловой игры с использованием одного из модулей «Азбук безопасности»: «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», в которую будет включен учащийся с ОВЗ с учетом его индивидуально-типологических особенностей.
10. Представьте, что Вы проводите урок «Изобразительное искусство» или «Музыка». Какие эстетические представления Вы можете сформировать у ученика с ОВЗ, исходя из его индивидуально-типологических особенностей, используя средства полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты?
ТЕМА 4.2. Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра
Понятие «адаптированная образовательная программа», структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития. Цели и задачи адаптированной образовательной программы. Результаты освоения адаптированной образовательной программы. Участие специалистов психолого-педагогического сопровождения в разработке и реализации адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ.
Контрольные вопросы
1. Подберите методическую литературу по предмету (русский язык, математика и т.д.), которую можно использовать при подготовке урока для школьника с нарушенным зрением.
2. Как должно быть оборудовано рабочее место школьника с тяжелыми двигательными нарушениями?
3. Какие технические средства целесообразно использовать в процессе обучения школьников с нарушениями зрения?
4. Какие технические средства целесообразно использовать в процессе обучения школьников с нарушением слуха?
5. Используя дополнительную литературу, перечислите направления и раскройте содержание коррекционно-развивающих программ для ребенка с нарушением слуха, включенного в общеобразовательную школу.
6. Перечислите специалистов, отвечающих за реализацию адаптированной индивидуальной программы ребенка ОВЗ в общеобразовательной школе.
Практические задания и упражнения
1. Составьте схему «Этапы общеобразовательную составления адаптированной индивидуальной программы».
2. Раскройте основные структурные элементы адаптированной индивидуальной программы слабослышащего ребенка младшего/ среднего/ старшего школьного возраста (по выбору).
3. Какие особенности психического развития школьников с нарушенным зрением необходимо учитывать при разработке адаптированной образовательной программы?
4. Какие особенности психического развития школьников с задержкой психического развития необходимо учитывать при разработке адаптированной образовательной программы
5. Разработайте конкретную тему по предмету, который вы ведете в школе, в соответствии с особенностями школьника с НОДА.
6. Охарактеризуйте возможности и специфику использования средств наглядности в процессе обучения детей с нарушением слуха.
ТЕМА 4.3. Технологии адаптации
образовательных программ с учетом реализации принципа разноуровневого обучения, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Понятие «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия как основа психолого-педагогической диагностики в школьном возрасте. ФГОС об универсальных учебных действиях. Принципы психолого-педагогической диагностики. Оценка сформированности универсальных учебных действий.
Контрольные вопросы
1. Какие принципы лежат в основе психолого-педагогической диагностики обучения и развития ребенка с ОВЗ?
2. Как влияет сформированность познавательных универсальных учебных действий на усвоение программы обучения детьми с ОВЗ. Для обоснования своего ответа используйте рекомендованную литературу.
3. Подберите задания для диагностики сформированности коммуникативных учебных действий у детей с ОВЗ. Для этого используйте рекомендованную литературу, методические и справочные материалы.
Практические задания и упражнения
1. Проанализируйте особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий. Используйте для этого рекомендованную литературу.
2. Какие виды универсальных предметных действий выделены на основе ФГОС? Каковы особенности развития УУД у детей с ОВЗ – раскройте на примере конкретной категории детей. Используйте анализ собственного педагогического опыта или педагогического опыта своих коллег.
3. Приведите примеры разных уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий.
МОДУЛЬ V. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Самостоятельная работа
1.Разработать инструкцию по технике безопасности с обучающимися и воспитанниками.
2. Рекомендации по уменьшению воздействия вредных факторов при работе с ПК.
3. Рекомендации для обучающихся по здоровому образу жизни.
Вопросы к зачету:
1. О чем работник обязан немедленно известить своего руководителя?
а) о любой ситуации угрожающей жизни и здоровью людей;
б) о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве;
в) об ухудшении состояния своего здоровья;
г) о всем перечисленном.
2. Кто и в какие сроки проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
а) непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, проводит инструктаж работникам до начала их самостоятельной работы;
б) специалист по охране труда проводит инструктаж до начала самостоятельной деятельности работника;
в) лицо, назначенное распоряжение работодателя, проводит инструктаж в течение месяца после приема работника в организацию.
3.Что такое вредный производственный фактор?
а) Фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника при определенных условиях (интенсивность, длительность и т.д.) может вызвать профессиональное заболевание или привести к нарушению здоровья потомства;
б) Факторы производственной среды, затрудняющие выполнение возложенных функций;
в) Внешнее воздействие, не позволяющее выполнять установленное задание.
4. Что входит в обязанности работника в области охраны труда?
а) Обеспечить хранение выданной ему спецодежды;
б) соблюдать режим труда и отдыха;
в) известить своего непосредственного руководителя о несчастном случае на производстве;
г) принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации на рабочем месте.
5. Как часто осуществляется проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций?
а) При поступлении на работу, далее – ежегодно;
б) При поступлении на работу в течении первого месяца, далее – не реже 1 раза в 3 года. Внеочередная проверка знаний проводится при внесении изменений в действующее законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, при изменении технологии, по требованию надзорных органов и т. д.;
в) не реже 1 раза в 5 лет. Внеочередная проверка – в соответствии с ответом»б».
Организационно-педагогические условия
Занятия модуля проводятся с использованием приемов и методов современных образовательных технологий (лекция-диалог, практикум, круглые столы др.)
Методическое обеспечение учебного процесса включает разработки сотрудников центра электронного обучения: мультимедийные презентации, методические рекомендации, учебно-методические материалы для практических занятий и др.
Освоение дисциплины предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
Мультимедийная аудитория, вместимостью более 25 человек. Мультимедийная аудитория, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, маркерной доской. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение. Рабочее место обучающихся (по количеству обучающихся в учебной группе на занятии) в составе: персональный компьютер, микрофон, наушники (или гарнитура с микрофоном). Все лекции и практические занятия сопровождаются презентациями в пакете MS POWER POINT или PREZI.COM.
Организационно-педагогические условия реализации Программы.
- Требования к материально – техническим условиям
Лекционные и практические занятия проводятся в аудиториях, оборудованных видео- и мультимедийной техникой для демонстрации презентационных материалов с программным обеспечением (программы для проигрывания DVD, просмотров фильмов, презентационных слайдов). Освоение дисциплины предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
Мультимедийная аудитория, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, маркерной доской. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение. Рабочее место обучающихся (по количеству обучающихся в учебной группе на занятии) в составе: персональный компьютер, микрофон, наушники (или гарнитура с микрофоном). Все лекции и практические занятия сопровождаются презентациями.
2. Требования к информационным и учебно – методическим условиям.
Учебно-методическое обеспечение Программы включает перечень пособий и других учебно-методических материалов, имеющихся в библиотеках ОУ, доступных слушателям и обеспечивающих достаточное качество подготовки по содержанию программы. Занятия модуля проводятся с использованием приемов и методов современных образовательных технологий (лекция-диалог, практикум, круглые столы, форумы, дискуссии др.) Методическое обеспечение учебного процесса включает разработки электронного обучения: мультимедийные презентации, методические рекомендации, учебно-методические материалы для практических занятий и др.
3.Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение содержания Программы слушателями осуществляется в процессе практикоориентированных занятий, организуемых в учебных аудиториях. Занятия направлены на решение реальных, профессионально значимых задач, анализ реальных ситуаций, литературы, документов и материалов, создание адаптированных образовательных программ, программ саморазвития, как формы повышения профессиональной компетентности. Непосредственно в ходе практических занятий осуществляется освоение современных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
Форма аттестации: Программа повышения квалификации предполагает промежуточный контроль после изучении каждого модуля в форме тестирования/контрольных вопросов, а также выполнения итоговой работы в виде проекта, созданной адаптированной образовательной программы в условиях ее реализации в обычной образовательной организации в рамках введения СФГОС.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ: ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Промежуточный контроль по завершению изучения каждого модуля – тестирование или собеседование (контрольный вопросы); итоговый контроль – проектная работа, которая проводится по завершении курса обучения в формате публичного выступления-представления.
Слушателям предоставляется возможность выбора темы итоговой работы (адаптироавнной программы). Выбор осуществляется, исходя из профессиональных потребностей и интересов слушателя, также наличия научной литературы и иных источников информации.
Итоговая работа (адаптированная программа) выполняется слушателем индивидуально.
Результатом проектировочной деятельности должна быть законченная адаптированная образовательная программа по дисциплине на выбор.
Алгоритм выполнения проектных работ
Создание проекта включает в себя следующие основные этапы:
- Выбор темы и обоснование её актуальности.
- Составление библиографии, ознакомление с нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме проектной работы.
- Сбор материала.
- Обработка и анализ полученной информации.
- Формулирование выводов, оценка и выработка рекомендаций.
- Оформление проектной работы в соответствии с установленными требованиями.
- Подготовка проекта к презентации.
Зaщитa прoектнoй рaбoты адаптированной программы слушaтеля прoвoдится публичнo в присутствии слушaтелей других прoектных групп и, кaк прaвилo, сoстoит в кoрoткoм дoклaде (7 – 10 мин), который сoпрoвoждaется презентaцией. Предстaвляя в хoде зaщиты рaзрaбoтaнный прoект, слушaтель oбoзнaчaет егo aктуaльнoсть, прoблему, цель, зaдaчи, хaрaктеризует сoдержaние и результaты выпoлненной работы, выскaзывaет предлoжения o прaктическoм испoльзoвaнии дaннoгo прoектa. Вo время зaщиты прoектных рaбoт ведётся прoтoкoл, кoтoрый пo oкoнчaнии прoцедуры зaщиты пoдписывaют все члены кoмиссии.
100 – 90 баллов – отметка “отлично”
89-79- – отметка “хорошо”
78-68 – отметка “ удовлетворительно”
Ниже 68 баллов- отметка “ неудовлетворительно”
Литература
Основная литература
- «Об образовании в Российской Федерации» - Закон № 273 Российской Федерации от 29 декабря 2012 года.
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон РФ от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ ( с изменениями на 31 декабря 2005 г.) // Официальные документы в образовании. – 2007. - № 16. – С. 4-14; № 17. – С. 23-39.
- Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС. М.: Просвещение, 2014. - 127 с.
- Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
- Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
- Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.-М., изд. «Академия», 2012.
- Сабельникова С.И. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.:МГППУ, 2012
Дополнительная литература.
- Федеральный Закон №173 «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012.
- Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. — М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
- Караулова Е.В. Педагогическая технология преодоления системного недоразвития речи с учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями зрения // «Специальное образование»: науч.-метод. журн. - Екатеринбург, 2011.
- Нечепоренко А. Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Нечепоренко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011.
- Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС, М.: Просвещение, 2014
- Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
- Староверова М.С. и др. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.:Владос.,2011.
- Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. - М.: Полиграф сервис, 2011
[1] При разработке программы были использованы материалы Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, «Альманах Института коррекционной педагогики», № 13, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект программ Повышение квалификации, профессия Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.
Комплект программ Повышение квалификации, профессия Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию. 480 часов.Дополнительное образование. Спетехнология, Охрана труда и Производственное...
Программа повышения квалификации
Повышение квалификации "Специалист по шиномонтажным и шиноремонтным работам"...
Программы повышения квалификации, учебного курса ДПОП
Представлены фрагменты программы повышения квалификации: "Организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте федерального государственного образовательного стандар...
Программа повышения квалификации методические особенности реализации программ СПО в условиях интеграционного процесса внедрения профессиональных стандартов
Программа предназначена для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования (СПО).Цель образовательной программы ...
Программа повышения квалификации по профессии «Повар» (квалификация 3 разряд, код профессии 16675)
Программа повышения квалификации по рабочей профессии 16675 «Повар» представляет собой комплекс документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результато...
Участие в разработке программ повышения квалификации, программ переподготовки
1.Программа повышения квалификации «Методика преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»2. Программа профессиональной переподготовки "...
Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»
Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...