Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.
статья
Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальную и профессиональную ответственность, инициативного, способного принимать самостоятельные решения. Таким образом, актуальной является проблема развития познавательной активности личности, включенной в образовательный процесс с целью получения знаний, реализации творческих ресурсов, совершенствования научного мировоззрения, развития профессиональных качеств. В рамках формирования личности будущего специалиста, реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, студенты нашего колледжа изучают дисциплину ОП.09 Психология. В целях активизации познавательной активности студентов медицинского колледжа на занятиях по психологии целесообразно использование творческих заданий.
В настоящее время отрасли психологии как научной дисциплины включены в учебные планы и программы большинства учебных заведений. Значимость психологических знаний в рамках учебных заведений обусловлена потребностью будущих специалистов в получении умений и навыков, необходимых для решения профессиональных и личных задач. Особенно актуальным является изучение психологии в учебных заведениях, где готовят специалистов - представителей профессий «Человек-человек», в частности, медицинских работников.
Получая знания в области психологических дисциплин, будущий медицинский работник обучается стратегиям и тактикам продуктивного поведения и взаимодействия с людьми, анализируя мотивы поведения с научной точки зрения, учитывая индивидуальные особенности, требующие специфического подхода к каждому человеку как к личности. Наряду с этим, курсы психологических дисциплин включают в себя изучение методов саморегуляции и релаксации. Значимость изучения данных методов обусловлена профилактикой профессионального выгорания, которое является первоочередной причиной снижения количества и качества профессионалов в сфере медицинских услуг.
В целях активизации познавательной активности большое значение уделяется самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа представляет собой формы работы студентов, обусловленные самостоятельной деятельностью и познавательной активностью. Учащиеся более продуктивно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие, наряду с этим, воспитание самостоятельности является важнейшим аспектом для формирования саморегуляции личности и активизации творческого и интеллектуального потенциала учащегося.
Учитывая значимость самостоятельной работы на дисциплинах психологического блока, мною используются творческие задания. В рамках подготовки квалифицированных специалистов неоспоримым является факт значимости развития у студентов способности правильно ориентироваться при решении профессиональных задач, принимать адекватные решения, используя личностный арсенал. Преподавателю психологии является важным не только дать студенту определенную сумму знаний, но и стимулировать творческие задатки и способности студента, вызывая интерес к процессу обучения и дисциплине, в целом. Знания студентов, полученные в результате собственных размышлений, закреплённых в результате осмысления материала предлагаемого педагогом и его собственной творческой деятельности, будут наиболее прочными.
Основной задачей, реализуемой творческими заданиями, в рамках самостоятельной работы, является научение студентов использовать полученные теоретические знания для решения практических задач. Целесообразно отметить тот факт, что творческие задания способствуют развитию гибкости мышления у студентов. Самостоятельная работа с использованием творческих заданий осуществляется студентами, как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых решает задачи обусловленные тематикой.
В практической деятельности мною используются такие виды творческих работ, как составление тестов, схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов, рефератов, подготовка и решение ситуативных задач, деловые игры, эссе, психологические портреты, анализ литературных героев и т.д.
Наиболее продуктивным являются задания, при выполнении которых студенты могут комплексно использовать знания, полученные на занятиях по психологии. К таким заданиям относятся: анализ личностных характеристик (темперамента, характера, направленности, особенностей эмоционально-волевой сферы, мотивы и потребности деятельности) литературных (классических) или исторических персонажей, проекты работы и тактики взаимодействия с выбранными студентами персоналиями (историческими или литературными), создание тематических афоризмов, психологический анализ различных ситуаций. Таким образом, будущий специалист имеет возможность не только закрепить и применить полученные знания на практике, но и активизировать свои творческие ресурсы, глубоко погружаясь в заданный вопрос, анализируя и преобразовывая полученную информацию, для достижения результата.
Творческие задания снижают вероятность монотонии, которая может стать следствием выполнения однообразных задач, что очень часто сказывается на качестве работы студентов. Целесообразно отметить, что в процессе выполнения такого рода заданий студент имеет меньше шансов воспользоваться стандартными, готовыми решениями поставленных задач, таким образом, успех выполнения задания зависит исключительно от умения применять полученные знания, активизации умственной и творческой деятельности учащегося. Более того, некоторые творческие задания (анализ литературных, исторических героев) предполагают работу с первоисточником через призму психологических характеристик и категорий.
Творческие задания в значительной мере стимулируют познавательную активность учеников. Студенты проявляют интерес, который является мотивом для развития познавательной активности личности. При выполнении данного вида самостоятельной работы учащиеся имеют возможность перенести теоретические знания в практическую плоскость, путем отражения личностного взгляда на проблематику, обусловленную заданной темой.
Критериями оценки творческих заданий являются умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельной подготовки и на занятиях по психологии, адекватность применения полученных знаний, гибкость решений, творческая инициатива, активность, поиск нестандартных решений, логичность, а так же соблюдение необходимых структурных параметров самостоятельной работы.
Таким образом, формированию познавательной активности наиболее всего способствует правильно организованная самостоятельная работа учащихся. Использование творческих заданий, как одной из форм самостоятельной работы студентов, помогает повысить сознательность и прочность усвоения знаний, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, помогает применять теоретические знания при решении практических задач. Наряду с этим, использование творческих заданий способствуют формированию личности, интеллектуальных способностей, самовоспитанию и росту профессиональной компетентности будущего специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tvorcheskie.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальную и профессиональную ответственность, инициативного, способного принимать самостоятельные решения. Таким образом, актуальной является проблема развития познавательной активности личности, включенной в образовательный процесс с целью получения знаний, реализации творческих ресурсов, совершенствования научного мировоззрения, развития профессиональных качеств. В рамках формирования личности будущего специалиста, реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, студенты нашего колледжа изучают дисциплину ОП.09 Психология. В целях активизации познавательной активности студентов медицинского колледжа на занятиях по психологии целесообразно использование творческих заданий.
В настоящее время отрасли психологии как научной дисциплины включены в учебные планы и программы большинства учебных заведений. Значимость психологических знаний в рамках учебных заведений обусловлена потребностью будущих специалистов в получении умений и навыков, необходимых для решения профессиональных и личных задач. Особенно актуальным является изучение психологии в учебных заведениях, где готовят специалистов - представителей профессий «Человек-человек», в частности, медицинских работников.
Получая знания в области психологических дисциплин, будущий медицинский работник обучается стратегиям и тактикам продуктивного поведения и взаимодействия с людьми, анализируя мотивы поведения с научной точки зрения, учитывая индивидуальные особенности, требующие специфического подхода к каждому человеку как к личности. Наряду с этим, курсы психологических дисциплин включают в себя изучение методов саморегуляции и релаксации. Значимость изучения данных методов обусловлена профилактикой профессионального выгорания, которое является первоочередной причиной снижения количества и качества профессионалов в сфере медицинских услуг.
В целях активизации познавательной активности большое значение уделяется самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа представляет собой формы работы студентов, обусловленные самостоятельной деятельностью и познавательной активностью. Учащиеся более продуктивно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие, наряду с этим, воспитание самостоятельности является важнейшим аспектом для формирования саморегуляции личности и активизации творческого и интеллектуального потенциала учащегося.
Учитывая значимость самостоятельной работы на дисциплинах психологического блока, мною используются творческие задания. В рамках подготовки квалифицированных специалистов неоспоримым является факт значимости развития у студентов способности правильно ориентироваться при решении профессиональных задач, принимать адекватные решения, используя личностный арсенал. Преподавателю психологии является важным не только дать студенту определенную сумму знаний, но и стимулировать творческие задатки и способности студента, вызывая интерес к процессу обучения и дисциплине, в целом. Знания студентов, полученные в результате собственных размышлений, закреплённых в результате осмысления материала предлагаемого педагогом и его собственной творческой деятельности, будут наиболее прочными.
Основной задачей, реализуемой творческими заданиями, в рамках самостоятельной работы, является научение студентов использовать полученные теоретические знания для решения практических задач. Целесообразно отметить тот факт, что творческие задания способствуют развитию гибкости мышления у студентов. Самостоятельная работа с использованием творческих заданий осуществляется студентами, как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых решает задачи обусловленные тематикой.
В практической деятельности мною используются такие виды творческих работ, как составление тестов, схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов, рефератов, подготовка и решение ситуативных задач, деловые игры, эссе, психологические портреты, анализ литературных героев и т.д.
Наиболее продуктивным являются задания, при выполнении которых студенты могут комплексно использовать знания, полученные на занятиях по психологии. К таким заданиям относятся: анализ личностных характеристик (темперамента, характера, направленности, особенностей эмоционально-волевой сферы, мотивы и потребности деятельности) литературных (классических) или исторических персонажей, проекты работы и тактики взаимодействия с выбранными студентами персоналиями (историческими или литературными), создание тематических афоризмов, психологический анализ различных ситуаций. Таким образом, будущий специалист имеет возможность не только закрепить и применить полученные знания на практике, но и активизировать свои творческие ресурсы, глубоко погружаясь в заданный вопрос, анализируя и преобразовывая полученную информацию, для достижения результата.
Творческие задания снижают вероятность монотонии, которая может стать следствием выполнения однообразных задач, что очень часто сказывается на качестве работы студентов. Целесообразно отметить, что в процессе выполнения такого рода заданий студент имеет меньше шансов воспользоваться стандартными, готовыми решениями поставленных задач, таким образом, успех выполнения задания зависит исключительно от умения применять полученные знания, активизации умственной и творческой деятельности учащегося. Более того, некоторые творческие задания (анализ литературных, исторических героев) предполагают работу с первоисточником через призму психологических характеристик и категорий.
Творческие задания в значительной мере стимулируют познавательную активность учеников. Студенты проявляют интерес, который является мотивом для развития познавательной активности личности. При выполнении данного вида самостоятельной работы учащиеся имеют возможность перенести теоретические знания в практическую плоскость, путем отражения личностного взгляда на проблематику, обусловленную заданной темой.
Критериями оценки творческих заданий являются умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельной подготовки и на занятиях по психологии, адекватность применения полученных знаний, гибкость решений, творческая инициатива, активность, поиск нестандартных решений, логичность, а так же соблюдение необходимых структурных параметров самостоятельной работы.
Таким образом, формированию познавательной активности наиболее всего способствует правильно организованная самостоятельная работа учащихся. Использование творческих заданий, как одной из форм самостоятельной работы студентов, помогает повысить сознательность и прочность усвоения знаний, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, помогает применять теоретические знания при решении практических задач. Наряду с этим, использование творческих заданий способствуют формированию личности, интеллектуальных способностей, самовоспитанию и росту профессиональной компетентности будущего специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на конференцию.Защита темы по самообразованию...
Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"
В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...
Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей
Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...
Методическое пособие по развитию коммуникативной деятельности студентов медицинского колледжа
В данном пособии описана методика обучения студентов речевой деятельности на занятиях английского языка...