Методическая разработка. Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
методическая разработка
Рабочая программа дисциплины "Основы философии", цикл ОГСЭ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_osnovy_filosofii.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
43.02.05 Флористика
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих ОКПР: 11811 Декоратор витрин, 16401 Оформитель готовой продукции, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 19525 Цветочница.
Для освоения программы учебной дисциплины необходимо среднее общее образование без предъявления требований к опыту работы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является частью с основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, входит в ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО_ЭКОНОМИЧЕСКИЙ цикл (ОГСЭ).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные категории и понятии философии;
- Роль философии в жизни человека и общества;
- Основы философского учения о бытии;
- Сущность процесса познания;
- Основы научной, философской и религиозной картин мира;
- Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В процессе освоения программы учебной дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 43.02.05 Флористика и овладению профессиональными компетенциями.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
В том числе: | |
практические занятия самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка сообщений, составление таблиц, подготовка мини-презентаций и др. | 16 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работы обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
72 | |||
Тема 1. Основные понятия и предмет философии. | Содержание учебного материала | 5 | |
Становление философии из мифологии. Основные категории и понятия философии. Предмет изучения философии. | 3 | 2 | |
Практические занятия | 1 | ||
№1 Предмет философии | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
№1 Написание эссе на тему: «Что есть окружающий мир, и кто я в этом мире?» | |||
Тема 2.Философия Древнего мира и средневековая философия. | Содержание учебного материала | 12 | |
Роль философии в жизни человека и общества. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. | 5 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
№2 Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект №3 Философские школы Древней Греции | |||
Самостоятельная работа | 5 | ||
№2. Подготовить доклад об одном из философов по выбору преподавателя. | |||
Тема 3. Философия Возрождения и Нового времени. | Содержание учебного материала | 12 | |
Роль философии в жизни человека и общества. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 3 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
№4. Особенности средневековой философии, философии эпохи Возрождения и Нового времени. №5. Основные понятия немецкой классической философии (работа с философским словарем). | |||
Самостоятельная работа | 7 | ||
№3. Подготовить доклад об одном из философов по выбору преподавателя №4. Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ?» | |||
Тема 4. Современная философия. | Содержание учебного материала | 10 | |
Роль философии в жизни человека и общества. Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. | 3 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
№6. Основные направления философии ХVIII-ХХ в №7. Философия экзистенциализма и психоанализа - работа с философским словарем | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||
№5. Работа с текстами: Э. Фромм «Душа человека»; №6. Работа с текстами: В.С. Соловьев «Русская идея». | |||
Контрольная работа 1 | 1 | ||
Тема 5. Методы философии и ее внутреннее строение. | Содержание учебного материала | 9 | |
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (средневековье), научная (Новое время и ХХ век). Условия формирования личности. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный. Строение философии, ее основные направления. | 4 | 2 | |
Практическое занятие. | 2 | ||
№8. Этапы философии №9. Методы философии. | |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
№7. Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты». | |||
Тема 6. Учение о бытии и теория познания. | Содержание учебного материала | 8 | |
Основы научной, философского учения о бытии. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. | 4 | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
№10. Онтология, основные понятия №11. Учение о познании | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
№8. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин (работа с философским словарем). | |||
Тема 7. Этика и социальная философия. | Содержание учебного материала | 10 | |
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. | 5 | 2 | |
Практические занятия | 3 | ||
№12. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий №13.Философия о глобальных проблемах современности. | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
№9. Работа с текстами: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». | |||
Тема 8.Место философии в духовной культуре и ее значение. | Содержание учебного материала | 5 | |
Философия как условие формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среде. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | ||
№14. Составление итоговой таблицы | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
№10.Подготовка эссе «Философия и смысл жизни». | |||
Дифференцированный зачет. | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся,
− место преподавателя,
Дидактическое обеспечение:
− комплект учебно-наглядных пособий,
− комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка, класс ноутбуков.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2013. (с хрестоматией).
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред.спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
4. Краткий философский словарь /под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ - Пресс. 2012.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2012.
Дополнительные оригинальные тексты:
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986.
2. Древнеиндийская философия / сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977.
6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992.
Интернет- ресурсы:
www.alleg.ru /edu /philos.htm
Wikipedia/org / wiki / Философия
www.diplom-inet/ru /resursfilos
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения | |
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Практические работы № 6 – 14 Анализ результатов самостоятельной работы. |
знания | |
−основные категории и понятия философии; | Устный опрос по теме 1. Практическая работа № 1-14 Контрольная работа № 1 Анализ результатов самостоятельной работы |
− роль философии в жизни человека и общества; | Практическая работа № 2-7,14 Контрольная работа № 1 |
− основы философского учения о бытии; | Практическая работа № 10 Контрольная работа № 1 |
− сущность процесса познания; | Практическая работа № 11 |
− основы научной, философской и религиозной картин мира; | Анализ результатов самостоятельной работы Контрольная работа № 2 |
− об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Практическая работа № 1 Анализ результатов самостоятельной работы Контрольная работа № 2 |
− о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Практическая работа № 12 Практическая работа № 13 Контрольная работа № 2 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе обучения; - участие в профориентационной работе; - участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, выставках, семинарах, конференциях | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Анализ материалов приемной комиссии, портфолио обучающегося |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - организация собственной деятельности в процессе обучения и во время производственного обучения и практики; - рациональная организация рабочего места во время теоретического обучения, и практики; - своевременная сдача работ; - соблюдение правил внутреннего распорядка учебного заведения; | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертная оценка результатов выполнения заданий. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - осуществление анализа ситуаций, возникающих в процессе учебной и производственной деятельности; - осуществление самоанализа и самооценки собственной деятельности в процессе учебной деятельности и производственной практики; | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - обоснованность выбора источников информации; - использование информации из различных источников для выполнения профессиональных задач в ходе обучения и практики | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертная оценка результатов выполнения заданий. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | -применение оргтехники и компьютерных технологий при подготовке учебных и производственных заданий и их оформлении | Экспертная оценка результатов выполнения заданий. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями, мастерами в процессе6 обучения, с коллегами и руководством при прохождении практики; - быстрота адаптации в новом коллективе; - участие в планировании совместной деятельности коллектива - соблюдение этических норм в процессе общения; - использование методов и приемов бесконфликтного общения и саморегуляции | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения и при прохождении производственной практики |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | - умение ставить и формулировать цели и задачи при выполнении конкретных заданий; - способность объективно анализировать достигнутые результаты; | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения, практики Экспертная оценка результатов выполнения заданий. |
ОК 8.. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - наличие индивидуального плана развития деловой карьеры; - умение осознавать и формулировать индивидуальные карьерные цели; | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к технологическим достижениям в профессиональной сфере | Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения, практики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы ПМ. 01. Выполнение стрижек и укладок волос
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российск...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя) для СПО по специальности 44.02.02 Преп...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса" адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...
Методическая разработка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ
Методическая разработка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ...
методическая разработка рабочей программы по дисциплине "Право"
Рабочая программа основной профессиональной иобразовательной программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена 38.02.04 Коммерция по отраслям....
Методическая разработка рабочей программы предмета "Технология швейного производства"
Рабочая программа по предмету Технология швейного производства раскрывает содержание предмета с разбивкой тем по часам....
Методическая разработка «Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 «в» классе автор Михайлова Виктория Сергеевна школа №534 Санкт – Петербург
Уважаемые учителя!Представляю вашему вниманию рабочую программу по внеурочной деятельности «Театр и лингвистика» в 4 «В» классе для школ с углубленным изучением английского язы...