Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка
статья
В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemetskiy.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.А. Тешева,
преподаватель немецкого языка
ГБПОУ РА «АПК им. Х. Андрухаева»
Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка
Роль образования в развитии российского общества значительно изменилась за последние несколько лет. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2011 года можно уверенно говорить о необходимости кардинального изменения образования студентов, в том числе в области немецкого языка. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному, модернизированному обществу, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирование современного мышление молодого поколения. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, способные к сотрудничеству, в том числе международному, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающим развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящий момент недостатком сложившийся образовательной системы является человек с недостаточно развитым творческим мышлением, который в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений нестандартных ситуаций, не способны улавливать связи между непривычными понятиями и явлениями. Необычность проведения урока, оригинальные задания позволяют не только научить студентов чему-либо, сформировать определенные навыки работы, но и развивают креативность, вариативность мышления и разнообразить учебную деятельность.
Исследования учёных подтверждают, что творческая активность – высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимые условия всестороннего развития личности. Наиболее общая интегральная характеристика личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в её идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единства слова и дела. Переход студента на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности его обогатились опытом. Для развития креативности совершенно необходимо подкрепление изначальных способностей влиянием среды, которая обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, а также содержит образцы креативной деятельности и её результаты.
Воспитание творческой личности – задача всей системы образования от дошкольного до высшего. И роль системы высшего образования здесь весьма ответственна, поскольку именно на этом этапе имеется возможность восполнить те упущения, которые допущены ранее.
Следует отметить, что только детальная проработка соответствующих тем помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать немецкий язык как средство развития творческих способностей каждого студента, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.
Любая урочная, творческая работа со студентами – дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности учащихся в освоении иностранного языка, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать страноведческий и языковой материал.
Творческая деятельность – одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется её индивидуальное, особенное.
Творческая активность личности имеет чётко выраженную социальную обусловленность, и её следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Её уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности.
Есть основания предполагать, что мотивация выступает тем связующим звеном профессиональной деятельности, которая обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социальному взаимодействию профессиональной среде, в совершенствовании личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности.
Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его – вот какова цель творчески урочных мероприятий. Задачи урочных мероприятий:
1) развитие памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности студента;
2) расширение филологического кругозора (изучение и закрепление лексических единиц и речевых оборотов, которые должны знать студенты согласно требованиям программы), при обучении иноязычной культуре;
3) формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитания толерантного отношения студентов друг другу, чувства поддержки и взаимопомощи;
4) реализация творческих устремлений у студентов в области изобразительного искусства, и театрального мастерства.
Интересные формы проведения урока располагают определённому эмоциональному настрою студента, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами немецкого языка. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальную жизненную ситуацию, стихи, песни, сказки на иностранном языке, студенты приобщаются культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления, как повседневного, так и профессионального иноязычного общения.
Это соответствует смене парадигмы образования, которая в новом веке информационных технологий ориентированно на личность студента. Отныне обучающийся перестал рассматриваться как объект воздействия педагога, а обрёл статус субъекта учебно-воспитательного процесса на ряду с преподавателем.
Показателем творческой активности студента можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.
Если разделять ту точку зрения, что творческая активность в той или иной мере присуща каждому человеку, а её проявлению препятствует влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно трактовать роль элемента открытого образования усиления акцента на самостоятельную работу обучаемых как весьма позитивный момент. И на этой основе развития творческой активности, креативности у студентов является путём освобождения творческого потенциала от тех «зажимов», которые они приобрели ранее.
Таким образом, развивая творческую активность на уроках немецкого языка, студенты стремятся узнать больше дополнительной информации путём самостоятельной работы. Учащиеся способны умело организовать свою деятельность, даже не прибегая к помощи учителя. Студенты становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразит себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учёбе. Многие из студнтов определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Наблюдается колоссальное развитие в интеллектуальном плане. Ребята справляются с различными головоломками, заданиями, требующими логического осмысления, нестандартности решения. Студенты осознают не только собственный рост в обучении, психологическом развитии, но и замечают изменения друг в друге. Происходит сравнение собственного «Я» с одногруппниками. Отсюда прослеживается наблюдение и внимательное отношение ко всем людям. Просчитываются в уме ходы действий в различных ситуациях. Большинство заданий студенты выполняют с креативной точки зрения, раскрывая свой потенциал. Исчезают многие комплексы. Студенты становятся успешными¸ во внеучебной деятельности. Активизируется поисковая активность. Выполняя проектные работы по немецкому языку, обучащиеся определятся со своими интересами, каждый из них выполняет определённую роль и стремится выделиться из группы. Следовательно, он приобретает некоторую долю самостоятельности, значит, и в жизни будет занимать активную позицию. Благодаря совместной продуктивной творческой работе педагога и студентов, последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности и активизация речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка.
доклад для методической комиссии общеобразовательного цикла...
Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.
В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...
Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.
Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальн...