Программа повышения квалификации
рабочая программа на тему
Повышение квалификации "Специалист по шиномонтажным и шиноремонтным работам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа повышения квалификации рабочих
Квалификация - Специалист по шиномонтажным и шиноремонтным работам
Пояснительная записка.
Учебный план и рабочая программа для курсов на рабочую профессию «Шиноремонтник», предназначена для подготовки слесаря для выполнения шиномонтажных и шиноремонтных работ. Изучение курса базируется на знаниях студента полученных при изучении дисциплин: «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Примерная программа разработана в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования (утв. От 08.12.1999г Постановление Правительства РФ № 1362 и ОСТ 9 ПО 02.19.-2000).
Продолжительность обучения новых рабочих - 20 часов в соответствии с действующим Перечнем профессий профессиональной подготовки.
Обучение осуществляется групповым методом, (подгруппы по 2-4 человека).
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, технологическими условиями.
К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи квалификационного зачета, в том числе раздела по безопасности труда.
Квалификационная характеристика
В результате изучения курса студенты должны знать: нормативно – технические документы, устройство автошин и дисков, их классификацию и маркировку, техническое обслуживание автошин, требования к автошинам, условия определения группы ремонта, оборудование применяемое при демонтаже – монтаже и балансировке автошин, ремонте камер и покрышек, восстановление формы дисков, технику безопасности при выполнении работ и охране окружающей среды.
Студенты должны уметь: выполнить демонтаж – монтаж колеса с автомобиля, демонтаж – монтаж покрышки с диска колеса, выполнить балансировку колес с различной конструкцией дисков, выполнить ремонт камер методом горячей и холодной вулканизацией, ремонт покрышек бескамерных колес (жгутиком) и их холодную и горячую вулканизацию, восстановление штампованных дисков методом прокатки, определить по какому классу покрышки может быть восстановлены, выбраковать покрышку.
Учебный план
№ п/п | Наименование занятия (краткое содержание) | Количество часов | ||
Теория | Практические | Всего | ||
1. | Устройство, классификация и маркировка шин и дисков. | 2 | - | 2 |
2. | Комплектование легковых автомобилей автошинами, ТО автомобильных шин, уход за машинами. | 2 | - | 2 |
3. | Требования, предъявляемые к покрышкам легковых автомобилей, пригодных к восстановлению. | 2 | 2 | 2 |
4. | Технология демонтажа – монтажа шин. Технология ремонта и применение ремонтных материалов. Оборудование, применяемое при ремонте автошин. ТБ при выполнении работ. | 2 | 8 | 2 |
4.1. | Работы по демонтажу – монтажу колёс легковых автомобилей. | - | 2 | 2 |
4.2. | Горячая вулканизация (ремонт) камер и покрышек. | - | 2 | 2 |
4.3. | Холодная вулканизация (ремонт) камер и покрышек. | - | 4 | 4 |
4.4. | Виды балансировки колёс легковых автомобилей с применением различных типов балансировочных грузов (диски штампованные, диски легкосплавные). | - | 2 | 2 |
Итого | Подгруппа горячая вулканизация – 2 Холодная вулканизация – 2 Демонтаж – монтаж – ½ Балансировка – ½ Подгрупп – 6/8 | 8 | 12/12 | 20/20 |
Содержание учебного материала.
Тема 1. Устройство, классификация, маркировка автошин и дисков колес.
Студенты должны знать:
- Устройство автомобильных шин для легковых автомобилей, их классификацию, маркировку.
- Устройство и маркировку дисков легковых автомобилей и их маркировку.
- Понятие вылета колеса и его влияние на управляемость автомобиля.
Содержание учебного материала:
Устройство неразборных дисков легковых автомобилей их классификация и маркировка. Вылет колеса понятие, где учитывается и на что влияет. Варианты изготовления дисков колес легковых автомобилей. Устройство пневматической шины легкового автомобиля (камерной и бескамерной). Преимущества и недостатки бескамерных автошин. Классификацию автошин и их маркировку.
Тема 2. Комплектование легковых автомобилей автошинами, ТО автомобильных шин.
Студент должен знать:
Правила комплектования автошинами легковых автомобилей в соответствии с ГОСТ.
Правила эксплуатации автомобильных шин. Регламентные работы выполнения при ТО автомобильных шин. Отказы и неисправности автошин, их причины и признаки.
Выполнить работы по ТО автошин.
Содержание учебного материала:
Отказы и неисправности автомобильных шин, их причины и признаки. Требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобильных шин в соответствии с ГОСТ. Факторы, влияющие на износ шин. Правила эксплуатации шин. Работы по ТО шин.
Тема 3. Требования, предъявляемые к покрышкам легковых автомобилей, направляемых на восстановление протектора и ремонт.
Студент должен знать:
Группы ремонта автошин, по каким параметрам шины относят к той или иной группе ремонта.
Уметь: выполнять работу по определению технического состояния автошин и отнесения их по группам ремонта или на утилизацию.
Содержание учебного материала:
Группы ремонта автошин, их квалификация. Факторы отнесения к той или иной группе. Выбраковка автошин.
Тема 4. Технология демонтажа – монтажа шин легковых автомобилей, балансировку колёс. Применяемое оборудование. Технология ремонта камер и покрышек. Применяемое оборудование. ТБ при выполнении работ.
Студент должен:
Иметь представление – об общем устройстве и принципе действия приборов и стендов для демонтажа – монтажа и балансировки колес.
Знать: технологию демонтажа – монтажа покрышки, балансировки колёс, ремонта покрышки, бескамерных шин, холодной и горячей вулканизации. Применяемые ремонтные материалы.
Уметь: выполнить демонтаж, монтаж и балансировку колёс. Отремонтировать камеру методом горячей вулканизации, ремонт покрышки (жгутиками, грибками, универсальным пластырем). Выполнять восстановление штампованные диски методом прокатки.
Содержание учебного материала:
Демонтаж – монтаж колёс, балансировка. Технология выполнения работ, общее устройство и принцип работы стендов демонтажа – монтажа и балансировки.
Работы по текущему ремонту шин и камер оборудование для ТО и ремонта автошин.
Техника безопасности при выполнении работ.
Перечень практических работ
№ п.п. | Наименование практической работы | Количество часов |
1. | Работы по демонтажу – монтажу колёс легковых автомобилей. | 2 |
2. | Горячая вулканизация (ремонт) камер и покрышек. | 2 |
3. | Холодная вулканизация (ремонт) камер и покрышек. | 4 |
4. | Виды балансировки колёс легковых автомобилей с применением различных типов балансировочных грузов (диски штампованные, диски легкосплавные). | 2 |
Список учебной литературы
- ГОСТ – Р 51709-2001 г. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
- Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04
- Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.
- Правила по охране труда на автомобильном транспорте ГОСТ Р – 200-01-95
Материальная часть по проведению курсов (шиномонтаж)
- Стенд для демонтажа покрышек колёс автомобилей «S – 403»
- Компьютерный станок «Мастер» для балансировки колес автомобилей.
- Стенд «Титан SТ – 16» для реставрации ободьев автомобильных колес.
- Электровулканизатор с пневматическим приводом «Этна – П».
- Пневматический инструмент с набором сменных насадок для обработки мест повреждений автомобильных камер и покрышек.
- Верстак с приспособлением для фиксации повреждённых автомобильных камер.
- Набор инструмента для проведения холодной вулканизации автомобильных камер и покрышек.
- Компрессор пневматический 4 – ST – 100
Опасность при шиномонтажных работах
Производство шиномонтажных работ относится к категории работ с повышенной опасностью. Ежегодно при выполнении шиномонтажных работ в организациях республики происходят случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями. При этом следует отметить, что число таких происшествий растет из года в год.
Согласно нормативным правовым актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности при выполнении шиномонтажных работ является выполнение требований к технологическому процессу (подготовка рабочего места, проведение работ) и рабочим местам (наличие специальным приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с принятой технологией). Однако указанные требования далеко не всегда выполняются. Во многих организациях, эксплуатирующих колесные транспортные средства, в нарушение требований действующих правил и норм по охране труда, снятие и установка колес производятся без применения специального оборудования, приспособлений и инструмента. В большинстве происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями работы по накачке шин проводились вне специально отведенных и оборудованных мест. При этом, потерпевшие не знали или не учитывали то обстоятельство, что наибольшую опасность для них и окружающих представляет возможность выброса замочного кольца из канавки обода или разрыва колеса. Вместе с тем, материалы расследований свидетельствуют о том, что в большинстве происшедших несчастных случаев имело место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.
При проведении шиномонтажных работ следует руководствоваться требованиями СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и Правилами охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01. 03. 2002 № 5/20, Межотраслевой типовой инструкцией по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21. 10. 2003 г. № 130.
В целях профилактики и недопущения несчастных случаев руководителям организаций необходимо:
—организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда;
—назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнением шиномонтажных работ;
—монтажные и демонтажные работы по шинам выполнять в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений;
—перед началом работ необходимо пройти соответствующий инструктаж по охране труда, ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое обслуживание автомобиля;
—не допускать к выполнению работ с повышенной опасностью работников, не знающих безопасных методов и приемов работы, не имеющих профессиональной подготовки, не прошедших специального обучения, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.
Работающим нужно выполнять безопасные методы и приемы работы, неукоснительно соблюдать требования локальных нормативных документов и Правил охраны труда, некоторые требования из которых приведены ниже:
—перед снятием колес транспортное средство вывешивать на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры, а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку;
—подкачивание шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более, чем на 40 процентов от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена;
—накачивание шин в сборе с ободом производить в специальном металлическом ограждении, способным защитить обслуживающий персонал от ударов съёмными деталями обода при самопроизвольном демонтаже;
—накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см кв.) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля;
—на участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.
При производстве шиномонтажных работ не допускается:
—участие водителей и работников других специальностей при несоответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ или наличия соответствующей смежной профессии;
—демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
—снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
—выбивать диск кувалдой (молотком);
—при накачивании шины воздухом исправление её положения на диске постукиванием;
—монтировки шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
—во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой:
—применение при монтаже шины замочных и бортовых колец, не соответствующих данной модели;
—накачивание шины свыше установленной заводом-изготовителем нормы;
—выполнять водителям шиномонтажные работы в рейсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект программ Повышение квалификации, профессия Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.
Комплект программ Повышение квалификации, профессия Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию. 480 часов.Дополнительное образование. Спетехнология, Охрана труда и Производственное...
Программы повышения квалификации, учебного курса ДПОП
Представлены фрагменты программы повышения квалификации: "Организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте федерального государственного образовательного стандар...
Программа повышения квалификации методические особенности реализации программ СПО в условиях интеграционного процесса внедрения профессиональных стандартов
Программа предназначена для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования (СПО).Цель образовательной программы ...
Программа повышения квалификации по профессии «Повар» (квалификация 3 разряд, код профессии 16675)
Программа повышения квалификации по рабочей профессии 16675 «Повар» представляет собой комплекс документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результато...
Участие в разработке программ повышения квалификации, программ переподготовки
1.Программа повышения квалификации «Методика преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»2. Программа профессиональной переподготовки "...
Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»
Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.
Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...